Файл: Геополитика номер 11.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 880

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния государственных закупок - и надеялись заставить город склониться к продаже, угрожая прекратить обеспечение кредитных линий, если он не уступит Muni Light.

Но им пришлось приостановить приватизацию, так как на пост мэра выставил свою кандидатуру господин Кусинич. Чтобы освобо­дить город от финансового давления узкой группы лиц - прежде все­го банкиров и частных коммунальных предприятий - он попытался перенести городские финансы на более надежную почву с помощью поднятия налогов. Это угрожало замедлить заимствование у банков, но освободило бы Кливленд от открытого давления на города США, чтобы те продавали государственные предприятия, особенно с 1980-х гг., когда политические популисты загоняли страну в долги своей по­литикой понижения налогов.

Банки и рейтинговые агентства говорили мэру Кусиничу, что они по­могут его политической карьере и даже намекали на пост губернатора, если он будет сотрудничать с ними и согласится продать систему элек­троснабжения. Если же он откажется, банки заявили, что они могут не возобновить кредитные линии для города. Такая угрозы была похожа на то, если бы компания по кредитам вдруг затребовала бы оплату всего ба­ланса от пользователя, аргументируя это тем, что если он не заплатит, то придет шериф и арестует все имущество, чтобы продать его по-дешевке.

Рейтинговые агентства звонили во все колокола, чтобы понизить кредитный рейтинг Кливленда, если город не пойдет на приватизацию своих коммунальных служб. Финансовая тактика заключалась в том, чтобы предложить мэру политическую морковку под угрозой ввер­гнуть город в череду финансовых потрясений и увеличения процент­ной ставки. Если экономика не сможет оплачивать высокие комму­нальные расходы в результате приватизации, ей придется выплачивать еще большие проценты.

Но, оставаясь на своих позициях, мэр отказался продавать комму­нальное хозяйство, а избиратели высказались на референдуме за то, чтобы сохранить Muni light в муниципальной собственности в соот­ношении 2 к 1. Они продолжали оплачивать долг города, выплачивая норму подоходного налога, чтобы избежать оплаты высокой ставки на­логов для приватизированного электричества. Их выбор полностью со­гласовывался с V томом книги Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», где говорится о том, как покончить с увеличением налогов, чтобы выплатить проценты. Для этого нужно за­ставить частный сектор оплачивать более высокую цену за свои базовые потребности - как раз то, о чем говорил мэр Кливленда Том Джонсон и другие политики в Прогрессивную эру за век до этого.


Союз кливлендских банкиров с состоятельными энергетическими монополиями впервые со времен Великой депрессии привел город к де­фолту, а штат Огайо заставил ввести фискальное конкурсное управление в 1979 г. Банки использовали кризис, чтобы получить легкую прибыль при скупке краткосрочных облигаций, которые продавались в условиях бедственного экономического положения, усугубленного рейтинговы­ми агентствами. Банки спонсировали конкурента мэра Кусинича во вре­мя предвыборной гонки в 1979 г.

Но спасая Muni Light он спасал избирателей сотен миллионов дол­ларов, в которые приватизаторы включили бы их тарифы на электриче­ство, чтобы покрыть высокие процентные платежи и финансовые сбо­ры, дивиденды акционерам, а также непомерные зарплаты и фондовые опционы.

Мораль же состоит в том, что критерием для рейтинговых агентств было лишь то, что было лучше для банков, а не для задолжавших и выпу­скающих облигации экономик. Цель состоит в том, чтобы вырезать на­циональные активы и сделать уже для Вашингтона то, что они пытались проделать в Кливленде и других таких городах. Они горели желанием обновить кредитный рейтинг Кливленда, чтобы причинить какой-то вред, совершая, во-первых, заимствования в банках, а не покрывая их свой бюджет за счет повышения имущественных налогов и налогов на прибыль; во-вторых, повышая стоимость ведения бизнеса с продажей Muni Light. Они угрожали понизить рейтинг города, чтобы включить его экономику в сферу своих интересов и попытаться одновременно со­хранить низкий уровень затрат на самообеспечение и ведение бизнеса.

Такая тактика банков и рейтинговых агентств была успешна в боль­шей степени для городов и государств, которые глубже остальных увяз­ли в долговой зависимости. Цель состоит в том, чтобы задушить наци­ональные активы и сделать уже для Вашингтона то, что они пытались проделать в Кливленде и других таких городах. То же давление на между­народном уровне оказывалось на Грецию и другие страны. Рейтинговые агентства действуют как политические «вышибалы», чтобы поставить на колени экономики, старающиеся отказаться от грабительской прива­тизации для решения долговых проблем.

Угрозы упадка США и других национальных экономик при нынеш­ней финансовой политике

В тот момент, когда требования выплат оказывают на практике са­моразрушительный эффект, кредиторы переходят к отступлению. План B - вызвать взыскания и завладеть имуществом должников. В случае государственного долга правительство заставляют приватизировать общественную собственность - вместе с самими банками, создающими


кредиты для своих покупателей, чтобы купить эти активы, как правило, в условиях распродажи по бросовым ценам, чтобы сохранить условия для прироста капитала и других финансовых откатов. В случаях, когда потеря права выкупа и принудительные распродажи никак не способны повлиять на кредитора, переходят к плану C - срочному оказанию по­мощи банкам, выкупая плохие банковские кредиты и другие облигации за государственный счет, то есть за счет простых налогоплательщиков.

Угроза Standard and Poor понизить рейтинг казначейских облигаций США с уровня ААА до АА+ лишь обострит проблему. Но в понедельник 8 августа 2011 г., после снижения в пятницу 5 августа вечером, процент­ная ставка по займам Казначейства упала фактически в отрицательное поле вместе с краткосрочными казначейскими векселями. Это означает, что инвесторам пришлось отдать маленькое поле, лишь бы сохранить свои деньги в безопасности. Поэтому мнения S&P столь же ценны, сколь может быть полезен ценник в магазинах в качестве стратегии проведе­ния хорошей экономической политики.

Но намерения S & P, на самом деле не влияют на конкурентоспособ­ность казначейских облигаций. Это был политический трюк, чтобы и дальше продвигать идею, что решение сегодняшнего бюджетного дефи­цита в том, чтобы прибегнуть к строгим мерам в экономике. Посыл за­ключался в том, что президент Обама должен вернуть права на социаль­ную защиту и медицинское страхование так, чтобы высвободить больше средств для субсидий, помощи банкам и снижения налогов для верхуш­ки общества. Неолиберальный гарвардский профессор экономист Ро­берт Барро высказался свою точку зрения по этому поводу в журнале Wall Street Journal. Называя понижение рейтингов S&P «пробуждаю­щим звонком» чтобы бороться с бюджетным дефицитом, он изложил предпочтительный способ решения проблем в финансовом секторе: по­рочный класс ведет войну против труда, чтобы сократить прожиточные стандарты и парализовать в дальнейшем экономику США, вбив клин между кредиторами и должниками с помощью финансовых спекуляций.

Во-первых, необходимо проводить структурные реформы по боль­шинству существующих направлений, начиная с увеличения срока «правил приемлевости»1 и заканчивая к экономически целесообраз­ной индексационной формулой. Во-вторых, понизить планку предель­ных налоговых ставок в индивидуальнои подоходном налоге. В-третьих, в духе налоговой реформы Рейгана 1986 г. платить за снижение ставок, постепенно отказываясь от основных налогов на расходы, в том числе преференций по процентам по ипотечным кредитам, государственных


и местных налогов на прибыль и дополнительных льгот, не говоря уже про устранение субсидиирования этанола. В-четвертых, постоянно лик­видировать корпоративные налоги и налоги на недвижимость, сборы, которые являются неэффективными и поднимают мало денег. В-пятых, ввести большие налоги на расходы, такие как налог на добавленную сто­имость (НДС), со ставкой около 10%.

Банковский лоббист Андерс Аслунд из Института международных финансов Петерсона вскочил на подножку уходящего поезда, аплодируя экономической катастрофе Латвии (20 % снижение ВВП, 30 % сокра­щение зарплат в государственном секторе и растущая эмиграция в каче­стве истории успеха для других европейских стран, чтобы следовать ей. Как говорится, никто не может сделать этого.

В качестве главного защитника и выгодополучателя от приватизации финансовый сектор предлагает государственному должнику продать свою долю в государственной собственности и сократить социальные услуги, одновременно обложив сотрудников налогами. Проживающие в такой стране воспринимают такие условия как адские и всячески пыта­ются эмигрировать, чтобы найти работу или просто сбежать от своих долгов. Как долго может кто-то оставаться в этой бедности при расту­щей смертности и алкоголизме, когда лишь очень немногие могут по-настоящему разбогатеть? Рейтинговые агентства сейчас подобны МВФ 70-80-х годов XX века. Страны, которые не соглашаются распродавать общественный сектор, рассматриваются как преступники и изгои вроде Кубы или Ирана.

Столь строгие меры являются частью провалившейся экономиче­ской модели, но финансовый сектор будет держаться наплаву, даже если вся остальная экономика падет жертвой преступного мошенничества. План В - это переход заложенной недвижимости в собственность за­логодержателя, равномерно распределенный на общенациональном уровне. К 1980-м гг. ряд экономических должников третьего мира до­стигли лимита своей кредитоспособности. Под руководством Всемир­ного банка обширный рынок национальной инфраструктуры пошел в расчет государствам-кредиторам по банковским долгам, долговым обя­зательствам и экспорту. Эти проекты, финансируемые кредитами, были направлены на облегчение экспорта и обеспечение электричеством для иностранного инвестирования. После того как Мексика объявила о сво­ем банкротстве в 1982 г., когда стала не в состоянии больше обслуживать долг в иностранной валюте, где были в это время кредиторы?

Их решением было использовать долговой кризис в качестве спу­скового крючка для старта повторного финансирования тех же самых инфраструктурных проектов, теперь уже в большинстве своем выку­


пленных. В это время все, во что вкладывались деньги, было не новыми конструкциями, но уже выкупленной частной собственностью, финан­сируемой Всемирным банком и его союзниками. Здесь идет речь о пра­вительстве США, распродающем свой национальный парк и реальный сектор, национальные автодороги и инфраструктуру, иногда даже не­фтяные резервы, почтовую службу и так далее.

«Мнению» S&P серьезно угрожал Джон Керри, кандидат в прези­денты от Демократической партии в 2004 г., когда предупреждал, что Америке следует «навести порядок у себя дома». Несмотря на то, что на странице 4 из восьмистраничного документа о том, почему она по­нижает рейтинг казначейских облигаций, S&P заявила: «Мы сменили присвоенный нами же рейтинг на этот, потому что большинство респу­бликанцев в Конгрессе продолжили сопротивляться всем средствам, которые повысили бы доходы, чего, как кажется, Конгресс и добивался принятым актом». При этом он действовал грамотно, чтобы поддер­жать действие S&P как полезный толчок для страны, чтобы разобраться с «правовой» программой - как если бы отказ от социальной защиты и федерального закона "О страховых взносах"2 сам по себе был неким благоденствием, а не бережливое инвестирование в труд, который все равно придется придушить, как только опустошаться чемоданы с деньга­ми для спасения воротил с Wall Street.

Также и многие другие финансовые издания кроме Wall Street Journal пришли к выводу, что «в идеальном мире S&P не существовало бы. Так­же не существовало бы их соперников из Moody's Investors Service и Fitch Ratings Ltd. По крайней мере не в их сегодняшней роли глобаль­ных судей и распределителей корпоративных и государственных об­лигаций». По этому поводу правильно написал финансовый редактор Франческо Гуррера о последствиях понижения кредитного рейтинга американского казначейства: «Принятое 5 августа S&P историческое решение - кульминация стратегических ошибок последних 75 лет, кото­рая закончилась делегированием ключевых регулятивных функций трем коммерческим предприятиям»3.

Поведение ведущих банков и рейтинговых агентств Кливленда и дру­гие подобные случаи (включая обещания хороших рейтингов государ­ствам, странам и отдельным городам, соглашающимся расплачиваться по краткосрочным долгам распродажей фамильных драгоценностей)