ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1105
Скачиваний: 3
союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана, с перспективой подключения к проекту Украины и Молдовы, которые также являются членами-наблюдателями ЕврАзЭСа и участниками договора о зоне свободной торговли в СНГ.
В качестве политического прогноза идеологами нового объединения постулируется, что создание Евразийского союза позволит постсоветским государствам войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания. Сложение природных ресурсов, капиталов, развитого человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами — такими как ЕС, США, Китай, АТЭС — обеспечивать устойчивость и «равновесность» глобального развития.
В то же время, наряду с экономическим и политическим, в формировании Евразийского Союза, наряду с экономической, присутствует и ярко выраженная культурно-цивилизационная составляющая. Последняя выступает в роли своеобразного «идейного стержня» интеграционного проекта, означая на практике качественно новое прочтение содержания и смысла евразийского учения применительно к реалиям многополярного мира48.
Таким образом, формирующемуся на наших глазах «глобальному миру» очевидно требуются новое качество и новые модели «глобального управления», которые бы отвечали актуальным вызовам и могли бы обеспечить гибкое и эффективное сочетание национально-государственных, макрорегиональных и глобальных интересов, тот самый баланс «глобального» и «локального», о необходимости которой говорит автор концепции «глокализации»49.
Значимым побуждающим к новым «интеграционным моделям» фактором является глобальный экономический кризис, показавший ограниченность возможностей традиционных моделей политики и политических стратегий, игнорирующих объективные тенденции к усилению сотрудничества государств. Как отметил в одном из своих интервью известный немецкий журналист и публицист П. Шолль-Латур, ситуация исчерпания «монополии» традиционно доминировавших в мире индустриальных и военных «игроков» действительно требует новых внешнеполитических стратегий50.
Свою роль в осознании необходимости новых подходов к интеграции сыграл и «концептуальный» кризис СНГ, так и не определившегося со своей стратегической миссией. Такой миссией по определению не могли быть простой механический «развод» постсоветских государств либо их «аморфное» и бесцельное сосуществование, но именно сохранение того конструктивного потенциала единства, который продолжал и продолжает связывать страны и народы.
Наконец, неоднозначный опыт Европейского Союза, добившихся политических и экономических успехов, но так и не определившихся до конца с ценностными основаниями интеграции (подтверждением чему — ведущиеся там дискуссии об идентичности и о «судьбах мультикультурализма»), также побуждает к глубоким размышлениям.
Стратегическое значение Республики Казахстан в рамках нового формирующегося объединения предопределено целым рядом объективных обстоятельств. Казахстан — естественное «ядро» процесса евразийской интеграции. Страна органично соединяет в себе «сегменты» мусульманской и христианской цивилизаций, тюркской и славянской культур, значимые элементы политического и идеологического многообразия, что позволяет ей сформировать уникальный опыт межкультурного, межконфессионального и межэтнического взаимодействия, естественным образом используя его в рамках интеграционных процессов.
Следуя стратегическим установлениям своего национального лидера, страна определилась со своей национальной идеей и стратегической миссией — динамичное и стабильное развитие в условиях взаимосвязанного и многополярного мира.
Казахстан имеет собственную модель межнационального согласия и опыт культурно-цивилизационного диалога, в создании которой ключевую роль сыграл президент Н. Назарбаев. Эта самобытная модель признана и высоко оценена ведущими международными организациями, включая ООН и ОБСЕ.
Реализуя замысел Первого Президента страны, Казахстан создал и развил модель «евразийской демократии», опираясь на свой уникальный политический опыт, связанный с построением правового и демократического государства, институтов рыночной экономики в непростых условиях трансформационных процессов 1990-2000-х годов.
Благодаря усилиям своего лидера и творческой активности всего многонационального народа, Казахстан состоялся одновременно как национальное государство, создав консолидированную нацию и единое политическое пространство. Это позволило молодому государству
избежать «культурно-цивилизационных» и этноконфессиональных «разломов», осложнивших политическое развитие и становление многих стран Центральноазиатского региона. Это позволило Казахстану стать примером и гарантом стабильного развития для сопредельных центральноазиатских государств.
Казахстан является автором ряда стратегических международных инициатив, сформулированных и обнародованных Н. Назарбаевым на самых представительных международных форумах — и в том числе инициативы о ядерном разоружении.
Реализуя многовекторную внешнюю политику, приоритеты которой определены лидером нации, Казахстан последовательно развивает диалог с влиятельными международными организациями, представителями различных культурно-цивилизационных сообществ, что неизменно увеличивает его внешнеполитический вес.
Помимо этого, Казахстан — автор оригинальной и успешной модели реформирования экономики, которая является ключевым элементом политического курса президента Н. Назарбаева. Это позволило стране занять достойное место среди наиболее динамично развивающихся стран мира, что приобретает особое значение в увязке с проводимым руководством страны курсом на укрепление политической стабильности.
И не случайно, что именно сегодня в тесном взаимодействии со своими российским и белорусским коллегами — премьер-министром В. Путиным и президентом А. Лукашенко — президент Казахстана Н. Назарбаев сформулировал собственное видение целей, задач и перспектив будущего объединения51. Напомним, что уже в середине 1990-х годов Н. Назарбаев полагал необходимым создать евразийский союз государств по образцу Евросоюза, где бы существовал консенсусный метод принятия решений. Еще одной идейной «новацией» стало адресованное лидерам других постсоветских государств предложение лидера Казахстана создать Евразийский экономический союз. Таким образом, благодаря его значимому вкладу обретала новую жизнь идея качественно нового «евразийского объединения», не имевшего аналогов в предшествующей истории.
В образе Евразийского союза, представленном лидером Казахстана сегодня отсутствуют любые проявления «политического ностальгизма», и изначально заявляется прагматичный подход, отрицающий любые формы насилия политики над экономикой, какими бы благими намерениями или целесообразностями это не прикрывалось.
Признавая значимость аспектов безопасности, президент Казахстана усматривает в евразийском проекте возможность коллективно закрыться
от внешних экономических, военных, политических, информационных, технологических, экологических и других угроз — по его мнению, ЕАС не должен стать какой-либо формой «железного занавеса».
В контексте протекающих сегодня глобальных процессов принципиально важно, что Евразийский Союз мыслится Н. Назарбаевым как открытый проект, в контексте широкого взаимодействия с Евросоюзом и другими значимыми объединениями.
Н. Назарбаев принципиально подчеркивает, что Евразийский Союз не будет представлять собой «реставрации» или «реинкарнации» СССР или возрождения некоей «имперской модели», что полностью совпадает с позицией руководства России, Беларуси и других стран полностью совпадают.
По мнению главы Казахстана, ЕАС не будет ни в коей мере направлен против т.н. «китайской экономической экспансии», поскольку стратегическое партнерство с Китаем определяется в числе приоритетов внешней политики Казахстана и его партнеров по новому формирующемуся объединению — России и Беларуси. Последнее предполагает интенсивный политический диалог и тесное экономическое сотрудничество, а также взаимодействие в рамках ШОС и СВМДА.
Лидер Казахстана настаивает на обязательности признания ответственности каждой страны-участницы за устойчивость внутреннего развития, результативность национальной, экономической, кредитно-финансовой и социальной политики — полагая это залогом стабильности ЕАС в целом. Опыт Евросоюза, столкнувшегося сегодня с проблемами финансовой дисциплины, ставит вопрос о необходимости нахождения устойчивого баланса между коллективной и индивидуальной ответственностью членов современных союзных объединений.
Н. Назарбаев неразрывно связывает «содержательное наполнение» евразийского проекта с последовательным формированием единого экономического пространства Казахстана, Беларуси и России как необходимой основой будущего объединения. Характерен эволюционный, взвешенный и прагматический подход казахстанского лидера к интеграционному процессу, целью которого является создание механизмов согласования экономической политики трех стран и обеспечения трансграничного свободного движения услуг, капиталов и трудовых ресурсов, а также унификация национальных законодательств.
Именно ЕЭП, по мысли президента Казахстана, должен стать прочной основой для перехода к более высокой ступени интеграции —
Евразийскому экономическому союзу, что предполагает создание мощного геоэкономического объединения с впечатляющими перспективами роста его совокупного потенциала.
Не менее значимо, что лидер Казахстана стремится мыслить формируемый ЕАС как успешный центр глобальной силы вне четко прослеживающихся трендов глобального развития, которые предполагают политическую самоорганизацию в виде региональных союзов, формирующихся в разных регионах мира. Здесь прослеживается опора на опыт суверенного развития экономик России, Казахстана и других участников евразийской интеграции, которые стали частью глобальной экономики.
По заключению Н. Назарбаева, одним из ключевых условий развития инновационного потенциала ЕАС является активное наращивание инвестиционного и технологического сотрудничества с США, Евросоюзом, Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества.
Национальный лидер Казахстана особенно подчеркивает неразрывную связь между созданием ЕАС и конструированием новой глобальной системы безопасности. В принятой в декабре 2010 года по предложению Н. Назарбаева Астанинской декларации саммита ОБСЕ впервые была обозначена цель создать единое и неделимое пространство евроатлантической и евразийской безопасности, что принципиально невозможно без опоры на систему устоявшихся региональных союзов.
С точки зрения президента Казахстана, в случае последовательного «внутреннего обустройства» и грамотного внешнеполитического позиционирования Евразийский Союз имеет все шансы стать органичной частью новой мировой архитектуры, призванной стать ответом на вызов глобального экономического кризиса. Поэтому создаваться новый союз должен именно как конкурентоспособное глобальное экономическое объединение с эффективными внутренними механизмами, но не как новая «бюрократическая надстройка».
Как следствие, всем участникам евразийской интеграции призваны выработать ясную и четкую стратегию действий, имеющую своей конечной целью создание инновационной экономики. Это позволит им выйти из статуса «периферийных экспортеров сырья» и занять более достойное место в мировом «разделении труда». И поскольку на путях «догоняющей модернизации» эту задачу принципиально невозможно, большое значение приобретают национальные стратегии «технологической революции», выдвигаемые странами-участницами формирующегося евразийского объединения. В этой связи особого внимания заслуживает реализуемая Казахстаном