Файл: Геополитика номер 10.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изданный в 1720 году в Амстердаме Atlas Historique кроме вышеупомянутых моментов отражал еще один важный элемент, который закрепится в представлении западноевропейцев, а по­том и американцев о Восточной Европе, а именно восприятие ее как чего-то архаичного, отсталого, в Восточной Европе словно концентрировалось прошлое, которое Запад преодолевал. Тер­ритории, относящиеся к этому региону, в отличие от Европы За­падной, в этом атласе обязательно подписаны как современными, так и древними латинскими названиями (например, Венгрия и Паннония, Болгария и Мезия, Валахия и Дакия). Такое обозначе­ние и отсылка к архаике служили маркером «восточноевропей-скости», что показывает пример Богемии, древнего латинского названия которой не существовало, но поскольку авторы атласа стремились отнести ее к Восточной Европе, то они такое назва­ние (Boiohemum) просто выдумали11. То, что такое представле­ние о Восточной Европе не только не преодолено, но продолжает культивироваться западными СМИ и кинематографом, показы­вают как исследования российских ученых, например, работа Н.Н. Клочко «Образы Европы в современных национальных дискурсах (на примере антропоморфной метафорики)»12, так и публикации западноевропейских исследователей13 и их восточ­ноевропейских коллег14, в частности бельгийского геополитика и политического философа Р. Стойкерса «Об образе Румынии в мире» и албанского социолога Гёзим «Western Media and the European "Other": Images of Albania in the British Press in the New Millennium»).

Обращаясь к дискурсивному анализу Вульф (в меньшей мере) и Сайд в (большей) следуют за Мишелем Фуко в стремлении вскрыть властные дискурсы, конституирующие отношения го­сподства и подчинения15. Дискурс - это не невинное говорение, как отмечает английский ученый Томас Диес16, но политический акт, вписывающий определенный вопрос в политический кон­текст.

Дискурс «ориентализма» или Восточной Европы, отделяя низших от высших, «цивилизованных» от «дикарей», устанав­ливает специфические властные отношения, в которых восточ-ноевропейцам всегда уготована роль ведомых, тех, кто подчиня­ется, цивилизуется, рискуя так и никогда не цивилизоваться, пока данный дискурс не будет снят.

Другие дискурсы могут, наоборот, «европеизировать» раз­личные культуры и страны. Для Восточной Европы характерным


примером может служить дискурс эллинизма, благодаря которому Греция оказалась вне этого географического образа. Как показал в своем интереснейшем исследовании «Черная Афина: Афро-ази­атские корни классической цивилизации: Фабрикация античной Греции» Мартин Берналь, эта интеллектуальная традиция, на­оборот, устранила из европейского восприятия Греции все следы восточных, азиатских и даже африканских влияний не только в со­временной греческой, но и древнегреческой культуре 17.

Дискурс «Центральной Европы» и его геополитиче­ская функция

Учитывая те коннотации, которые несет с собой образ Вос­точной Европы, неудивительны предпринимаемые интеллекту­альными и политическими элитами стран этого региона попытки по элиминации этого дискурса. Создание дискурса Центральной Европы восточноевропейскими интеллектуалами во второй по­ловине XX века можно интерпретировать именно так. Суще­ствовавшие ранее представления о Центральной Европе в их не германистских версиях, связанные с движением австрославизма, утратили свою идеологическую силу с исчезновением самой Ав­стро-Венгрии. Одним из первых, если не самым первым, кому удалось оживить дискурс Центральной Европы в ее новом по­нимании, стал Милан Кундера в статье «Трагедия Центральной Европы». За ним потянулись и другие представители интелли­генции, создавшие миф о «Центральной Европе», которая по уровню культуры и цивилизованности ничем не уступала За­падной, но была насильственно вырвана из привычного для себя культурного, политического и экономического контекста «с при­ходом Красной Армии»18. Само диссидентское движение, высту­пившее под «центральноевропейскими» знаменами», пользова­лось как материальной, так и политической и информационной поддержкой стран Запада, прежде всего США. Кроме того, как отмечает Алексей Миллер, цитируя американского историка Тони Джадта, Кундера был не первым восточноевропейским эмигрантом, который сожалел о судьбе «растоптанной больше­виками» Центральной Европы, но его статья, отражавшая на­строй многих восточноевропейских интеллектуалов, пришлась ко двору противников советского блока в изменившейся геопо­литической ситуации. Кроме общей заинтересованности Запада и прежде всего США в ослаблении социалистического блока и его европейской составляющей имели место и другие интересы,


а также взаимодействие интересов, тенденций развития мировой системы и конкретных действий, предпринимаемых ведущими мировыми акторами. «Несколько важных событий и процессов совпали во времени, чтобы сделать западную публику восприим­чивой к таким речам», - пишет Алексей Миллер. - «Это упадок западных коммунистических партий и вообще марксистски ори­ентированных левых, вторжение СССР в Афганистан, польская "Солидарность". Важно было также возрождение внимания к теме прав человека в западной политической теории. Для неко­торых западноевропейских, в особенности французских, ради­калов, дискурс о Центральной Европе стал также сферой про­екции их собственных идей об эмансипации Европы от США. Осуществить это могла Европа, объединяющая восток и запад континента. Новое и особое значение приобрела тема Централь­ной Европы в Германии, где ее пытались приспособить к реше­нию главной задачи "восточной политики" — будущего объеди­нения страны19».

Политической целью правящих элит стран «Восточной Ев­ропы» после падения социалистической системы стало окон­чательное избавление от слова «восточный», символизировав­шего коммунистическое прошлое. Последовало насаждение «центральноевропейской региональной идентичности»20. Ком­промиссом с этой интенцией и принятым ранее названием реги­она стало понятие «Центральной и Восточной Европы», хотя Госдепартамент США из политических соображений в 1994 году отказался и от него, приняв инструкцию, в которой предписы­валось использовать вместо понятия «Центральная и Восточная Европа» определение «Центральная Европа»21.

И термин «Восточная Европа», и термин «Центральная Ев­ропа» имеют преимущественно политическое наполнение. Пы­таясь дать этому понятию, наполнение географическое, чешский геополитик Оскар Крейчи сталкивается с тем, что этот регион не имеет естественных геополитических границ и потому говорит преимущественно об идее Центральной Европы22. Как пишет Алексей Миллер: «Политологи практически едины в том, что са­мостоятельного политического субъекта по имени Центральная Европа нет и не было. Но очевидно, что Центральная Европа су­ществует как идеологический феномен»23.

То же представление, дублирующее изменения в регио­нальной саморепрезентации элиты региона, отражается и в от­ечественных работах, особенно в тех, где уделяется немного


внимания пониманию восточноевропейскости и центральноев-ропейскости как правящих дискурсов, например, в делении про­странства этой части Европы, предлагаемом в трудах отечествен­ного ученого Э.Г. Задорожнюк, где под «Восточной Европой» понимаются бывшие республики СССР, а под «Центральной Европой» - «пояс государств между Балтикой и Адриатикой, стран бывшего социалистического содружества»24.

Образ Центральной Европы как неотъемлемой части евро­пейского целого, созданный интеллектуальными кругами за­крепляется в обществе, порождая такое явление как «повсед­невный ориентализм». Британский социолог С. Янсен в ходе исследования этого явления в столицах двух балканских стран Сербии и Хорватии («Повседневный ориентализм: Восприятие «Балкан» и «Европы» в Белграде и Загребе»)25, описывает, как происходит формирование негативного образа «Балкан», ко­торые противопоставляются Европе. Сами сербы и хорваты на­чинают мыслить себя как европейцев и «защитников Европы». При этом в случае Хорватии прежне нейтральный и популярный термин Балканы получает однозначно негативные коннотации, Балканы ассоциируются с сербами и коммунистами, а Хорватия однозначно с Европой. Ярким примером символического ут­верждения собственной европейскости в Загребе явилось пере­именование кинотеатра «Балканы» в «Европу».

Географические образы, властные дискурсы непосредственно влияют на геополитику и внешнюю политику государств. Важным отличием современного образа Центральной Европы, культивиру­емого в странах региона, является понимание России как чужого. И. Нойман отмечает, что для этого дискурса Центральной Европы Россия всегда будет выполнять важную функцию «конституиру­ющего Чужого», как виновник «трагедии Центральной Европы» и как «угроза ее будущему»26. Разнообразные местные изводы центральноевропейской идеи, будь это польская «яггелонская идея» или не столь масштабные и претендующие на экспансию в восточном направлении ее собратья в других странах региона, характеризуются противопоставлением себя России, в результа­те чего эти страны становятся удобным плацдармом для НАТО и США, а все рассуждения о своей исключительности лишь оттеня­ют атлантистские устремления элит этих государств27. Централь-ноевропейский дискурс утверждает свое господство как дискурс антироссийский и атлантистский и, таким образом, приводит к атлантистской доминации в этом регионе.


В то же время, внутри самого Запада по отношению к стра­нам, считающим себя центральноевропейскими, как мы уже от­мечали, работает восточноевропейский дискурс. Дискурс Цен­тральной Европы, который поддерживали США и другие страны Запада, оказывается уловкой, на которую поймали восточноевро­пейские общества. Хотя он и продолжает «править», отделяя их от России и выдвигая эти страны на передовую антироссийской борьбы, в головах самих европейцев и американцев, как показы­вают уже упоминавшиеся исследования и как продолжает отме­чать Ларри Вульф, в отношении этих стран целиком и полностью господствует восточноевропейский дискурс, со всеми его кон­нотациями варварства, дикости и отсталости. Восточная Европа продолжает оставаться младшим братом, которого надо контро­лировать и воспитывать. То же отмечает британский исследо­ватель Томас Диес, утверждая, что образ Другого, для Европы, которым долгое время после Второй Мировой выступало ее соб­ственное прошлое, при ее столкновении со странами Восточной Европы после распада социалистического блока, тут же нашел в них свое географическое воплощение. Собственное преодолева­емое и негативно воспринимаемое прошлое воплотилось для Ев­ропы в ее восточной окраине, снова воспроизведя все элементы восточноевропейского дискурса, конструируя и реконструируя образ Восточной Европы как внутреннего «Другого»28.

В той или иной форме Запад продолжает относиться к Вос­точной Европе колониалистски, в то время как закрепляемые в ней самой географические образы конституируют ее отчужден­ность от России, закрепляя то, что в геополитической термино­логии называется «санитарным кордоном». Расширение НАТО и ЕС на Восток, как подводит еще одна работавшая в данном на­правлении исследовательница, канадка эстонского происхожде­ния Мерье Куус, поддерживалось повсеместным использовани­ем ориенталистского дискурса, в котором восточноевропейские страны понимались как «недостаточно европейские», вынуж­денные постоянно учиться у Запада29.

В процессе создания и использования образа Восточной Ев­ропы как образа «Другого» и его отделения от «более цивили­зованной» Центральной Европы идет мультипликация образов Восточной Европы30. Географически он смешается все дальше на Восток, захватывая западную окраину СНГ. Теперь перед этими странами стоит задача преодоления собственной «отсталости» (или своеобразия?). В этом переходе геополитическая функция