Файл: Резник Н.И. (ред.) - Методика и организация деятельности командиров воинских частей, войсковых психологов по изучению психологических особенностей пополнения - 2007.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1780
Скачиваний: 43
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Деятельность командира воинской части.
2.2 Деятельность заместителя командира воинской части по воспитательной работе
3.1. Деятельность командира роты по изучению пополнения
3.2 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению пополнения
-
постоянно анализирует результативность проводимых профилактических мероприятий, уточняет порядок и систему работы с военнослужащими имеющими НПН;
-
оказывает помощь должностным лицам воинской части в работе с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ АДМИНИСТРАЦИИ ПУНКТА ПРИЕМА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПОЛНЕНИЯ
3.1. Деятельность командира роты по изучению пополнения
Перед прибытием пополнения:
-
организует работу по подготовке материальной базы для приема и изучения пополнения;
-
инструктирует командиров взводов о порядке работы с пополнением, форме и сроках доклада о результатах изучения личного состава;
-
проводит инструктаж сержантского состава по методам работы с пополнением;
-
проверяет готовность командиров взводов и сержантского состава к приему пополнения;
-
докладывает по команде о проведенной работе и готовности к приему пополнения.
В период приема пополнения:
-
встречает пополнение. Знакомит личный состав с командованием роты, распорядком дня, доводит основные требования к военнослужащим;
-
ставит задачи командирам взводов по проведению индивидуальных собеседований с пополнением;
-
изучает личные дела военнослужащих;
-
осуществляет наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН;
-
проводит индивидуальные собеседования с военнослужащими по ранее разработанной схеме, изучает их социально-психологические особенности и выявляет наличие у них признаков НПН (Приложение 4);
-
в соответствии с утвержденным графиком представляет личный состав роты для проведения тестирования психологу воинской части;
-
ежедневно проводит совещания, заслушивает командиров взводов о результатах изучения личного состава, уточняет список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании, подводит итоги и ставит задачи по работе с пополнением;
-
доводит до психолога воинской части свои выводы по итогам изучения пополнения для обобщения результатов за роту;
-
докладывает по команде о результатах изучения пополнения.
По итогам изучения пополнения:
-
подводит итоги изучения пополнения;
-
распределяет военнослужащих по взводам, учитывая полученные рекомендации от психолога по психологической совместимости;
-
отдает указания командирам взводов и сержантскому составу по проведению воспитательной работы с пополнением, мероприятий по адаптации к службе, формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности, воинской дисциплины и правопорядка.
3.2 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению пополнения
Перед прибытием пополнения:
-
проводит инструктаж командиров взводов по методике изучения личного состава;
-
инструктирует сержантов по методам работы с пополнением, оказанию необходимой помощи в адаптации к службе;
-
готовит формализованные документы по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих:
схему индивидуального собеседования (Приложение 4);
форму отчета об итогах изучения личного состава.
-
осуществляет контроль подготовке командиров взводов и сержантского состава по приему пополнения;
-
докладывает по команде о проведенной работе и готовности к приему пополнения.
В период приема пополнения:
-
осуществляет общее знакомство с военнослужащими, информирует их об истории воинской части, традициях, требованиях к службе со стороны командования, о порядке обращения по личным вопросам и т.п.;
-
изучает личные дела военнослужащих. Распределяет военнослужащих для проведения индивидуального собеседования должностными лицами роты;
-
осуществляет наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН;
-
проводит индивидуальные собеседования с военнослужащими по ранее разработанной схеме, изучает их мотивацию к воинской службе, военно-профессиональную направленность и выявляет лиц с признаками НПН;
-
обобщает результаты изучения личного состава командирами взводов, сержантским составом и составляет список военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому изучению. Представляет его психологу;
-
докладывает по команде о результатах изучения пополнения.
По итогам изучения прибывшего пополнения:
-
разрабатывает социально-психологическую характеристику на прибывшее в роту пополнение;
-
составляет список военнослужащих требующих повышенного психолого-педагогического внимания;
-
отдает указания командирам взводов, сержантскому составу по проведению индивидуально-воспитательной работы с пополнением, формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины.
3.3. Деятельность командира взвода по изучению пополнения
Перед прибытием пополнения:
-
готовит материальную базу для работы с пополнением;
-
самостоятельно изучает формы и методы индивидуально-воспитательной работы, способы определения военнослужащих с признаками НПН;
-
инструктирует сержантов взвода по методам работы с пополнением;
-
докладывает командиру роты о проведенной работе и готовности к приему пополнения.
В период приема пополнения:
-
встречает и персонально размещает прибывшее пополнение. Знакомит личный состав с сержантами роты, распорядком дня, доводит основные требования к военнослужащим;
-
заводит личные дела на военнослужащих, в которые подшивает: фотографию военнослужащего, характеристику с предыдущего места учебы, работы, карту профессионального психологического отбора из военкомата, сведения об успеваемости в школе, автобиографию и другие документы, дающие качественную и количественную характеристику военнослужащему;
-
осуществляет наблюдение за военнослужащими в целях выявления лиц с признаками НПН;
-
проводит индивидуальные собеседования с военнослужащими по ранее разработанной схеме, изучает их социальные и психологические характеристики, выявляет наличие у них признаков НПН;
-
своевременно представляет психологу, личный состав взвода для проведения тестирования в соответствии с утвержденным графиком;
-
осуществляет анализ независимых характеристик на военнослужащих, в целях выявления лиц с признаками НПН. Встречаясь с должностными лицами администрации пункта приема пополнения, получает информацию по следующим вопросам:
Перечень вопросов, позволяющих выявить наличие НПН |
Ф.И.О. военнослужащего |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При этом командир взвода в соответствующей графе таблицы знаком «+» отмечает положительные ответы должностных лиц администрации пункта приема молодого пополнения на вопросы, содержащие в себе признаки нервно-психической неустойчивости военнослужащего.
При наличии даже одного из перечисленных признаков, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, отнесенных к группе, требующих особого внимания, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом части.
-
ежедневно докладывает командиру роты о результатах изучения личного состава, уточняет список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании, подводит итоги и ставит задачи сержантам по работе с молодым пополнением;
-
данные по итогам изучения личного состава вносит в установленную форму и передает заместителю командира роты по воспитательной работе;
-
докладывает командиру роты о результатах изучения пополнения.
По итогам изучения прибывшего пополнения:
-
заполняет дневник индивидуальных бесед с военнослужащими;
-
оформляет личные дела на военнослужащих;
-
планирует индивидуальную работу с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания;
-
ставит задачи командирам отделений по работе с прибывшим пополнением, оказанию им помощи в адаптации к службе, поддержанию уставного порядка и воинской дисциплины.
4. НештатнАЯ группа профессионального
психологического отбора ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В системе изучения индивидуально-психологических
особенностей пополнения.
В своей деятельности подразделения ППО руководствуются приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 года № 50.
Состав нештатной группы ППО определяется приказом командира воинской части на год и зависит от ожидаемой численности пополнения, особенностей и объема задач по изучению прибывающей молодежи.
Примерный состав нештатной группы ППО воинской части следующий:
-
начальник группы – заместитель командира воинской части по воспитательной работе;
-
заместитель начальника группы – психолог воинской части;
-
члены группы – наиболее подготовленные офицеры органов воспитательной работы, медицинской службы воинской части;
-
технический персонал (специально обученные сержанты, солдаты).
Личный состав нештатной группы ППО на период проведения мероприятий ППО освобождается от исполнения обязанностей по штатным должностям.
В случае необходимости командир воинской части может обратиться к вышестоящему начальнику, с просьбой усилить нештатную группу ППО. По решению старшего начальника на непродолжительный период (5-10 дней) могут создаваться оперативные группы из психологов и иных специалистов других воинских частей, куда пополнение поступает значительно меньше или позднее.
На нештатную группу ППО воинской части возлагается:
-
методическая подготовка представителей воинской части, направляемых в военные комиссариаты, по вопросам целенаправленного изучения и отбора граждан, призванных на военную службу и подлежащих призыву;
-
военно-профессиональное изучение поступившего пополнения, разработка рекомендаций по его рациональному распределению по воинским должностям;
-
выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;
-
участие в комплектовании экипажей, расчетов, команд, подразделений с учетом психологической совместимости военнослужащих;
-
углубленное психологическое изучение военнослужащих с признаками затрудненной адаптации к военной службе и обучению в целях разработки предложений командованию по проведению индивидуальной работы с ними;
-
и другие задачи.
По итогам изучения прибывшего пополнения начальник нештатной группы ППО представляет командиру войсковой части:
-
заключение о профессиональной пригодности и рациональному распределению прибывшего пополнения;
-
список военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и рекомендации командирам подразделений и их заместителям по воспитательной работе по проведению с ними индивидуальной работы.
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ военнослужащих
5.1. Анализ документов.
Работа с документами – это важная, ответственная и достаточно трудоемкая деятельность, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем.
Анализируются документы в личном деле (автобиография, карта профессионального психологического отбора, анкеты, характеристики), а также различные справки, заявления, отзывы, дневники, письма, фотографии и т.д. Их изучение позволяет:
во-первых, выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;
во-вторых, выделить в учебной и производственной деятельности до призыва в армию конкретные проявления (факты), свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов (функций), об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций, черт характера;
в-третьих, определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей военнослужащего.
Предметом изучения должны стать:
социальное положение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории и т.д.;
особенности непосредственного социального окружения – в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей и т.п.;
содержание наиболее предпочитаемой и доступной информации, поступающей из источников, находящихся за пределами ближайшего окружения, посредством чтения книг, газет, журналов, просмотра телепередач, кинофильмов, бесед с людьми определенных интересов, склонностей и способностей;
основные события биографии человека, с которыми связаны наиболее кардинальные перестройки индивидуальных особенностей, изменения направления и темпа развития его личности.
Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.