Файл: Петров И.Е. (ред.) - Учебник сержанта стрелковых войск. Книга 3 - 1954.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 3382
Скачиваний: 63
и
искусственных сооружениii (мосты, трубы, лотки, подпор
ные стены, ограждения и т. п.).
Дорожное полотно включает проезжую часть и две
ОбОЧИIНЬI
(рис.
109).
Проезжая часть служит для движения транспорта. Ши
рина проезжей час11и дороги
6-7 .м
(для движения в одну
сторону допускается ширина
3-3,5 .м).
Обочины являются упором для проезжей части
и
слу
жат для прохода пешеходов и для остановок машин. Ши
рина
каждой обочины
1,25-2,5
м.
Рис. 109.
ЭJJементы поперечного профиля дороги
Боковые канавы (кюветы) устраиваются по сторонам
дорожного полотна.·
В
них собирается и отводится стекаю
щая с полотна вода.
По сторонам земляного полотна за кюветам1и оставляют
свободные полосы земли, называемые обрезами
и
служа
щие для прокладки временных путей. Обрезы используются
для движения артиллерии на гусеничной тяге, танков
и
тракторов.
Для ориентирования 1\одителей
и
для регулирования
движения дороги оборудуют дорожными знаками.
К
ним
относятся километровые столбы, указатели пути, предупре
ждающие и запрешающие знаки.
Дороi1И, используемые ·во.йсками, необходимо постоянно
поддерживать в проезжем состоянии. Сержанты всех родов
войск должны уметь производить простейший ремонт и
усиление слабых у:частков дорог. Они должны уметь также
прокладывать колdнные пу11и, tюгда почему-либо не
удаётся
использовать
с
у
щес
т
в
у
ющ
ие
дороги.
116
При ремонте в первую очередь нужно отвес11и воду
с до
рожного полотна, затем заровнять колеи и неровности, за
делать выбоины и воронки, усилить слабые участки дорог
и
улучшить въезды на мосты. По окончании ремон
та
вы
ровнять проезжую часть дороги.
При
производстве ремонта дорог на местности, зара
жённой радиоактивными веществами, сначала проводится
дезактивапия путём удаления слоя грунта с заражённого
а
Песчано-глинистая смесь 10-15см
Хворост 15-25 см
рижим
а- н
а nесчаных
г
р
у н
т
а
х ;
6-
н
а
глинистых г
р
унтах.
Время
на
устройство
1
noz.
At
д
ор
о
ги
nри
готовом
материале
-
3
чеп.-часа
участка полотна дoporlfl или путём за-сыпания заражённого
участка незаражённым слоем грунта толщиной 8-10
с.м..
Воронки, обнаруженные на проезжей час11и дороги,
а
Т[!КЖе рвы и траншеи, пересекающие дорогу, после удале
ния из них воды и грязи засыnают сухим грунтом слоями
в 10-15
с.м.
с
утрамбовкой кажд'ого слоя. Большие во
ронки для ускорения работ закладывают дровам'!:! 1или кам
нем, а затем засыпают грунтом.
Воронки, заполненные
грунтовой водой, если воду нельзя отвес11и, перекрывают
мостиками.
Слабые участки грунтовых дорог, имеющие песчаный
или глинистый грунт, с целью укрепления проезжей час"l'и
покрывают слоем в 15-20
с.м.
песчано-глинист·ой смеси
с
содержанием песка от
60
до 80%. Иногда слабые уча
стки дорог с глинистым или песчаным· основанием укреn
ляют хворостяной выс"l'илкой.
Хворостяная выстилка
(рис.
110) лри'М·еняе"I'Ся
!На д
о
р
о
гах, когда недостаток времени не позволяет устроить более
прочного покрытия. Хворост укладывают или
в
к
о
р
ы
т
о
(на
nесчаных грунтах),
или
прямо на поверхность
(на глини-
117
стых гру
н
т
а
х) слоем в
15-20
см.
Поверх хвороста на
сыпают
слой песчано-глинИJстой смеси толщиной
10-15
см.
УчасТJ\!И дорог
с
заболоченным грунтом у.крепляют
жер
девой
выстилкой
или
}'!Кл
а
д
к
ой
к
ол
ей
н
ых
п
о
к
р
ы
т
ий из
лесоматериалов.
Настил
и
з
накатника и
брёвен устраивают с
л
ед
у
ю
щ
и
м
сnособом:
на
выровненном полотне вдоль дороги отрывают
ровики на
расстоянии 60-80
см
один от другого
и
в
них
!�
Рис. 111. Настил
(nрямой)
из накатника
и
укладывают
лежни
вровень
с
по
л
о
т
н
о
м
дороги.
Hacm.n
у
к
ла
д
ы
в
ают на
лежни
п
од
углом 60-75° к
оси дорог.и при
косом на
с
т
и
л
е
ои
п
оп
е
р
ё
к
дорожного полотна
-
п
р
и
прямом
iН
а
с
т
и
л
е
(рис. 111).
Чтобы
закрепить
ж
е
р
д
•
и
,
по
их кр
а
я
м
,
rнад крайними лежнями
укладывают пажилины (колёсоот
бой, п
р
и
ж
и м
)
.
к
о
т
о
р
ы
е
связывают с
лежнями проволокай
или
п
р
и
к
р
е
п
ля
ю
т
к
земле кольями.
Д
л
я
удоб
с
т
в
а езды
ои предохранения
о
т
б
ы
ст
р
о
г
о
раз
р
ушен
и
я жердевой
насти.ri
прикрывают
слоем
пе
с
ча
н
о
-
гли
нистого грунта толщиной
10-15
с.м.
§ 14.
Колонные пути.
Колонным
путём
н
аз
ы
в
а
е
тся
вы
б
р
а
н
ное на
местнос11и,
преимущественно по целине, направ-
118
ление, на
котором
провелением простейших пнженерных
работ обеспечено кратковременное движение войск и их
боевой техники.
Колонные пути прок.падываются в случаях.,
когда
в
по
лосе двиlКения войск дорог нет или их недостаточно, когда
Рис. IIZ. Маекираока дорог:
а
-
Mltctш
из
npoвoлo'lflы� тяжей и с рез
а
нн
о
й расти·
tельности; 6-
мас•ироночная с•ть с
оnлетённым маски·
рующим
материалом
имеющиеся дороги
разрушены,
минированы
или
находятся
nод обстрелом.
Постройке li.олонноrо пути предшествует разведка,
т. е.
выбор трассы колонно1·о пути, которая должна удовлетво·
рять
следующи:-л требованиям: соответствовать заданноМу
на:-�равлению
и
бьrть
по возможности короткой; обеспечи
�ать или по
I<paiiн�й мере
облегчать
маскировку
войск
на
119
марше; требовать минимального количества работ по уст
. ройству пути; проходить по хорошему в дорожном отно
шении грунту, допускающему движение без дополнитель
ного укрепления пуrи.
Работы по устройству колонного пути обычно включают:
провешивание вехами направления пути; установку указа
телей на разветвЛениях и пересечениях; расчистку трассы
колонного пути от кустарников и деревьев, мешающих щш
жению; устройство переездов через болота, заравнивание
ям и канав; устройство спусков и подъёмов при прохожде
нии пути через рвы, овра11и и т. п. Труднопроходимые
места, требующие большого объёма работ, обходятся или
же на них устраиваются простейшие колейно-щитовые по
крытия или сплошные настилы из лесоматериалов или
других подручных материалов.
Участки,
заражённые
радиоактивными
веществами,
также обходятся.
В
случае необходимости на заражённых
участках, намеченных для прокшщывания колонного пути,
устраиваются . проходы путём перекрытия заражённого
уча-стка колонного пути колейными или сплошными покры·
тиями из лесоматериалов или матов из падручных средств.
Можно также срезать заражённый слой толщиной 3-6
см
и
отбрасывать его в сторону или засыпать незаражённым
грунтом толщиной 8-10
см.
Маскировка колонного пути от наземного и воздушного
наблюдения может быть осуществлена прокладыванием его
по лесным тропинкам, просекам, заросJIЯМ кустарника, по
подошвам обратных скатов возвышенностей. Колонные пути и
дороги маскируются также установкой на открытых участках
верти�альных придорожных и
масок (рuис.112),
устроиствам горизонтальных масок
перекрытии.
VI.
РЕМОНТ И УСИЛЕНИЕ ДЕРЕВЯННЫХ МОСТОВ
§ 15. Мосты.
Мост (рис. 113) состоит из пролётного
строения
и
опор. Пролёrное строение состоит из проезжей
. 1И
несущей частей.
.
Проезжая часть состоит из настила, колёсоотбойных
брусьев и перил и служит для движения по мосту.
Настил устраивается из досок, пластин, жердей или брё
вt>н и укладывается поперёк или вдоль оси моста (рис. 114).
Поперечный настил укладывается на прогоны и при
крепляется к прогонам колёсоотбойными брусьям'и при по
мощи· Штырей. Для предохраненruя поперечного цастила от
120