Файл: СТРАДАНИЕ И РЕИНКАРНАЦИЯ-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если же заниматься не оккультной реставрацией исто­рии Церкви, а научной, то лучше последовать примеру профессиональных восстановителей. Обычно — буде рес­тавраторы поддадутся искушению "доделать" памятник, — они исходят из предположения о его художественной и содержательной цельности. И при восстановлении утрат они ориентируются на те памятники, которые относятся к той же эпохе, к той же традиции, к той же школе, и дош­ли до нас в более полном виде. Таким образом, они прихо­дят к выводу о том, что если правая рука Спасителя дер­жит хлеб, то в другой половине мозаики логично предпо­ложить не мутанта, а обычную человеческую руку, кото­рая, вдобавок, держит чашу с вныом.

Приведу лишь один пример "летающей коровы" из со­временной оккультно-медицинской литературы: "Вот выс­казывания Величайшего Целителя всех народов и времен Иисуса Христа, записанные его учеником Иоанном в ма-иускрипте "Евангелие мира Иисуса Христа", относящемся к I веку нашей эры. Иисус Христос дает простое средство Для очищения толстого кишечника — клизму: "Возьмите

большую тыкву, снабженную спускающимся вниз стеблем длиной в человеческий рост; очистите тыкву от ее внут ренностей и наполните речной водой, подогретой Солнцем. Повесьте тыкву на ветку дерева, преклоните колени перед Ангелом Воды и потерпите... чтобы вода проникла по всем вашим кишкам... Просите Ангела Вод освободить тело ваше от всех нечистот и болезней, наполняющих его. Потом пу­стите воду из тела своего, чтобы с нею устремилось из тела все... нечистое и зловонное. И увидите собственными гла­зами и почувствуете носом своим все мерзости и нечисто­ты, которые оскверняют Храм тела вашего. И поймете вы также, сколько грехов обитало в вас и терзало вас бесчис­ленными болезнями"... В четвертом, малодоступном Еван­гелии от Иоанна говорит нам Иисус Христос, — надо жить по Законам Матери Земли и тогда вы возродите себя зано­во САМИ"4. Замечу, кстати, что Малахов не дает ссылок на это "Евангелие", и где он его прочитал, — неизвестно. Но любимая идея оккультистов здесь налицо — "вы возро­дите себя заново САМИ", без Бога и без Христа.

Так что, если уж начинать "реставрацию древнего хри­стианства", то нужно ответить на вопрос: на каком основа­нии можно допустить, что тексты, ясно проповедующие воскресение мертвых, воскресение плоти, тексты, в кото­рых нет и следа кармических и реинкарнационных идей, составляют диптих с текстами (письменными или устны­ми), отвергающими телесное воскресение и утверждающи­ми переселение душ?

Логика теософов непостижима. Из факта, что Церковь отвергла апокрифические тексты, они делают вывод, что именно в апокрифах и изложена подлинная вера Церкви. Боюсь, что будущие поколения оккультистов будут исполь­зовать материалы Архиерейского Собора 1994 года как аргумент в пользу того, что до конца XX столетия право­славные христиане верили по "Живой Этике". "Раз Собор осудил рерихианство — значит, именно Рерихи хранили подлинно христианское учение".


Итак, действительно, не все раннехристианские источ- ;

ники дошли до нашего времени. Много утрат не только в i еретической, но и в собственно церковной литературе того времени. Но со страниц дошедших до нас христианских текстов (как апостольских, так и их непосредственных

20 1

учеников) предстает вполне определенная и целостная, внут­ренне логичная картина. При соблюдении правил логики ни апологию Люцифера, ни идею о бесполезности смерти Христа, ни уверение в том, что Христос не воскресал теле­сно, ни пантеизм, ни реинкарнацию не удастся подстроить к раннехристианской проповеди А".

Когда исследователь пробует вставить в древний текст некое дополнение (как ему представляется, бывшее в тек­сте и потом утраченное), ему следует посмотреть, не испы­тывает ли текст в целом аллергической реакции на допол­нение, не кричит ли он весь: "это не мое!"

Итак, непонятно и недоказуемо, почему именно идея реинкарнации должна находиться в утраченных текстах (например, в Третьем послании ап. Павла к Коринфянам) **. Но, кроме того, непонятна и причина, по которой идея ре-инкарнации должна быть закрытой. Что "эзотерического" в этой идее?

Идея переселения душ с огромным энтузиазмом во все века воспринималась европейцами — в отличие от Индии, все религии которой стонут от морока бесконечных пере­воплощений и ищут способы выскочить из колеса сансары.

Так, скажите, где и кого в дохристианской Европе пре­следовали за проповедь реинкарнации? Тогда почему же ее надо было делать тайной? Или ее прятали не от поли­ции, а от невежественных масс? А почему? Что в этой идее такого, что делало бы ее неприятной и чужой для этих самых "масс"? *** Она как раз очень понятна и даже спо­собна оказать нравственное воздействие.

* Между прочим, даже в апокрифической и парахристианской литературе идея реинкарнации встречается крайне редко. Ее нет ни в одном из апокрифических апостольских "деяний". Ее нет ни в одном из апокрифических Евангелий. То есть — этой идеи нет в текстах, быто­вавших вблизи церковных пределов. Она мелькает только в текстах однозначно антицерковной, аптибиблейской направленности (например, в "Пистис Софиа").

** Толкования преп. Ефрема Снрина на апокрифическое Третье послание ап. Павла Коринфянам см, в 7-м томе его творений (Троице-Сергиепа Лавра, 1900, ее. 367-393). Кстати, это послание исполнено полемикой именно с оккультизмом — "Итак, сыны гнева суть те, кои благосердие милости Божией отнимают от себя, говори, что небо и зем­ля и вся тварь нс суть дела Отца всего, но имеют проклятую веру змия" (3,19-20). Именно против офитов-змеепоклонников, столь горячо люби­мых Блаватской, и направлен этот апокриф.

''';'•;;';•' Как уверяет теософ, VI Вселенский Собор отверг идею переселе­нии душ из чисто эзотерических соображений — "осуждению подверга­лась не самая сущность вопроса, а лишь было установлено, что несво-


21

Здесь я должен резко выступить против мифа, создан­ного самой христианской пропагандой. Языческий мир Римской империи не был так уж страшен, как иногда ка­жется. В ном никогда не убивали людей за проповедь люб­ви. В нем каждому народу и человеку дозволялось иметь любые религиозные убеждения (при минимуме внешнего уважения к официальному культу). В ней не преследовали философов. В ней никто не испытывал аллергии против проповеди восточных культов на Западе. Представление о родственной близости человека к миру богов было настолько обычно, что ап. Павел, проповедуя в Афинах, уместно вспомнил слова именно языческого поэта — "мы Его и род" (Деян. 17,28).

Идея переселения душ и связанные с ней кармические концепции, которых не было в классических религиях Средиземноморья (в том числе в Греции и Риме), спокойно и открыто проповедовалась несколькими философами и поэтами — и это не вызывало никаких репрессий.

В общем, нет ни одной теософской идеи, которую надо было бы скрывать в Римской империи и которая подверга­лась бы гонения:л со стороны государства или толпы. Даже те люциферические двусмысленности, которые есть в тео­софии, были и в языческих культах — и потому тоже не воспринимались как нечто странное и опасное.

Христиан же преследовали и ненавидели. Философы г императоры, языческая толпа и иудеи, жречество и сат;' рики. И все новозаветные тексты совершенно ясно говорят --за что именно. За проповедь "Христа распятого — для Иуде­ев соблазн, а для Еллинов безумие" (1 Кор- 1, 23) и за проповедь воскресения плоти. И даже цитирование язы­ческого поэта не помогло апостолу Павлу в Афинах — на­смешки начались, едва только он начал говорить о воскре­сении Христа. Идея страдающего Бога, ставшего челове­ком, умершего и в теле же Воскресшего и тем спасшего людей, — именно эта основная весть Евангелия была не­приемлема ни для философов, ни для толпы.

Кроме того, языческий собеседник христианского апо­логета II века Минуция Феликса так определил то, что кажется ему наиболее абсурдным в христианской пропове-

евремснио <быдо тогда) разглашать столь ааотеричтекое учение: нрсво^вр*' менно (было тогда) облекать его в форму иную, чем притчи и символы" — Батюшков П. Перевоплощение. // Вестник теософии. 1913, ,№11, с. 39.

22

ди: "Двукратная нелепость и сугубое безумие — возвещать гибель небу и звездам, которые мы оставляем такими же, какими застали, а себе, умершим, сгинувшим, которые как родимся, так и погибаем, обещать вечную жизнь!"". В са­мом деле — оккультная идея вечности Космоса явно отри­цается Библией. Мир создан во времени и мир исчезнет со временем (когда "времени уже не будет" — Откр. 10, 6)-. А Бог и люди пребудут в Вечности. Это ровно противополож­но теософии, утверждающей вечность своей любимой кос­мической "материи", но отрицающей бессмертие челове­ческой личности.


Итак, со всей решительностью утверждаю: если бы апо­столы были теософами, им не пришлось бы умирать за проповедь Евангелия.

Те же ереси, которые действительно исповедовали ок­культизм, слегка прикрытый христианством, свой оккуль­тизм и веру в реинкарнацию не скрывали. И распространя­лись вполне успешно. Церковь боролась с гностицизмом — а элиты, да и массы были готовы принять и космические зоны, и перевоплощения — все, кроме самого Богочелове-чества Христа.

Елена Рерих пишет: "Учение Христа содержало в себе те же великие Истины, но сознание Его современников не было готово к принятию их, отсюда и все искажения, при­ведшие к мертвым противоестественным догмам"6. Это к принятию пантеизма и имморализма, к принятию реин-карнации и космического материализма оказались не го­товы современники Христа? Но, во-первых, в этих идеях для них не было ничего нового. Во-вторых, гностицизм возник раньше христианства и попробовал его ассимили­ровать. "Юные христианские общины были окружены плот­ным кольцом языческого и иудейского гнозиса, который составлял одну из главных ветвей античного синкретизма".

В гностицизме языческий мир сделал немедленную по­пытку переинтерпретировать христианство именно в этих терминах, породив сотни гностических сект, каждая из которых по-своему жонглировала "зонами", "астралами", "планетами" и т. п. Об их методологии, столь похожей на методы работы Рерихов, уже в конце первого века говорит св. Игнатий Богоносец: "К яду своего учения еретики при­мешивают Иисуса Христа, чем и приобретают себе дове-

23

r

рие но они подают смертную отраву в подслащенном виде (К Траллийцам)

В тех постулатах, которые гностики пытались выдать за "тайное учение Христа", не было ничего такого, что не могло бы быть радостно принято языческим миром

Оккультизм всегда был довольно ходким рыночным товаром Апостолы были бы обречены на успех, если бы составили какую нибудь "Тайную Доктрину" с кармой, астралом и ярмарочным изобилием "эонов" Если бы хри стиане согласились с "белой" (а при нужде и "черной") магией оккультизма, если бы они приняли модную в фи лософских кругах идею реинкарнации, если бы они при знали, что все боги — проявления Единого Безликого, они триумфально и быстро вошли бы в римский истеблишмент

Нет, не "корысть", и не стремление к "защите от тол пы" понуждали христиан мученического века дистанции роваться от обиходного оккультизма поздней Римской империи Их вера действительно была — "другой", "но вым учением" (по признанию как язычников — Деян 17 19, так и иудеев — Мк 1, 27)

Что же касается "тайных доктрин", то они не могли существовать в Церкви потому, что одна из основных идеи Библии (как Ветхого, так и Нового Заветов) состоит в том что субъектом Завета с Богом является не отдельный чело век, а народ Не с Моисеем заключается Завет, а с народом Израиля Не с Петром или Иоанном, а с "новым Израи лем" И о старом Израиле и о новом (христианах) сказани что он весь — народ священников Это народ, коюрыи вей состоит из избранных Богом и посвященных Народ эзоте риков .


Язычники стояли вокруг своих храмов, признавая лишь за жрецами право входить внутрь святилища Но любой иудей и любой христианин мог молиться внутри храма

Более того, христианское духовенство (как епископы так и священники) в древней Церкви избиралось народом Этот принцип достаточно ясно виден уже в новозаветной книге Деяний, в "Апостольских Постановлениях" епископ рукополагающий другого епископа, обязывается спросичь о кандидате тот ли это, кого пресвитеры и народ просят себе в пастыри9

Когда ариане изгнали ев Афанасия Александрийского из города в вину их ставленнику Григорию Капладокии

24

цу было поставчено то, что он был рукоположен, не будучи испрошен народом И напротив, епископы, защищавшие ев Афанасия, обосновывали законность его епископства тем, что он был рукопотожен не тайно, но по просьбе народа8

Достаточно вспомнить историю посвящения в еписко пы ев Амвросия Медиоланского, избранного на кафедру, когда он не был даже крещен, — чтобы понять, что в та кой Церкви просто не могло существовать двух "преданий" одно, тайное, для иерархов, а другое для простого народа"

Для сравнения напомню, что в целях сохранения "эзо терического знания" Елена Рерих мечтала, как в идеаль но теософском обществе "вожди будущего будут назначаться не безответственными массами, но иерархией Света и Зна ния"10 Демократизм раннего христианства просто не по зволял сложиться в Церкви иерархическому "двоеверию"

И еще один вопрос к любителям эзотерики считают ли они, что Христос пришел для того, чтобы что то спрятать или же для того, чтобы, напротив, явить, открыть? Вся Библия — это религия Откровения бо! не желает пря таться, Он стремится прорваться к людям, к глубине на шей совести

Истина, возвещаемая апостолами, с одной стороны, дей ствительно эзотерична в том смысле, что Божественная полнота, Pleroma, что обитала во Христе (Кол 2, 9), до конца непостижима и невместима никем более И в то же время Истина Христа предельно экзотерична, потому что она открыта для всех Pleroma для того и вошла в наш мир, чтобы раздать Себя людям Христос многократно го­ворит, что Он пришел в мир явить Отца (или — "проела вить", что означает то же самое) В этом отличие Истинно го и Единого Посредника (1 Тим 2, 5) от демонических иерархий, которые, по признанию самого языческого бо гословия, именно скрывали собою Верховное Начало *

Служение пророка и священника в этой ситуации ока эывается не в том, чтобы что то "прятать" от людей, или идя путем личной аскезы, обретать некое духовное зна

'• Например, в даосизме повествуется о многоярусном Космосе вся сто/кнеишая структура которого запо-шена многими тысячами вср возможнпх святых духов бесов героев отвеччющих за отдельные частности Целого И уже 'за ними стоит Дао скрытое от человека Пестрой завесой посредников (Светлов Р В Древняя языческая рели гиозиость СПб , 1993 с 27)