ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1376
Скачиваний: 1
5
www.geopolitika.ru
рения предметного поля политической географии, там, где в
центре внимания исследователя оказались проблемы связи про-
странства географического и общественной жизни. «Развитие
целой индустрии культурного наследия повело к осознанию важ-
ности формирования и культивирования образов тех или иных
географических мест. Место, по сути, не стало фиксироваться в
традиционных географических координатах, но выступало уже
скорее как собственный образ или их совокупность. Подобная
методологическая ориентированность базировалась на призна-
нии важности географического воображения, которое опира-
лось на реальное, физическое место, но затем разрабатывало на
этой основе необходимые ему образы». Особое значение для
нас имеют образы политико-географические или геополити-
ческие в терминологии Замятина. «Специфика политического
мышления, в особенности структура традиционных политиче-
ских переговоров, известный схематизм этого типа мышления
и сравнительно высокая нацеленность на достижение полити-
ческого компромисса ведут, как правило, к формированию до-
вольно простых, четких и выпуклых политико-географических
(геополитических) образов. Характерно, что в дальнейшем эти
политико-географические образы могут формировать и доста-
точно сложную, разветвленную и часто иерархизированную еди-
ную систему — геополитическую картину мира», - пишет рос-
сийский автор
3
. Геополитическая динамика зачастую может быть
описана как динамика географических образов, более того, если
мы выделим в географическом образе дискурсивную составляю-
щую, то нетрудно увидеть на примере конкретных образов, как
6
Геополитика
они, выступая в качестве правящих дискурсов, начинают выпол-
нять чисто политические функции власти и контроля.
Изучение географические образы, как отмечает российский
исследователь Алексей Миллер, в западной географической и
общественно политической мысли воплотилось в появлении та-
кого направления как «ментальная картография», введенного
Е.С.Толманом в 1948 г. Главные работы по этой тематике в 70-е
годы были выполнены географом Р.М.Доунзом и психологом
Д.Стеа. Эти авторы определяют ментальную картографию как
«абстрактное понятие, охватывающее те ментальные и духовные
способности, которые дают нам возможность собирать, упоря-
дочивать, хранить, вызывать из памяти и перерабатывать инфор-
мацию об окружающем пространстве». «Следовательно, мен-
тальная карта – это «созданное человеком изображение части
окружающего пространства./…/ Она отражает мир так, как его
себе представляет человек, и может не быть верной. Искажения
действительно очень вероятны». Для представителей социаль-
ных наук в ментальной картографии интересны процессы фор-
мирования этих карт и присутствующих в них географических
образов, то есть, если применять терминологию и методологию
М. Фуко дискурсивные практики по формированию различных
схем географического пространства и наделению тех или иных
его частей определенными характеристиками»
4
.
Обращаясь к представителям исторической науки, Миллер
упоминает, что прежде, чем писать об истории Центральной
либо Восточной Европы, «дискурсы о Центральной Европе
7
www.geopolitika.ru
сами должны быть предметом исторического, или, если угодно,
историко-политологического исследования, прежде всего в об-
ласти истории идей. Только выяснив для себя разнообразные
интересы и “тенденциозности”, связанные с различными кон-
цепциями Центральной Европы, историки могут использовать
понятие Центральная Европа как инструмент исторического ис-
следования. В противном случае тенденциозность даже помимо
воли исследователя будет проникать в их труды вместе с самим
понятием»
5
. Думаем, что этот призыв актуален не только для
историков, но и для социологов и политологов, в особенности
международников, занимающихся Восточной Европой или иным
географическим регионом.
Именно этим в отношении концепта «Восточной Европы»
занялся американский ученый Лари Вульф в своем знаменитом
труде «Изобретая Восточную Европу, карта цивилизации в со-
знании эпохи Просвещения». В этой достаточно известно кни-
ге он показывает, как создавался дискурс Восточной Европы и
конструировался этот географический образ, отмечая, что «Вос-
точная Европа» с тех самых пор, когда это понятие входит в язык
политиков, всегда рассматривалась как нечто ущербное по отно-
шению к Европе Западной. На «Восточной Европе» так же как
на «Балканах» лежит печать недоразвитости, агрессивности,
неустроенности, отставания в развитии и несоответствия обще-
принятым европейским социальным, политическим, культурным
и экономическим стандартам. Эта печать не может быть снята
хотя бы потому, что самому процессу создания образа Восточ-
ной Европы и было наделение ее этими атрибутами. Такой гео-
графический образ схож с рассматриваемый Эдвардом Саидом
образом «Востока» как сконструированной западными евро-
пейцами реальности, за которыми скрываются колониалистские
интенции Запада
6
.
Автор концепции ориентализма Эдвард Саид в своей книге
«Ориентализм. Западные концепции Востока» утверждает, что
само понятие «Восток» - исключительно западный концепт,
навязанный азиатским и вообще незападным странам как един-
ственно реальный и адекватный. Одной из целей создания обра-
за Востока как страны загадочной и притягательной, но отсталой
и нуждающейся в помощи цивилизованного и просвещенного
Запада, является оправдание западного колониализма, второй
– конструирование образа «Другого» по отношению к Западу.
Таким образом, создавая концепт Востока, Запад и утверждает
8
Геополитика
самого себя в качестве Запада, в качестве не-варваров, в каче-
стве центра просвещения, ума, науки, узаконивая на ментальном
уровне отношения неравенства, колониального господства, либо
претензий на такое господство по отношению к тем, странам, ко-
торые он рассматривает как «восточные».
С методологической точки зрения для интересно то, что Саид
напрямую подходит к понятию географического образа и его
политической функции, показывая, какую роль географический
образ играет в геополитике. По Саиду существует два простран-
ства. Одно – реальное, географическое. Второе – образное. Сна-
чала создается образ Востока в интеллектуальном пространстве,
который затем проецируется на реальность и используется как
элемент управления, политической манипуляции
7
.
Восточная Европа или «Восток» Европы?
Концепцию Саида, применительно к географическому об-
разу Восточной Европы и развивает Лари Вульф. Сам ориен-
тализм, говорит Вульф, «это стиль, с помощью которого Запад
подавлял, перекраивал и подчинял себе Восток». Современный
9
www.geopolitika.ru
российский исследователь Восточной Европы Алексей Миллер,
уже упоминавшийся ранее, в предисловии к изданию книги аме-
риканского ученого на русском языке, суммируя главную идею
работы, отмечает, что «Вульф описывает создание образа Вос-
точной Европы как проект полуориентализации, в котором глав-
ной характеристикой обществ этой части континента становит-
ся некое переходное состояние между цивилизованным Западом
и варварским Востоком, когда усвоение Запада оказывается по-
верхностным, а основа этих обществ оказывается варварской»
8
.
Образ Восточной Европы создается как один из субпродуктов
ориентализма, показывает Вульф. С началом эпохи Просвещения
и созданием описанного выше образа Востока, создается геогра-
фический образ зоны, находящейся между чистым «Востоком»
и чистым «Западом». Эта зона и получает название «Восточной
Европы» и по отношению к ней начинают применяться страте-
гии, схожие со стратегиями ориентализации.
Если до эпохи Просвещения граница между цивилизацией и
варварством в сознании европейцев проходила по линии Север-
Юг, и образу культурного Средиземноморья противостоял вар-
варский германский Север то с началом Нового Времени и по-
явлением ориенталистского дискурса в сознании людей Запада
происходят существенные перемены, позволяющие им поме-
стить образ значимого «Другого» на Восток, таковым Другим
оказываются, как отмечает и Вульф, и норвежский социолог
Ивэр Нойманн, Османская империя, а потом Россия
9
.
Восточная Европа, «открытая» в таком качестве в начале
XVIII века, сначала воспринималась как «внутренний Восток»,
или «Восток Европы», непосредственно примыкающий к осман-
ским владениям и территории России. Появившиеся тогда эле-
менты восточноевропейского дискурса до сих пор довлеют над
сознанием людей Запада, из века, в век разделяя Европу на две по-
ловины. Действительно, в XVIII веке впервые появляется и затем
уже не исчезает представление о Восточной Европе как о «вар-
варском крае» и «Склавонии», территории преимущественно со
славянским населением; вызванный восстанием Ракоши интерес к
венграм как со стороны поддерживающей ее французской короны
и ее географов, так и со стороны ученых, поддерживавших Габ-
сбургов, привносит в формирующийся образ восточной окраины
континента и противоречивое представление об изначальной ди-
кости, элементах «азиатчины» и свободолюбии здешних народов,
стремящихся разорвать оковы рабства
10
.