ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 429
Скачиваний: 3
возможен
на
Кавказе
(
Нагор
-
ный
Карабах
).
Если
Азербай
-
джан
сможет
решить
эту
проблему
,
как
там
говорят
,
во
-
енным
путем
,
а
Армения
пыта
-
ется
как
-
то
этому
противостоять
,
то ситуация
в
России
сложится
серьезная
.
У
нас
нет
,
кстати
сказать
,
ника
-
ких
конфликтов
с
Азербайджа
-
ном
,
мы
с
ним
очень
хорошо
контактируем
.
У
нас
группа
войск
в
Армении
.
Как
Россия
поведет
себя
в
этой
ситуации
?
Третий
момент
–
вполне
воз
-
можен
конфликт
на
Ближнем
Востоке
.
Иранское
руководство
–
вменяемое
руководство
.
Я
не
думаю
,
что
Иран
бросит
пред
-
полагаемую
бомбу
на
Паки
-
стан
,
на
Европу
или
на
Америку
.
Это
невозможно
.
Возможно
,
что
Иран
направит
свои
боевые
действия
по
Сау
-
довской
Аравии
.
НАТО
не
вы
-
полняет
своих
функций
.
Она
не
справляется
и
в
Ираке
,
и
в
Ливии
.
Для
России
,
например
,
вывод
такой
–
НАТО
через
не
-
сколько
лет
распадется
,
и
Рос
-
сия
будет
хорошо
сотрудничать
с
Евросоюзом
.
Вот
и
следует
разговаривать
с
имеющейся
армией
Европы
.
Поволоцкий
Г
.
И
.:
Мы
как
-
то
пропустили
–
в
принципе
возможна
-
ли
аме
-
риканская
«
разборка
»
с
Ира
-
ном
?
Сивков К
.
В
.:
По
поводу
Ирана
.
С
военно
-
по
-
литической
точки
зрения
у
них
нет
военно
-
стратегического
плацдарма
,
с
которого
можно
действовать
.
Поэтому
разборка
США
с
Ираном
очень
пробле
-
матична
.
Оганесян А
.
Г
.:
О позиции
Еревана
.
Обратите
внимание
,
в
последнее
время
они
пытаются
решить
вопрос
с
Нагорным
Карабахом
,
нала
-
живая
мост
со
Стамбулом
.
Как
им
не
хочется
этого
делать
,
но
приходится
.
Это
явно
дипло
-
матический
ход
.
У
нас
последний
доклад
, –
какой
должна
быть
Российская
армия
,
какой
она
должна
стать
.
Александр
Падерин
-
стар
-
ший
научный
сотрудник
НИИ
военной
истории Во
-
енной Академии Гене
-
рального
Штаба
ВС
России
:
Стратегия
национальной
без
-
опасности
РФ
до
2020
г
.,
утвер
-
жденная Указом
Президента
Российской
Федерации
от
12
мая
2009
г
.
№
537,
содержит
раздел
«
Национальная обо
-
рона
».
В
нем
записаны
,
в
част
-
ности
,
следующие
важные
положения
,
касающиеся
воен
-
ного
строительства
:
–
Военная
безопасность
обес
-
печивается
путем
развития
и
совершенствования
военной
организации
государства
и
оборонного
потенциала
,
а
также
выделения
на
эти
цели
достаточного
объема
финансо
-
вых
,
материальных
и
иных
ре
-
сурсов
.
–
Государственная
политика
Российской
Федерации
в
обла
-
сти
национальной
обороны
и
военного
строительства
,
в
том
числе
в
рамках
Союзного
госу
-
дарства
,
на
долгосрочную
пер
-
спективу
нацелена
на
совершенствование
Вооружен
-
ных
Сил
Российской
Федера
-
ции
,
других войск
,
воинских
формирований
и
органов
,
при
-
званных
при
любых
условиях
развития
военно
-
политиче
-
ской
обстановки
обеспечить
безопасность
,
суверенитет
и
территориальную
целост
-
ность государства
.
–
Российская
Федерация
реа
-
лизует
долгосрочную
госу
-
дарственную
политику
в
области
национальной
обо
-
роны
путем
разработки
си
-
стемы
основополагающих
концептуальных
,
программ
-
ных
документов
,
а
также
доку
-
ментов
планирования
,
развития
норм
законодатель
-
ного
регулирования
деятель
-
ности
органов
государственной
власти
,
учреждений
,
пред
-
приятий
и
организаций
реаль
-
ного
сектора
экономики
,
институтов
гражданского
об
-
щества
в
мирное
и
военное
время
,
а
также
совершенство
-
вания
сил
и
средств
граждан
-
ской
обороны
,
сетевой
и
транспортной
инфраструктуры
страны
в
интересах
националь
-
ной обороны
.
–
Главной
задачей укрепления
национальной
обороны
в
сред
-
несрочной
перспективе
яв
-
ляется переход
к
качественно
новому
облику
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации
с
сохранением
потенциала
стра
-
тегических
ядерных
сил
за
счет
совершенствования
организа
-
ционно
-
штатной
структуры
и
системы
территориального
ба
-
зирования
войск
и
сил
,
нара
-
щивания
количества
частей
постоянной
готовности
,
а
также
совершенствования
опе
-
ративной
и
боевой
подготовки
,
организации
межвидового
взаимодействия войск и сил
.
Выступая
с
ежегодным
Посла
-
нием
Федеральному
Собранию
30
ноября
2010
г
.,
Президент
РФ
Д
.
А
.
Медведев
сообщил
о
конкретных
мерах
государства
,
нацеленных
на
обеспечение
национальной
безопасности
:
«
Сегодня
перед
нами
стоит
фундаментальная
задача
соз
-
дания
новой
высокотехноло
-
25
http://www.interaffairs.ru
Эл
ект
ронное
прил
оже
ние
к
жу
рнал
у
«
М
ежду
народная
жизнь
»
гичной
мобильной
армии
.
Мы
идём
на
то
,
чтобы
потратить
на
эти
цели
более
20
триллионов
рублей
.
Это
большие
деньги
.
Но
такие
вложения
вдвойне
эффективны
,
если
в
итоге
дадут
нам
технологии
так
на
-
зываемого
двойного
назначе
-
ния
–
помогут
модернизировать
производ
-
ство
и
развивать
фундамен
-
тальные
и
прикладные
исследования
и
университет
-
скую
науку
.
Поэтому
мы
соз
-
даём
специальную
структуру
,
которая
будет
заниматься
по
-
иском
и
разработкой
прорыв
-
ных
технологий
для
«
оборонки
».
Такие
структуры
,
вы
знаете
,
есть
в
других
стра
-
нах
.
Рассчитываем
,
что
многие
из
них
найдут
применение
в
повседневной
жизни
».
18
марта
2011
г
.
Президент
Рос
-
сии
Д
.
А
.
Медведев
принял
уча
-
стие
в
расширенном
заседании
коллегии
Министерства
обо
-
роны
России
.
На
заседании
были
подведены
итоги
дея
-
тельности
Вооружённых
Сил
в
2010
году
и
уточнены
задачи
на
текущий
год
. «
Развитие
со
-
временной
международной
об
-
становки
,
–
подчеркнул
Президент
, –
и
сохранение
ряда
угроз
безопасности
Рос
-
сийской
Федерации
,
в
том
числе
вокруг
наших
границ
,
требуют
от
нас
всесторонней
модернизации
Вооружённых
Сил
.
Мною
более
чем
два
года
назад
,
в
сентябре
2008
года
,
была
поставлена
задача
по
формированию
нового
облика
Российской
Армии
.
И
за
про
-
шедший
период
мы
продвину
-
лись
в
решении
этого
вопроса
.
Вооружённые
Силы
обрели
новую
структуру
,
новую
си
-
стему
военного
планирования
,
а
также
обновлённые
системы
подготовки
и
обеспечения
войск
.
Нам
предстоит
ещё
очень
многое
сделать
с
тем
,
чтобы
структура
,
вооружения
,
боевые
возможности
армии
и
флота
соответствовали
совре
-
менным
требованиям
.
Задача
здесь
триединая
:
новые
воору
-
жения
,
новое
качество
управ
-
ления
войсками
и
новый
статус
офицера
».
5
февраля
2010
г
.
вышла
в
свет
новая
военная
доктрина Рос
-
сии
.
В
этот раз
она
выглядит
более
предметной
,
не
перегру
-
жена
общими
словами
.
Про
-
сматривается
твёрдость
занимаемой
позиции
и
в
значительной
степени
пред
-
упредительная тональность
.
Во
-
первых
,
чувствуется
ясное
понимание
характера
совре
-
менных
и
возможных
в
пер
-
спективе
конфликтов
:
обосновывается
необходи
-
мость
совершенствования
си
-
стемы
противовоздушной
и
противокосмической
обороны
,
отмечаются
опасность
недо
-
оценки
информационной
войны
,
ограниченная
геогра
-
фия
конфликтов
и
их
затяж
-
ной
характер
.
Во
-
вторых
,
присутствует
также
чёткое
осознание
того
,
что
должно
быть
сделано
в
области
российского
военного
строи
-
тельства
:
оптимизация
чис
-
ленности
Вооруженных
Сил
,
повышение
качества
их
боевой
готовности
(
мобильности
)
и
военной
подготовки
,
достой
-
ное
социальное
обеспечение
и
перевооружение
армии
,
борьба
с
коррупцией
в
армии
.
Обобщая
вышесказанное
,
пра
-
вомерно
сделать
вывод
о
том
,
что
новая
военная
доктрина
РФ
свидетельствует
о
настой
-
чивом
стремлении
России
соз
-
дать
современную
и
хорошо
подготовленную
армию
,
отве
-
чающую
вызовам
XXI
века
.
При
этом
важно
адекватно
учитывать
динамично
меняю
-
щийся
характер
современных
локальных
войн
и
вооружен
-
ных
конфликтов
.
Уровень
угроз
и
факторов
неопределен
-
ности
оказывает
существенное
влияние
на
развитие
военно
-
полити
ческой
и
военно
-
страте
-
гической
обстановки
в
мире
,
на
создание
очагов
напряжен
-
ности
и
зон
конфликтов
,
на
ха
-
рактер
войн
и
вооруженных
конфликтов
.
Следует
отметить
,
что
войны
и
вооруженные
кон
-
фликты
будущего
станут
по
-
рождаться
не
одним
каким
-
либо
даже
очень
весо
-
мым
фактором
,
а
сложным
пе
-
реплетением
различ
ных
социально
-
политических
,
эко
-
номических
,
национальных
и
религиозных
противоречий
и
причин
,
которые
следует
учи
-
тывать
при
раскрытии
страте
-
гического
содержания
вооруженной
борьбы
буду
-
щего
.
Вместе
с
тем
необходимо
пред
-
усматривать
особенности
воз
-
можных
военных
действий
.
В
частности
,
на
Западном
страте
-
гическом
направлении
:
1.
Объемный
воздушно
–
кос
-
мическо
–
морской
и
назем
-
ный
характер
операций
и
боевых
действий
.
Основные
за
-
дачи
будут
решаться
до
столк
-
новения
передовых
частей
путем
дальнего
огневого
по
-
ражения
.
2.
Операции
межвидовых
группировок
,
как
правило
,
будут
разви
ваться
стреми
-
тельно
и
носить
высокомане
-
вренный
характер
.
3.
Огневое
поражение
станет
решающим
оперативно
-
стра
-
тегиче
ским
фактором
.
26
http://www.interaffairs.ru
Эл
ект
ронное
прил
оже
ние
к
жу
рнал
у
«
М
ежду
народная
жизнь
»
4.
В
период
до
2030
г
.
резко
вырастет
количество
боевых
средств
,
способных
наносить
огневые
удары
,
не
входя
в
кон
-
такт
со
сред
ствами
поражения
противника
.
5.
В
ходе
военных
действий
под
ударами
противника
ока
-
жутся
не
только
войска
и
воен
-
ные
объекты
,
но
и
экономика
страны
со
всей
ее инфраструк
-
турой
,
гражданское
население
и
практически
вся
территория
.
Свои
особенности
потенци
-
ально
будут
присущи
военным
действиям
на
Дальневосточ
-
ном
стратегическом
направле
-
нии
:
1.
Морские
десантные
опера
-
ции
и
противодесантная
обо
-
рона
так
же
будут
носить
воздушно
–
космическо
–
мор
-
ской
и
на
земный
характер
.
2.
Важное
влияние
на
устойчи
-
вость
противодесантной
обо
-
роны
Дальнего
Востока
будет
оказывать
способность
войск
(
сил
)
вес
ти
автономные
боевые
действия
.
3.
Недостаточный
уровень
раз
-
вития
транспортных
коммуни
-
каций
,
связывающих
Дальний
Восток
с
Европейской
частью
России
,
может
негативно
ска
-
заться
на
ходе
военных
дей
-
ствий
.
На
основании
анализа
наибо
-
лее
общих
черт
конфликтов
конца
XX –
начала
XXI
века
,
можно
сделать
следующие
принципиальные
выводы
от
-
носительно
военно
-
политиче
-
ских
особенностей
вооруженной
борьбы
на
совре
-
менном
этапе
и
в
обозримой
перспективе
:
Вооруженные
Силы
подтвер
-
ждают
свою
центральную
роль
в
осуществлении
силовых
опе
-
раций
.
Решающим
моментом
для
до
-
стижения
военно
-
политиче
-
ского
успеха
является
захват
стратегической
инициа
тивы
в
ходе
вооруженного
конфликта
.
Особенность
вооруженной
борьбы
будущего
может
состо
-
ять
в
том
,
что
в
ходе
войны
под
ударами
противника
окажутся
не
только
военные
объекты
и
войска
,
но
одновременно
и
экономика
страны
со
всей
ее
инфраструк
турой
,
граждан
-
ское
население
и
вся
террито
-
рия
.
Критерии
военной
победы
в
вооруженных
конфликтах
будут
различными
,
однако
очевидно
,
что
первостепенное
значение
имеет
решение
поли
-
тических
задач
в
вооруженном
конфликте
,
тогда
как
военно
-
политическим
и
оперативно
-
тактическим
задачам
отводится
преимущественно
вспомогательная
роль
.
Несмотря
на
повышение
роли
развернутых
к
моменту
угро
-
жаемого
периода
группировок
сил
и
средств
,
не
менее
зна
-
чительную
роль
в исходе
во
-
оруженного
конфликта
будет
играть
наличие
боеготового
резерва
и
системы
его
отмоби
-
лизования
и
развертывания
.
Это
даст
возможность
сохра
-
нять
стратегический
ресурс
си
-
лового
реаги
рования
при
любом
развитии
ситуации
в
ходе
вооруженного
конфликта
.
Боевые
действия
будут
харак
-
теризоваться
сочетанием
ма
-
невренных
операций
и
позиционных
действий
.
Разве
-
дывательно
-
диверсионные
действия
и
партизанская
война
рассматриваются
как
часть
«
обычной
»
вой
ны
.
Это
под
-
тверждает
необходимость
сба
-
лансированного
состава
сил
и
средств
вооруженных
сил
,
а
также
комплексной
боевой
подготовки
.
Решающее
значение
для
обо
-
роняющихся
будет
иметь
со
-
вершенная
система
разведки
с
единым
центром
уп
равления
и
хорошо
защищенными цент
-
рами
(
пунктами
)
сбора
и
обра
-
ботки
разведывательной
информации
всех
видов
воору
-
женных
сил
и
спецслужб
.
На
-
личие
у
них
возможности
доведения
обработанных
раз
-
ведыва
тельных
данных
до
всех
заинтересованных
инстанций
в
кратчайшие
сроки
,
близкие
к
реальному
масштабу
времени
.
Наличие
такой
разведки
даст
возможность
своевременно
вскрыть
подготовку
против
-
ника
к
напа
дению
и
провести
все
неотложные
мероприятия
угрожаемого
периода
и
,
в
пер
-
вую
очередь
,
перевод
войск
в
наивысшие
степени
боевой
го
-
товности
.
В
группировке
войск
,
кроме
обычных
элементов
в
опера
-
тивном
построении
(
боевом
порядке
),
должны
присут
-
ствовать
:
разведывательно
-
ин
-
формационный
центр
,
действующий
в
рамках
реаль
-
ного
масштаба
времени
;
авто
-
м а т и з и р о в а н н а я
,
высокозащищенная
система
управления
войсками
и
ору
-
жием
;
воздушно
-
космический
эшелон
(
или
часть
его
)
высоко
-
точного
оружия
;
высокозащи
-
щенный
резерв
.
Характер
применяемого
в
со
-
временных
войнах
вооруже
-
ния
диктует
настоятельную
необходимость
наличия
сил
и
средств
для
нанесения
ударов
по
военным
инструментам
противника
(
дальнобойному
высокоточному
оружию
,
даль
-
ней
авиации
),
находящимся
за
границами
непосредственного
района
конфликта
.
Для
этого
27
http://www.interaffairs.ru
Эл
ект
ронное
прил
оже
ние
к
жу
рнал
у
«
М
ежду
народная
жизнь
»
тре
буются
как
наличие
собст
-
венного
потенциала
дально
-
бойного
высокоточного
оружия
,
так
и
иные
средства
,
да
ющие
возможность
пере
-
нести
боевые
действия
непо
-
средственно
на
территорию
противника
.
Главное
внимание
должно
уде
-
ляться
созданию
устойчивой
дублированной
системы
управления
войсками
(
си
-
лами
)
во
всех
звеньях
управле
-
ния
.
С
этой
целью
следует
использовать
и
существующие
,
и
созданные
новые
системы
связи
,
максимально
задейство
-
вать
воздушные
командные
пункты
,
а
также
обеспечивать
безус
ловное
доведение
до
ис
-
полнителей
приказов
высшего
руководства
страны
и
их
вы
-
полнение
.
Основным
условием
победы
практически
во
всех
конфлик
-
тах
становится
подрыв
мораль
-
ного
духа
противоборствующих
войск
и
стиму
лирование
брожения
в
офицерском
корпусе
против
-
ника
.
Существенную
роль
в
во
-
оруженных
конфликтах
конца
ХХ
–
начала
XXI
веков
играет
соотношение
уровней
мо
-
рально
-
психологической
устойчивости
сторон
,
и
в
осо
-
бен
ности
–
высшего
команд
-
ного
состава
.
Это
означает
необходимость
укрепления
воинской
дисциплины
,
закон
-
ности
,
создания
подлинно
эф
-
фективной
системы
морально
-
психологической
подготовки
личного
состава
войск
и
сил
от
солдата
до
гене
-
рала
,
а
также
повышения
эф
-
фективности
деятельности
органов
военной
контрраз
-
ведки
.
Важное
значение
для
исхода
вооруженных
конфлик
-
тов
будет
иметь
наличие
ин
-
струментов
ведения
инфор
-
мационной
и
пропагандист
-
ской
работы
среди
войск
и
населения
противника
.
Выявленные
особенности
со
-
временных
войн
и
вооружен
-
ных
конфликтов
поднимают
проблему
формулиро
вания
нового
понимания
основных
задач
Вооруженных
Сил
РФ
.
Эти
задачи
должны
учитывать
как
уже
про
явившиеся
особен
-
ности
развития
военно
-
поли
-
тической
обстановки
в
зонах
интересов
России
и
характер
воо
руженной
борьбы
,
так
и
возможные
направления
раз
-
вития
принципов
ведения
бое
-
вых
действий
с
учетом
изме
нения
геополитической
обстановки
и
совершенствова
-
ния
средств
ведения
войны
.
К
основным
приоритетам
ре
-
формирования
и
укрепления
Вооруженных
Сил
РФ
в
настоя
-
щее
время
и
в
обозримой
пер
-
спективе
можно
отнести
следующие
:
1.
Сохранение
потенциала
Стратегических
Сил
сдержива
-
ния
.
2.
Наращивание
количества
соединений
и
частей
посто
-
янной
готовности
и
формиро
-
вание
на
их
основе
группи
ровок
войск
.
3.
Совершенствование
опера
-
тивной
(
боевой
)
подготовки
войск
(
сил
).
4.
Совершенствование
си
-
стемы
комплектования
Воору
-
женных
Сил
.
5.
Выполнение
программы
мо
-
дернизации
вооружения
,
воен
-
ной
и
специальной
техники
,
поддержание
их
постоянной
боевой
готовности
.
6.
Совершенствование
системы
военной
науки
и
военного
об
-
разования
.
7.
Совершенствование
систем
социального
обеспечения
во
-
еннослужащих
,
их
воспитания
и
морально
-
психологи
ческой
подготовки
.
Можно
согласиться
с
тем
,
что
многое
на
этих
приоритетных
направлениях
,
как
сказано
выше
,
уже
сделано
.
Однако
,
на
наш
взгляд
,
будет
справедливо
подчеркнуть
и
то
,
что
впереди
–
несоизмеримо
больший
объем
работы
Оганесян А
.
Г
.:
Спасибо
большое
всем участ
-
никам
Круглого
стола
за
инте
-
ресную
дискуссию
.
28
http://www.interaffairs.ru
Эл
ект
ронное
прил
оже
ние
к
жу
рнал
у
«
М
ежду
народная
жизнь
»
http://www.interaffairs.ru
Э
ле
кт
ро
н
н
ое
п
ри
ло
ж
ен
и
е
к
ж
ур
н
ал
у
«
М
еж
ду
н
ар
од
н
ая
ж
и
зн
ь
»
Редакция
журнала
"
Международная
жизнь
"
Главный
редактор
Армен
Оганесян
Руководитель
электронного
издания
-
Валентина
Злобина
Расшифровка
-
Ольга Иванова
Елена Шашкина
Дизайн
,
макет
,
верстка
-
Антон
Пантюхин
Адрес
в
интернете
: http://www.interaffairs.ru,
электронный
адрес
: journal@interaffairs.ru
Адрес
: 105064,
Москва
,
Гороховский
переулок
, 14
Телефон
: +7 (499) 265-37-81
Факс
: +7 (499) 265-37-71