ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1056
Скачиваний: 1
Кто будет склеивать Новую Евразию?
Искандар Асадуллаев
В 2012 году вышла в свет книга двух вице-президентов российской Академии геополитических проблем В.В. Воложанина и В.П. Петрова "Основы теории Новой Российской Империи". Как участнику круглого стола, проведенной названными геополитиками, нам также хотелось бы высказать свои взгляды на эту острую проблему, листая названную книгу.
Анализ внешней политики России по отношению к Таджикистану наводит на мысль о том, что особая "доблесть" внешней политики России заключается в чрезвычайно малых затратах в осуществлении "полета величия - Державности", что совершенно не вяжется с принципами взаимности и дружбы по отношению к союзникам. Однако при таком подходе во внешней политике совершенно невозможно создать крепкие союзнические международные отношения. Союз, построенный на выкручивании рук, не может быть крепким союзом. При таком отношении нереально требовать от союзника одновекторной пророссийской политики. Союзник отчаянно всеми возможными путями будет проводить многовекторную политику в надежде выйти из тупика, зная, что Россия, не оказывая решающую помощь, не допускает в то же время и получения Таджикистаном помощи от других. Это сегодня до имперская и после имперская позиция некоторых центров сил России - тех, кто упорно говорит о союзе. Что же тогда говорить о реалиях будущей Империи?!
Однако многовекторная внешняя политика Таджикистана возникла не сразу, вначале она была однозначно ориентированной на Россию в ожидании инвестиций, помощи в строительстве крупных ГЭС, например, Рогунской. От России ожидали помощи в создании страной системы энергетической безопасности, но многие попытки ее создания при помощи РФ оказались тщетными. Это дало основание ряду экспертов говорить о том, что Россия проводит политику ограничения энергетической безопасности Таджикистана в угоду центральноазиатскому гегемону — Узбекистану. И не только поэтому.
В треугольнике Москва — Ташкент — Душанбе власти РФ почти всегда берут сторону Ташкента, за редкими обещаниями помощи Таджикистану во время отказов Узбекистана от тесного участия в структурах с ведущей ролью России.
Между тем многовекторная политика Таджикистана имеет свою специфику. Она опирается и допускает военное, цивилизационное и геополитическое сотрудничество с Россией и одновременно не исключает сотрудничества с другими странами и державами. В существующем положении вещей нелепо делать упреки в адрес Таджикистана. Москва прекрасно знает о тех проблемах, которые создает
для Таджикистана Ташкент, но не поступается своими интересами в узбекском направлении ради Душанбе. Есть и другой пример. Например, Россия и европейские страны прекрасно ладят по поводу углеводородных труб в Европу, но Россия с раздражением относится к праву Душанбе налаживать плодотворные отношения со странами Европы, получать от них помощь.
Однако вернемся к нашим "провозвестникам" Империи. На смену СНГ должен, по мнению новых империалистов, придти Российский Имперский Союз. Вице-президенты Академии геополитических проблем пишут: "При этом очевидно, что первой и самой важной задачей внешней политики новой Российской Империи будет формирование в ее составе Российского Имперского Союза, а также обеспечение внешней безопасности страны. В этом направлении придется много потрудиться".
Кто же будет склеивать новый Союз народов и в самой России и в Российском Имперском Союзе? Об этом они пишут следующее: "Конечно, русскому народу всегда в Российской Империи принадлежала особая роль. Русский народ, как имперский суперэтнос*, всегда "склеивал" Империю, был основой Русской Цивилизации. И возрождение истинного, православного, культурноисторического, патриотического русского национального самосознания - важнейшая цель новой Российской Империи, отвечающая интересам Русской Цивилизации и всех русских, в широком смысле этого слова, во всех сословиях и народах нашей Великой Родины".
И ни слова о том, как преодолеть шовинизм и национализм, разлагающие российское и евразийское единство. А с другой стороны — разъединяющее страны Евразии доминирование России без системной помощи своим собратьям. Ни слова об идеалах взаимопомощи, человечности и взаимоуважения народов на всех уровнях: политическом, культурном, бытовом, социально-психологическом, этнополитическом.
Только существованием русского "суперэтноса" вопроса не решить. Для того чтобы он склеивал остальных, необходимо соответствующее состояние его умов, и элиты и всего народа, не зараженных ненавистью к другим как "чуркам" или "балласту". Это задача не из абстрактной сферы, она четко стоит и перед Россией и перед ее руководством, но не решается ими. При этом следует иметь в виду состояние умов не только русских и россиян, но и все остальных в Евразии. Соответствующее состояние умов можно создать, если идеалы Евразии будут приняты инициаторами Евразийского Союза, и они будут внедрять их на всем пространстве Евразии.
Как же склеивать, если некоторые властные структуры России не предпринимают никаких действенных мер против ограничения политики и психологии доминирования, которым заражены многие в России? В чем же причины? Может быть, именно такая политика и необходима руководству?!
Таджикистан отказался бы от многовекторной внешней политики, если был уверен, что его однозначно пророссийская политика не будет заложником остаточного принципа помощи по отношению к нему. Это значит, что в постсоветском пространстве после развала СССР из жизни народов были изгнаны идеалы Евразии, вкрапленные в тоталитаризм — идеалы человечности, равенства, взаимоуважения и взаимопомощи.
Без идеалов Евразии не может быть Евразийского Союза. То есть без определенного состояния умов.
Мы должны говорить о таком процессе, который имеет место в Евразии, как глобализация сознания. На это и обращает внимание Б. Муминов. Это процесс превращения общественного сознания в виде идеологии в одну из основ различных видов сознания — индивидуального, семейного, группового, коллективного сознания. Общественное сознание и включенные в него евразийские идеалы пронизывали все остальные виды сознания и с разрушением такого его вида, как идеология, ослабили все остальные виды сознания. Возникла необходимость в надындивидуальной поддержке всех остальных видов сознания в направлении решения новых задач создания здоровых отношений в новых условиях. Поэтому во весь рост встает задача выдвижения в сознании миллионов идеалов гуманизма. Об этом не ведают новые империалисты — авторы названной книги.
В семье, упорядочивании обычаев, возрождении патриотизма с человеческим лицом, преодолении разгула национализма и шовинизма, утверждении доброго отношения к людям, непохожим на тебя, сохранении и защиты своей цивилизации, и своей и евразийской, сегодня важная роль принадлежит идеалам.
Когда разрушилось коммунистическое сознание, то ослабевшие формы сознания — индивидуальное, семейное, или иные виды коллективного сознания оказались подверженными влиянию новых отношений в постсоветском пространстве, называемых ныне отношениями варварского капитализма.
Демократическое сознание, движение и отношения в передовых странах мировой демократии в состоянии защитить существующий там гуманизм по отношению к человеку — права человека, верховенство закона. Однако в странах СНГ с приходом варварского капитализма, явлений правового нигилизма и в условиях устранения лучших идеалов человечества и Евразии с разрушением прежней идеологии, не стало государственно-идеологической основы для поддержания гуманистических отношений.
В коммунистической идеологии было много фальши, лицемерия, но именно она вобрала в себя лучшие идеалы человечества, была создана в условиях государственно-бюрократической деспотии сфера подлинных человеческих отношений. Это кажется парадоксом, но это именно так и было.
С практическим коммунизмом были связаны и преступления против человека и существование подлинных гуманистических отношений, которые допускала советская власть. С разрушением советской власти и идеологии была разрушена платформа сферы советского гуманизма с достижениями в области социальной защиты, образования, научного сознания, семейных отношений, межнациональных отношений, свободы и защиты женщин и детей. Несмотря на то, что детский труд использовался на производстве, а свободная женщина была посажена на трактор и выполняла тяжелый труд, гендерные проблемы по-своему решались в советское время.
Сегодня, в наше время или только ругают коммунизм, или односторонне оправдывают. Между тем человеческие достижения в СССР были возможны только потому, что коммунистическая идеология вобрала в себя лучшие идеалы человечества и Евразии.
Именно поэтому советские люди жили, словно в гипнозе, с верой или полуверой в социалистический гуманизм, в особую ценность своей советской жизни. Повторяем, что если бы не идеалы человечества, которые нещадно эксплуатировались советской властью, идеологами в СССР, то репрессивный аппарат коммунистического режима ни на один час, ни на один день не смог бы сохранить систему. Сохранению советской системы способствовала глобализация сознания, декларировавшая идеалы, от имени которых совершалась коммунистическая практика в СССР.
С разрушением идеологии, которая пронизывала все остальное, в постсоветском пространстве ослаблялось многое: сужались общечеловеческие отношения и мораль, ослаблялся патриотизм. В советское время существовала большая сфера общечеловеческой морали, поддерживавшей дружбу между людьми и народами, уменьшавшей национализм, не допускавшей идей фашизма, не дававшей возможности разгулу психологии доминирования и шовинизма. И это, несмотря на тенденции русификации, доминирование "старшего брата", великорусского шовинизма.
В связи с этим авторы "Основы теории Новой Российской Империи" остаются абстрактно вещающими о склеивании народов Союза и России, не ведая о том, что идеи могут и разрушить, но другие идеи могут стать основой единения. Пока, это мы можем говорить, листая постранично книгу, у В.В. Воложанина и В.П. Петрова высказываются идеи, не склеивающие народы, а провоцирующие сопротивление народов.
Если обратиться с вопросом к какому-либо обездоленному таджику о том, желает ли он жить благополучно в Новой Российской Империи, то он измученный условиями жизни, может сказать "да", думая, что вернется в относительное благополучие СССР. Но это будет обманом. Согласно книге о Новой Российской Империи, она не даст благополучия, кроме барского господства
над малым народом. Ведь для страны с мусульманским населением авторы обещают следующее: "Генерал-губернаторы и руководители стран - членов Российского Имперского Союза также назначаются Императором с последующим утверждением народом, проживающим на территории соответствующей губернии, в процессе прямого тайного всеобщего голосования.
При этом Народный Собор и Патриарх Русской Православной Церкви имеют право аргументировано отозвать любого члена Сената, Правительства, руководства Судов, генерал-губернатора или руководителя страны - члена Российского Имперского Союза" 4.
Ни много, ни мало — сталинская автономия. Здесь даже нет большевистского коварства и хитрости, когда Ленин дал широкие права народам СССР, но все оказалось фикцией. Сталин отнял на деле то, что лицемерно провозглашалось, создал "автономию" — фактически деспотическую центральную власть.
У авторов же "нашей" книги автономия провозглашается сразу, они ведут борьбу с открытым забралом. Бесхитростно крайне ограничивают права союзников. Это звучит следующим образом: "Империи, являющиеся высшим способом традиционного устройства государственной жизни цивилизаций, предполагают в совершенном виде в новых глобальных условиях развития соответствие границ цивилизаций и границ Империй. При этом в составе Империй неизбежны более-менее автономные во внутренних делах государственные и этнокультурные образования".
Надо сказать, что В.В. Воложанин и В.П. Петров честно расписывают действительную Империю и империализм, действия метрополии и действительный колониализм в новых условиях. Самое опасное в том, что существует реальная угроза создания реальной Империи в том невообразимо драматическом русле событий, которые происходят в мире — Новом Мировом Беспорядке. Выкручиванием рук в момент разгула Мирового Беспорядка. Разумеется, ничего не будет воплощено из идеализированного нового колониализма, но так "наломают дров", загоняя народы и общество в постсоветском пространстве в прокрустово ложе новой идентичности, куцых прав на свободы, нового уже несоветского деспотизма, что СССР покажется раем по сравнению с откровенной Империей.
При этом Россия поглощает все пространство Евразии: "Еще одним важным фактором, определяющим систему и структуру власти новой Российской Империи, является ее двойной статус: новая Российская Империя, включающая Российский Имперский Союз". В дальнейшем раскрываются необъятные пределы и новой Российской Империи и Российского Имперского Союза. Она включать будет почти половину зарубежной Европы, даже Кубу. "Естественные границы новой Российской Империи, включающей Российский Имперский Союз, могут примерно соответствовать границам старой Российской Империи и Советского Союза, с включением православных Балканских и Средиземноморских стран на