ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1283
Скачиваний: 38
41
42
Эмилия Челерина
Что стоит за «группами смерти»
Скандал с организованными подростковыми суицидами — это определен-
ный рубеж, который может оказаться очень полезен для общества и стра-
ны, если это явление будет по-настоящему осмыслено и приведет к си-
стемным решениям. Прежде всего, его нельзя сводить к отдельным
аспектам — проблеме подростковых суицидов, проблеме недостаточного
контакта родителей с детьми или проблеме контроля происходящего в Ин-
тернете. Все эти аспекты присутствуют в данной ситуации, но ни один не
является ключевым.
Самый грозный признак, который характеризует данную ситуацию, —
это наличие организованной структуры, которая способна стабильно и ре-
гулярно функционировать на протяжении длительного времени, вовлекая
подростков в суицидальные группы и поддерживая их на этом пути — без
кавычек — в ад.
Из данных, которые приводит «Новая газета»
33
, следует, что организация
процессов в этом образовании (регулярные звонки, отсчет дней для каждо-
го подростка и т.п.) налажена на достаточно высоком уровне, более харак-
терном для сетевых структур коммерческого характера, чем для группы эн-
тузиастов-любителей. Организация очень настойчива в поддержании своей
деятельности: при закрытии одних страниц открываются новые, группы в
сети очень многочисленны.
При этом методы, применяемые по отношению к вовлекаемым подрост-
кам, — например, лишение сна, — давно известны психологам и характер-
ны для деструктивных сект
34
или организаторов мошеннических психоло-
гических тренингов. Определенные параллели можно провести с методами
вербовки молодых людей в запрещенную в России экстремистскую органи-
зацию «Исламское государство». Кроме того, организаторы данных групп
как минимум имитируют
связь с течением сатанизма, используя в своих
мемах библейскую и сатанистскую символику.
————–
33
Многократно подтвердившиеся и на втором этапе «игры». В выросшей из статьи в «Новой
газете» книге Галины Мурсалиевой «Дети в сети» (Москва: АСТ, 2017), частично доступной в
интернете, приведены многочисленные свидетельства участников «игры», их родителей, волон-
теров молодежных организаций, вступавших в контакт с «админами» и «кураторами», а также
соответствующие скриншоты. Маркетинговую стратегию «групп смерти», основанную на базо-
вых принципах рекламы, подробно описывает маркетолог Антон Елизаров (с. 141–143).
34
Об этом подробно пишет американский психолог Роберт Чалдини в книге «Психология
влияния» (доступной в интернете и в 2016 г. переизданной в «бумажном» варианте). Он уделяет
большое внимание психологии суицида, подробно разбирая, в частности, массовое самоубийство
(погибло более 900 человек) членов тоталитарной секты «Народный храм» (Джонстаун, Гайана,
1978 г.), одновременно выпивших цианид. Отметим, что в околосуицидальных группах постоян-
но эксплуатируются образы, связанные с обстоятельствами этой трагедии (например, «мертвые
найки» — одинаковые кроссовки фирмы «Найк», в которые были обуты погибшие).
43
Реакция нормальных людей на такие темы — от ужаса до брезгливости,
однако с точки зрения общественной и государственной безопасности ин-
тересны другие моменты.
Во-первых, следует с самого начала отбросить версию о том, что подоб-
ную системную работу может поддерживать исключительно деструктивная
энергия любителей-одиночек — по сути, именно этот вариант рассматри-
вают некоторые СМИ либеральной направленности, предлагающие в каче-
стве объяснения чей-то энтузиазм сектантского характера. Вокруг энтузиа-
стов-«гуру» действительно время от времени формируются секты, но их
руководители питаются не только восхищением последователей, но и
вполне материальными ресурсами, которые поступают от членов организа-
ции. В данном случае этот аспект не выявлен — детей склоняют к тому,
чтобы убить себя, но от них не требуют принести из дома ценности или
выдать номера счетов родителей. Таким образом,
интересующий органи-
зацию ресурс — это сами дети
и их действия, которые они могут осуще-
ствить «на заказ», включая их готовность к самоубийству. Как этот ресурс
«монетизируется», расследование «Новой газеты» ответа не дает (по сути,
и не ставит), поскольку, по всей видимости, эти вопросы решаются за пре-
делами общения подростков со своими кураторами в «группах смерти».
Возможные варианты можно предположить. Один из них —
существова-
ние «рынка смерти», аналогичного рынку детской порнографии
. В этом
случае видео (а возможно, и личное присутствие при самоубийстве) могут
быть «товаром», предлагаемым «покупателю» за деньги. При этом, в отличие
от потребителя детской порнографии, покупатель ничем не рискует — даже
в случае, если будет застигнут непосредственно за получением файлов, их
просмотром или окажется на месте самоубийства. В этом нет состава пре-
ступления — более того, это даже не вызовет общественного осуждения. Та-
кой «рынок смерти» мог бы существовать и во «взрослом» варианте, но
взрослые менее управляемы, и риск его раскрытия гораздо выше
35
.
Примечательно, что склонение к самоубийству через Интернет как вы-
деленный состав преступления практически полностью отсутствует в аме-
риканских и европейских документах, посвященных безопасности детей в
Интернете. Так, сборник федерального и регионального законодательства
США
36
, изданный Федеральным исследовательским центром при конгрессе
США в 2009 году, содержит подробное описание преступлений, связанных
с вовлечением несовершеннолетних в сексуальную деятельность, распро-
странением порнографии, а также преследованиями и травлей при посред-
стве сети (к последнему относятся угрозы и оскорбления), но непрямые
подстрекательства к самоубийству могут находиться еще на грани закона.
В ЕС проблема безопасности несовершеннолетних в сети отразилась в
————–
35
Эта тема с нездоровой регулярностью появляется во многих художественных произведе-
ниях последних лет, в частности, сочинении Натана Дубовицкого «Околоноля», упомянутом
романе М. и С. Дяченко «Цифровой» и т.д.
36
www.loc.gov/rr/frd/pdf-files/internet-report-2.pdf.
44
принятии Европейской стратегии для лучшего Интернета для детей
(European Strategy for a Better Internet for Children) в 2012 г., которая ставит
вопрос о необходимости ужесточения контроля за несовершеннолетними в
сети. Однако механизмы реализации до сих пор вызывают споры. Один из
главных вопросов — контроль за личной активностью несовершеннолет-
них в соцсетях.
Второй вариант —
отработка технологии управления массовым по-
ведением, рассчитанным на молодежь
, с целью использования этого
деструктивного поведения в дальнейшем. Прослеживаются определенные
параллели между безобидными флешмобами (собираемся в точке Х и
подпрыгиваем ровно в 12 часов, это весело) в начале-середине нулевых и
быстрым сбором значительных масс граждан с использованием мобильных
средств связи во время «цветных революций» спустя несколько лет. Парал-
лели организаторов «групп смерти» с вербовкой сторонников исламскими
радикалами также настораживают — если сейчас эта технология отрабаты-
вается на детях, которые режут себе руки и прыгают с высотных зданий, то
в дальнейшем «задания» могут быть расширены до использования под-
ростков в терактах и убийствах.
Кроме того, при наличии в обществе опре-
деленного процента «готовых к смерти» молодых людей есть возможность
их мобилизации под проект, условно говоря, некоего «светского ИГ».
Оба этих варианта могут показаться избыточными с точки зрения оценки
потенциальных угроз, но отметать их не следует. Хотя бы потому, что ры-
нок детской порнографии и сексуальных преступлений является жестокой
реальностью. У этого явления есть и оборотная сторона — потребителями
преступной «продукции» могут быть лишь люди, располагающие сред-
ствами, а значит, в преступную сеть вовлекается часть тех, которых приня-
то относить к «элите» — бизнеса, управленческого класса, даже масс-
медиа. Это показал, например, недавний скандал с педофилией на BBC, в
которую оказались вовлечены известные в Англии лица
37
.
После вовлечения в такие преступления эти представители «элиты», по-
мимо потери нравственного облика, становятся крайне уязвимы для возмож-
ного шантажа и могут быть управляемы со стороны. Поэтому для оценки
степени этой опасности для государства и общества — при желании государ-
ства заняться этой проблемой — следует сосредоточить внимание не только
на сообществах для подростков в сети, но и на возможных каналах продви-
жения потенциальной «продукции рынка смерти» для обеспеченных людей —
в СМИ, культурной среде, психотерапии, на тренингах и т. д.
Второй вариант — массовый рекрутинг экстремистов — также может
показаться преувеличенным и слегка паническим объяснением. Но еще де-
сять лет назад вряд ли кто-то мог предположить, что публичные массовые
казни и сожжение людей в клетках неким трансгосударственным движени-
————–
37
См. подробнее: Доклад: Джимми Сэвил был серийным насильником // Русская служба
BBC. 11.01.2013 [www.bbc.com/russian/uk/2013/01/130111_savile_report].
45
ем, набирающим «волонтеров» по всему миру, станут постоянными темами
мировых выпусков новостей, как это было до вмешательства ВКС РФ в си-
туацию в Сирии.
В любом случае,
ни одно здоровое общество не может мириться с
существованием в нем неких групп людей, организованно работаю-
щих на доведение детей до самоубийства, каковы бы ни были их це-
ли
. Под контролем, а точнее, под наблюдением, должны находиться об-
щественные группы, в первую очередь, молодежные, с тем, чтобы
деструктивные процессы не обнаруживались лишь на столь далеко за-
шедшей стадии. Следует отметить, что, по личному наблюдению автора,
слово «кит» и символ «групп смерти», приведенный в «Новой газете»,
стали появляться на заборах московских пустырей и асфальте как мини-
мум года три-четыре назад, если не раньше — то есть истоки этого явле-
ния лежат достаточно глубоко.
«Группы смерти» = эскадроны смерти?..
Одна из наиболее серьезных угроз, которую влечет за собой широкое рас-
пространение депрессивно-(ауто)агрессивного контента в социальных се-
тях
38
, —
потенциальная возможность использования «обработанной»
молодежи для совершения террористических актов
. Исследование суи-
цидальных и околосуицидальных групп демонстрирует идентичность их
методов с методами пропагандистов запрещенной в РФ террористической
группировки, именующей себя «Исламское государство» (ИГ)
39
.
Автор этих строк обратил на это внимание еще в период подготовки гла-
вы аналитического доклада Кавказского геополитического клуба «Ислам-
————–
38
А также литературно-кинематографический мейнстрим молодежной «культуры». Стран-
но, что т.н. «Исламское государство», «поставив» в реальности отдельные эпизоды «Игры
престолов», пока не воплотило там же «Голодные игры», «Дивергента» и остальной набор
подростковых тоталитарных антиутопий. Они рисуют мир, единственным выходом из которо-
го является самоубийство: выживание возможно лишь ценой полного расчеловечивания, когда
жизнь принципиально хуже смерти, а спасение невозможно, потому что в этом мире нет Бога.
Сойки-пересмешницы и иже с ними живут в мире, где Бог умер, а может, не присутствовал
изначально, т.е. в аду. Создается впечатление, что эти антиутопии и их экранизации — одна из
сторон «групп смерти».
39
«То, что одной из причин роста экстремистских и террористических организаций, в
частности, «ИГ», является склонность некоторой части молодежи к суицидальным проявлени-
ям, не раз говорилось в экспертной среде. Эту категорию лиц в их желании попасть в ряды
«ИГ» в Сирии или в любом другом месте на самом деле двигала не столько некая исламская
идея, сколько подсознательное или вполне осознанное желание уйти из жизни. Просто неко-
торые уходят из жизни молча, а другие предпочитают при этом громко хлопнуть дверьми в
назидание или в укор своей семье, всему обществу или государству в целом», — констатирует
эксперт по профилактике экстремизма в молодежной среде Ислам Сайдаев. Он же приводит
характерные особенности «игры» применительно к чеченской молодежной аудитории. См.
подробнее: «Синий кит» — игра с дьяволом // Сайт Кавказского геополитического клуба.
13.02.2017 [www.kavkazgeoclub.ru/content/siniy-kit-igra-s-dyavolom].