Файл: Геополитика номер 16.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1221

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

www.geopolitika.ru

тюркской цивилизации. Выступая на V Астанинском экономическом 

форуме Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил: «Два 

десятилетия назад Казахстан оказался осколком развалившейся 

сверхдержавы. Мы с чистого листа создали новое государство и новую 

экономику. Нашим стартом была полностью разваленная экономика 

с гиперинфляцией в 2100 процентов. Благодаря реформам и усилиям 

всего общества Казахстан достиг впечатляющих успехов. За короткий 

исторический срок ВВП на одного жителя страны вырос от 700 

долларов до 12 тысяч долларов. Это рост в 16 раз! Ни    одна из стран 

«Юго-Восточных тигров» не достигала таких результатов за 20 лет»

1

.

       Опыт Казахстана убедительно продемонстрировал способность 

казахской нации использовать не только современные западные 

тренды и технологии, встраивать их в существо экономической 

и социальной жизни, но и, сохраняя собственную идентичность, 

развивая собственную культуру, использовать эти тренды и технологии, 

приспосабливать их под психологию и менталитет собственного народа, 

культурно «переваривать» их для нужд собственного развития. Суть 

казахстанского пути — в тщательном учете конкретно-исторических 

условий развития общества, его национальных, религиозных, 

культурных особенностей, в сочетании экономического прогресса с 

традиционными моральными и культурными ценностями, в приоритете 

старого доброго здравого смысла над умозрительными теориями.  

Примат патриотизма, прагматизма и творческой практики над 

идеологическими концепциями доказал состоятельность такой глубоко 

научной философской методологии. 

        Это и есть, выражаясь по-западному, «демократия со страновой 

спецификой», хотя термин демократия в данном случае устарел и 

совершенно не отражает действительного содержания и течения 

общественной жизни восточных стран и, в частности, Казахстана. 

Определяя жизнь только лишь через демократию, люди лишаются 

большего — понимания жизни в её нравственно-этической полноте и 

гуманитарной целостности.  Именно в этом заключается суть восточного 

универсального подхода, взгляда на жизнь, который, безусловно, 

укоренен в Казахстане и может быть существенно распространен 

дальше, на Запад.

        Опыт Казахстана — в его моделях культуры, толерантности и 

сотрудничества, философских моделях универсальности понимания 

жизни. Съезды мировых религий, межконфессиональное и 

межнациональное согласие в стране, внутриполитическая стабильность 

и безопасность являются тому важным подтверждением. Подобное 

 Выступление Нурсултана Назарбаева на V Астанинском экономическом форуме. — mir24.tv/

news/politics/4975129


background image

42

Геополитика

метафизическое понимание совместного бытия многое поясняет: 

модернизация, как и интеграция, есть всего лишь некая, возможно 

важная, но все же часть собственного существования, демократизация 

и демократия также часть более полного (безопасного), гармоничного 

и универсального понимания жизни, а рационализм — важная, но все 

же часть универсализма. Поэтому, для Казахстана важно то, чтобы 

симбиоз, синтез разных оснований становился синергией достойной 

жизни казахстанцев, был символом единства противоположностей, а не 

их разрушительной борьбы.

        Таким образом, Казахстан по-своему доказывает, что ценности 

англо-саксонской цивилизации, ставшей колыбелью неолиберализма 

и распространителем его идей на протяжении последних двух-

трех столетий, не являются ни самыми древними, ни, тем более, 

универсальными.

   Точно также, либерально-имперские, неоколониальные мессианские 

ценности, буржуазно-космополитические и пролетарско-

интернационалисткие идеологические стандарты, которые пытаются 

механически привнести в проект создания Евразийского экономического 

союза наши партнеры, не могут быть адекватными в современных 

условиях. То  информационное давление,  проинтеграционная 

 

мажорная  PR-риторика, видимость  общенационального  консенсуса, 

одобрения  и иллюзия полной общественной поддержки, вкупе с 

искусственной неприкрытой торопливостью, которая проявляются при 

этом безотносительно к собственным внутренним проблемам и которая 

инициируются исключительно правящими политическими элитами, 

свидетельствует о том, что наши партнеры не всегда хотят понять и 

принять эволюционного и общественного характера современной 

интеграции, о котором говорит Президент Казахстана Нурсултан 

Назарбаев в своей статье «Евразийский Союз: от идеи к истории 

будущего».

         Ущербность политики искусственно ускоренного создания 

Евразийского экономического союза, скоропостижно, в 

преддверии президентских выборов в России, инициированной 

В.Путиным, основывается на «новоимперском», по большей части, 

информационно-экспансионистском и технократическом внедрении  

интеграционной идеи. Она не предполагает подлинной открытости 

и постепенного укоренения в общественном  сознании народов 

подлинных смыслов и целей интеграции, устранении фобий и фантомов, 

домыслов и спекуляций, а нацелена на геополитические и политические 

перспективы сохранения и увеличения своего влияния на постсоветском 

пространстве. Потому в Казахстане, по мнению Аскара Нурши и 


background image

43

www.geopolitika.ru

многих казахских политологов, преобладает число противников такой 

интеграции — «казахское большинство, представляющее собой также 

электоральное большинство»

2

         То, с каким рвением наши российские и белорусские коллеги 

предлагали трансформировать ЕврАзЭс в Евразийский союз, пытаются 

создать «сверху» так называемые «евразийские партии», предлагают 

подумать о введении единой валюты, а сейчас предпринимают шаги 

по преобразованию Межпарламентской Ассамблеи  ЕврАзЭс в 

Евразийскую Межпарламентскую Ассамблею, а затем — в полноценный 

Евразийский парламент,  доказывает предвзятость их подхода к решению 

данного вопроса. Лукашенко даже  выразил неудовольствие тем, что 

Казахстан не пошел по пути этого популистского шага. 

      Между тем, члены Таможенного союза подписали всего 17 

нормативно-правовых соглашений, реализация которых растянута до 

2015 года, в то время как надо подписать еще как минимум 52 документа, 

чтобы он заработал в реальной жизни. Помимо этого, из 47 принятых 

регламентов ни один до сих пор не работает, создавая дополнительные 

проблемы продавцам и создавая удорожание продукции. Существуют 

также между нашими странами глобальные разночтения в трансфертном 

законодательстве стран-участниц ТС, которое необходимо устранять. 

И это должно быть предметом переговоров между странами, поскольку 

никакой межгосударственный орган, тем более Межпарламентская 

Ассамблея ЕврАзЭс, решить эту проблему не сможет, пока на 

национальном уровне каждой из участниц ТС  не возникнет консенсуса в 

данном вопросе. Телега не должна бежать впереди лошади. В противном 

случае ни Таможенный союз, который сегодня разоряет малый и средний 

бизнес, ни Единое экономическое пространство, которое существует 

лишь на бумаге, ни Евразийский экономический союз попросту не 

состоятся. 

      

Еще один немаловажный факт, связанный с увековечиванием 

памяти жертв голодомора в Казахстане в 1932-1933 гг. В данной теме — 

теме казахского голодомора, когда более 50% казахов погибли или были 

вынуждены откочевать за пределы исторической родины из-за жестокой 

политики советского режима, осуществлявшего, на самом деле русский 

большевистский модернизационный проект, российские политологи 

усмотрели негативные последствия для евразийской интеграции. 

Это говорит о том, что стремление понять казахами собственную 

историю может трактоваться ими негативно, не как условие честного 

исторического диалога между нашими странами в будущем, а как 

целенаправленное избегание его. Если наши партнеры сейчас видят 

 Советы Владимиру Путину из дружественного Казахстана. — http://www.ceasia.ru/forum/soveti-

vladimiru-putinu-iz-druzhestvennogo-kazachstana.html


background image

44

Геополитика

в данной теме тлетворное влияние Запада, отказывая казахам в их 

естественном праве помнить собственную историю, жить собственной 

сказкой, жить в собственном мифе, то, что говорить о том, что будет в 

будущем.  

 

Помимо всего прочего, в Казахстане имеется четкое представление 

об унитарности страны, ее культурно-идеологической целостности, 

которая хотя и подвергается постоянным испытаниям и угрозам, тем 

не менее, четко сплачивает людей на основе глубоко толерантной 

казахской этнической культуры, оказывающей доминирующее влияние 

на процессы национально-государственной консолидации в стране. Эта 

культура выступает тем базисом, той непоколебимой основой, вокруг 

которой строится весь фундамент национально-государственного и 

этно-культурного строительства. В то время как в России очень сложно 

говорить о таком цементирующем основании. 

 

В новых государствах выросло уже целое «поколение 

независимости», для которого Советский союз попросту не является 

ни частью их жизни, их интересов и приоритетов, ни проектом их 

национального будущего. И это объективный процесс

3

. Для наследницы 

же СССР — России, бывшей во времена СССР метрополией, центром 

советского мира, к сожалению, ничего в этом отношении не изменилось. 

Она, с одной стороны, так и осталась империей в  старом смысле этого 

слова, по выражению Вигена Акопяна

4

 «ослепшей» империей, поскольку 

силовой, а не демократический, формат организации государства и его 

отношений с окружающими  странами продолжает также незаметно для 

большинства ее жителей определять существо их жизнедеятельности, 

размывая, тем самым, остатки того идеологизированного советского 

«социального клея», на котором поддерживалось культурное единство 

народов СССР. С другой стороны, Россия внутренне сегментируется, и 

такая сегментация основана уже не на экономических или политических 

основаниях. Она происходит на основе различия культурных и 

цивилизационных ориентаций, составляющих федерацию субъектов 

и этносов. И в этом отношении Россия –разрушающаяся империя, 

империя, время которой, как выразился Федор Лукьянов

5

, течет наоборот, 

обратно.

 Некоммерческая организация «Общественный договор» и исследовательский холдинг «Ромир» 

по заказу Международного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников Содруже-

ства Независимых Государств (МФГС) провели в 2011 году социологическое исследование в 10 странах 

СНГ и Грузии. На основе данного исследования  была презентована «Концепция стратегии развития 

гуманитарного сотрудничества с учетом тенденций экономической кооперации и социокультурного 

разнообразия государств — участников СНГ», в которой отмечено различие культурных предпочтений 

и несовпадение культурно-гуманитарных проектов стран СНГ.

  См.:http://www.regnum,ru/news/fd-abroad/armenia/1467173.html#ixzz1dq0WaTOL

  См.:http://www.globalaffairs.ru/redcol/Imperiya-naoborot-15378


background image

45

www.geopolitika.ru

         Национальная проблема — не просто философская проблема 

среди прочих проблем и, в этом смысле, не одно измерение философии 

среди прочих. Национальное самоопределение — это минимальный 

предикат самоопределения человека как общественного существа. И 

поэтому, культуры этносов России, получивших импульс дезинтеграции 

со времени распада СССР, будут все больше и больше этнически 

самоопределяться и именно в этом самоопределении развиваться, 

поскольку, уже не существует идеологических скрепов, державших, 

посредством силового способа организации власти и общества, разные 

народы в одной упряжке.     

          

Распространяемая  знаковыми  русскими  философами  и 

поддерживаемая политологами и политиками разных мастей идея 

имперскости России предполагает создание так называемого «единого 

стратегического управления» и, незакрепленной в политическом 

устройстве, «полифонии этнических культур», основанной на 

упразднении статуса национальных республик и возможном их 

превращении в простые административные образования, как штаты, 

например. Такая империя, где жизнь без идентичности, а фактически, 

жизнь без права на самоопределение будет протекать под имперским 

взглядом «стратегов», явится новым оформлением неравенства, 

неоколониального преобладания и доминирования над иноверцами.  

В современных условиях экономического гегемонизма новоявленных 

дуумвиратов «императоров», поддержанных, по выражению А. 

Илларионова, «корпорацией секретных сотрудников», жизнь народов 

без сохранения собственной культурной идентичности, культурно-

языковой унии представляется невозможной. 

       Такая политическая философия есть эрзац элитарной теории, не 

имеющей ничего общего ни с модернизмом, ни с постмодернизмом

6

Ссылаться на «психоанализ лыж» Ю. Эволы есть смысл тогда, когда 

ты не понаслышке знаком с шизоанализом Ж. Делеза и Ф. Гваттари, с 

творчеством Ж. Ф. Лиотара, Ж. Дерриды и других постмодернистов 

современности, понимавших, вслед за Г. Фихте, что национальная 

самотождественность никогда не выступает как черта эмпирическая, 

природного типа, она может дать о себе знать хотя и как философия 

спонтанная, философия невыраженная, но «образующая очень 

заметную конститутивную черту неэмпирического отношения к миру 

и как бы вид, род универсального дискурса, который «воплощен», 

репрезентирован, локализован, но не ограничен частностью отдельной 

нации»

7

.

  Дугин А. Евразийство и постмодерн. — Завтра. №42 (935), 19 октября 2011 года. 

 Деррида Ж. Позиции. — М. 2007. С.137.