ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
Это правило, отнимая значение цели у всяких внешних предметов воли, оставляет как цель только самих субъектов нравственного действия, которые тем самым получают безусловное достоинство (Wiirde), в отличие от относительной цены (Preis), принадлежащей внешним предметам, которые могут быть не целью, а средствами для нравственной деятельности. Отсюда вторая формула категорического императива: Действуй так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, всегда употреблялось тобой как цель и никогда как только средство. Таким образом, получается идея воли каждого разумного существа, как всеобщей законодательной воли. Это понятие каждого разумного существа, которое во всех правилах своей воли должно смотреть на себя как на дающее всеобщий закон, чтобы с этой точки зрения оценивать себя и свои действия, — ведет к новому, весьма плодотворному понятию: царства целей т. е. систематического соединения различных разумных существ, посредством общих законов, определяющих их взаимодействие, как целей самих по себе. Отсюда третья формула категорического императива: Действуй по той идее, что все правила, в силу собственного законодательства, должны согласоваться в одно возможное царство целей, которое в осуществлении явилось бы и царством природы. Полное осуществление нравственного принципа есть уже не обязанность, определяемая идеей добра, т. е. доброй или чистой воли, а постулат, определяемый идеей высочайшего блага (summum bonum, das hochste Gut). Чистая воля или добродетель должна быть безусловно независима от удовольствия и счастья или благополучия; но пребывающее противоречие между добродетелью и счастьем несогласно с идеей высшего блага, которое в полноте своей должно заключать всякое добро, следовательно, и счастье, т. е. удовлетворенное жизненное состояние, — не как условие или причину добродетели, а, напротив, как обусловленное ею следствие. Высшее благо есть единство добродетели и благополучия. По требованию разума высочайшее благо должно быть осуществлено. Из анализа этого общего постулата мы получаем три частные: свободу воли, бессмертие души и бытие Бога. “Осуществлять высочайшее благо
значит: 1) стремиться к нравственному совершенству, 2) достигать его и 3) делаясь через то достойным блаженства, пользоваться им как необходимым следствием совершенной добродетели”. Без свободы невозможно стремление к нравственному совершенству; достижение его возможно только в бесконечном существовании и, следовательно, требует бессмертия души; наконец, согласие нравственного совершенства (внутреннего) с внешним благополучием предполагает, что идеал разума есть вместе с тем действительный владыка мирового порядка, или сущий Бог. Первая из этих идей — свобода — рассматривается Кантом не только как один из постулатов практического разума, но и как общее условие нравственности вообще. Возможность свободы основывается на различии эмпирического характера от умопостигаемого, т. е. на различии человеческой индивидуальности в порядке явлений от нее же, как вещи б себе. Принадлежа к миру явлений, наш эмпирический характер подлежит общему закону явлений или естественной необходимости; но, будучи вместе с тем вещью в себе, мы имеем независимый от закона явлений или свободный умопостигаемый характер (см. выше). Проявление его в области психологического опыта, или суждение умопостигаемого характера об эмпирическом, есть совесть. В совести нравственный долг, а, следовательно, и свобода познаются нами с полной достоверностью, хотя и не составляют предмета теоретического познания, относящегося только к чувственным явлениям. Что касается бессмертия души и бытия Божьего, то эти идеи составляют предмет разумной веры: веры — так как они не подлежать опыту, разумной — т. к. они с необходимостью утверждаются на требованиях разума”5.
“Отношение Канта к религии обусловлено его нравственной философией: он допускает только “моральную теологию”, отрицая “теологическую мораль”, т. е., по его точке зрения, религия должна быть нравственной, или основанной на нравственности, а никак не обратно. Реальной основой религии Кант (согласно с библейским учением) признает “радикальное зло” в человеческой природе, т. е. противоречие между требованием разумно-нравственного закона и беспорядочными стремлениями чувственной природы, не подчиняющимися высшему началу. Отсюда потребность в избавлении или спасении — ив этом сущность религии. Факту радикального зла или греха противополагается идеал нравственно-совершенного или безгрешного человека. Совершенная праведность, т. е. чистая или божественно-настроенная воля, обнаруживается в постоянном и решительном торжестве над всеми искушениями злой природы; высшее выражение святости есть добровольно принятое страдание, во имя нравственного принципа. Для грешного человека страдание есть необходимый момент в процессе избавления от зла, оно есть неизбежное наказание за грех; но страдание человека безгрешного (Сына Божьего), не будучи следствием собственного греха, может иметь замещающую силу, или покрывать грехи человечества. Для истинной религии необходима практическая вера в нравственный идеал, т. е. в совершенно праведного человека или Сына Божьего, который есть разумное основание, цель и смысл (Логос) всего существующего. Признавать воплощение этого идеала фактически совершившимся в лице И. Христа не противоречит разуму, если только такую историческую веру подчинять моральной, т. е. относить ее исключительно к тому в жизни Христа, что имеет нравственный смысл. И другие главные догматы христианства Кант толкует с нравственной точки зрения, включая их, таким образом, в свою “религию в пределах одного разума”. Но к чудесам евангельским, равно как и к чудесам вообще, Кант относится вполне отрицательно.”6
Áóëãàêîâ: “Êàê ïëîä ïåðâîðîäíîãî ãðåõà… íðàâòñâåííîñòü …. íå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âåðøèíû, àáñîëþòíîé ãðàíè, îíà ïðåîäîëèìà,è áî ñâÿòîñòü. õîòÿ â ñåáÿ è âêëþ÷àåò “äåëàíèå çàïîâåäåé”, íî ñàìà íàõîäèòñÿ óæå “ïî òó ñòîðîíó äîáðà è çëà”7.
Ñð.: “Ïðàâåäíèêó çàêîí íå ëåæèò”, “Ëþáè – è äåëàé, ÷òî õî÷åøü” (Áëæ. Àâãóñòèí - ?)
Ðåëèãèÿ íàõîäèòñÿ âûøå ìîðàëè è ïîýòîìó ñâîáîäíà îò íåå: íàïð., âîéíà âñåãäà àìîðàëüíà – å¸ ìîæíî îïðàâäàòü òîëüêî ðåëèãèîçíî. Ìîðàëüíî îïðàâäàòü è ïðèíÿòü âîéíó íåâîçìîæíî.
Ñð.: æåðòâà Àâðààìà ñâîåãî åäèíñòâåííîãî ñûíà – è ýòî ïî òðåáîâàíèþ Áîãà! Òàêæå äðóãèå ïðèìåðû: êðîâàâîå èñòðåáëåíèå öåëûõ íàðîäîâ, îáìàí, âîðîâñòâî, ïðåäàòåëüñòâî è ò.ä. Êîãäà âîëÿ Божия сталкивается с голосом человеческой нравственности, она в религиозном сознании ставится выше.
-
Главное – быть человеком честным, порядочным, а к вере или религиозности это может не иметь никакого отношения. Вспомните хотя бы “Моральный кодекс строителей коммунизма”!
-
Откуда же закон совести, одинаковый у всех?
-
Одинаковый? У одних – строжайшая моногамия, у других – по 10 жен и 100 наложниц – и ничего, никаких угрызений совести!
-
Однако есть и общие всем понятия: отношение к родителям, почитание старших, погребение усопших ((что еще???))
-
Это или от человеческой природы, или, может, и Бог вложил. Но это не меняет сути дела: религиозность здесь ни при чем. Главное – быть порядочным человеком , верующий ли ты или нет здесь не имеет никакой разницы.
-
Но для одного члеовека может казаться вполне нравственным то, что для другого является безнравственным: вспомним старуху и Раскольникова. Где найти критерий “правильности” нашего добра и нравственных положений?
-
???
-
Нельзя отождествлять нравственность и религиозность. Могут быть люди релегиозные – даже святые – и безнравственные с точки зрения обычной морали. Прп. Антоний свою родную мать-старуху даже на порог своего монастыря не пустил! А прп. Мария Египетская, благоразумный разбойник ((не очень удачно – что еще можно???)). И, наоборот, можно встретить человека атеиста-безбожника и вполне порядочного и нравственного (Спиноза, многие рядовые коммунисты и т.д.). Главный критерий мирской морали – польза или вред обществу. Верующий же иногда сознательно должен идти против всего мира, когда это требует Христос.
Автономная нравственность никогда не ответит на вопрос: “Зачем нужна нравственность и какое отношение это имеет ко мне лично? Если все равно я умру, зачем мне мучить и ограничивать себя ради каких-то нравственных требований, полезных для общества, до которого мне и дела нет?!”
Кроме Высшего Авторитета – Бога – нельзя нигде найти опоры для нравственности. Человеческий нравственный закон всегда соответствует уровню развития человеческого сознания и самого общества. С точки зрения обычной нравственности притча о блудном сыне – безумна и безнравственна. В какой-то момент Бог может потребовать преступить, переступить через нравственный закон ради Законодателя: “Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником” (Лк. 14.26)
1 Цит. по: С.Булгаков. Свет Невечерний, Сер.Пос., 1917, с. 44.
2 С.Булгаков. Свет Невечерний, Сер.Пос., 1917, с. 46.
3 С.Булгаков. Свет Невечерний, Сер.Пос., 1917, с. 49.
4 Критика практического разума // Собр. соч. в от гг. Т. 4. Ч. 1. — М., 1965, с 499-501.
5 Философский словарь Владимира Соловьева. Сост. Беляев Г.В. Ростов н/Д, 1997, с. 185-187.
6 Философский словарь Владимира Соловьева. Сост. Беляев Г.В. Ростов н/Д, 1997, с. 188.
7 С.Булгаков. Свет Невечерний, Сер.Пос., 1917, с. 47.