Файл: Геополитика номер 16.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

Геополитика

стратегия форсированного индустриально-инновационного развития, 

призванная обеспечить национальный «технологический прорыв». 

«Генератором» подобного прорыва в «евразийском масштабе», 

по мнению президента Назарбаева, и призван стать формируемый 

сегодня ЕАС, позволяющий задать общий алгоритм модернизации и 

инновационного развития участвующих стран. Как представляется, 

предложенная Н. Назарбаевым Программа евразийской инновационно-

технологической кооперации, рассчитанная на перспективу 10–15 лет, 

будет эффективно способствовать решению этой задачи.

           Рассмотрение Н. Назарбаевым Евразийского Союза как 

стратегически значимого звена, сцепляющего евроатлантический 

и азиатский ареалы развития, позволит объединению выполнить 

функцию «геополитического балансира» в изменчивом и нестабильном 

глобальном мире. Заявленное им намерение наделить ЕАС ролью 

своеобразного «моста»,  соединяющего динамичные экономики 

Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, выглядит 

вполне обоснованным на фоне объективной потребности ключевых 

геоэкономических игроков в более глубокой интеграции друг с другом в 

условиях глобального экономического кризиса.

           В конечном итоге, по мнению президента Казахстана, исходя из этой 

логики, Евразийский союз должен формироваться как самодостаточное 

региональное финансовое объединение, которое будет частью новой 

глобальной валютно-финансовой системы, и призвано на своем уровне 

способствовать смягчению эффектов глобального кризиса.  Поэтому 

создание общей платежной системы на основе наднациональной 

расчетной единицы, а затем и единой валюты для стран-участниц могут 

рассматриваться как вполне закономерные результаты  интеграции в 

этой области. Валютный союз в рамках ЕЭП, как справедливо полагает Н. 

Назарбаев, мог бы содействовать развитию интеграционных процессов в 

направлении модели, близкой к современному состоянию Европейского 

Союза, подтвердив общую жизнеспособность формирующегося 

объединения.         

          В этой связи немалым конструктивным потенциалом обладают 

и предложения казахстанского лидера о создании ряда общих 

институтов Евразийского Союза — в частности, Евразийской 

ассамблеи, объединяющей парламентариев наших стран, Евразийского 

конгресса промышленников и предпринимателей, а также Евразийской 

торгово-промышленной палаты. Также предложенное им размещение 

руководящих органов ЕАС, как представляется, стало бы справедливой 

данью признательности Казахстану как инициатору идеи евразийской 

интеграции.  Не меньшее значение для интеграционного процесса, как 


background image

справедливо полагает Н. Назарбаев, могло бы иметь расширение числа 

евразийских общественных объединений, что заметно расширило бы 

социальную базу поддержки проекта.

        Таким образом, Н. Назарбаев заявляет принципиальное видение 

Евразийского Союза как обладающего колоссальным внутренним 

потенциалом и содержательной динамикой мегапроекта, способного 

дать «комплексный ответ» на вызовы настоящего и будущего. 

Принципиальная опора этого интеграционного проекта на принцип 

добровольности, прагматический и эволюционный подходы, равно как и 

предполагаемая интеграция потенциала всех существующих евразийских 

объединений, призваны обеспечить его конкурентноспособность и 

общий успех. 

        Реализация заявленных президентом Казахстана стратегических 

подходов и инициатив, на взгляд автора, позволила бы Евразийскому 

Союзу добиться полноценной внутренней интеграции и более полно 

реализовать свой внешнеполитический потенциал, постепенно 

превращаясь в одного из ключевых факторов обеспечения стабильности 

мировой политической и экономической систем. Поэтому именно 

сегодня необходимо их самое активное обсуждение в  политических, 

научных и экспертных кругах — с последующим закреплением в виде 

политических решений, с которыми будет неразрывно связана общая 

судьба народов Евразии. 


background image

38

Геополитика

Роль Казахстана в культурно-исторической 

и цивилизационной парадигме 

Евразийского экономического союза  

    

      

 

       

  

Валихан Тулешов

 

 

В   мире происходят глобальные изменения, когда 

трансформируются сами основы миробытия, его главные параметры 

изменяют свои качества на противоположные. Это, например, как 

земные полюса, меняющиеся местами (северный становится южным, 

южный — северным). Запад проникает на Восток, Восток  — на Запад.

      Обычные дихотомии, дуализмы не актуальны. Преобладают 

смешанные модели. Демократия и авторитаризм, либерализм и 

традиционализм становятся размытыми, неконтрастными феноменами, 

так сказать, отживающими смыслами.

            Привычные дуализмы «базис — надстройка», «государство — 

нация», точно также как и дуализмы «запад — восток», «демократия  — 

авторитаризм», «капитализм — социализм» и т. д., неразрешимы, если 

их не переосмысливать по новому или по давно забытому старому. В 

Европе по пути переосмысления, как вы знаете, наиболее далеко ушли 

французские постмодернисты Жак Деррида и особенно Жиль Делез со 

своей номадической философией.

         Современные государства под давлением глобализации вынуждены 

активно менять формы своей культурной идентичности, стараясь по 

мере возможностей сохранить главное этническое содержание. Самые 

передовые из них эффективно решают проблемы кризисов западного 

рационализма и восточного универсализма, гармонизируя эти две 

формы философской рефлексии в существе жизни своих этносов.  А 

значит, в этих государствах есть то, что позволяет им быть, являться 

универсальными. 

 

Как  правило, это восточные, азиатские государства, 

мировоззренческие системы этносов которых изначально были и 

остаются    универсалистскими.  Эти универсалистские мировоззренческие 

системы (тенгрианство, даосизм и т.д.), их метафизика, позволяют 

народам этих стран более гармонично и синергетично использовать 

как современные либерально-демократические, так и традиционно 

культурные основания жизни. Эти восточные  универсалистские 

системы до сих пор снимают то отчуждение между людьми, которое 

возникает при капитализме, посредством глубоко этического, 

культурно-нравственного понимания жизни, ее социальной иерархии, 

основанной на кодексах поведения, которое было укоренено с давних 


background image

39

www.geopolitika.ru

времен. В жизни этих народов господствуют кодексы, поскольку 

в этих мировоззренческих системах господствует этика. В этой 

связи в современном мире феномен «восточного универсализма» 

противостоит «западному рационализму» как более универсальное 

понимание жизни, нежели чем демократия и либерализм, являющиеся 

основой западного понимания жизни. Но посредством разработанного 

нами концепта универсального государства, вмещающего западные 

и восточные смыслы жизни, появляется возможность более полного 

и конкретного осознания субстанциональных свойств жизни и более 

полного субъектного отношения к окружающей человека реальности.

      

Рассматривая Казахстан со стороны, видно, что страна на 

современном этапе своего развития ломает устаревшие стереотипы 

миропонимания, сложившиеся в начавшуюся с эрой капитализма 

эпоху глобализации.  Сама же глобализация, выступая формой 

проникновения капитала в самые отдаленные уголки планеты, 

основанного на универсализации частнособственнического и 

либерально-демократического устройства общественной жизни, тем 

не менее, в последнее десятилетие демонстрирует заметное падение 

темпов и сокращение способов своего распространения. Уменьшение 

глобального массированного влияния западных институтов и 

инструментов экономического и политического развития, однако, не 

связано с необходимостью простого отрицания либеральных рыночных 

и демократических оснований общественного прогресса, которые 

имеют еще большой потенциал применения в сфере общественного 

бытия. Но, как показала практика, мировой опыт антикризисных 

мероприятий, эти либеральные рыночные и демократические 

 

 

 

 

основания общественного развития недостаточны. Они должны быть 

инкорпорированы в более универсальные основания и поставлены под 

контроль самих народов и обществ, использующих эти рыночные и 

демократические устройства и механизмы для собственного социально-

экономического и политического развития.

         Если вспомнить, когда на смену тотальному единомыслию советской 

эпохи пришли попытки насаждения основных положений западного 

неолиберализма, то это повергло в шок не одно развивающееся 

государство. Началась, как казалось многим, «эра неолиберализма», 

наступил, судя по риторике американских неоконсерваторов, «конец 

истории», провозглашавший ценности либеральной демократии и 

рыночной экономики универсальными для всего мира. И это внесло 

определенное замешательство и в ряды тех, кто до этого времени 

использовал традиционные, конкретно-исторические формы 

государственного правления и устройства. 


background image

40

Геополитика

        Вульгарное, технократическое внедрение  западных политических, 

экономических и социальных технологий и практик в существо 

сложившейся общественно-политической и социально-экономической 

практики привело практически все страны СНГ к социальному и 

экономическому коллапсу.

        В  Казахстане  же,  сохранившем преемственность власти, как 

преемственность этических кодексов, общественно-политическую 

стабильность, как этнокультурную стабильность, основанную на 

генеалогической, родовой природе  казахского этноса, очень быстро 

удалось восстановить общественный, мировоззренческий  смысл 

казахской культуры, культурно-исторические параметры стандартов 

взаимоотношения власти и общества, принципы национальной 

консолидации и привести их в соответствие с новыми технологиями 

управления.

             Во-первых, 

хотя в Казахстане полным ходом идет процесс 

политической модернизации, демократизации (если выражаться 

«западным» языком), имеется четкий и совершенствующийся далее 

(если учесть участие в этом процессе БДИПЧ ОБСЕ, Венецианской 

комиссии и наблюдателей ШОС)  выборный механизм передачи 

власти, но о демократии мы говорим достаточно осторожно, при этом 

имея в виду ее недостаточную укорененность в культуре общества и, 

естественно, не ограничивая формально двумя сроками президентства 

Лидера Нации Нурсултана Назарбаева. Такой отработанный механизм 

легитимной смены власти, основанный на выборном законодательстве, 

явился серьезным аргументом в споре против западных сторонников 

демократии и прав человека. Уровень, механизмы и способы принятия 

решения и общественного контроля в Казахстане оказались, при этом, 

такими высокими, что даже на Западе признали наличие устойчивой 

модели демократии и позволили стране успешно председательствовать 

в ОБСЕ.  Частное сравнение Казахстана, например, с такими 

«демократическими» страной как Кыргызстан, Монголия и Индия, 

вообще показало несостоятельность западных представлений 

об общественном прогрессе, основанном лишь на либерально-

демократических и рыночных основаниях. 

        

Во-вторых,

 в Казахстане полным ходом идет модернизация 

и либерализация экономики, но против контроля государства над 

основными макроэкономическими параметрами  и региональным 

развитием никто не возражает. Казахстан стал использовать и встроил 

западные принципы менеджмента в свои исторические сложившиеся 

способы управления, адаптировался к условиям глобальной конкуренции 

на свободном рынке и, при этом, сохранил особенности политической 

системы, используя исторические достижения своей многотысячелетней