Файл: Резник Н.И. (ред.) - Методика и организация деятельности командиров воинских частей, войсковых психологов по изучению психологических особенностей пополнения - 2007.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1770
Скачиваний: 43
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Деятельность командира воинской части.
2.2 Деятельность заместителя командира воинской части по воспитательной работе
3.1. Деятельность командира роты по изучению пополнения
3.2 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению пополнения
Обработку результатов проводят по четырем «ключам», соответствующих шкалам: «достоверность», «нервно-психическая устойчивость», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность», «адаптивные способности». На каждый вопрос теста обследуемый может отвечать «да» или «нет». Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов, совпавших с «ключом». Каждое совпадение с «ключом» оценивается в один «сырой балл».
Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В случае если общее количество «сырых баллов» превышает 10, то полученные данные следует считать недостоверными вследствие стремления военнослужащего соответствовать социально желаемому типу личности.
При массовом обследовании, а также при дефиците времени процесс определения социально-психологической адаптации военнослужащих может быть ускорен. Для этого достаточно иметь два «ключа». Для шкалы достоверности и шкалы личностного адаптивного потенциала. Шкала АС является более высокого уровня. Она включает в себя шкалы «нервно-психическая устойчивость», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность» и дает представление в целом об адаптивных возможностях личности, но не позволяет получить дополнительную информацию о психологических особенностях обследуемых.
Таблица 1
Ключи
к многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность-02»
(МЛО-АМ)
Наименование шкалы |
Номера вопросов с ответом «да» |
Номера вопросов с ответом «нет» |
Достоверность (Д) |
|
1,10,19,31,51,69, 78,92,101,116, 128,138,148 |
Адаптивные способности (АС) |
4,6,7,8,9,11,12,14,15,16,17,18,20,21,22,24,27,28, 29,30,33,36,37,39,40,41,42,43,46,47,50,56,57,59,660,61,63,64,65,67,68,70,71,72,73,75,77,79,80,81, 82,83,84,86,88,89,90,91,93,94,9596,98,99,102, 103,104,106,108,109,110,111,112,113,114,115, 117,118,119,120,121,122,123,124,125,126,129, 131,133,135,136,137,139,141,142,143,145,146, 149,150,151,152,153,154,155,156,157,158,161, 162,164,165 |
2,3,5,13,23,25,26, 32,34,35,38,44,45, 48,49,52,53,54,55,58,62,66,74,76,85,87,97,100,105,107,127,130,132,134, 140,144,147,159, 160,163 |
Нервно- психическая устойчивость (НПУ) |
4,6,7,8,11,12,15,16,17,18,20,21,28,29,30,37,39, 40,41,47,57,60,63,65,67,68,70,71,73,80,82, 83,84,86,89,94,95,96,98,102,103,108,109,110, 111,112,113,115,117,118,119,120,122,123,124, 127,129,131,135,136,137,139,143,146,149,153,154,155,156,157,158,161,162 |
2,3,5,23,25,32,38,44,45,49,52,53,54,55,58,62,66,75,87, 105, 132,134, 140 |
Коммуникативный потенциал (КП) |
9,24,27,33,43,46,61,64,81,88,90,99,104,106,114,121,126,133,142,151,152 |
26,34,35,48,74,85,107,130,144,147, 159 |
Моральная нормативность (МН) |
14,22,36,42,50,56,59,72,77,79,91,93,125,141,145,150,164,165 |
13,76,97,100,160, 163 |
Таблица 2
Перевод в баллы результатов,
полученных по шкалам методики «Адаптивность-02» (МЛО-АМ)
Наименование шкал и количество ответов, совпавших с ключом |
||||
АС |
НПУ |
КП |
МН |
Баллы |
104-> |
68-> |
25-> |
18-> |
1 |
103-87 |
67-52 |
24-22 |
17-16 |
2 |
86-72 |
51-41 |
21-19 |
15-14 |
3 |
71-57 |
40-30 |
18-16 |
13-12 |
4 |
56-43 |
29-20 |
15-14 |
11-10 |
5 |
42-36 |
19-15 |
13-12 |
9 |
6 |
35-29 |
14-10 |
11-10 |
8-7 |
7 |
28-23 |
9-8 |
9-8 |
6 |
8 |
22-19 |
7-6 |
7-6 |
5 |
9 |
18 и менее |
5 и менее |
5 и менее |
4 и менее |
10 |
Показатель по шкалам «АС», «КП», «МН» 1 - 3 балла – низкие показатели, 4 - 5 баллов – удовлетворительные показатели, 6 - 8 баллов – хорошие показатели, 9 - 10 баллов – высокие показатели.
Интерпретация
нервно-психической устойчивости по шкале «НПУ» методики
«Адаптивность-02» (МЛО-АМ)
Баллы 10-балльной шкалы |
Заключения и рекомендации |
1 |
Неудовлетворительная НПУ – характеризуется склонностью к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках |
2 |
|
3 |
Удовлетворительная НПУ характеризуется возможностью в экстремальных ситуациях умеренных нарушений психической деятельности, сопровождающихся неадекватными поведением, самооценкой и (или) восприятием окружающей действительности |
4 |
|
5 |
|
6 |
Хорошая НПУ – характеризуется низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках |
7 |
|
8 |
|
9 |
Высокая НПУ – характеризуется низкой вероятностью нарушений психической деятельности, высоким уровнем поведенческой регуляции |
10 |
Интерпретация
адаптивных способностей по шкале «АС» методики «Адаптивность-02» (МЛО-АМ)
Уровень адаптивных способностей (баллы) |
Интерпретация |
5-10 |
Группы высокой и нормальной адаптации. |
3-4 |
Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий. |
1-2 |
Группа низкой адаптации. |
Таблица 4
Интерпретация основных шкал методики «Адаптивность – 02»
(МЛО-АМ)
Наименование |
Уровень развития качеств |
|
шкалы |
Низкие показатели (1-3 балла) |
Высокие показатели (9-10 баллов) |
АС |
Обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Имеют низкой уровень нервно-психической устойчивости, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Возможны нервно-психические срывы. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра). |
Достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. |
КП |
Обладают низким уровнем коммуникативных способностей, испытывают затруднение в построении контактов с окружающими, проявляют агрессивность, повышенную конфликтность. |
Обладают высоким уровнем развития коммуникативных способностей, легко устанавливают контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтны. |
МН |
Не могут адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. |
Реально оценивают свою роль в коллективе, ориентированы на соблюдение общепринятых норм поведения. |
Личностный опросник «НПН-А» 02
(нервно-психическая неустойчивость – акцентуация)
Опросник разработан К.Н.Поляковым, А.Н.Глушко и предназначен для выявления нервно-психической неустойчивости и некоторых акцентуаций характера.
Опросник содержит 276 высказываний и имеет следующие шкалы:
достоверности,
нервно-психической неустойчивости,
истерии,
психастении,
психопатии,
паранойи,
шизофрении.
Инструкция обследуемым.
«Сейчас Вам будет предложено ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых особенностей Вашего самочувствия, поведения, характера.
Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет Вам в голову. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов. Если Вы отвечаете на вопрос «Да», поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка над цифрой знак «+»(плюс), если Вы выбрали ответ «Нет», поставьте под цифрой знак «-» (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Отвечать нужно на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Если у Вас возникнут вопросы – поднимите руку».
Текст опросника.
1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
2. Запоры у меня бывают редко.
3. Временами у меня бывают приступы смеха и плача, с которыми я никак не могу справиться.
4. Временами мне так и хочется выругаться.
5. У меня часто болит голова.
6. Иногда я говорю неправду.
7. Мое настроение зависит от общества, в котором я нахожусь.
8. Сон у меня обычно богат яркими сновидениями.
9. Люблю костюмы яркие и броские.
10. Мой аппетит зависит от настроения: то ем с удовольствием, то нехотя, через силу.
11. Часто какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне заснуть.
12. Я сильно теряюсь, оказавшись неожиданно в центре внимания.
13. Критика в том виде, в котором ее осуществляют многие люди, скорее выбивает меня из колеи, чем помогает.
14. Я часто поступаю по настроению, а не по убеждению.
15. Часто в споре я ухожу от сущности вопроса и перехожу на личности.
16. Я не пойду на риск, если есть только малая надежда на успех.
17. Если со мной поступают несправедливо, то я чувствую, что должен отплатить, хотя бы из принципа.
18. Судьба определенно несправедлива ко мне.
19. Мне кажется, что меня никто не понимает.
20. Временами в меня вселяется злой дух.
21. Внешний вид меня очень мало интересует.
22. Иногда я ощущаю, что моя душа покидает тело и летает где-то в космосе.
23. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
24. Бывает, что я пропускаю передовицы в газетах.
25. Бывает, что я сержусь.
26. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
27. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.
28. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.
29. Считаю, что одетым надо быть всегда привлекательно, т.к. «встречают по одежке».
30. Я считаю, что не следует выделяться среди окружающих, чем бы то ни было.
31. В необычной и привлекающей внимание одежде я чувствую себя прекрасно.
32. Стараюсь жить так, чтобы окружающие могли сказать обо мне: «Вот это человек».
33. Часто мне трудно удержаться от жалости к самому себе.
34. Если мое удачное замечание осталось незамеченным, я больше не повторю его.
35. Если я совершил какой-то промах в обществе, то об этом забываю довольно быстро.
36. Временами меня так и подмывает вступить с кем-нибудь в спор.
37. Временами я так настаиваю на своем, что окружающие теряют со мной терпение.
38. Я не могу до конца выслушать человека, если он, по моему мнению, говорит глупые вещи.
39. Иногда мне хочется сделать что-либо опасное или ошеломляющее.
40. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
41. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.
42. Большую часть времени (жизни) я вполне доволен жизнью.
43. Я верю, что некоторые люди могут одним прикосновением исцелить болезнь.
44. Я знаю людей, которые пытаются присвоить мои мысли.
45. Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой.
46. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.
47. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
48. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
49. В гостях за столом я держусь лучше, чем дома.
50. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там где положено.
51. Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание ко мне.
52. Я люблю одежду модную и необычную, которая невольно привлекает взоры.
53. Бывает, что совершенно незнакомый человек мне моментально внушает доверие и симпатию.
54. Приключения и риск меня привлекают, когда в них мне достается первая роль.
55. Часто я склонен мысленно возвращаться к своим пустяковым неприятностям, и мне трудно выбросить их из головы.
56. Я часто чувствую себя одиноким и никому ненужным.
57. Я чувствую, что мои друзья и близкие не так сильно нуждаются во мне, как я в них.
58. Иногда я могу не удержаться и нагрубить, даже если это повредит моим интересам.
59. Довольно часто я действую под влиянием минутного настроения.
60. Когда на меня кричат, я отвечаю тем же.
61. Часто я готов на все, чтобы победить в споре.
62. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.
63. Кое-кто рад бы мне навредить.
64. Я никогда не делал в жизни ничего рискованного только ради острых ощущений.
65. Я считаю, что религия имеет такое же право на существование, к и различные науки.
66. Нередко я испытываю своеобразное чувство, будто «Я»- это не «Я».
67. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.
68. Иногда у меня бывает такое чувство, что я просто должен нанести повреждение самому себе или кому-нибудь другому.
69. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
70. В игре я предпочитаю выигрывать.
71. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).
72. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает вес в собственных глазах.
73. Я всегда стремлюсь быть среди людей, чтобы "показать" себя.
74. Я люблю опекать кого-нибудь, кто мне нравится.
75. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной бы следовали другие.
76. Иногда я ощущаю комок в горле или другие необычные ощущения.
77. Вставая утром, я часто чувствую себя усталым и разбитым.
78. Изменения погоды влияют на мою трудоспособность и настроение.
79. В отношениях с людьми я часто испытываю трудности из-за чувства стеснительности, реальных причин, для которого нет.
80. Часто я не уступаю людям не потому, что дело действительно важное, а просто из-за принципа.
81. У меня часто плохое, злобное настроение.
82. Я, наверное, человек раздражительный и вспыльчивый.
83. Часто я "завожусь с пол-оборота".
84. Большинство людей честны лишь потому, что боятся, что на обмане они попадутся.