Файл: Петров И.Е. (ред.) - Учебник сержанта стрелковых войск. Книга 3 - 1954.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 3404

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

бьtстрого  износа  поверх  настила  укладываются  колеи  из 

досок  или  брусьев. 

Продольный  настил  укладывается  на  поперечины,  уло· 

женные  по  прогонам. 

К 

поперечинам  настил  крепится  гвоз­

дями.  Поперечины  делаются  из  брёвен 

и 

креnятся  к  про· 

гонам  штырями. 

.  ,·:, 

- .. 

· .. 

,! 

Рис.  113. 

Деревянный  балочный  мост 

Прогоны  поддерживают  проезжую  часть  моста 

1И 

пере­

дают  нагруз,ку  на  опоры.  Прогоны  могут  быть  из  брёвен  и 

Про·дольный  настил 

Колliсоотбой 

Рис.  114. 

Настилы: 

а 

-

поперечный  настил;  б- nродольный  настил  на  поперечинах 

брусьев,  уложенных  в  rщин 

ИЛ!1 

два  яруса  по  высоте. 

Они 

укладываются  на  насадки  опор  и  прикрепляются 

к  ним 

штырями,  болтами  или  скобами. 

Опоры  поддерживают  верхнее  строение  моста. 

В 

зависимос'ГИ  от  места  расположения  опоры  бывают 

береговые 

и 

промежуточные.  Наиболее 

часто  в  мостах 

при-

121 


background image

меняются 

свайные 

п 

рамные 

опоры. 

С

в

ай

н

ы

е 

оnоры 

(рис.  115) 

состоят  из  четырёх-шести  свай,  насадки,  горизон­

тальных 

и 

.rоиагональных 

схваток, 

а 

рамные 

о

по

р

ы 

(р•ис.  116) 

-из  лежня,  четырёх-шести 

сrоек,  насадки и диа­

гональных  схваток. 

 

,·, 

о 

·,, 

: :  

•  1 

11 

11 

.

11 

1 1  

1  t 

•• 

•• 

10 

' 1  

t  1 

1  1 

•  1 

� 

i! 

i! 

i! 

� 

1

;: 

� 

': 

ttaroнa11ь-

Рис.  115.  Свайпая  опора 

Рис.  116.  Рамнан  опора 

В 

каждом  мосту  принято  называть: 

- длиной  моста  - расстояние 

между  осями 

двух  к

р

ай

­

них  (береговых)  опор; 

- мостовым  пролётом -

расстояние  между  осями  д

ву

х 

смежных  опор; 

- шириной 

моста 

- рас

сто

я

н

ие 

между 

в

н

ут

р

е

н

ними 

гранями  пери�; 

� 

- ширинон  проезжен  части- расстояние  между  впу· 

тренними  гранями  колёсоотбоев; 

- высотой  опор - расстояние  от  верха  о

п

о

р

ы 

до 

грунта. 

Существующие  мосты  могут  быть  использованы  для про­

пуска  военных  грузов  только  после  тщательной  'разведки 

их.  Рf!зведкой  устанавливают  состояние  моста,  груз�·подъ­

ёмность 

и 

мероприятия  по  обеспечению  пропуска  через 

него  необходимых  грузов. 

При  обследовании 

состояния 

моста 

выясняют:  о

тс

ут

­

ствие  надрубов,  надпилов  и  других  повреждений  в  сваях, 

прогонах,  насадках;  отсутствие  подмыва 

и 

11ерекоса  опор, 

заметных  провисаний  прогонов;  отсутствие  или  на"1ичие 

гнилц  и  степень  поражения  ею  деревянных 

элементов  мо­

ста,  состояние  настила  и  степень  износа  его. 

Одновременно  с  обследованием  состояния  моста 

опреде­

ляются 

размеры 

его  основных 

элементов 

и 

общие  ра

з

ме

ры 

122 


background image

моста.  Замеру  подлежат:  сеченче  настила,  диаметр  попере­

чин  и 

расстояние  между 

ними, 

д

и

а

м

етр 

прогонов  и 

расстоя­

НJИе 

м

еЖд

у 

их  осями,  д

и

а

м

е

т

р  насадки, 

расстояние  между 

сваями, диаметр свай,  вы

со

та  о

по

р 

и 

р

а

с

ст

оя

н

и

е  между  ними. 

§ 

16.  Определение  rрузоподъёмности  мостов.  Путём 

со­

поставления  данных  замера 

с 

данными  табл. 

и 

3  м

о

ж

е

т 

быть  определена  грузоподъёмность  моста. 

HarpyэJ(a 

Элементы  моста 

Таблица 

Расст<,яние  между  прогонами 

(nоnеречинами), 

см 

50 

60 

80 

\00 

1.  Необходимая  толщина  настила 

в 

с.м 

Колi!сная с  дl!вле­

нием  на 

ось 

тl 

а) 

одиночны/! 

настил: 

поперечный  и  пр

о

­

дольный 

из  досок 

шириной 

16 

с.м 

7,5 

поперечный  и  nро­

дольный 

ИЗ  ДОСОК 

шириноll 

20 

c.At 

поnеречный  из  на­

катника  диамет-

ром 

c.At 

• 

• 

• 

• 

• 

12 

б) 

nродольны/!  двоll-

ной  HaCTИJI: 

из 

досоi<  шириной 

16 

с.м 

• 

• 

• 

• 

• 

.

ИЗ 

ДОСОК  ШИрИНОЙ/ 

20 

С.М 

 • 

• 

4,5 

2.  Необходимый  диаметр  поnеречин 

Колi!сная  с давле-

ни ем  на 

ось 

т 

11 

Гу

с

е

н

и

ч

н

а

я 

весом 

10 

т 

10 

Г

у

с

ен

ичн

а

я 

весом 

40 

т 

10 

Гусеничная 

весом 

60 

т 

10 

8,5 

13 

15 

5,5 

6,5 

7,5 

В  С.М 

13 

14 

15 

10 

10 

1J 

11 

13 

14 

11 

13 

14 

Давление 

на  за11.нюю 

ось 

автомо5IfЛЯ 

можно  приблизительно 

сч

и

т

а

ть 

2fз  веса  автомобипя 

с 

грузом. 

123 


background image

Продолжение 

Гасст�яние  меwду  прогонами 

(поперечиньми),  с.м 

Нагрузка 

Элементы 

моста 

50 

с 

60 

80 

100 

3.  Необходимый  средний  диа.wетр  прогонов  в 

см 

Колёсная с  давле-

ни ем  на  ось 

т 

Гусеничная 

весом  10 

т 

Гусеничная 

весом  40 

т 

Гусеничная 

весом  60 

т 

Нагрузка 

Пролёт  моста 

..w 

22 

5 м  

23 

.Jil 

25 

8..w 

28 

Пролёт  моста 

4 ..w 

20 

5..w 

22 

6

..w 

24 

8..w 

27 

Пролёт  моста 

..w 

26 

5 м  

30 

.Jit 

2х271 

8м 

2х30 

Пролёт  моста 

4 м 

29 

5 ..w  

32 

6м 

2х28 

8м 

2х32 

� 

"""''' 

"""m 

� 

при  расстоянии  между 

ny 

'""""  '"''"'""' 

�е� 

до 

до 

до 

.м 

1,1  .м 

.м 

Гусеничная  весом 

40 

т 

25 

27 

27 

25 

28 

29 

26 

28 

30 

26 

29 

'  32 

Гусеничная  весом 

60 

т 

28 

32 

34 

29 

33 

34 

б 

29 

33 

35 

30 

34 

36 

22 

23 

24 

24 

25 

26 

27 

27 

28 

29 

30 

31 

21 

22 

23 

23 

24 

26 

25 

27 

27 

28 

31 

32 

28 

30 

31 

31 

32  2х28 

2х27  2х29  2х30 
2х31 

29  2х26  2х27 

х26 

2х28  2.х29 

2х29  2х31  2х32 
2х34 

Таблица  3 

Диаметр  свай  (стоек) 
в  с.м  при  высоте  опоры 

бдо.м 

до 

ro 

.м 

.м 

20 

20 

24 

20 

20 

25 

20 

20 

25 

20 

20 

26 

24 

24 

26 

25 

25 

26 

26 

26 

26 

27 

27 

28 

Пр и  м еч а н и  е. 

При 

нагруЗI(ах  менее 

40 

т 

проверку  грузо­

подъёмности  опор  обычно  не  производят. 

'  Первая  цифра  указывает  количество 

брёвен  в  ·одном 

прогоне, 

вторая 

- диаметр 

прогон 

а. 

124 


background image

П 

р и м е р 

о л ь  з о в а  н 

и 

я 

т 

а б л и 

ц 

а м 

и. 

Тре-

бvется  определить,  пригоден  ли  мост  для  пропуска  танков 
в

е

сом  40 

т 

и  колёсных  машин  с  давлением  на  ось 

т. 

Осмотрев  и  измерив  элементы  моста,  сержант  получил 

такие  данные  о  мосте:  пролёт 

.м, 

ширина  проезжен 

части 

.м, 

расстояние  между  прогонами 

50  см, 

диаметр 

прогонов  в  середине  30 

см; 

настил  продольный  двойной  из 

досок  толшиной  6 

см, 

шириной  20 

см; 

.поперечины  диаме­

тром 

14 

см, 

расстояние  между  ними 

60  см; 

опоры  свайные 

высотой 

5  .м, 

диаметр  свай  22 

с.м, 

расстояние  между  свая­

ми 

.м, 

диаметр  насадок  26 

см. 

По  табл 

.

.. 

2  для  колёсной  нагрузки  с  данлением  на  ось 

т 

в  вертикальной  строке  (5-я  сверху),  соответствующей 

расстоянию  между  поперечинами  60 

см, 

в  месте  пересече­

ния  её  с  горизонтальной  графой  для  продольного  двойного 

насТ>ила  из  досок  шириной  20 

см 

находим  требуемую  тол­

щину  досок  двойного  наСТ>ила,  равную 

5  с.м. 

Затем  находим 

необходимый  диаметр  поперечины  для  колёсной  нагрузки 

1  с.м 

и  диаметр прогонов  для  гусеничной  нагрузки 26 

см. 

По 

табл. 3 находим,  что  необходимый  диамет

р 

свай  при  высоте 

их  до  ,6 

м 

равен  20 

см, 

а  диаметр  насадки  при  пролёте  мо­

ста 

.м 

и  расстоянии  между  сваями 

1  .м 

составляет 

25  с.м. 

Все  найденные  табличные  размеры  меньше  размеров 

элементов  проверяемого  моста.  Следовательно,  грузоподъ­
ёмность  моста  достаточна  для  пропуска  гусеничных  грузов 

весом  40 

т 

и  для  колёсных  грузов  с  давлением  на ось до 

т. 

§ 

17.  Усиление  мостов. 

Если  измеренные  элементы  (эле­

мент)'  моста  оказались  меньше  табличных,  то  мост  требует 
усиления.  Усиление  прогонов,  поперечин  и  настила  можно 

произвести  одновременно  устройством  колей  из  брёвен  или 
бру·сьев 

1 17). 

Настил  усиливают  укладкой  продольных  колей  из  досок 

(рис. 

1 18), 

которые  крепят  к  настилу  гвоздями  или  шты­

рями  через 

1-1,5 

.м. 

Расстояние  между  колеями  берут 

0,7-

1,3 

.м, 

а  ширину  каждой  колеи 

1-1,4 

.м. 

Насадку  усиливают  устройством  вспомогательной  гори­

зонтальной  схватки  (рис. 

J.19). 

На  местах  сопряжения  моста  с  берегом  очень  часто 

or 

ударов  колёс  образуются "выбоины,  прИводящие  в  дальнеii­

шем  к  разрушению  въездов  на  мост.  Образовавшиеся  перед 
мостом  выбоины  очищают  от  грязи  и  пыли,  в  торцах  про­

гонов  кладут  лобовую  доску,  а  там,  где  кончается  мост  и 

начинается  берег,  укладывают  два-три  бревна,  фашины  или 
хворост,  которые  засыпают  песком  или  гравием. 

125