Файл: Резник Н.И. (ред.) - Методика и организация деятельности командиров воинских частей, войсковых психологов по изучению психологических особенностей пополнения - 2007.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1774
Скачиваний: 43
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Деятельность командира воинской части.
2.2 Деятельность заместителя командира воинской части по воспитательной работе
3.1. Деятельность командира роты по изучению пополнения
3.2 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению пополнения
Министерство обороны Российской Федерации
Методика и организация деятельности командиров воинских частей, их заместителей по воспитательной работе, войсковых (флотских) психологов, специалистов Ц(П)ППиР, командиров подразделений по изучению психологических особенностей пополнения
(методическое пособие)
_____________
Москва – 2007
Данное методическое пособие является переработанным и дополненным изданием по организации деятельности командиров, их заместителей по воспитательной работе и психологов воинских частей по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, прибывших на укомплектование частей и подразделений.
Методическое пособие подготовлено под общей редакцией
Начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ
генерал-полковника Н.И.Резника
Руководитель авторского коллектива
Начальник отдела психологической работы управления патриотического воспитания и связи с общественностью ГУВР ВС РФ
полковника А.А.Ендржеевского
Авторский коллектив:
полковник В.Е.Печорин
полковник В.В.Богачев
полковник В.В.Савич
Вступление
В настоящее время особое значение в Вооруженных Силах приобретает качественное изучение пополнения прибывающего для укомплектования воинских частей. Необходимость поддержания высокой боевой готовности настоятельно диктует командирам всех уровней как можно быстрее и лучше подготовить военнослужащих пополнения к выполнению почетного и ответственного долга, обучить военной специальности, соблюдению норм и правил воинской жизни. И от того, как будут изучены морально-деловые качества и индивидуально-психологические особенности военнослужащих пополнения, зависит успех их становления как вооруженных защитников Родины, позволит грамотно организовать работу по укреплению морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины.
Данный материал поможет Вам грамотно организовать систему изучения прибывающего пополнения и использовать его в практической работе.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОПОЛНЕНИЯ
Деятельность должностных лиц воинской части по изучению пополнения, прибывающего на укомплектование, организуется в строгом соответствии с требованиями нормативных документов:
-
общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
-
приказа Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 440;
-
приказа Министра обороны Российской Федерации 2000 года № 50;
-
приказа Министра обороны Российской Федерации 2004 года № 70;
-
приказа Министра обороны Российской Федерации 2005 года № 79;
-
директивы Министра обороны Российской Федерации 1996 года № Д - 18;
-
указания статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации о введении в действие Руководства по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации (исх. № 172/2/60 си от 30 марта 2006 г.).
(Выдержки приведены в Приложении № 1)
В воинской части работу по изучению пополнения организует командир.
В целях наиболее полного и качественного изучения прибывающего на укомплектование части личного состава командир издает приказ «Об организации приема и изучения пополнения» (Приложение № 2), в котором определяет:
-
состав администрации пункта приема и распределения пополнения;
-
состав нештатного подразделения, группы профессионального психологического отбора (далее – ППО);
-
сроки проведения инструктивно-методических занятий и инструктажей по психолого-педагогической подготовке с должностными лицами, привлекаемыми к изучению пополнения;
-
время, место и порядок проведения психологического изучения (тестирования) личного состава;
-
систему сбора, анализа, доклада и хранения психологической информации о прибывшем пополнении;
-
порядок контроля за соблюдением требований профессиональной этики, конфиденциальности при проведении изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
-
Содержание ДЕЯТЕЛЬНОСТИ должностных лиц
по изучению пополнения
С прибытием пополнения в воинскую часть начинается непосредственная работа по его изучению и распределению по подразделениям.
На этом этапе необходимо четко реализовать систему сбора информации о прибывшем личном составе на пункте приема и распределения пополнения, а также своевременного доведения её до соответствующих командиров подразделений, их заместителей по воспитательной работе. При этом у каждого должностного лица администрации пункта приема и распределения пополнения должен быть определен свой участок работы по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
2.1 Деятельность командира воинской части.
Перед прибытием пополнения:
-
издает приказ «Об организации приема и изучения пополнения»;
-
организует работу должностных лиц по подготовке материальной базы для приема пополнения;
-
инструктирует должностных лиц администрации пункта приема и распределения пополнения о порядке работы с прибывшим пополнением, форме и сроках доклада о результатах изучения пополнения;
-
проверяет готовность должностных лиц к приему пополнения;
-
докладывает по команде о проведенной работе и готовности к приему пополнения.
В период приема пополнения:
-
организует работу пункта приема и распределения пополнения;
-
проводит ознакомительную беседу с прибывшим пополнением. Знакомит личный состав с должностными лицами воинской части, ее истории и традициями;
-
руководит работой должностных лиц по изучению нравственных, деловых и индивидуально-психологических качеств пополнения;
-
осуществляет наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости (далее - НПН);
-
проводит собеседования с отдельными военнослужащими, изучает их индивидуально-психологические особенности. При выявлении лиц с признаками НПН, ставит задачу психологу воинской части на проведение углубленного изучения этих военнослужащих;
-
на проводимых совещаниях, заслушивает должностных лиц воинской части о результатах изучения личного состава, подводит итоги и уточняет задачи по работе с пополнением;
-
анализирует доклады должностных лиц по результатам изучения пополнения, уточняет задачи командирам подразделений, начальникам родов войск и служб, группе ППО;
-
докладывает по команде о результатах изучения пополнения.
По итогам изучения прибывшего пополнения:
-
подводит итоги изучения прибывшего пополнения;
-
издает приказ о распределении прибывших военнослужащих по подразделениям;
-
ставит задачи должностным лицам воинской части по организации воспитательной работы с прибывшим пополнением, оказанию им помощи в адаптации к службе, а также по формированию здорового морально-психологического климата в подразделениях, укреплению воинской дисциплины, организованности и правопорядка;
-
на основании изучения психологических особенностей и принятых зачетов издает приказ о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства, караульной службы (лица с неудовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости к несению службы с оружием не допускаются!!!).
2.2 Деятельность заместителя командира воинской части по воспитательной работе
Перед прибытием пополнения:
-
проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами воинской части по методике изучения прибывающего пополнения (Приложение 3);
-
совместно с начальником штаба осуществляет подбор военнослужащих для работы с молодым пополнением и представляет их командиру части;
-
осуществляет контроль за подготовкой к приему пополнения должностных лиц администрации пункта приема, и распределения пополнения, нештатной группы профотбора, командиров подразделений и их заместителей по воспитательной работе;
-
докладывает командиру воинской части о проведенной работе.
В период приема пополнения:
-
совместно с начальником штаба организует работу должностных лиц администрации пункта приема и распределения пополнения, нештатной группы профотбора по изучению деловых, моральных и психологических качеств личного состава;
-
проводит ознакомительную беседу с военнослужащими, информирует их о традициях воинской части, требованиях к службе о порядке обращения по личным вопросам и т.п.;
-
организует наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН и склонных к противоправным действиям;
-
проводит индивидуальные собеседования с отдельными военнослужащими, изучает их мотивацию к воинской службе, военно-профессиональную направленность и выявляет наличие у них признаков НПН (Приложение 4);
-
обобщает результаты изучения прибывшего пополнения, утверждает список военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому изучению, представленный психологом;
-
докладывает командиру об особенностях морально–психологического состояния пополнения и мерах по их адаптации к военной службе в воинской части.
По итогам изучения прибывшего пополнения:
-
готовит обобщенную социально-психологическую характеристику прибывшего пополнения;
-
составляет список военнослужащих требующих повышенного психолого-педагогического внимания*знакомит с ним должностных лиц;
-
вырабатывает рекомендации на распределение по подразделениям и подбору и расстановке военнослужащих на должности младших командиров;
-
отдает указания должностным лицам подразделений на организацию воспитательной работы с прибывшими военнослужащими, формированию здорового морально-психологического климата в воинских коллективах, укреплению правопорядка и воинской дисциплины;
-
организует проведение спланированных и утвержденных командиром воинской части мероприятий в интересах адаптации молодого пополнения к службе;
-
оказывает помощь командирам подразделений и их заместителям по воспитательной работе в организации индивидуальной работы с лицами, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.
-
готовит доклад об итогах изучения пополнения;
2.3 Деятельность войскового (флотского) психолога по изучению индивидуально-психологических особенностей пополнения
Перед прибытием пополнения:
-
в соответствии с планом подготовки администрации приема пополнения проводит занятия с офицерами и прапорщиками по методике изучения индивидуально-психологических особенностей личного состава;
-
проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами администрации пункта приема и распределения пополнения, командирами подразделений, офицерами воспитателями о сущности и признаках проявления нервно-психической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих;
-
инструктирует сержантский состав по методам изучения пополнения;
-
осуществляет разработку графика прохождение тестирование пополнением (очередность, ответственных, время и место). Утверждает его у командира части;
-
согласовывает с начальником медицинской службы порядок взаимодействия при изучении пополнения;
-
готовит материальную базу и стимульный материал для проведения тестирования пополнения;
помещение (должно иметь нормальную температуру воздуха, достаточное естественное и искусственное освещение, хорошую звукоизоляцию, обеспечивать вентиляцию; индивидуальные рабочие места обследуемых лиц должны быть удобными и прономерованными);
стимульный материал (набор тестов, демонстрационные таблицы, плакаты), регистрационные бланки, ключи для обработки результатов тестирования, канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, бумагу);
-
докладывает заместителю командира по воспитательной работе о проведенных мероприятиях и готовности к приему пополнения.
В период приема пополнения:
-
проводит ознакомительные беседы с прибывшим пополнением, разъясняет им особенности службы, возможные трудности, отвечает на вопросы, ориентирует в формах и способах поведения в различных ситуациях армейской жизни и деятельности. Информирует военнослужащим о деятельности психолога, о порядке обращения за консультацией и помощи;
-
изучает личные дела военнослужащих. Особое внимание обращает на карту профессионального психологического отбора;
-
осуществляет наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН, ежедневно заслушивает информацию о поведении прибывших военнослужащих, при этом особое внимание уделяет тем, у кого наблюдаются признаки нервно психической неустойчивости, подавленность, замкнутость, необщительность с другими военнослужащими;
-
проводит индивидуальные собеседования с военнослужащими по ранее разработанной схеме и делает заключение о наличии у них признаков НПН (Приложение 4);
-
в соответствии утвержденного графика проводит тестирование военнослужащих. (Приложение 5);
-
осуществляет обработку результатов;
-
обобщает результаты изучения психологических особенностей личного состава командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе, другими должностными лицами и составляет список военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому изучению, а также список лиц, нуждающихся в консультации медицинских специалистов и требующих повышенного психолого-педагогического внимания;
-
приступает к углубленному изучению военнослужащих;
-
проводит тестирование лиц с признаками НПН по опроснику «Адаптивность-02» (МЛО-АМ) или «НПН-А» 02 (Приложение 6), а при необходимости, по другим психологическим методикам;
-
обобщает результаты изучения военнослужащих, делает заключение о выраженности признаков НПН (Приложение 7);
-
консультирует военнослужащих, прибывающих на прием. Разрабатывает адресные рекомендации командирам, заместителям по воспитательной работе по индивидуальному подходу в воспитательном процессе конкретных военнослужащих.
По итогам изучения прибывшего пополнения:
-
составляет список военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью, который является информацией «для служебного пользования»:
с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости. Данная группа нуждается в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе;
с умеренно выраженными признаками нервно-психической неустойчивости, которые ограничивают использование этих военнослужащих по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).
Заключение о нервно-психической неустойчивости военнослужащих подтверждается специалистом медицинской службы;
-
берет под наблюдение военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью, заносит их в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости», осуществляет психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя при этом с медицинской службой части;
-
разрабатывает должностным лицам воинской части рекомендации по осуществлению мероприятий в интересах формирования здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуальному подходу в воспитательном процессе;
-
докладывает командиру, заместителю по воспитательной работе, начальнику штаба список лиц, которые не могут быть допущены к несению службы с оружием;
-
доводит до должностных лиц основные меры по профилактике нервно-психических срывов:
внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение к их чувствам, мыслям, суждениям, предложениям и т.д., недопущение в их адрес резких оскорбительных высказываний, несправедливости и т.п.;
создание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах, атмосферы уважительности, доброжелательности и взаимопомощи;
создание здорового образа жизни, борьба против пьянства, токсикомании и наркомании;
предупреждение психотравмирующих ситуаций (конфликтов, психических и физических перегрузок);
временное, полное или частичное освобождение от несения службы, перевод в подразделения, занимающиеся выполнением хозяйственных работ для военнослужащих, испытывающих затруднения в адаптации к военной службе;
разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений по этой причине, выработка рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог);
знание наиболее типичных ситуаций, в которых поведение военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости будет неадекватным;