Файл: Резник Н.И. (ред.) - Методика и организация деятельности командиров воинских частей, войсковых психологов по изучению психологических особенностей пополнения - 2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1777

Скачиваний: 43

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39


Министерство обороны Российской Федерации













Методика и организация деятельности командиров воинских частей, их заместителей по воспитательной работе, войсковых (флотских) психологов, специалистов Ц(П)ППиР, командиров подразделений по изучению психологических особенностей пополнения

(методическое пособие)













_____________

Москва – 2007














Данное методическое пособие является переработанным и дополненным изданием по организации деятельности командиров, их заместителей по воспитательной работе и психологов воинских частей по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, прибывших на укомплектование частей и подразделений.










Методическое пособие подготовлено под общей редакцией

Начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ

генерал-полковника Н.И.Резника

Руководитель авторского коллектива

Начальник отдела психологической работы управления патриотического воспитания и связи с общественностью ГУВР ВС РФ

полковника А.А.Ендржеевского

Авторский коллектив:

полковник В.Е.Печорин

полковник В.В.Богачев

полковник В.В.Савич










Вступление


В настоящее время особое значение в Вооруженных Силах приобретает качественное изучение пополнения прибывающего для укомплектования воинских частей. Необходимость поддержания высокой боевой готовности настоятельно диктует командирам всех уровней как можно быстрее и лучше подготовить военнослужащих пополнения к выполнению почетного и ответственного долга, обучить военной специальности, соблюдению норм и правил воинской жизни. И от того, как будут изучены морально-деловые качества и индивидуально-психологические особенности военнослужащих пополнения, зависит успех их становления как вооруженных защитников Родины, позволит грамотно организовать работу по укреплению морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины.

Данный материал поможет Вам грамотно организовать систему изучения прибывающего пополнения и использовать его в практической работе.


1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОПОЛНЕНИЯ


Деятельность должностных лиц воинской части по изучению пополнения, прибывающего на укомплектование, организуется в строгом соответствии с требованиями нормативных документов:

  • общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • приказа Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 440;

  • приказа Министра обороны Российской Федерации 2000 года № 50;

  • приказа Министра обороны Российской Федерации 2004 года № 70;

  • приказа Министра обороны Российской Федерации 2005 года № 79;

  • директивы Министра обороны Российской Федерации 1996 года № Д - 18;

  • указания статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации о введении в действие Руководства по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации (исх. № 172/2/60 си от 30 марта 2006 г.).


(Выдержки приведены в Приложении № 1)


В воинской части работу по изучению пополнения организует командир.

В целях наиболее полного и качественного изучения прибывающего на укомплектование части личного состава командир издает приказ «Об организации приема и изучения пополнения» (Приложение № 2), в котором определяет:

  • состав администрации пункта приема и распределения пополнения;

  • состав нештатного подразделения, группы профессионального психологического отбора (далее – ППО);

  • сроки проведения инструктивно-методических занятий и инструктажей по психолого-педагогической подготовке с должностными лицами, привлекаемыми к изучению пополнения;

  • время, место и порядок проведения психологического изучения (тестирования) личного состава;

  • систему сбора, анализа, доклада и хранения психологической информации о прибывшем пополнении;

  • порядок контроля за соблюдением требований профессиональной этики, конфиденциальности при проведении изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.


  1. Содержание ДЕЯТЕЛЬНОСТИ должностных лиц

по изучению пополнения


С прибытием пополнения в воинскую часть начинается непосредственная работа по его изучению и распределению по подразделениям.

На этом этапе необходимо четко реализовать систему сбора информации о прибывшем личном составе на пункте приема и распределения пополнения, а также своевременного доведения её до соответствующих командиров подразделений, их заместителей по воспитательной работе. При этом у каждого должностного лица администрации пункта приема и распределения пополнения должен быть определен свой участок работы по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.

2.1 Деятельность командира воинской части.


Перед прибытием пополнения:

  • издает приказ «Об организации приема и изучения пополнения»;

  • организует работу должностных лиц по подготовке материальной базы для приема пополнения;

  • инструктирует должностных лиц администрации пункта приема и распределения пополнения о порядке работы с прибывшим пополнением, форме и сроках доклада о результатах изучения пополнения;

  • проверяет готовность должностных лиц к приему пополнения;

  • докладывает по команде о проведенной работе и готовности к приему пополнения.

В период приема пополнения:

  • организует работу пункта приема и распределения пополнения;

  • проводит ознакомительную беседу с прибывшим пополнением. Знакомит личный состав с должностными лицами воинской части, ее истории и традициями;

  • руководит работой должностных лиц по изучению нравственных, деловых и индивидуально-психологических качеств пополнения;

  • осуществляет наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости (далее - НПН);

  • проводит собеседования с отдельными военнослужащими, изучает их индивидуально-психологические особенности. При выявлении лиц с признаками НПН, ставит задачу психологу воинской части на проведение углубленного изучения этих военнослужащих;

  • на проводимых совещаниях, заслушивает должностных лиц воинской части о результатах изучения личного состава, подводит итоги и уточняет задачи по работе с пополнением;

  • анализирует доклады должностных лиц по результатам изучения пополнения, уточняет задачи командирам подразделений, начальникам родов войск и служб, группе ППО;

  • докладывает по команде о результатах изучения пополнения.


По итогам изучения прибывшего пополнения:

  • подводит итоги изучения прибывшего пополнения;

  • издает приказ о распределении прибывших военнослужащих по подразделениям;

  • ставит задачи должностным лицам воинской части по организации воспитательной работы с прибывшим пополнением, оказанию им помощи в адаптации к службе, а также по формированию здорового морально-психологического климата в подразделениях, укреплению воинской дисциплины, организованности и правопорядка;

  • на основании изучения психологических особенностей и принятых зачетов издает приказ о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства, караульной службы (лица с неудовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости к несению службы с оружием не допускаются!!!).


2.2 Деятельность заместителя командира воинской части по воспитательной работе



Перед прибытием пополнения:

  • проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами воинской части по методике изучения прибывающего пополнения (Приложение 3);

  • совместно с начальником штаба осуществляет подбор военнослужащих для работы с молодым пополнением и представляет их командиру части;

  • осуществляет контроль за подготовкой к приему пополнения должностных лиц администрации пункта приема, и распределения пополнения, нештатной группы профотбора, командиров подразделений и их заместителей по воспитательной работе;

  • докладывает командиру воинской части о проведенной работе.

В период приема пополнения:

  • совместно с начальником штаба организует работу должностных лиц администрации пункта приема и распределения пополнения, нештатной группы профотбора по изучению деловых, моральных и психологических качеств личного состава;

  • проводит ознакомительную беседу с военнослужащими, информирует их о традициях воинской части, требованиях к службе о порядке обращения по личным вопросам и т.п.;

  • организует наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН и склонных к противоправным действиям;

  • проводит индивидуальные собеседования с отдельными военнослужащими, изучает их мотивацию к воинской службе, военно-профессиональную направленность и выявляет наличие у них признаков НПН (Приложение 4);

  • обобщает результаты изучения прибывшего пополнения, утверждает список военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому изучению, представленный психологом;

  • докладывает командиру об особенностях морально–психологического состояния пополнения и мерах по их адаптации к военной службе в воинской части.

По итогам изучения прибывшего пополнения:

  • готовит обобщенную социально-психологическую характеристику прибывшего пополнения;

  • составляет список военнослужащих требующих повышенного психолого-педагогического внимания*знакомит с ним должностных лиц;

  • вырабатывает рекомендации на распределение по подразделениям и подбору и расстановке военнослужащих на должности младших командиров;

  • отдает указания должностным лицам подразделений на организацию воспитательной работы с прибывшими военнослужащими, формированию здорового морально-психологического климата в воинских коллективах, укреплению правопорядка и воинской дисциплины;

  • организует проведение спланированных и утвержденных командиром воинской части мероприятий в интересах адаптации молодого пополнения к службе;

  • оказывает помощь командирам подразделений и их заместителям по воспитательной работе в организации индивидуальной работы с лицами, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.

  • готовит доклад об итогах изучения пополнения;



2.3 Деятельность войскового (флотского) психолога по изучению индивидуально-психологических особенностей пополнения


Перед прибытием пополнения:

  • в соответствии с планом подготовки администрации приема пополнения проводит занятия с офицерами и прапорщиками по методике изучения индивидуально-психологических особенностей личного состава;

  • проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами администрации пункта приема и распределения пополнения, командирами подразделений, офицерами воспитателями о сущности и признаках проявления нервно-психической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих;

  • инструктирует сержантский состав по методам изучения пополнения;

  • осуществляет разработку графика прохождение тестирование пополнением (очередность, ответственных, время и место). Утверждает его у командира части;

  • согласовывает с начальником медицинской службы порядок взаимодействия при изучении пополнения;

  • готовит материальную базу и стимульный материал для проведения тестирования пополнения;

помещение (должно иметь нормальную температуру воздуха, достаточное естественное и искусственное освещение, хорошую звукоизоляцию, обеспечивать вентиляцию; индивидуальные рабочие места обследуемых лиц должны быть удобными и прономерованными);

стимульный материал (набор тестов, демонстрационные таблицы, плакаты), регистрационные бланки, ключи для обработки результатов тестирования, канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, бумагу);

  • докладывает заместителю командира по воспитательной работе о проведенных мероприятиях и готовности к приему пополнения.

В период приема пополнения:

  • проводит ознакомительные беседы с прибывшим пополнением, разъясняет им особенности службы, возможные трудности, отвечает на вопросы, ориентирует в формах и способах поведения в различных ситуациях армейской жизни и деятельности. Информирует военнослужащим о деятельности психолога, о порядке обращения за консультацией и помощи;

  • изучает личные дела военнослужащих. Особое внимание обращает на карту профессионального психологического отбора;

  • осуществляет наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН, ежедневно заслушивает информацию о поведении прибывших военнослужащих, при этом особое внимание уделяет тем, у кого наблюдаются признаки нервно психической неустойчивости, подавленность, замкнутость, необщительность с другими военнослужащими;

  • проводит индивидуальные собеседования с военнослужащими по ранее разработанной схеме и делает заключение о наличии у них признаков НПН (Приложение 4);

  • в соответствии утвержденного графика проводит тестирование военнослужащих. (Приложение 5);

  • осуществляет обработку результатов;

  • обобщает результаты изучения психологических особенностей личного состава командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе, другими должностными лицами и составляет список военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому изучению, а также список лиц, нуждающихся в консультации медицинских специалистов и требующих повышенного психолого-педагогического внимания;

  • приступает к углубленному изучению военнослужащих;

  • проводит тестирование лиц с признаками НПН по опроснику «Адаптивность-02» (МЛО-АМ) или «НПН-А» 02 (Приложение 6), а при необходимости, по другим психологическим методикам;

  • обобщает результаты изучения военнослужащих, делает заключение о выраженности признаков НПН (Приложение 7);

  • консультирует военнослужащих, прибывающих на прием. Разрабатывает адресные рекомендации командирам, заместителям по воспитательной работе по индивидуальному подходу в воспитательном процессе конкретных военнослужащих.


По итогам изучения прибывшего пополнения:


  • составляет список военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью, который является информацией «для служебного пользования»:

с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости. Данная группа нуждается в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе;

с умеренно выраженными признаками нервно-психической неустойчивости, которые ограничивают использование этих военнослужащих по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).

Заключение о нервно-психической неустойчивости военнослужащих подтверждается специалистом медицинской службы;

  • берет под наблюдение военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью, заносит их в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости», осуществляет психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя при этом с медицинской службой части;

  • разрабатывает должностным лицам воинской части рекомендации по осуществлению мероприятий в интересах формирования здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуальному подходу в воспитательном процессе;

  • докладывает командиру, заместителю по воспитательной работе, начальнику штаба список лиц, которые не могут быть допущены к несению службы с оружием;

  • доводит до должностных лиц основные меры по профилактике нервно-психических срывов:

внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение к их чувствам, мыслям, суждениям, предложениям и т.д., недопущение в их адрес резких оскорбительных высказываний, несправедливости и т.п.;

создание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах, атмосферы уважительности, доброжелательности и взаимопомощи;

создание здорового образа жизни, борьба против пьянства, токсикомании и наркомании;

предупреждение психотравмирующих ситуаций (конфликтов, психических и физических перегрузок);

временное, полное или частичное освобождение от несения службы, перевод в подразделения, занимающиеся выполнением хозяйственных работ для военнослужащих, испытывающих затруднения в адаптации к военной службе;

разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений по этой причине, выработка рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог);

знание наиболее типичных ситуаций, в которых поведение военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости будет неадекватным;