Файл: Геополитика номер 17.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1056

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кто будет склеивать Новую Евразию?


Искандар Асадуллаев


В 2012 году вышла в свет книга двух вице-президентов российской Акаде­мии геополитических проблем В.В. Воложанина и В.П. Петрова "Основы теории Новой Российской Империи". Как участнику круглого стола, проведенной на­званными геополитиками, нам также хотелось бы высказать свои взгляды на эту острую проблему, листая названную книгу.

Анализ внешней политики России по отношению к Таджикистану наводит на мысль о том, что особая "доблесть" внешней политики России заключается в чрезвычайно малых затратах в осуществлении "полета величия - Державности", что совершенно не вяжется с принципами взаимности и дружбы по отношению к союзникам. Однако при таком подходе во внешней политике совершенно не­возможно создать крепкие союзнические международные отношения. Союз, построенный на выкручивании рук, не может быть крепким союзом. При таком отношении нереально требовать от союзника одновекторной пророссийской по­литики. Союзник отчаянно всеми возможными путями будет проводить много­векторную политику в надежде выйти из тупика, зная, что Россия, не оказывая решающую помощь, не допускает в то же время и получения Таджикистаном по­мощи от других. Это сегодня до имперская и после имперская позиция некото­рых центров сил России - тех, кто упорно говорит о союзе. Что же тогда говорить о реалиях будущей Империи?!

Однако многовекторная внешняя политика Таджикистана возникла не сразу, вначале она была однозначно ориентированной на Россию в ожидании инвести­ций, помощи в строительстве крупных ГЭС, например, Рогунской. От России ожидали помощи в создании страной системы энергетической безопасности, но многие попытки ее создания при помощи РФ оказались тщетными. Это дало ос­нование ряду экспертов говорить о том, что Россия проводит политику ограниче­ния энергетической безопасности Таджикистана в угоду центральноазиатскому гегемону — Узбекистану. И не только поэтому.

В треугольнике Москва — Ташкент — Душанбе власти РФ почти всегда берут сторону Ташкента, за редкими обещаниями помощи Таджикистану во время от­казов Узбекистана от тесного участия в структурах с ведущей ролью России.

Между тем многовекторная политика Таджикистана имеет свою специфику. Она опирается и допускает военное, цивилизационное и геополитическое со­трудничество с Россией и одновременно не исключает сотрудничества с другими странами и державами. В существующем положении вещей нелепо делать упреки в адрес Таджикистана. Москва прекрасно знает о тех проблемах, которые создает


для Таджикистана Ташкент, но не поступается своими интересами в узбекском направлении ради Душанбе. Есть и другой пример. Например, Россия и европей­ские страны прекрасно ладят по поводу углеводородных труб в Европу, но Россия с раздражением относится к праву Душанбе налаживать плодотворные отноше­ния со странами Европы, получать от них помощь.

Однако вернемся к нашим "провозвестникам" Империи. На смену СНГ дол­жен, по мнению новых империалистов, придти Российский Имперский Союз. Вице-президенты Академии геополитических проблем пишут: "При этом оче­видно, что первой и самой важной задачей внешней политики новой Российской Империи будет формирование в ее составе Российского Имперского Союза, а также обеспечение внешней безопасности страны. В этом направлении придется много потрудиться".

Кто же будет склеивать новый Союз народов и в самой России и в Российском Имперском Союзе? Об этом они пишут следующее: "Конечно, русскому наро­ду всегда в Российской Империи принадлежала особая роль. Русский народ, как имперский суперэтнос*, всегда "склеивал" Империю, был основой Русской Ци­вилизации. И возрождение истинного, православного, культурноисторического, патриотического русского национального самосознания - важнейшая цель новой Российской Империи, отвечающая интересам Русской Цивилизации и всех рус­ских, в широком смысле этого слова, во всех сословиях и народах нашей Великой Родины".

И ни слова о том, как преодолеть шовинизм и национализм, разлагающие рос­сийское и евразийское единство. А с другой стороны — разъединяющее страны Евразии доминирование России без системной помощи своим собратьям. Ни слова об идеалах взаимопомощи, человечности и взаимоуважения народов на всех уровнях: политическом, культурном, бытовом, социально-психологическом, этнополитическом.

Только существованием русского "суперэтноса" вопроса не решить. Для того чтобы он склеивал остальных, необходимо соответствующее состояние его умов, и элиты и всего народа, не зараженных ненавистью к другим как "чуркам" или "балласту". Это задача не из абстрактной сферы, она четко стоит и перед Россией и перед ее руководством, но не решается ими. При этом следует иметь в виду со­стояние умов не только русских и россиян, но и все остальных в Евразии. Соот­ветствующее состояние умов можно создать, если идеалы Евразии будут приняты инициаторами Евразийского Союза, и они будут внедрять их на всем простран­стве Евразии.

Как же склеивать, если некоторые властные структуры России не предпри­нимают никаких действенных мер против ограничения политики и психологии доминирования, которым заражены многие в России? В чем же причины? Может быть, именно такая политика и необходима руководству?!


Таджикистан отказался бы от многовекторной внешней политики, если был уверен, что его однозначно пророссийская политика не будет заложником оста­точного принципа помощи по отношению к нему. Это значит, что в постсовет­ском пространстве после развала СССР из жизни народов были изгнаны идеалы Евразии, вкрапленные в тоталитаризм — идеалы человечности, равенства, взаи­моуважения и взаимопомощи.

Без идеалов Евразии не может быть Евразийского Союза. То есть без опреде­ленного состояния умов.

Мы должны говорить о таком процессе, который имеет место в Евразии, как глобализация сознания. На это и обращает внимание Б. Муминов. Это процесс превращения общественного сознания в виде идеологии в одну из ос­нов различных видов сознания — индивидуального, семейного, группового, коллективного сознания. Общественное сознание и включенные в него евра­зийские идеалы пронизывали все остальные виды сознания и с разрушением такого его вида, как идеология, ослабили все остальные виды сознания. Воз­никла необходимость в надындивидуальной поддержке всех остальных видов сознания в направлении решения новых задач создания здоровых отношений в новых условиях. Поэтому во весь рост встает задача выдвижения в сознании миллионов идеалов гуманизма. Об этом не ведают новые империалисты — авторы названной книги.

В семье, упорядочивании обычаев, возрождении патриотизма с человече­ским лицом, преодолении разгула национализма и шовинизма, утверждении до­брого отношения к людям, непохожим на тебя, сохранении и защиты своей ци­вилизации, и своей и евразийской, сегодня важная роль принадлежит идеалам.

Когда разрушилось коммунистическое сознание, то ослабевшие формы со­знания — индивидуальное, семейное, или иные виды коллективного сознания оказались подверженными влиянию новых отношений в постсоветском про­странстве, называемых ныне отношениями варварского капитализма.

Демократическое сознание, движение и отношения в передовых странах ми­ровой демократии в состоянии защитить существующий там гуманизм по отно­шению к человеку — права человека, верховенство закона. Однако в странах СНГ с приходом варварского капитализма, явлений правового нигилизма и в условиях устранения лучших идеалов человечества и Евразии с разрушением прежней иде­ологии, не стало государственно-идеологической основы для поддержания гума­нистических отношений.

В коммунистической идеологии было много фальши, лицемерия, но именно она вобрала в себя лучшие идеалы человечества, была создана в условиях государ­ственно-бюрократической деспотии сфера подлинных человеческих отношений. Это кажется парадоксом, но это именно так и было.


С практическим коммунизмом были связаны и преступления против челове­ка и существование подлинных гуманистических отношений, которые допускала советская власть. С разрушением советской власти и идеологии была разрушена платформа сферы советского гуманизма с достижениями в области социальной защиты, образования, научного сознания, семейных отношений, межнациональ­ных отношений, свободы и защиты женщин и детей. Несмотря на то, что детский труд использовался на производстве, а свободная женщина была посажена на трактор и выполняла тяжелый труд, гендерные проблемы по-своему решались в советское время.

Сегодня, в наше время или только ругают коммунизм, или односторонне оправдывают. Между тем человеческие достижения в СССР были возможны только потому, что коммунистическая идеология вобрала в себя лучшие идеалы человечества и Евразии.

Именно поэтому советские люди жили, словно в гипнозе, с верой или полу­верой в социалистический гуманизм, в особую ценность своей советской жизни. Повторяем, что если бы не идеалы человечества, которые нещадно эксплуатиро­вались советской властью, идеологами в СССР, то репрессивный аппарат комму­нистического режима ни на один час, ни на один день не смог бы сохранить си­стему. Сохранению советской системы способствовала глобализация сознания, декларировавшая идеалы, от имени которых совершалась коммунистическая практика в СССР.

С разрушением идеологии, которая пронизывала все остальное, в постсовет­ском пространстве ослаблялось многое: сужались общечеловеческие отноше­ния и мораль, ослаблялся патриотизм. В советское время существовала большая сфера общечеловеческой морали, поддерживавшей дружбу между людьми и на­родами, уменьшавшей национализм, не допускавшей идей фашизма, не дававшей возможности разгулу психологии доминирования и шовинизма. И это, несмотря на тенденции русификации, доминирование "старшего брата", великорусского шовинизма.

В связи с этим авторы "Основы теории Новой Российской Империи" оста­ются абстрактно вещающими о склеивании народов Союза и России, не ведая о том, что идеи могут и разрушить, но другие идеи могут стать основой единения. Пока, это мы можем говорить, листая постранично книгу, у В.В. Воложанина и В.П. Петрова высказываются идеи, не склеивающие народы, а провоцирующие сопротивление народов.

Если обратиться с вопросом к какому-либо обездоленному таджику о том, желает ли он жить благополучно в Новой Российской Империи, то он изму­ченный условиями жизни, может сказать "да", думая, что вернется в относи­тельное благополучие СССР. Но это будет обманом. Согласно книге о Новой Российской Империи, она не даст благополучия, кроме барского господства


над малым народом. Ведь для страны с мусульманским населением авторы обещают следующее: "Генерал-губернаторы и руководители стран - членов Российского Имперского Союза также назначаются Императором с последу­ющим утверждением народом, проживающим на территории соответствую­щей губернии, в процессе прямого тайного всеобщего голосования.

При этом Народный Собор и Патриарх Русской Православной Церкви име­ют право аргументировано отозвать любого члена Сената, Правительства, руко­водства Судов, генерал-губернатора или руководителя страны - члена Российско­го Имперского Союза" 4.

Ни много, ни мало — сталинская автономия. Здесь даже нет большевистского коварства и хитрости, когда Ленин дал широкие права народам СССР, но все ока­залось фикцией. Сталин отнял на деле то, что лицемерно провозглашалось, создал "автономию" — фактически деспотическую центральную власть.

У авторов же "нашей" книги автономия провозглашается сразу, они ведут борьбу с открытым забралом. Бесхитростно крайне ограничивают права союзни­ков. Это звучит следующим образом: "Империи, являющиеся высшим способом традиционного устройства государственной жизни цивилизаций, предполагают в совершенном виде в новых глобальных условиях развития соответствие границ цивилизаций и границ Империй. При этом в составе Империй неизбежны более-менее автономные во внутренних делах государственные и этнокультурные об­разования".

Надо сказать, что В.В. Воложанин и В.П. Петров честно расписывают действи­тельную Империю и империализм, действия метрополии и действительный коло­ниализм в новых условиях. Самое опасное в том, что существует реальная угроза создания реальной Империи в том невообразимо драматическом русле событий, которые происходят в мире — Новом Мировом Беспорядке. Выкручиванием рук в момент разгула Мирового Беспорядка. Разумеется, ничего не будет воплоще­но из идеализированного нового колониализма, но так "наломают дров", загоняя народы и общество в постсоветском пространстве в прокрустово ложе новой идентичности, куцых прав на свободы, нового уже несоветского деспотизма, что СССР покажется раем по сравнению с откровенной Империей.

При этом Россия поглощает все пространство Евразии: "Еще одним важным фактором, определяющим систему и структуру власти новой Российской Импе­рии, является ее двойной статус: новая Российская Империя, включающая Рос­сийский Имперский Союз". В дальнейшем раскрываются необъятные пределы и новой Российской Империи и Российского Имперского Союза. Она включать будет почти половину зарубежной Европы, даже Кубу. "Естественные границы новой Российской Империи, включающей Российский Имперский Союз, могут примерно соответствовать границам старой Российской Империи и Советского Союза, с включением православных Балканских и Средиземноморских стран на