Файл: Полный текст лекций по культурологии 1 курс-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 861

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел I. Теории культуры. 1 семестр.


  1. Православное учение о культуре. Архиерейский Собор РПЦ о культуре.

Литература: «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ», Раздел XIV. Светские наука, культура, образование; Еп. Константин. Христианство и культура. // ж. «Христианское чтение», № 19.


ЮБИЛЕЙНЫЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


Москва, 13 - 16 августа 2000 года

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


XIV. Светские наука, культура, образование

XIV.1. Христианство, преодолев языческие предрассудки, демифологизировало природу, тем самым способствовав возникновению научного естествознания. Со временем науки – как естественные, так и гуманитарные – стали одной из наиболее важных составляющих культуры. К концу XX века наука и техника достигли столь впечатляющих результатов и такого влияния на все стороны жизни, что превратились, по существу, в определяющий фактор бытия цивилизации. Вместе с тем, несмотря на изначальное воздействие христианства на становление научной деятельности, развитие науки и техники под влиянием секулярных идеологий породило последствия, которые вызывают серьезные опасения. Экологический и другие кризисы, поражающие современный мир, все с большей силой ставят под сомнение избранный путь. Научно-технологический уровень цивилизации ныне таков, что преступные действия небольшой группы людей в принципе могут в течение нескольких часов вызвать глобальную катастрофу, в которой безвозвратно погибнут все высшие формы жизни.

С христианской точки зрения, такие последствия возникли в силу ложного принципа, лежащего в основе современного научно-технического развития. Он заключается в априорной установке, что это развитие не должно быть ограничено какими-либо моральными, философскими или религиозными требованиями. Однако при подобной "свободе" научно-техническое развитие оказывается во власти человеческих страстей, прежде всего тщеславия, гордости, жажды наибольшего комфорта, что разрушает духовную гармонию жизни, со всеми вытекающими отсюда негативными явлениями. Поэтому ныне для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями.

Необходимость такой связи обусловливается и тем, что значительное число людей не перестают верить во всемогущество научного знания. Отчасти именно вследствие подобного взгляда в XVIII веке часть атеистически настроенных мыслителей решительно противопоставила науку религии. Вместе с тем является общеизвестным фактом, что во все времена, включая и настоящее, многие самые выдающиеся ученые были и остаются людьми религиозными. Это было бы невозможно при наличии принципиальных противоречий между религией и наукой. Научное и религиозное познание имеют совершенно различный характер. У них разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой. Ибо, с одной стороны, в естествознании нет теорий атеистических и религиозных, но есть теории более или менее истинные. С другой – религия не занимается вопросами устройства материи.

М.В.Ломоносов справедливо писал: наука и религия "в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет". Эту же мысль выразил святитель Московский Филарет: "Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством". Следует отметить и некорректность противопоставления религии и так называемого научного мировоззрения.

По своей природе только религия и философия выполняют мировоззренческую функцию, однако ее не берут на себя ни отдельные специальные науки, ни все конкретно-научное знание в целом. Осмысление научных достижений и включение их в мировоззренческую систему может иметь сколь угодно широкий диапазон – от вполне религиозного до откровенно атеистического.

Хотя наука может являться одним из средств познания Бога (Рим. 1. 19-20), Православие видит в ней также естественный инструмент благоустроения земной жизни, которым нужно пользоваться весьма осмотрительно. Церковь предостерегает человека от искушения рассматривать науку как область, совершенно независимую от нравственных принципов. Современные достижения в различных областях, включая физику элементарных частиц, химию, микробиологию, свидетельствуют, что они суть меч обоюдоострый, способный не только принести человеку благо, но и отнять у него жизнь. Евангельские нормы жизни дают возможность воспитания личности, при котором она не смогла бы использовать во зло полученные знания и силы. Посему Церковь и светская наука призваны к сотрудничеству во имя спасения жизни и ее должного устроения. Их взаимодействие способствует созданию здорового творческого климата в духовно-интеллектуальной сфере, тем самым помогая созданию оптимальных условий для развития научных исследований.

Следует особо выделить общественные науки, в силу своего характера неизбежно связанные с областями богословия, церковной истории, канонического права. Приветствуя труды светских ученых в данной сфере и признавая важность гуманитарных исследований, Церковь в то же время не считает рациональную картину мира, иногда формируемую этими исследованиями, полной и всеобъемлющей. Религиозное мировоззрение не может быть отвергнуто как источник представлений об истине, а также понимания истории, этики и многих других гуманитарных наук, которые имеют основание и право присутствовать в системе светского образования и воспитания, в организации общественной жизни. Только совмещение духовного опыта с научным знанием дает полноту ведения. Никакая социальная система не может быть названа гармоничной, если в ней существует монополия секулярного миропонимания при вынесении общественно значимых суждений. К сожалению, сохраняется опасность идеологизации науки, за которую народы мира заплатили высокую цену в ХХ веке. Такая идеологизация особенно опасна в сфере общественных исследований, которые ложатся в основу государственных программ и политических проектов. Противостоя подмене науки идеологией, Церковь поддерживает особо ответственный диалог с учеными-гуманитариями.

Человек как образ и подобие Непостижимого Творца в своих таинственных глубинах свободен. Церковь предостерегает от попыток использовать достижения науки и техники для установления контроля над внутренним миром личности, для создания каких бы то ни было технологий внушения и манипуляции человеческим сознанием или подсознанием.

XIV.2. Латинское слово cultura, означающее "возделывание", "воспитание", "образование", "развитие", происходит от слова cultus – "почитание", "поклонение", "культ". Это указывает на религиозные корни культуры. Создав человека, Бог поместил его в раю, повелев возделывать и хранить Свое творение (Быт. 2. 15). Культура как сохранение окружающего мира и забота о нем является богозаповеданным деланием человека. После изгнания из рая, когда люди оказались перед необходимостью бороться за выживание, возникли производство орудий труда, градостроительство, сельскохозяйственная деятельность, искусство. Отцы и учители Церкви подчеркивали изначальное божественное происхождение культуры. Климент Александрийский, в частности, воспринимал ее как плод творчества человека под водительством Логоса: "Писание общим именем мудрости называет вообще все мирские науки и искусства, все, до чего ум человеческий мог дойти... ибо всякое искусство и всякое знание происходит от Бога". А святой Григорий Богослов писал: "Как в искусной музыкальной гармонии каждая струна издает различный звук, одна – высокий, другая – низкий, так и в этом Художник и Творец-Слово, хотя и поставил различных изобретателей различных занятий и искусств, но все дал в распоряжение всех желающих, чтобы соединить наc узами общения и человеколюбия и сделать нашу жизнь более цивилизованной".

Церковь восприняла многое из созданного человечеством в области искусства и культуры, переплавляя плоды творчества в горниле религиозного опыта, стремясь очистить их от душепагубных элементов, а затем преподать людям. Она освящает различные стороны культуры и многое дает для ее развития. Православный иконописец, поэт, философ, музыкант, архитектор, актер и писатель обращаются к средствам искусства, дабы выразить опыт духовного обновления, который они обрели в себе и желают подарить другим. Церковь позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его бытия. В результате человеческое творчество, воцерковляясь, возвращается к своим изначальным религиозным корням. Церковь помогает культуре переступить границы чисто земного дела: предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает ее открытой для соработничества Богу.

Светская культура способна быть носительницей благовестия. Это особенно важно в тех случаях, когда влияние христианства в обществе ослабевает или когда светские власти вступают в открытую борьбу с Церковью. Так, в годы государственного атеизма русская классическая литература, поэзия, живопись и музыка становились для многих едва ли не единственными источниками религиозных знаний. Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, изобразительному искусству, музыке, архитектуре, театру, кино. Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу.

К людям культуры Церковь всегда обращает призыв: "Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12. 2). В то же время Церковь предостерегает: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (1 Ин. 4. 1). Человек не всегда обладает достаточной духовной зоркостью, чтобы отделить подлинное божественное вдохновение от "вдохновения" экстатического, за которым нередко стоят темные силы, разрушительно действующие на человека. Последнее происходит, в частности, в результате соприкосновения с миром колдовства и магии, а также из-за употребления наркотиков. Церковное воспитание помогает обрести духовное зрение, позволяющее отличать доброе от дурного, божественное от демонического.

Встреча Церкви и мира культуры отнюдь не всегда означает простое сотрудничество и взаимообогащение. "Истинное Слово, когда пришло, показало, что не все мнения и не все учения хороши, но одни худы, а другие хороши" (святой Иустин Философ). Признавая за каждым человеком право на нравственную оценку явлений культуры, Церковь оставляет такое право и за собой. Более того, она видит в этом свою прямую обязанность. Не настаивая на том, чтобы церковная система оценок была единственно принятой в светском обществе и государстве, Церковь, однако, убеждена в конечной истинности и спасительности пути, открытого ей в Евангелии. Если творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его. Если же культура противопоставляет себя Богу, становится антирелигиозной или античеловечной, превращается в антикультуру, то Церковь противостоит ей. Однако подобное противостояние не является борьбой с носителями этой культуры, ибо "наша брань не против плоти и крови", но брань духовная, направленная на освобождение людей от пагубного воздействия на их души темных сил, "духов злобы поднебесных" (Еф. 6. 12).

Эсхатологическая устремленность не позволяет христианину полностью отождествить свою жизнь с миром культуры, "ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего" (Евр. 13. 14). Христианин может работать и жить в этом мире, но не должен быть всецело поглощен земной деятельностью. Церковь напоминает людям культуры, что их призвание – возделывать души людей, в том числе и собственные, восстанавливая искаженный грехом образ Божий.

Проповедуя вечную Христову Истину людям, живущим в изменяющихся исторических обстоятельствах, Церковь делает это посредством культурных форм, свойственных времени, нации, различным общественным группам. То, что осознано и пережито одними народами и поколениями, подчас должно быть вновь раскрыто для других людей, сделано близким и понятным для них. Никакая культура не может считаться единственно приемлемой для выражения христианского духовного послания. Словесный и образный язык благовестия, его методы и средства естественно изменяются с ходом истории, различаются в зависимости от национального и прочего контекста. В то же время изменчивые настроения мира не являются причиной для отвержения достойного наследия прошлых веков и тем более для забвения церковного Предания.

XIV.3. Христианская традиция неизменно уважает светское образование. Многие отцы Церкви учились в светских школах и академиях и считали преподаваемые там науки необходимыми для верующего человека. Святитель Василий Великий писал, что "внешние науки не бесполезны" для христианина, который должен заимствовать из них все служащее нравственному совершенствованию и интеллектуальному росту. По мысли святого Григория Богослова, "всякий имеющий ум признает ученость (paideusin – образование) первым для нас благом. И не только эту благороднейшую и нашу ученость, которая… имеет своим предметом одно спасение и красоту умосозерцаемого, но и ученость внешнюю, которой многие христиане по невежеству гнушаются как ненадежной, опасной и удаляющей от Бога".

С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимой намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир (см. XIV.1). Не должно повторяться положение, характерное для многих стран в ХХ веке, когда государственные школы были инструментами воинственно-атеистического воспитания, не должна повториться. Церковь призывает к устранению последствий атеистического контроля над системой государственного образования.

К сожалению, доныне во многих учебных курсах истории недооценивается роль религии в формировании духовного самосознания народов. Церковь постоянно напоминает о том вкладе, который внесло христианство в сокровищницу мировой и национальной культуры. Православные верующие с сожалением воспринимают попытки некритического заимствования учебных стандартов, программ и принципов образования из организаций, известных негативным отношением к христианству вообще или Православию в частности. Нельзя игнорировать и опасность проникновения в светскую школу оккультных и неоязыческих влияний, деструктивных сект, под воздействием которых ребенок может быть потерян и для себя, и для семьи, и для общества.

Церковь полагает полезным и необходимым проведение уроков христианского вероучения в светских школах по желанию детей или их родителей, а также в высших учебных заведениях. Священноначалие должно вести с государственной властью диалог, направленный на законодательное и практическое закрепление реализации международно признанного права верующих семей на получение детьми религиозного образования и воспитания. В этих целях Церковь также создает православные общеобразовательные учебные заведения, ожидая их поддержки со стороны государства.

Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре – должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний. Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода.














  1. Просветительская трактовка культуры: культ разума и «дух революции». И.Кант: «что такое просвещение». Европоцентризм как секуляризация мессианизма. Идея прогресса и «светлое будущее» объединённого человечества. «Новый мир» как культурный проект утопического сознания.

Литература: Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Кант И. Сочинения. Т.1. М. 1994.

  1. Романтическая концепция культуры: индивидуалистический культ искусства, природы и чувственности. Художественное самовыражение как своеволие. Неклассический характер романтической культуры. «Ночная сторона» творчества: «готический стиль» в европейской культуре. Образ Дон-Жуана в европейской культуре. «Принцип наслаждения» и трагедия эстетизма.

Литература: Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М. 1997. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М. 1972.; Габриэль Виткоп-Менардо. Гофман сам о себе. М. 1999; Романтизм // Философская энциклопедия в 5-ти тт., том 4. М. 1967; Лосев А.Ф. «Романтизм». // “Литературная учеба”, 1990 г., № 6, стр. 139-145; Берковский Н.Я. «Романтизм в Германии». Л-д. 1973; Жирмунский В. “Немецкий романтизм и современная мистика». СПб. 1995; “Эстетика немецких романтиков”. М. 1987.


Учение о культуре немецких романтиков. (Лекция)

Термин «романтизм» имеет несколько значений.

1. В конце XVIII века романтизмом или “романтическим” называли все необыкновенное, фантастическое, то, что происходит “как в романах”.

2. Романтическое – это искусство романских народов, преимущественно средневековое, которое противопоставляется классическому или античному.

Французское слово “roman” первоначально означало литературное произведение, написанное не на классической латыни, а на «вульгарных», народных наречиях. Понятие «роман» или «романс» связано с романтикой, как свойством человеческой души. Понятие «романтики» шире «романтизма». Романтизм зародился в Англии («озерная школа» Вордсворта и Кольриджа) и Германии, где сразу приобрёл мистический характер. Наиболее яркие ранние романтики философы Новалис и Шеллинг возродили мистику Платона – вечное стремление души к Бесконечности, превосходящей любую форму. Надо отметить, что каждая культурная эпоха возрождала своего Платона. Святые Отцы ???

Рассмотрим романтическое мировоззрение, в эпоху его расцвета (1795-1830 гг.) в Германии. Особое внимание уделим воззрениям романтиков на культуру. Для ранних романтиков главную роль играет природа. Возникает настоящий «культ природы». Для позднего романтизма именно культура есть подлинная стихия человеческого бытия. Мир культуры для них - это прежде всего мир религиозной культуры, сакрализованный мир мир традиции. Культура – это не результат активного революционного воздействия на природу, как у просветителей – рационалистов, а бережное хранение традиции. Такие поздние романтики как Ф.Баадер, Ф.Шлегель и др. настоящие апологеты традиционной христианской культуры католического Запада ( народной и церковной).


Основные представители «Йенской школы» (1795 – 1805):

Новалис, наст. имя Фридрих фон Гарденберг (1772 – 1801)

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854)

Вильгельм Генрих Ваккенродер (1773 – 1798)

Фридрих (1772 – 1829) и Август Шлегели (1767 – 1845)

Л.Тик (1773 – 1853), Фридрих Гельдерлин (1770 – 1843), Шлейермахер

«Йенская школа» развивает «абсолютный субъективизм» И.Г.Фихте (1762 – 1814), превратившего кантовскую «вещь в себе» в категорию субъекта.

Ш.Бодлер писал в статье “Что такое Романтизм”: «Романтизм – дитя севера…природа юга столь прекрасна, что человеку нечего желать, а болезненный и тревожный север тешит себя игрой воображения». И.В.Гете писал: «классическое – это здоровое, романтическое - больное».

И.В.Гёте видит различие классического и романтического искусства в субъективизме последнего. Главная идея – стремление к иррациональному. “В том, что известно пользы нет, одно неведомое нужно.” (И.В.Гёте)

«Гейдельбергская школа» (1806 – 1813) – второй этап немецкого романтизма.

Представители:

Клеменс Брентано (1778-1842),

Людвиг Ахим фон Арним ( 1781- 1831)

а также Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 - 1822)

Фридрих де ла Мотт Фуке (1777 – 1843) – автор знаменитой «Ундины». Гофман был настолько без ума от неё, что положил на музыку. И получилась одноименная романтическая опера. Фуке воспевал рыцарские доблести и фантастический мир средневековья.

Альфред фон Шамиссо (1781-1838) – автор «Удивительной истории Петера Шлемиля» - человека, потерявшего свою тень. Его поэтический цикл «Любовь и жизнь женщины» (1830), положенный на музыку Шуманом в 1840 году был очень популярен.

Братья Вильгельм (1786- 1859) и Якоб (1785 – 1863) Гримм

Йозеф фон Эйхендорф (1788 –1857)

Йозеф Гёррес (1776 – 1848)

Франц Баадер (1765 – 1841)

Новизна второго этапа – в концепции «народности». Народ понимался, как самостоятельная, творящая, идеальная субстанция, вершина человеческой мудрости и красоты. Результат – собирание произведений немецкого народа. В 1806г. выходит “Волшебный рог мальчика” – собрание песен, изданных Брентано и Арнимом. В 1812г. братья Гримм издают “Детские и домашние сказки”

А.Ф.Лосев выделяет 4 основных положения мировоззрения романтиков:

  1. Идея цельной, бесконечной, экстатически творящей личности.

  2. Материальным осуществлением этой божественной личности является миф.

  3. Использование иррациональной образности и символизма.

  4. Принцип историзма – понимание мира, истории, культуры, как живого мистериально-органического развития.

Определение романтизма у А.Ф.Лосева: Романтизм - универсальная мифология символически разработанная в виде теории мистериально-органического историзма. Первый критик романтизма Гегель называет романтизм «духовным приключенчеством».

Глубокое определение романтизма дал Шеллинг: “человеческий дух был раскован, считал себя вправе всему существующему противополагать свою действенную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно”(Литературная теория 1934г. стр.12).


Ранние романтики были не только современники, но и воспитанники французской революции. Главный интерес - к невоплощенному, еще лишенному формы, находящемуся в становлении. Многие поздние романтики тяготели к религии. Если ранние (Шлейермахер 1799г. “Речи о религии”) внутренний опыт романтизма объявляли новой религией (субъективное значение - пантеизм), то поздние (Шеллинг, Бааадер) принимают ортодоксальный католицизм.

Важная тема – мировое зло - трагическая сущность индивидуализма заложена в самой внутренней жизни космоса (связь с Ницше). Здесь истоки жанра “черного романа» или «готического романа» - Анна Радклиф, Льюис, Гофман, Э.По.

Романтики развивали философские идеи Дж. Бруно, Н.Кузанского, Б.Спинозы (пантеизм). Романтики по новому взглянули на античную культуру. Отвернувшись от Рима, притягательного для классицизма и, выбрав Элладу, они, тем самым, отвергали в культуре устойчивое, нормативное, форму, столь близкую теоретикам классицизма (Винкельман, Гете, Шиллер), находя в эллинском духе «хаос творящей жизни». Ф.Шлегель развивает теорию «романтического эллинизма» на основе внимания к орфизму. Но ближе романтикам немецкое национальное народное искусство и культура. Поздние романтики – французские мыслители Ж. де Местр, Савиньи, как и немецкие - Ф.Шлегель становятся апологетами консервативно-религиозной и монархической традиции. Они отвергали любые новшества, считая их произволом, претензией зазнавшегося рассудка.


Философское миросозерцание романтизма.

Мир – это не совокупность неизменных вещей и форм, а процесс бесконечного становления, которое является творческой художественной деятельностью. Искусство не только отображает сокровенную сущность мира, но является её самым совершенным воплощением, высшим по отношению к действительности. Искусство – не отображение жизни, а преображение. Законы художественного творчества – это принципы преобразования действительности. Природа – это бессознательное художественное произведение духа. Отсюда вытекает идея всеобщего символизма (“тайнописи”). Природное – “мир – символический образ духа”.

Эстетика, эстетизм – ключ к пониманию философии, антропологии, натурфилософии романтизма. Если классицизм ориентировал красоту на истину, как некоторую общезначимую меру всего бытия, то в романтизме истина – это красота. Новалис писал: “чем поэтичнее, тем истинней”. Французский поэт романтик Альфред де Мюссе выразился еще точнее: “нет ничего истинного, кроме красоты”. Йенские романтики стирают грань между философией и искусством: адекватная форма философии – интуитивный символ, а не рассудочное понятие. Отсюда выводится новое понимание философии: как спонтанного выражения целостного понимания действительности. В своем иррационализме романтики противостоят рационализму Просвещения и классицизма, являясь предшественниками Ницше.


Сам термин “философия жизни” принадлежит Ф.Шлегелю (1827г.). Новалис разграничивает мысль и идею: “идея не мыслится, а переживается, и даёт не знание, а убеждение”. Ведущая роль в познании принадлежит не интеллекту, а “интуиции” или “внутреннему откровению”.

Если для просветителей история – это прямолинейное восхождение вечного и неизменного разума, то для романтиков характерно сознание прерывности и необратимости исторического процесса, а в философии культуры – признание равноправия прошлых культур и их неповторимости (Ваккенродер).


Философия культуры немецкого романтизма.

Современная христианская культура для романтиков внутренне проблематична. Для неё характерен разлад между идеалом и действительностью, устремленность в бесконечное, в противоположность античной культуре, как естественной гармонии. Отличительная черта романтического понимания истории – персонификация и мифологизация исторических сил. Исторические эпохи рассматриваются как манифестация и воплощение самостоятельных принципов, идей, как замкнутые саморазвертывающиеся организмы, проходящие цикл развития, в течение которого они реализуют определенную духовную структуру (идеал).

Философия культуры романтизма основана на критике буржуазной культуры и морали (критике утилитаризма).

Свободное раскрытие личности в художественном творчестве – высший идеал романтической этики, то есть осуществление внутреннего призвания важнее выполнения внешних обязанностей. Художественная свобода – это право художника следовать своему внутреннему чувству: индивидуальное произведение само создает себе законы и критерии оценки.

Йенские романтики выдвигают утопический идеал новой культуры, основными чертами которой являются:

  1. Универсальность – вбирание в себя опыта прежних культур.

  2. Динамизм – творчество как бесконечный процесс, выше любого его результата, неосуществленная открытая возможность ценнее, чем окончательная форма.

  3. Целостность – в ней слиты воедино искусство, философия, наука и религия (прообраз в древней мифологии).

  4. Самоизображение – постоянная рефлексия культуры по поводу самой себя и своих продуктов.

С рефлексией связана «романтическая ирония» – имманентное сознание неадекватности между объектом и любым его художественным отображением, между замыслом и воплощением, чувство языковой невыразимости, условности любого высказывания.

У романтиков впервые возникает идея «универсального художественного произведения», как совместного воздействия различных искусств. Впоследствии эта идея реализовалась в музыкальных драмах Р.Вагнера. Художественный образ – не воплощение идеального содержания. Он сам создает это содержание. Художественный образ не результат идей, а их источник. В целом, романтикам присуща вера в спонтанную силу языка.