Файл: Геополитика номер 11.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 878

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Идеологический кризис западного капитализма


Джозеф Стиглиц

Всего лишь несколько лет назад могущественная идеология - вера в свободный и неограниченный рынок - привела мир на грань разорения. Даже во времена ее расцвета с начала 1980-х гг. до 2007 г., дерегулиро-ванный капитализм в американском стиле привел к большему материаль­ному благополучию только лишь очень богатых в самой богатой стране мира. Действительно, в течение 30-летнего господства этой идеологии, большинство американцев из года в год наблюдали как их доходы сокра­щаются или стагнируют

Более того, рост производства в Соединенных Штатах не был эко­номически устойчивыми. При наличии такого большого национального дохода США, который получали немногие, рост мог продолжаться толь­ко через потребление, которое финансировалось с помощью создания кучи долгов.

Я был среди тех, кто надеялся, что, так или иначе, финансовый кри­зис должен преподнести американцам (и другим) урок о необходимости большего равенства, более жесткого регулирования, а также лучшего ба­ланса между рынком и государством. Увы, это не так. Напротив, возрож­дение правой экономики, движимой, как всегда, идеологией и особыми интересами, вновь угрожает мировой экономике - или, по крайней мере, экономикам Европы и Америки, где эти идеи продолжают процветать.

В США это правое возрождение, приверженцы которого явно стремятся отменить основные законы математики и экономики, угрожают форсировать дефолт государственного долга. Если Кон­гресс голосует за расходы, которые превышают доходы, то будет дефицит, и этот дефицит будет финансироваться. Вместо того, что­бы аккуратно выстраивать баланс между преимуществами всех про­грамм государственных расходов и затратами на повышение налогов для финансирования этих льгот, используются топорные методы, направленные на недопущение роста национального долга силовым ограничением расходов налогами.

Это оставляет открытым вопрос, какие расходы должны быть прио­ритетными - и, если расходы по уплате процентов по государственному долгу таковыми не являются, дефолт неизбежен. Более того, сокращение расходы сейчас, в разгар нынешнего кризиса вызванного идеологией свободного рынка, неизбежно лишь продлит экономического спад.


Десять лет назад, в разгар экономического бума, США столкну­лись с настолько большими излишками, что они угрожали ликви­дировать государственный долг. Сокращения налогов и войны, ос­новная рецессия и высокие расходы на здравоохранение, частично подстегиваемые приверженностью администрации Джорджа Буша-младшего к предоставлению фармацевтическим компаниям полной свободы действий в установлении цен, даже с государственными деньгами на кону, быстро трансформировали огромный профицит в счет дефицита мирного времени.

Возмещение дефицита США следует непосредственно из этого диагноза: нужно заставить Америку работать, стимулируя экономи­ку; положить конец бессмысленной войне; обуздать военных и ле­карственные расходы, а также повысить налоги, по крайней мере, для очень богатых. Но правые не говорят об этом, а, наоборот, настаивают на еще большем снижении налогов для корпораций и богатых, а так­же сокращении расходов на инвестиции и социальную защиту, что поставило под вопрос будущее экономики США и и то, что осталось от общественного договора. Тем временем, финансовый сектор США находится под воздействием лобби, которое пытается выйти из рамок правил, так что все может вернуться к прежним, катастрофически без­заботным методам управления.

В Европе дела несколько лучше. Когда Греция и другие страны столкнулись с кризисом, дежурная медицина просто предложила па­кеты жесткой экономии и приватизации, которая будет просто оста­вить стран, которые сделают их еще более бедными и уязвимыми. Это лекарство оказалось не действенным в Восточной Азии, Латин­ской Америке, и где-либо еще, и сейчас в Европе оно также не сможет помочь. Как мы видим, эти меры уже потерпели неудачу в Ирландии, Латвии и Греции.

Есть альтернатива: стратегия экономического роста при поддержке Европейского союза и Международного Валютного Фонда. Рост вос­становит уверенность, что Греция сможет погасить свои долги, в резуль­тате чего процентные ставки упадут и предоставят больше финансовых возможностей для дальнейших стимулирующих рост инвестиций. Рост сам по себе повышает налоги и снижает потребность в социальных рас­ходах, таких, как пособие по безработице. А уверенность, что это про-изойжет приводит к еще дальнейшему росту.

К сожалению, финансовые рынки и правые экономисты получили задачу с противоположными установками: они считают, что строгие меры способствуют доверию, а доверие будет способствовать росту. Но строгие меры подрывают рост, ухудшают финансовое положение


правительства или, по крайней мере, уступают предложениям сторон­ников более мягких мер. В обоих случаях, доверие подорвано, а спи­раль продолжает раскручиваться.

Нужен ли нам еще один дорогостоящий эксперимент с идеями, кото­рые повторяют ошибки? Мы не должны, но все чаще кажется, что нам, тем не менее, придется терпеть еще один кризис. Если попытки возврата к устойчивому росту в Европе или США закончатся провалом, это бу­дет плохо для мировой экономики. Ошибка для обоих будет иметь ка­тастрофические последствия - даже если основные страны с растущими рынками достигли самоподдерживающегося роста. К сожалению, пре­обладают менее мудрые, которые и направляют мир туда, куда он дви-жится.


Финансовое цунами: дело в отношении рейтинговых агентств

Майкл Хадсон

Сегодня в угрожающем нарастании экономических конфронтаций рейтинговые агентства играют роль политического «громилы», кон­тролирующего кредиты, чтобы оказывать давление на Исландию, Гре­цию или даже Соединенные Штаты для отстаивания интересов ори­ентированной на самих кредиторов политики, неизбежно ведущей к финансовым кризисам. Эти кризисы в свою очередь заставляют задол­жавшие правительства распродавать за бесценок свои активы на невы­годных условиях. Натравливая сторожевого пса этих служб на мировых банкиров, рейтинговые агентства искусственно подрывают стратегию, которую они проводили в жизнь в уже испорченном пространстве му­ниципальной политической жизни США.

Почему открытые распродажи рейтинговых агентств лучше, чем по­литика фискальных органов: необходимые пояснения от Кусинича.

В 1936 г. в рамках реформы Нового курса американских финансо­вых рынков регуляторы запретили банкам и организованным инве­стиционным менеджерам покупать ценные бумаги, «обозначенные в рейтинговых справочниках» как «спекулятивные». Подверженным государственному регулированию страховым компаниям, пенсион­ным и взаимно предоставляемым фондам было предписано «прини­мать в расчет» мнения кредитных рейтинговых агентств, работающих в статусе разрешенных государством монополий. Эти агентства зара­батывали свои деньги тем, что предлагали свои «мнения» (за кото­рые никогда не несли ответственности перед законом) относительно платежей различной степени безопасности от ААА (охраняемый госу­дарством долг, всегда находящийся в топе, потому что правительство всегда может напечатать деньги для своевременной оплаты) вплоть до самых низких уровней.

Такие агентства, Moody, Standard and Poor и Fitch Investors Service со­средоточены главным образом на акционерном и корпоративном капита­ле, государственных и муниципальных облигациях. Они дважды делают деньги на одной и той же трансакции, когда города и государства уравно­вешивают свой бюджет, распределяя среди новых корпораций, выпускаю­щих новые акции и облигации, акции государственных предприятий. Та­кими стимулами для бизнеса рейтинговые агентства внушают неприязнь правительствам, финансирующим самих себя с помощью поднятия нало­гов в реальном секторе, подоходном налоге или налоге с оборота вместо


того чтобы взять ссуду для покрытия своих расходов. Эффект от такого неустранимого смещения не в том, чтобы оценить, какие действия более экономически эффективны на местном уровне, но скорее чтобы максими­зировать свою собственную прибыль.

Местные власти подвергаются давлению, когда их возрастающий уровень задолжностей вызывает напряженность на финансовом рынке. Банки восстанавливают свои кредитные линии и заставляют муниципа­литеты и государства оплачивать наличными свои долги, распродавая самые ценные государственные предприятия. Предложение таких мне­ний на практике становится большим бизнесом для самих рейтинговых агентств. И сразу же становится ясно, почему их бизнес-модель противо­стоит политике - и политическим кандидатам, - которые поддерживают идею государственного финансирования, основанного скорее на нало­гообложении, чем на заимствовании. Такой эгоизм оказывает решающее влияние на их «мнения».

Если сегодняшнее объяснение позиции рейтинговых агентств ка­жется слишком циничным, есть и более подходящие примеры тридцати­летней давности, чтобы показать их беспринципное поведение. Первый и самый известный случай произошел в Кливленде, штат Огайо, после того как Деннис Кусинич был избран мэром в 1997 г. Рейтинговые агент­ства давали городу хорошие оценки, несмотря на то, что он использо­вал фонды облигаций для общих рабочих целей, чтобы покрыть свой бюджетный дефицит за счет заимствований, в результате чего Кливленд остался с $ 14,5 млн. задолжностью перед банками на открытых кратко­срочных кредитных линиях.

У Кливленда был потенциально надежный источник денег в город­ском электроосвещении - компании, которую создал Том Джонсон в 1907 г. в период Прогрессивной эры Рузвельта как одну из первых в Америке находящихся на муниципальной собственности энергосистему общего пользования. Она снабжала электроэнергией улицы Кливленда, госучреждения, а также некоторых частных потребителей. Тем време­нем, банки и другие их ведущие местные клиенты интенсивно инвести­ровали в частного конкурента Muni Light - Кливлендскую электроосве­тительную компанию (КЭК). Члены Cleveland Trust сделали ставку на КЭК и оказывали сильное влияние на городской совет, чтобы подмять под себя этот бизнес. После нескольких предпринятых акций, которые руководство города, Сенат США и органы государственного регулиро­вания посчитали безуспешными (в народе сказали бы - преступными), КЕК организовала ряд срывов в подаче электричества и продолжала ра­ботать с банками и рейтинговыми агентствами, чтобы заставить город продать ее. Банки со своей стороны имели свое видение финансирова­