ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
Географическая «специализация» европейских держав уходит в прошлое. Германская политика, а также экономическая экспансия выходят за пределы Европы и становятся очень заметными в Китае, на Ближнем Востоке, на постсоветском пространстве. Польша наращивает свою активность в Европе, чего не было раньше. Существенные изменения происходят и во французской внешней политике. Открытие военной базы Франции в ОАЭ в 2009 г. воспринимается в Европе и, что важно, в Германии позитивно. В этом шаге просматривается попытка закрепиться в регионе, не подкрепленная, правда, соответствующими ресурсами. Нет уверенности и в том, что Франция окажется способной получить отдачу от политических инвестиций, поскольку делает ставку на отношения лишь с одной страной. В рамках этой политики в Абу-Даби был открыт филиал Сорбонны. Параллельно велись переговоры о строительстве АЭС и продаже ОАЭ новейших французских истребителей Rafale. Не только вопрос цены, но и недостаток политического влияния стали причиной срыва обоих контрактов.
Создание форпоста в районе Персидского залива отражает сдвиг в стратегии национальной безопасности, в которой Н. Саркози стал уделять меньшее внимание своим бывшим колониям и более значительное - Ближнему и Среднему Востоку и бассейну Индийского океана. Решение расширить международную деятельность соответствует стремлению Парижа укрепить стратегическое партнерство с Соединенными Штатами. Он увеличил количество французских войск в Афганистане и расширил их роль в боевых операциях, а в марте 2009 года, после сорокадвухлетнего перерыва, вернул Францию в структуры военного командования НАТО. Хотя Ф. Олланд скорректировал политику предшественника, и теперь она уже не столь лояльна к американским инициативам, общий вектор стратегии не был изменен. В частности, по вопросу урегулирования конфликта в Сирии позиция Франции остается одной из наиболее жестких, что позволяет проводить аналогии с ливийской ситуацией.
Из всех европейских стран, пожалуй, именно Франция больше других претендует на то, чтобы говорить от лица Европы в целом. Н. Саркози часто именно так позиционировал свою международную деятельность. В 2007 г. в результате участия Парижа из ливийских тюрем были освобождены болгарские медсестры, а в 2008 году французский президент взял на себя миссию посредничества в период грузино-югоосе-тинского конфликта.
Специфической чертой французской дипломатии в правление Н. Саркози стал особый акцент на вопросах защиты прав человека. Вместе с тем результаты такого подхода оказались достаточно противоречивыми. В частности, инициатива французского президента в вопросе признания геноцида армян даже привела к дипломатическому кризису в отношениях с Турцией и её последствия, по-видимому, ещё долго будут влиять на отношения двух стран.
Пытаясь играть роль лидера, французская дипломатия, одновременно, во многих аспектах держится особняком от других европейских стран. Франция далеко не всегда пытается включать в свои внешнеполитические проекты своих партнеров по ЕС. Это явно проявилось при формулировании первоначального варианта инициативы «Союза для Средиземноморья», который по этой причине вызвал серьезное недовольство коллег Н. Саркози, прежде всего А. Меркель [Морозов 2012].
Германия, напротив, предпочитает действовать сообща с европейскими партнерами. С учетом исторического опыта немецкая дипломатия всерьез опасается напугать их своей активностью. Но даже несмотря на это, в Европе формируется тенденция к признанию германского лидерства. Примером тому стала берлинская речь польского министра Р. Сикорского, в которой он прямо заявил: «Я требую от Германии, чтобы она, ради вашей и нашей общей пользы, помогла еврозоне выжить и процветать. Вы знаете, что никто другой не сможет этого сделать. Наверное, я буду
первым в истории министром иностранных дел Польши, который это скажет: Я начинаю меньше бояться немецкой мощи, чем немецкого бездействия»5.
Роль Германии в европейской оборонной политике в настоящее время возрастает. (Об этом свидетельствует, в частности, решение об размещении центра управления комплексами ЕвроПРО на военной базе Рамштайн. Не случайно и то, что накануне Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2012 года, основными ньюсмейкерами по вопросам ПРО были именно германские представители.)
Еще десятилетие назад укрепление позиций Германии вызывало не всегда скрываемое раздражение в Париже. С тех пор список франко-германских противоречий не стал короче, возможно, сохранилось и недовольство, но теперь, особенно с экономическим кризисом, его уже не принято демонстрировать. Прочность франко-германского тандема доказывает, что даже отсутствие согласия по отдельным вопросам не нарушает общей атмосферы отношений. Так было, например, в период ливийского кризиса, когда Франция выступала за применение силы, а Германия неожиданно выступила против и настаивала на усилении мер политического воздействия на режим М. Каддафи.
С одной стороны, тот факт, что франко-германский тандем оказывается гораздо более существенным фактором единства, чем Брюссель, - показатель слабости интеграции. С другой - ряд исследователей, прежде всего, К. Гегаут обращают внимание, что французская и германская политика создают серьезные сложности для выработки общеевропейского курса. Великим державам вообще, в отличие от малых стран, в большей степени свойственно проведение политики в духе национальных интересов.
В этой логике рассуждают Р. Купер, А. Хиггот и К. Носсал, определяющие специфику международной политики малых стран через «их тенденцию следовать многосторонним решениям международных проблем, их тенденции избирать компромиссные позиции в международных спорах и их тенденции принимать понятие «хорошей международной гражданственности» как руководство для своей дипломатии» [Cooper et al. 1993: 19-20]. Подобной точки зрения придерживается и А. Тойе, полагающий, что стремление минимизировать стоимость ведения внешних связей и объединять усилия с другими субъектами приводит в итоге к повышению уровню участия и поддержки международных организаций [Toje 2011: 29]. Очевидно, что для более крупных стран ресурсные ограничители играют несопоставимо меньшую роль. Зачастую именно институты и формальные механизмы «выравнивают» положение малых стран, предоставляя им возможности для участия в международных процессах, в которых они бы не имели права голоса при иных обстоятельствах.
Впрочем, доводы, справедливые для конкурентной среды с высоким уровнем рисков для малых стран, кажутся несостоятельными для кооперативных сообществ. Более того, зачастую малые страны, в отличие от лидеров, оказываются способными проводить достаточно неудобную политику для великих держав, затрудняя процесс выработки общей позиции. Примерами подобной ситуации могут служить Ирландия, которая дважды парализовала работу Евросоюза, ратифицировав Ниццкий и Лиссабонский договоры лишь со второй попытки; а также политика шантажа, которой активно пользовались правительства Греции и Испании в 2012 году, в период обострения долгового кризиса. И наоборот, лидеры ЕС, которые стали «заложниками» своих более слабых партнеров, зачастую вынуждены идти на уступки «пассажирам» интеграции.
Перспективы развития европейской внешней политики, несмотря на однозначность положений Лиссабонского договора,
не станут более ясными, даже если состоится фактическое делегирование части внешнеполитических функций европейским институтам.
Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС опирается на слабую организационную основу. Неспособность институтов ЕС повлиять на противоречия между европейскими державами наглядно проявилась в период обсуждения военной операции в Ливии. Позже аналогичные проблемы проявились в вопросе о санкциях в отношении Сирии, когда жесткая позиция Франции натолкнулась на сопротивление Испании и Италии.
Недовольство Брюсселем демонстрируют даже его ближайшие союзники. США теряют веру в то, что внешнеполитический истеблишмент ЕС говорит от лица всех европейских стран. В Вашингтоне постепенно склоняются к мнению, что реальный центр власти в Европе находится в Берлине6.
Но стилистика отношений все же меняется. Прежде американские лидеры, Дж. Буш и Б. Обама, предпочитали общение с главами европейских стран по отдельности, но с 2011 г. в переговорный процесс все активнее вовлекаются руководители Евросоюза. Этому способствуют и институциональные изменения в самом объединении. Важные решения по-прежнему принимаются на национальном уровне, но с недавнего времени саммиты США-ЕС стали проходить с одновременным участием председателя Еврокомиссии Ж.-М. Бар-розу, председателя Европейского совета Х. ванн Ромпея и высокого представителя Евросоюза К. Эштон, а не лидера страны-председателя ЕС, как это было раньше.
До Лиссабонского соглашения об эффективности Общей внешней политики и политики безопасности ЕС можно было судить не столько исходя из ее непосредственной результативности, сколько с точки зрения того, насколько успешно она способствовала дальнейшему углублению интеграции. Помимо институциональных изменений и расширения полномочий Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности очевидна смена подходов в практической плоскости. В прежние годы приоритетом Европейской политики соседства было поддержание стабильности по периметру границ ЕС. Приблизительно с 2009 г. можно говорить о том, что интеграционное объединение все больше ориентировано на расширения влияния в собственном окружении, порой даже в ущерб стабильности [Байков 2011].
Европейцы стали гораздо более чувствительно относиться к политическим процессам на ближайшей периферии. После российско-грузинского вооруженного конфликта, в ходе которого НАТО и ОБСЕ продемонстрировали неспособность к решению возникающих проблем в пространстве прилегающем к государствам-членам ЕС, стало складываться общее понимание, что самим этим странам необходимо прилагать большие усилия для того, чтобы не уйти окончательно на обочину мирового влияния. Заинтересованность ЕС в переустройстве политического пространства периферии явственно обнаружилась в 2010 году, когда с началом волнений в Египте, Тунисе и Ливии активизировалась французская и британская дипломатия. Одновременно стала набирать обороты политика «Восточного партнерства» на постсоветском пространстве, в осуществлении которой значимую, хотя и малозаметную роль играет Германия.
Проснувшиеся глобальные амбиции «объединенной Европы» в целом поддержаны США, которые еще с 1990-х годов выступали за расширения участия европейских союзников в обеспечении собственной безопасности. Эту линию продолжают положения нового обзора военной стратегии, принятого администрацией Б. Обамы в январе 2012 года. В них явственно прослеживается заинтересованность к смене формата сотрудничества
США и ЕС в сфере безопасности. Ее отражением стали планы по сокращению непосредственного военного присутствия американских сил в Европе. На протяжении десятилетий США были важнейшим созидателем безопасности и стабилизатором политических процессов в регионе, но теперь необходимость в этом, по мнению американского руководства, снижается.
Повышенное внимание США к восточ-ноазиатскому региону породило опасения среди европейских союзников Вашингтона относительно перспектив сохранения трансатлантической солидарности. В то же время наиболее дальновидные эксперты предлагают не драматизировать ситуацию. В частности, Д. Хэмилтон, директор вашингтонского Центра трансатлантических отношений Школы перспективных международных исследований имени Пола Нитце (Университет Дж. Гопкинса)считает, что опасения европейцев напрасны: «США -тихоокеанская и атлантическая держава одновременно. И это уже не одно столетие»1.
* * *
Уменьшение вовлеченности США в европейские дела вовсе не означает разлада в от-
Список литературы
ношениях. Напротив, в трансатлантических связях становится очевидной все большая взаимозависимость, обусловленная кризисом однополярности, ослаблением американской «мягкой силы», ростом могущества Китая и пока еще неочевидным, но набирающим силу укреплением сопротивляемости мощи США со стороны региональных держав, в том числе стран-изгоев. Впервые за долгий период США начали испытывать потребность во влиятельных союзниках для проведения глобальной политики.
Для европейских стран в настоящее время США необходимы как проводник в мир глобальной политики. Отсутствие ресурсов для присутствия во всех частях света может быть отчасти компенсировано синхронизацией собственной политики с американской. Трансатлантические связи становятся более значимыми для обоих партнеров, чем они были в течение всего прошлого десятилетия.
Сложно прогнозировать, насколько результативным будет расширение глобального присутствия ЕС. Европейская политика сможет быть успешной, только если она станет менее ценностно обусловленной и более прагматичной.
Байков А.А. Модели интеграционной экспансии в зарубежной Европе и Восточной Азии // Вестник
Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. №4. Морозов В.М. Израиль и средиземноморская безопасность // Международные процессы. 2012. №3. Gegout C. 2010. European Foreign and Security Policy: States, Power, Institutions, and American
Hegemony. Toronto: University of Toronto Press Inc. Cooper R., Higgott A., Nossal K. 1993. Relocating Middle Powers: Australia and Canada in a Changing
World Order. Vancouver: UBC Press, 1993. Fregonese S. 2012. Beyond the 'weak state': hybrid sovereignties in Beirut. Environment and Planning D:
Society and Space. 30(4): 655 - 674. Held, McGrew D.A., Goldblatt D. and Perraton J. 1999. Global Transformations: Politics, Economics and
Culture. Stanford: Stanford University Press, 1999. Ingram H.M., Fiederlein S.L. Traversing boundaries: a public policy approach to the analysis of foreign policy.
Available athttp://www.labmundo.org/disciplinas/INGRAM_traversing_boundaries.pdf (accessed
08.06.2013).
Keohane, R.O., Nye, J.S. 1977. Power and Interdependence. Boston: Little, Brown & Co.
Rar A. DieeuropaischeAussenpolitikistzumoralisch. Available at http://www.tagesanzeiger.ch/ausland/
europa/Die-europaeische-Aussenpolitik-ist-zu-moralisch/story/25541351(accessed 08.06.2013). Tocci N., Darbouche H., Emerson M., Fernandes S., Hanau-Santini R., Noutcheva G., Portela C. 2008.Centre
for European Policy Studies. Toje A. 2011. The European Union as a Small Power. After the Post-Cold War.Palgrave Macmillan 2011.
PROSPECTS OF THE EU COMMON FOREIGN AND SECURITY POLICY
DMITRY OFITSEROV-BELSKIY
National Research University - Higher School of Economics, Perm, Russian Federation, 614070
Abstract
The european integration is going through hard times not only due to the economic crisis, but also due to the exhaustion of the existing logic of its development. This forces politicians to think in realist categories. Meanwhile the EU development in its current stage also reflects certain mainstream trends of global development. First and foremost it demonstrates erosion of boundaries between foreign and internal policies of the state. In the EU this is expressed in the splintering Member-States policies, which destroys the monopoly of ministries of foreign affairs on dealing with European matters. Simultaneously, the EU itself attempts to intensify its foreign policy. For a long time the integration grouping remained passive in this respect, which reflected lack of the common agenda, weakness of institutions and cleavages among Member-States. However, throughout the last decade the magnitude of these limitations decreased, due to the rapprochement among leading countries of the EU. Still, Member-States are struggling with homogenizing their approaches. New types of discrepancies become more pronounced. In particular, competition between major and smaller states of the integrating entity could cause problems. Complex institutional system of the EU enables less powerful states to improve their standing in relations with more powerful ones. However, it also delays decision making. Moreover, the traditional geographical "division of labour" in foreign policy among leading EU powers also erodes. Despite, all these difficulties and limitations the EU foreign policy receives ever widening recognition. It becomes more assertive in recent years, especially, in the EU immediate neighbourhood. The development of "Eastern partnership" initiative and the role of European countries in political uprising in the Middle East and Northern Africa are very illustrative in this regards. In close union with the U.S. the European powers are entering global politics once again. Keywords:
European Union, integration; European common foreign policy; Germany; France; national interests; interdependence; economic crisis; leadership.
References
Baykov A. 2011. Patterns of Integration Expansion in Europe and East Asia. Vestnik Moskovskogo universiteta. No. 4.
Gegout C. 2010. European Foreign and Security Policy: States, Power, Institutions, and American
Hegemony. Toronto: University of Toronto Press Inc. Cooper R., Higgott A., Nossal K. 1993. Relocating Middle Powers: Australia and Canada in a Changing
World Order. Vancouver: UBC Press, 1993.
Fregonese S. 2012.Beyond the 'weak state': hybrid sovereignties in Beirut. Environment and Planning D:
Society and Space. 30(4): 655 - 674. Held, McGrew D.A., Goldblatt D. and Perraton J. 1999. Global Transformations: Politics, Economics and
Culture. Stanford: Stanford University Press, 1999. Ingram H.M., Fiederlein S.L. Traversing boundaries: a public policy approach to the analysis of foreign policy.
Available athttp://www.labmundo.org/disciplinas/INGRAM_traversing_boundaries.pdf (accessed
08.06.2013).
Keohane, R. O., Nye, J. S. 1977. Power and Interdependence. Boston: Little, Brown & Co.
Morozov V. 2012. Israel and Security Issues in the Mediterranean. Mezhdunarodnye protsessy. No. 3.
Rar A. DieeuropaischeAussenpolitikistzumoralisch. Available at http://www.tagesanzeiger.ch/ausland/
europa/Die-europaeische-Aussenpolitik-ist-zu-moralisch/story/25541351(accessed 08.06.2013). Tocci N., Darbouche H., Emerson M., Fernandes S., Hanau-SantiniR., NoutchevaG., PortelaC. 2008.Centre
for European Policy Studies. Toje A. 2011. The European Union as a Small Power. After the Post-Cold War.Palgrave Macmillan 2011.
1 Саммит США-ЕС: Трансатлантические отношения на пороге перемен. ДойчеВелле, 28.11.2011 ( http://www.dw.de/dw/article/0,,15558444,00.html).