Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
С помощью оффшорных компаний устанавливается контроль над активами, консолидируемыми в результате международных слияний и поглощений. При этом, например, компании, зарегистрированные в странах--членах ЕС, имеющих льготный режим налогообложения, позволяют легче преодолевать различные региональные интеграционные барьеры на пути проникновения капиталов из третьих стран.
Оффшорные компании, в которых консолидируются российские активы, часто используются для получения дополнительных источников финансирования за счет размещения на зарубежных рынках акций и корпоративных облигаций. Так, в 2006 г. из проведенных в России 21 IPO в шести случаях российские активы регистрировались под юрисдикцией Голландии или Люксембурга, а затем акции таких «компаний-масок» размещались на Лондонской фондовой бирже[9].
С помощью оффшорных компаний на родину частично возвращаются ранее вывезенные капиталы. В 2007 г. почти 75% всех иностранных инвестиций поступило в Россию из различных оффшорных юрисдикции (Кипра, Британских Виргинских островов, Люксембурга, Швейцарии, Ирландии) или из стран, компании которых задействованы в различных схемах с оффшорными фирмами (Нидерланды, Великобритания). По оценке Минэкономразвития, сделанной в середине 2007 г., почти 27% притока инвестиций в страну обеспечили репатриированные из-за рубежа капиталы российских компаний, очевидно ранее просто выведенные из-под национального налогового контроля в оффшоры[10].
Вместе с тем создание оффшорных сетей связано с утечкой капиталов из России и сокращением налоговой базы бюджета. При этом речь может идти о:
а) легальном сокращении налоговых доходов в связи с либерализацией режима трансграничного перемещения инвестиций и использованием СИДН; б) целенаправленной передаче части налоговых доходов в формально иностранные компании, зарегистрированные в оффшорныхюрисдикциях; в) нелегальном уходе от налогов в результате утечки капиталов из России, в том числе преступных доходов.
Существенны потери от использования оффшоров и с точки зрения утечки криминальных капиталов, то есть отнелегальной минимизации налогов. Использование оффшоров ведет не только к налоговым потерям, но и к серьезным структурным деформациям. Один из самых ярких примеров здесь — ситуация с морскими судами и перевозками.
Если в 1992 г. под российским флагом бороздили моря и океаны 1080 судов, то на 1 января 2003 г. их осталось всего 209 общим дедвейтом 2,6 млн т. На момент распада СССР союзный флот был четвертым по величине в мире. Он состоял из 15 тыс. судов, приписанных к 17 пароходствам, с суммарным дедвейтом 18 млн т. В 1990 г. удельный вес судов под иностранными флагами составлял 18% от общего объема тоннажа России, а в 2003 г. — уже 58%. Из 211 судов, построенных для российских судовладельцев в 1992--2004 гг., более 90% имеют иностранный флаг. Соответственно снижалась доля отечественного флота в перевозках российских внешнеторговых грузов под флагом России. В 2001 г. она составила всего 4%, тогда как в 1980-е годы — более 60%[12].
Негативные последствия как от легального, так и от криминального использования оффшоров обусловливают необходимость проведения политики, жестко ограничивающей их отрицательное влияние на развитие национальной экономики. В последние годы такую антиоффшорную политику проводят все оншорные страны и международные организации, занимающиеся вопросами обеспечения стабильного развития мировых финансов и борьбой с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Потребность в ней еще более усилилась в связи с разразившимся в 2008 г. глобальным финансовым кризисом, перекинувшимся и на российскую экономику.
С 1 января 2008 г. в Налоговый кодекс РФ введена норма, обязывающая доплатить в российский бюджет налог на прибыль с сумм, сэкономленных за счет более низких ставок страны регистрации, если налогообложение прибыли там ниже, чем % от действующей в России (24% в 2008 г.). Однако для применения этой нормы нужно доказать, что оффшорная компания аффилирована с российской материнской фирмой, на что российские компании идут весьма неохотно. В данной области полезны договоры об обмене информацией, необходимой для идентификации акционеров оффшоров и расчета полученного ими дохода. Сейчас акцент в антиоффшорной политике смещается именно на обеспечение прозрачности ведения бизнеса и обмена информацией.
В настоящее время Россия имеет соглашения с 33 странами в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Росфинмониторинг обменивается сведениями о подозрительных финансовых операциях с подразделениями финансовой разведки (ПФР) 90 стран. За год в его адрес поступает в среднем около 400 первичных информационных запросов из-за рубежа и столько же запросов направляется в другие ПФР[13].
В частности, в ноябре 2008 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между ФСФР России и Комиссией по ценным бумагам и биржевым операциям Кипра, который, при наличии политической воли, открывает возможность получения данных об уходе от налогов и о реальных собственниках зарегистрированных там многочисленных оффшорных компаний российского происхождения.
Однако пока сложно предсказать, каковы будут реальные результаты подобных мер. С одной стороны, многое зависит от последовательности действий правительства, к тому же такая политика может свестись к выборочному применению новых законов. С другой стороны, бизнес очень быстро находит меры противодействия невыгодным ему новациям.
Кроме того, здесь одной даже самой эффективной антиоффшорной политики мало; необходима совокупность нескольких важнейших экономических и политических условий. В их числе можно назвать наличие политической воли и последовательности в проведении рассматриваемой политики, осуществление целого ряда реформ, направленных на улучшение общего инвестиционного климата в России, включая совершенствование налоговой политики, снижение административных барьеров и создание других благоприятных условий для ведения бизнеса в стране, альтернативных оффшорным; качественное изменение общественного сознания (успешное противодействие оффшорной практике не совместимо с правовым нигилизмом) и т. п.
Иными словами, дело нетолько в антиоффшорной политике, которую, несомненно, необходимо совершенствовать с учетом международного опыта, но и в общих подходах к реализации экономической и социальной стратегии развития России в целом. Именно от ее направленности и эффективности в решающей степени будет зависеть, станут ли оффшорные финансовые сети одним из инструментов повышения международной конкурентоспособности российского бизнеса или останутся преимущественно каналами трансграничной миграции налоговых доходов и утечки капиталов.
Заключение
Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно сказать, что оффшорный сектор настолько укрепил свои позиции в нашей стране, что уже является существенным показателем экономического развития, выхода предприятий из кризисных ситуаций, действенным инструментом инвестиционных процессов. Это уже неотъемлемая часть нашей жизни и жизни страны в целом. А регулирующая роль государства, на мой взгляд, должна сводиться не к возведению разнообразных запретов на пути инвестиций, а к совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Климовец О. В. Международный оффшорный бизнес: учебное пособие / О. В. Климовец. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. –
2. Погорлецкий А. И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / А. И. Погорлецкий – СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2006.
3. Робинсон Дж. Всемирная прачечная: террор, преступления и грязные деньги в оффшорном мире / Дж. Робинсон – М : Альпина Бизнес Букс, 2004.
4. Бабанин В.А. Экономические основы развития оффшорного бизнеса в Российской Федерации / В.А.Бабанин // Финансы и кредит. 2003.
5. Бахтин С.И. Некоторые аспекты российского оффшорного законодательства / С.И. Бахтин //Аспирант и соискатель. 2004.
6. Брюков В. В поисках налогового рая / В.Брюков // Национальный банковский журнал. 2007.
7. Воронина А. М., Воронина Н. В. Теоретические и методологические основы функционирования оффшорных юрисдикций / А.М.Воронина, Н.В.Воронина // Финансы и кредит.2007.
8. Воронина А. М. Эволюция оффшорного бизнеса / А. М. Воронина // Финансы и кредит. 2006.
9. Журавлев С. Валютное регулирование и валютный контроль в 2007 году: основные новации / С. Журавлев // Иностранный капитал в России. 2006.