Файл: Петров И.Е. (ред.) - Учебник сержанта стрелковых войск. Книга 3 - 1954.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 3382

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

и 

искусственных  сооружениii  (мосты,  трубы,  лотки,  подпор­

ные  стены,  ограждения  и  т.  п.). 

Дорожное  полотно  включает  проезжую  часть  и  две 

ОбОЧИIНЬI 

(рис. 

109). 

Проезжая  часть  служит  для  движения  транспорта.  Ши­

рина  проезжей  час11и  дороги 

6-7  .м 

(для  движения  в  одну 

сторону  допускается  ширина 

3-3,5  .м). 

Обочины  являются  упором  для  проезжей  части 

и 

слу­

жат  для  прохода  пешеходов  и  для  остановок  машин.  Ши­

рина 

каждой  обочины 

1,25-2,5 

м. 

Рис.  109. 

ЭJJементы  поперечного  профиля  дороги 

Боковые  канавы  (кюветы)  устраиваются  по  сторонам 

дорожного  полотна.· 

В 

них  собирается  и  отводится  стекаю­

щая  с  полотна  вода. 

По  сторонам  земляного  полотна  за  кюветам1и  оставляют 

свободные  полосы  земли,  называемые  обрезами 

и 

служа­

щие  для  прокладки  временных  путей.  Обрезы  используются 

для  движения  артиллерии  на  гусеничной  тяге,  танков 

и 

тракторов. 

Для  ориентирования  1\одителей 

и 

для  регулирования 

движения  дороги  оборудуют  дорожными  знаками. 

К 

ним 

относятся  километровые  столбы,  указатели  пути,  предупре­

ждающие  и  запрешающие  знаки. 

Дороi1И,  используемые  ·во.йсками,  необходимо  постоянно 

поддерживать  в  проезжем  состоянии.  Сержанты  всех родов 

войск  должны  уметь  производить  простейший  ремонт  и 
усиление  слабых  у:частков  дорог.  Они  должны  уметь  также 

прокладывать  колdнные  пу11и,  tюгда  почему-либо  не 

удаётся 

использовать 

с

у

щес

т

в

у

ющ

ие 

дороги. 

116 


background image

При  ремонте  в  первую  очередь  нужно  отвес11и  воду 

с  до­

рожного  полотна,  затем  заровнять  колеи  и  неровности,  за­
делать  выбоины  и  воронки,  усилить  слабые  участки  дорог 

и 

улучшить  въезды  на  мосты.  По  окончании  ремон

та 

вы­

ровнять  проезжую  часть  дороги. 

При 

производстве  ремонта  дорог  на  местности,  зара­

жённой  радиоактивными  веществами,  сначала  проводится 
дезактивапия  путём  удаления  слоя  грунта  с  заражённого 

а 

Песчано-глинистая  смесь  10-15см 

Хворост  15-25 см 

рижим 

а- н

а  nесчаных 

г

р

у н

т

а

х ;  

6-

н

а 

глинистых  г

р

унтах. 

Время 

на 

устройство 

noz. 

At 

д

ор

о

ги 

nри 

готовом 

материале 

-

чеп.-часа 

участка  полотна  дoporlfl  или  путём  за-сыпания  заражённого 
участка  незаражённым  слоем  грунта  толщиной  8-10 

с.м.. 

Воронки,  обнаруженные  на  проезжей  час11и  дороги, 

а 

Т[!КЖе  рвы  и  траншеи,  пересекающие  дорогу,  после  удале­

ния  из  них  воды  и  грязи  засыnают  сухим  грунтом  слоями 
в  10-15 

с.м. 

с 

утрамбовкой  кажд'ого  слоя.  Большие  во­

ронки  для  ускорения  работ  закладывают  дровам'!:!  1или  кам­

нем,  а  затем  засыпают  грунтом. 

Воронки,  заполненные 

грунтовой  водой,  если  воду  нельзя  отвес11и,  перекрывают 

мостиками. 

Слабые  участки  грунтовых  дорог,  имеющие  песчаный 

или  глинистый  грунт,  с  целью  укрепления  проезжей  час"l'и 

покрывают  слоем  в  15-20 

с.м. 

песчано-глинист·ой  смеси 

с 

содержанием  песка  от 

60 

до  80%.  Иногда  слабые  уча­

стки  дорог  с  глинистым  или  песчаным·  основанием  укреn­

ляют  хворостяной  выс"l'илкой. 

Хворостяная  выстилка 

(рис. 

110)  лри'М·еняе"I'Ся 

!На  д

о

р

о

­

гах,  когда  недостаток  времени  не  позволяет  устроить  более 

прочного  покрытия.  Хворост  укладывают  или 

в 

к

о

р

ы

т

о 

(на 

nесчаных  грунтах), 

или 

прямо  на  поверхность 

(на  глини-

117 


background image

стых  гру

н

т

а

х)  слоем  в 

15-20 

см. 

Поверх  хвороста  на­

сыпают 

слой  песчано-глинИJстой  смеси  толщиной 

10-15 

см. 

УчасТJ\!И  дорог 

с 

заболоченным  грунтом  у.крепляют 

жер­

девой 

выстилкой 

или 

}'!Кл

а

д

к

ой 

к

ол

ей

н

ых 

п

о

к

р

ы

т

ий  из 

лесоматериалов. 

Настил 

и

з 

накатника  и 

брёвен  устраивают  с

л

ед

у

ю

щ

и

м 

сnособом: 

на 

выровненном  полотне  вдоль  дороги  отрывают 

ровики  на 

расстоянии  60-80 

см 

один  от  другого 

и 

в 

них 

!� 

Рис.  111.  Настил 

(nрямой) 

из  накатника 

и 

укладывают 

лежни 

вровень 

с 

по

л

о

т

н

о

м 

дороги. 

Hacm.n 

у

к

ла

д

ы

в

ают  на 

лежни 

п

од 

углом  60-75°  к 

оси  дорог.и  при 

косом  на

с

т

и

л

е 

ои 

п

оп

е

р

ё

к 

дорожного  полотна 

-

п

р

и 

прямом 

а

с

т

и

л

е 

(рис.  111). 

Чтобы 

закрепить 

ж

е

р

д

и

по 

их  кр

а

я

м

rнад  крайними  лежнями 

укладывают  пажилины  (колёсоот­

бой,  п

р

и

ж

и м

)

к

о

т

о

р

ы

е 

связывают  с 

лежнями  проволокай 

или 

п

р

и

к

р

е

п

ля

ю

т 

к 

земле  кольями. 

Д

л

я 

удоб

с

т

в

а  езды 

ои  предохранения 

о

т 

б

ы

ст

р

о

г

о 

раз­

р

ушен

и

я  жердевой 

насти.ri 

прикрывают 

слоем 

пе

с

ча

н

о

-

гли

­

нистого  грунта  толщиной 

10-15 

с.м. 

§  14. 

Колонные  пути. 

Колонным 

путём 

н

аз

ы

в

а

е

тся 

вы­

б

р

а

н

ное  на 

местнос11и, 

преимущественно  по  целине,  направ-

118 


background image

ление,  на 

котором 

провелением  простейших  пнженерных 

работ  обеспечено  кратковременное  движение  войск  и  их 

боевой  техники. 

Колонные  пути  прок.падываются  в  случаях., 

когда 

в 

по­

лосе  двиlКения  войск  дорог  нет  или  их  недостаточно,  когда 

Рис.  IIZ.  Маекираока  дорог: 

а 

-

Mltctш 

из 

npoвoлo'lflы�  тяжей  и  с рез

а

нн

о

й  расти· 

tельности;  6-

мас•ироночная  с•ть  с 

оnлетённым маски· 

рующим 

материалом 

имеющиеся  дороги 

разрушены, 

минированы 

или 

находятся 

nод  обстрелом. 

Постройке  li.олонноrо  пути  предшествует  разведка, 

т.  е. 

выбор  трассы  колонно1·о  пути,  которая  должна  удовлетво· 

рять 

следующи:-л  требованиям:  соответствовать  заданноМу 

на:-�равлению 

и 

бьrть 

по  возможности  короткой;  обеспечи­

�ать  или  по 

I<paiiн�й  мере 

облегчать 

маскировку 

войск 

на 

119 


background image

марше;  требовать  минимального  количества  работ  по  уст­

. ройству  пути;  проходить  по  хорошему  в  дорожном  отно­

шении  грунту,  допускающему  движение  без  дополнитель­

ного  укрепления  пуrи. 

Работы  по  устройству  колонного  пути  обычно  включают: 

провешивание  вехами  направления  пути;  установку  указа­
телей  на  разветвЛениях  и  пересечениях;  расчистку  трассы 
колонного  пути  от  кустарников  и  деревьев,  мешающих  щш­

жению;  устройство  переездов  через  болота,  заравнивание 

ям  и  канав;  устройство  спусков  и  подъёмов  при  прохожде­
нии  пути  через  рвы,  овра11и  и  т.  п.  Труднопроходимые 

места,  требующие  большого  объёма  работ,  обходятся  или 
же  на  них  устраиваются  простейшие  колейно-щитовые  по­

крытия  или  сплошные  настилы  из  лесоматериалов  или 

других  подручных  материалов. 

Участки, 

заражённые 

радиоактивными 

веществами, 

также  обходятся. 

В 

случае  необходимости  на  заражённых 

участках,  намеченных  для  прокшщывания  колонного  пути, 
устраиваются  .  проходы  путём  перекрытия  заражённого 
уча-стка  колонного  пути  колейными  или  сплошными  покры· 

тиями  из  лесоматериалов  или  матов  из  падручных  средств. 
Можно  также  срезать  заражённый  слой  толщиной  3-6 

см 

и 

отбрасывать  его  в  сторону  или  засыпать  незаражённым 

грунтом  толщиной  8-10 

см. 

Маскировка  колонного  пути  от  наземного  и  воздушного 

наблюдения  может  быть  осуществлена  прокладыванием  его 
по  лесным  тропинкам,  просекам,  заросJIЯМ  кустарника,  по 

подошвам обратных  скатов  возвышенностей. Колонные пути и 
дороги маскируются  также установкой на  открытых участках 
верти�альных придорожных и 

масок  (рuис.112), 

устроиствам  горизонтальных  масок 

перекрытии. 

VI. 

РЕМОНТ  И  УСИЛЕНИЕ  ДЕРЕВЯННЫХ  МОСТОВ 

§  15.  Мосты. 

Мост  (рис.  113)  состоит  из  пролётного 

строения 

и 

опор.  Пролёrное  строение  состоит  из  проезжей 

.  1И 

несущей  частей. 

Проезжая  часть  состоит  из  настила,  колёсоотбойных 

брусьев  и  перил  и  служит  для  движения  по  мосту. 

Настил  устраивается  из  досок,  пластин,  жердей  или  брё­

вt>н  и  укладывается  поперёк  или  вдоль  оси  моста  (рис. 114). 

Поперечный  настил  укладывается  на  прогоны  и  при­

крепляется  к  прогонам  колёсоотбойными  брусьям'и  при  по­
мощи·  Штырей.  Для  предохраненruя  поперечного  цастила  от 

120