Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
Введение
Сегодня, в условиях, когда государственные интересы России требуют ужесточения налоговой дисциплины и пресечению незаконного вывоза за рубеж национального богатства, проблемы, связанные с оффшорными зонами и в целом с оффшорным бизнесом, в стране являются одними из самых актуальных. И от их успешного решения во многом зависит национальная экономическая безопасность.
Увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности. Значительную роль в этом играет создание свободных экономических зон (СЭЗ).
Наряду с собственно свободными экономическими зонами, в мировой практике существуют особые - оффшорные зоны (ОЗ). А особенности и все новые возможности оффшорного бизнеса заслуживают постоянного внимания.
1. Характеристика оффшорной зоны и оффшорного бизнеса
Сегодня СЭЗ существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. Они есть в промышленно развитых странах, в новых индустриальных странах, в развивающихся странах и в странах, переходящих к рыночной экономике. Их распределение по планете весьма неравномерно. Наиболее динамично СЭЗ создаются в развивающихся странах. Так, если в 1960 г. в этой группе стран их было две, то к середине 90-х гг. уже насчитывалось более 900 зон. Через СЭЗ проходит около 10 % мирового товарооборота, причем темпы роста в них объемов экспорта и импорта весьма высоки. По оценкам специалистов ООН по транснациональным корпорациям (ТНК) численность занятых в СЭЗ превышает 3 млн. человек.
Наряду с собственно свободными экономическими зонами, в мировой практике существуют особые - оффшорные зоны (ОЗ). Оффшорные зоны (от английского offshore, что дословно означает "вне берега") составляют особый
класс свободных экономических зон. Их главное отличие от СЭЗ состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность.
Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения. Налоговые льготы для компаний, зарегистрированных в ОЗ, или оффшорных компаний (ОК), весьма существенны и, как правило, представляют собой полное освобождение от уплаты всех местных налогов. ОК обязаны уплатить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы и не зависят от коммерческой активности ОК.
Другим ведущим признаком деятельности в режиме оффшора является запрет на коммерческие операции на территории страны регистрации ОК. Учреждая ОК в одной из многочисленных юрисдикций, компании реализуют свое право налогоплательщика выбрать любые допускаемые законом методы для уменьшения налоговых обязательств и освобождения от чрезвычайно высоких таможенных тарифов, валютного контроля, экспортных и импортных квот.
Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала (который часто просто декларируется, но не оплачивается), экстерриториальности и др.[1]
При этом главное правило, которого необходимо придерживаться при создании и использовании ОК - учитывать нормы отечественного законодательства и законы страны регистрации компании. Несоблюдение элементарных требований законодательства при регистрации и использовании оффшора может привести к плачевным результатам. [2]
Важным фактором привлекательности оффшора является стабильность этого режима. Обычно в течение 15-25 лет с момента регистрации ОК инвестор защищен от неблагоприятных для него изменений в законодательстве ОЗ. Налог на прибыль в ОЗ отсутствует или составляет всего 1-2 %. Вместо него обычно взимается ежегодный сбор, установленный в разных ОЗ от 50 до 1000 долларов. В зависимости от назначения, в бизнесе сложились стандартные типы ОК, размещаемые в льготных налоговых юрисдикциях. Основными их типами являются:
1) торгово-посреднические фирмы:
- экспортно-импортные фирмы;
- закупочные и дистрибьюторские компании.
2) компании холдингового типа:
- оперативно-холдинговыекомпании;
- инвестиционные компании;
- компании по владению судами;
- компании по владению недвижимостью;
- компании по владению объектами промышленной собственности.
3) компании финансового профиля:
- оффшорные банки;
- финансовые посреднические компании;
- предприятия страхового сектора;
- компании общего страхования;
- управляемые компании;
- перестраховочные компании.
Обилие основных типов компаний не изменяет четкой системы типичных операций с участием оффшорных компаний. Основные из них:
- экспортно-импортные операции;
- импортные операции;
- экспортные операции.
В настоящее время в мире насчитывается приблизительно 3 млн. оффшорных компаний, из них примерно 60 тыс. российских (но за пределами самой России). В настоящее время в России действует много крупных и не очень крупных иностранных фирм (в основном из США и Западной Европы), занимающихся оффшорным бизнесом. География их деятельности охватывает все существующие сегодня СЭЗ.
Именно правительства индустриальных государств создали оффшорный бизнес. В 60-70-е годы они вводили многочисленные ограничения на движение капиталов и наращивали налоговое бремя. Наступил звездный час для удаленных территорий, которые смогли предоставить удобные условия для инвесторов. [1] Сейчас в мире существует более 60 стран, законодательства которых предусматривают налоговые льготы для оффшорных компаний. К числу самых известных относятся Кипр, Панама, Мальта, Гибралтар и др. Сравнительный анализ «популярных» стран, в которых можно открыть оффшорную компанию, приведен ниже в таблице (таб.№1). [4] Особенно полюбили острова в банках и других финансовых институтах. Благодаря гибкому законодательству здесь можно было разрабатывать сложнейшие бизнес-процессы.
Сравнительный анализ оффшорных стран, (таб.№1).
В результате, когда 80-е и 90-е годы национальные правительства начали снижать налоги, пытаясь таким образом противостоять оффшорам, ожидаемого снижения потока оффшорных капиталов не произошло. Налоговая конкуренция осталась. Это, видимо, и остается главным
основанием для сохранения оффшорного бизнеса. Иначе налоговые инициативы национальных правительств могут зайти слишком далеко.
Тревогу забили международные организации, которые занимаются мониторингом состояния мировых финансов. В 2001 г. проблемой занялся МВФ, в котором начали с разработки программы обследований оффшорных центров. Поток же капиталов через оффшорные финансовые центры постоянно растет. По последним данным Банка международных расчетов (BIS), во втором квартале 2003 г. общая сумма "требований" (размещенных средств) банков, отчитывающихся перед БМР в оффшорных центрах, составила $1.8 трлн. Это в два раза выше, чем в 1990 г. Самое важное, что доля таких требований в общем платежном потоке составила уже 12 % и постоянно увеличивается. Каждый пятый доллар, приходящий в оффшорные
центры, поступает из банков США. Любимыми островами северо-американских банкиров остаются Кайманы и Джерси.
Само же существование оффшорных зон под вопрос не ставится.
1.1 Использование оффшорных схем в мировой и российской экономике
Споры о том, чем же все-таки являются оффшорные зоны - благом или злом, не утихают с момента их появления на свет. Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что мировая общественность отвергает оффшорную индустрию, и что подобная практика присуща лишь развивающимся островным странам.
Оффшорными территориями являются целые европейские государства, например, Ирландия, Люксембург или Мальта, а также части высокоразвитых стран - провинция Канады Нью - Брансуик, американский штат Вайоминг, швейцарский кантон Цуг. Благоприятные режимы налогообложения предоставляют Канада и Великобритания, США и Швейцария, Ирландия и Япония. В принципе, любая страна имеет такие особенности налогового законодательства, которые могут быть использованы в целях международного налогового планирования.
В налоговых режимах для отдельных видов деятельности между развитыми странами есть отличия, иногда весьма значительные. А прямые финансовые, производственные итехнологические связи между компаниями различных стран становятся все заметнее.[1] Таким образом, при выборе места регистрации ОК возникает необходимость учитывать влияние большего количества факторов, такие как политическая и экономическая стабильность страны, ее географическое расположение, система валютного контроля, налоговых льгот, конфиденциальность информации относительно владельцев компании и другие факторы. Так, например, для торговых и производственных компаний на первый план выступают географические факторы, поскольку их деловая активность связана с транспортировкой продукции и товаров. [3]
Главной экономической причиной в России, обусловившей потребность в оффшорном бизнесе, явилось то, что с началом реформирования экономики у российских граждан появилась масса легальных и нелегальных способов зарабатывать деньги, но при этом вкладывать их в бизнес внутри страны оказалось или невыгодно, или рискованно.
Другой причиной послужило то, что с распадом СССР межреспубликанские хозяйственные связи превратились в международные экономические отношения суверенных государств. Это дало возможность направить дополнительные товарные и денежные потоки через оффшорные посреднические фирмы и тем самым вывести полученную прибыль из-под российского налогообложения.
Неудивительно, что в этих условиях произошло бурное развитие оффшорного бизнеса в РФ. Надо отметить, что первыми обратили внимание на оффшорный бизнес наиболее удачные российские бизнесмены и организованная преступность. Налоговое планирование или экспорт капитала за рубеж с применением оффшорных схем строится в основном на использовании явных "дыр" в российском налоговом законодательстве, в связи с чем при документальных проверках факт использования ОК сразу обращает на себя внимание налоговых органов.
Практически сразу оффшорный бизнес в России стал развиваться в трех формах, которые имеют место и в настоящее время.
Первая форма - стихийное использование оффшорных компаний. В этом случае применяются самые примитивные варианты использования оффшорных фирм.
Вторая форма ведения оффшорного бизнеса связана с возникновением и деятельностью российских секретарских компаний. Основной бизнес таких фирм заключается в продаже уже готовых оффшорных компаний, варианты дальнейшего использования которых разрабатываются их владельцами.
Третья форма, связана с появлением и активной деятельностью на российском рынке международных оффшорных секретарских компаний, что к тому времени и в данных условиях услуги компетентных иностранных консультантов оказались весьма кстати. Но и в настоящее время международные секретарские компании успешно продолжают свою деятельность на территории Российской Федерации. В частности, применительно к условиям современной России ими разработана и активно применяется методика налогового планирования, которая основана на комбинировании трех факторов:
1) различия налоговых систем различных государств;
2) различия организационно-правовых форм ведения бизнеса;
3) различия форм извлечения дохода от своей деятельности.
Вместе с этим, следует отметить, что части российских предприятий благодаря воплощению в жизнь детально продуманных оффшорных проектов удалось не только выжить, но и стабилизировать свое финансовое положение.
Чтобы избежать повышенного интереса и нареканий со стороны налоговых и правоохранительных органов, использование оффшорных структур происходит завуалировано с помощью довольно простых приемов. Так, например, ОК регистрируется на Багамских островах, а в Англии открывает банковский счет и абонирует почтовый ящик, используемый во всех документах как адрес компании. Для тех, кто заботится о своем имидже и готов за это платить, возможен другой, более изящный вариант: учреждение швейцарской домицилированной компании с реально функционирующим офисом где-нибудь во Фрибурге.
Очень эффективным методом незаконного вывоза капиталов является работа через оффшорную структуру, созданную российским экспортером для ведения от ее имени внешнеторговых операций. Вот как выглядит схема, бывшая в 90-е годы настоящим бичомроссийской экономики: "основная часть продукции уходит по бартеру за сырье, топливо, энергию… основная масса финансовых средств аккумулируется за границами России, экспортные потоки в основном идут через посреднические фирмы в оффшорных зонах, часто учредителями таких фирм выступают высшие должностные лица предприятий или их родственники".