Файл: _amelina_-_doklad_po_gruppam_smerti_-_2017_-_end.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1263

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41 

 

 

 


background image

42 

Эмилия Челерина 

 

Что стоит за «группами смерти» 

 
 

Скандал с организованными подростковыми суицидами — это определен-
ный рубеж,  который может оказаться очень  полезен  для общества и стра-
ны,  если  это  явление  будет  по-настоящему  осмыслено  и  приведет  к  си-
стемным  решениям.  Прежде  всего,  его  нельзя  сводить  к  отдельным 
аспектам  —  проблеме  подростковых  суицидов,  проблеме  недостаточного 
контакта родителей с детьми или проблеме контроля происходящего в Ин-
тернете. Все эти аспекты присутствуют в данной ситуации, но ни один не 
является ключевым. 

Самый  грозный  признак,  который  характеризует  данную  ситуацию,  — 

это наличие организованной структуры,  которая способна стабильно и ре-
гулярно  функционировать  на  протяжении  длительного  времени,  вовлекая 
подростков в суицидальные группы и поддерживая их на этом пути — без 
кавычек — в ад. 

Из данных, которые приводит «Новая газета»

33

, следует, что организация 

процессов в этом образовании (регулярные звонки, отсчет дней для каждо-
го подростка и т.п.) налажена на достаточно высоком уровне, более харак-
терном для сетевых структур коммерческого характера, чем для группы эн-
тузиастов-любителей. Организация очень настойчива в поддержании своей 
деятельности:  при  закрытии  одних  страниц  открываются  новые,  группы  в 
сети очень многочисленны. 

При этом методы, применяемые по отношению к вовлекаемым подрост-

кам, — например, лишение сна, — давно известны психологам и характер-
ны  для  деструктивных сект

34

  или  организаторов  мошеннических  психоло-

гических тренингов. Определенные параллели можно провести с методами 
вербовки молодых людей в запрещенную в России экстремистскую органи-
зацию  «Исламское  государство».  Кроме  того, организаторы  данных групп 
как  минимум  имитируют

 

связь  с  течением  сатанизма,  используя  в  своих 

мемах библейскую и сатанистскую символику. 
————– 

33

 Многократно подтвердившиеся и на втором этапе «игры». В выросшей из статьи в «Новой 

газете» книге Галины Мурсалиевой «Дети в сети» (Москва:  АСТ, 2017), частично доступной в 
интернете, приведены многочисленные свидетельства участников «игры», их родителей, волон-
теров молодежных организаций, вступавших в контакт с «админами»  и «кураторами», а также 
соответствующие скриншоты. Маркетинговую стратегию «групп смерти», основанную на базо-
вых принципах рекламы, подробно описывает маркетолог Антон Елизаров (с. 141–143).  

34

  Об  этом  подробно  пишет  американский  психолог  Роберт  Чалдини  в  книге  «Психология 

влияния» (доступной в интернете и в 2016 г. переизданной в «бумажном» варианте). Он уделяет 
большое внимание психологии суицида, подробно разбирая, в частности, массовое самоубийство 
(погибло более 900 человек) членов тоталитарной секты «Народный храм» (Джонстаун, Гайана, 
1978 г.), одновременно выпивших цианид. Отметим, что в околосуицидальных группах постоян-
но эксплуатируются образы, связанные с обстоятельствами этой трагедии (например, «мертвые 
найки» — одинаковые кроссовки фирмы «Найк», в которые были обуты погибшие).  


background image

43 

Реакция нормальных людей на такие темы — от ужаса до брезгливости, 

однако с  точки зрения общественной  и государственной безопасности  ин-
тересны другие моменты. 

Во-первых, следует с самого начала отбросить версию о том, что подоб-

ную системную работу может поддерживать исключительно деструктивная 
энергия  любителей-одиночек  —  по  сути,  именно  этот  вариант  рассматри-
вают некоторые СМИ либеральной направленности, предлагающие в каче-
стве объяснения чей-то энтузиазм сектантского характера. Вокруг энтузиа-
стов-«гуру»  действительно  время  от  времени  формируются  секты,  но  их 
руководители  питаются  не  только  восхищением  последователей,  но  и 
вполне материальными ресурсами, которые поступают от членов организа-
ции.  В  данном  случае  этот  аспект  не  выявлен  —  детей  склоняют  к  тому, 
чтобы  убить  себя,  но  от  них  не  требуют  принести  из  дома  ценности  или 
выдать номера счетов родителей. Таким образом,

 

интересующий органи-

зацию ресурс — это сами дети

 

и их действия, которые они могут осуще-

ствить «на заказ», включая их готовность к самоубийству. Как этот ресурс 
«монетизируется», расследование  «Новой газеты» ответа не дает (по сути, 
и не ставит), поскольку, по всей видимости, эти вопросы решаются за пре-
делами общения подростков со своими кураторами в «группах смерти». 

Возможные варианты можно предположить. Один из них — 

существова-

ние «рынка смерти», аналогичного рынку детской порнографии

. В этом 

случае  видео  (а  возможно,  и  личное  присутствие  при  самоубийстве)  могут 
быть «товаром», предлагаемым «покупателю» за деньги. При этом, в отличие 
от потребителя детской порнографии, покупатель ничем не рискует — даже 
в  случае,  если  будет  застигнут  непосредственно  за  получением  файлов,  их 
просмотром  или  окажется  на  месте  самоубийства.  В  этом  нет  состава  пре-
ступления — более того, это даже не вызовет общественного осуждения. Та-
кой  «рынок  смерти»  мог  бы  существовать  и  во  «взрослом»  варианте,  но 
взрослые менее управляемы, и риск его раскрытия гораздо выше

35

Примечательно,  что  склонение  к  самоубийству  через  Интернет  как  вы-

деленный состав преступления практически полностью отсутствует в аме-
риканских  и европейских документах,  посвященных  безопасности детей  в 
Интернете.  Так,  сборник  федерального  и  регионального  законодательства 
США

36

, изданный Федеральным исследовательским центром при конгрессе 

США в 2009 году, содержит подробное описание преступлений, связанных 
с  вовлечением  несовершеннолетних  в  сексуальную  деятельность,  распро-
странением порнографии, а также преследованиями и травлей при посред-
стве  сети  (к  последнему  относятся  угрозы  и  оскорбления),  но  непрямые 
подстрекательства к самоубийству могут находиться еще на  грани закона. 
В  ЕС  проблема  безопасности  несовершеннолетних  в  сети  отразилась  в 
————– 

35

 Эта тема с нездоровой регулярностью появляется во многих художественных произведе-

ниях последних лет, в частности, сочинении Натана Дубовицкого  «Околоноля», упомянутом 

романе М. и С. Дяченко «Цифровой» и т.д. 

36

 www.loc.gov/rr/frd/pdf-files/internet-report-2.pdf. 


background image

44 

принятии  Европейской  стратегии  для  лучшего  Интернета  для  детей 
(European Strategy for a Better Internet for Children) в 2012 г., которая ставит 
вопрос о необходимости ужесточения контроля за несовершеннолетними в 
сети. Однако механизмы реализации до сих пор вызывают споры. Один из 
главных  вопросов  —  контроль  за  личной  активностью  несовершеннолет-
них в соцсетях. 

Второй  вариант  — 

отработка  технологии  управления  массовым  по-

ведением,  рассчитанным  на  молодежь

,  с  целью  использования  этого 

деструктивного поведения в дальнейшем. Прослеживаются определенные 
параллели  между  безобидными  флешмобами  (собираемся  в  точке  Х  и 
подпрыгиваем ровно в 12 часов, это весело) в начале-середине нулевых и 
быстрым сбором значительных масс граждан с использованием мобильных 
средств связи во время «цветных революций» спустя несколько лет. Парал-
лели организаторов  «групп смерти»  с  вербовкой сторонников исламскими 
радикалами также настораживают — если сейчас эта технология отрабаты-
вается на детях, которые режут себе руки и прыгают с высотных зданий, то 
в  дальнейшем  «задания»  могут  быть  расширены  до  использования  под-
ростков в терактах и убийствах.

 

Кроме того, при наличии в обществе опре-

деленного процента «готовых к смерти» молодых людей есть возможность 
их мобилизации под проект, условно говоря, некоего «светского ИГ». 

Оба этих варианта могут показаться избыточными с точки зрения оценки 

потенциальных угроз, но отметать их не следует. Хотя бы потому, что ры-
нок детской порнографии и сексуальных преступлений является жестокой 
реальностью. У этого явления есть и оборотная сторона — потребителями 
преступной  «продукции»  могут  быть  лишь  люди,  располагающие  сред-
ствами, а значит, в преступную сеть вовлекается часть тех, которых приня-
то  относить  к  «элите»  —  бизнеса,  управленческого  класса,  даже  масс-
медиа.  Это показал, например, недавний скандал с  педофилией на  BBC, в 
которую оказались вовлечены известные в Англии лица

37

После  вовлечения  в  такие  преступления  эти  представители  «элиты»,  по-

мимо потери нравственного облика, становятся крайне уязвимы для возмож-
ного  шантажа  и  могут  быть  управляемы  со  стороны.  Поэтому  для  оценки 
степени этой опасности для государства и общества — при желании государ-
ства заняться этой проблемой — следует сосредоточить внимание не только 
на сообществах для подростков в сети, но и на возможных каналах продви-
жения потенциальной «продукции рынка смерти» для обеспеченных людей — 
в СМИ, культурной среде, психотерапии, на тренингах и т. д. 

Второй  вариант  —  массовый  рекрутинг  экстремистов  —  также  может 

показаться преувеличенным и слегка паническим объяснением. Но еще де-
сять лет назад вряд ли кто-то мог предположить, что публичные массовые 
казни и сожжение людей в клетках неким трансгосударственным движени-

————– 

37

  См.  подробнее:  Доклад:  Джимми  Сэвил  был  серийным  насильником  //  Русская  служба 

BBC. 11.01.2013 [www.bbc.com/russian/uk/2013/01/130111_savile_report]. 


background image

45 

ем, набирающим «волонтеров» по всему миру, станут постоянными темами 
мировых выпусков новостей, как это было до вмешательства ВКС РФ в си-
туацию в Сирии. 

В  любом  случае, 

ни  одно  здоровое  общество  не  может  мириться  с 

существованием  в  нем  неких  групп  людей,  организованно  работаю-
щих на доведение детей до самоубийства, каковы бы ни были их це-
ли

.  Под  контролем,  а  точнее,  под  наблюдением,  должны  находиться  об-

щественные  группы,  в  первую  очередь,  молодежные,  с  тем,  чтобы 
деструктивные  процессы  не  обнаруживались  лишь  на  столь  далеко  за-
шедшей стадии. Следует отметить, что, по личному наблюдению автора, 
слово  «кит»  и  символ  «групп  смерти»,  приведенный  в  «Новой  газете», 
стали появляться на заборах московских пустырей и асфальте как мини-
мум года три-четыре назад, если не раньше — то есть истоки этого явле-
ния лежат достаточно глубоко. 

 

 

«Группы смерти» = эскадроны смерти?.. 

 
Одна из наиболее серьезных угроз, которую влечет за собой широкое рас-
пространение  депрессивно-(ауто)агрессивного  контента  в  социальных  се-
тях

38

,  — 

потенциальная  возможность  использования  «обработанной» 

молодежи для совершения террористических актов

. Исследование суи-

цидальных  и  околосуицидальных  групп  демонстрирует  идентичность  их 
методов с  методами  пропагандистов запрещенной в РФ террористической 
группировки, именующей себя «Исламское государство» (ИГ)

39

Автор этих строк обратил на это внимание еще в период подготовки гла-

вы  аналитического  доклада  Кавказского  геополитического  клуба  «Ислам-
————– 

38

 А также литературно-кинематографический мейнстрим молодежной «культуры». Стран-

но,  что  т.н.  «Исламское  государство»,  «поставив»  в  реальности  отдельные  эпизоды  «Игры 
престолов»,  пока  не  воплотило  там  же  «Голодные  игры»,  «Дивергента»  и  остальной  набор 
подростковых тоталитарных антиутопий. Они рисуют мир, единственным выходом из которо-
го является самоубийство: выживание возможно лишь ценой полного расчеловечивания, когда 
жизнь принципиально хуже смерти, а спасение невозможно, потому что в этом мире нет Бога. 
Сойки-пересмешницы и иже с ними живут в мире, где Бог  умер, а может, не присутствовал 
изначально, т.е. в аду. Создается впечатление, что эти антиутопии и их экранизации — одна из 
сторон «групп смерти».  

39

  «То,  что  одной  из  причин  роста  экстремистских  и  террористических  организаций,  в 

частности, «ИГ», является склонность некоторой части молодежи к суицидальным проявлени-
ям,  не раз  говорилось в экспертной  среде.  Эту  категорию  лиц в  их желании  попасть  в  ряды 
«ИГ» в Сирии или в любом другом месте на самом деле двигала не столько некая исламская 
идея, сколько подсознательное или вполне осознанное желание уйти из жизни. Просто неко-
торые  уходят  из  жизни  молча, а  другие  предпочитают  при  этом  громко  хлопнуть  дверьми  в 
назидание или в укор своей семье, всему обществу или государству в целом», — констатирует 
эксперт по профилактике экстремизма в молодежной среде Ислам Сайдаев. Он же приводит 
характерные  особенности  «игры»  применительно  к  чеченской  молодежной  аудитории.  См. 
подробнее:  «Синий  кит»  —  игра  с  дьяволом  //  Сайт  Кавказского  геополитического  клуба. 
13.02.2017 [www.kavkazgeoclub.ru/content/siniy-kit-igra-s-dyavolom].