Файл: Офшорный бизнес (Управление собственным бизнесом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тенденция расширения оффшорных операций характерна не только для российских компаний, но и для мирового бизнеса. Показательными здесь являются страховые схемы для вывода из-под налогообложения части прибыли, используемые крупными европейскими холдингами.

В пример можно привести, когда крупный холдинг создает оффшорную страховую компанию, страхует через нее риски, по которым заведомо не наступит страховое событие, и перечисляет часть прибыли на страховые премии. Затем эти средства в виде займов снова заводятся в основной холдинг. Таким образом, использование оффшорных схем позволяет топ-менеджменту приносить своим компаниям немалые прибыли.

В той или иной форме у различных стран и народов прослеживаются активизация международной торговли и привлечение иностранных капиталов за счет создания на части своей территории особых, благоприятных в налоговом отношении условий хозяйствования.

Ну а высокая надежность оффшорных компаний объясняется очень просто. Любое государство с оффшорным законодательством в самом прямом смысле заинтересовано в привлечении международного бизнеса, поскольку каждая ОК платит напрямую в местный бюджет налоги и/или сборы. Кроме того каждая ОК оплачивает услуги местной администрирующей компании, очень часто услуги юридической и бухгалтерской компаний, хранит средства в местных банках, может пользоваться услугами местных авиалиний , гостиниц ресторанов, телекоммуникаций, может снимать офис и давать рабочие места в нем местным гражданам и проч.

Все эти платежи являются серьезными денежными поступлениями для небольших островных государств с населением в несколько тысяч или несколько десятков тысяч. И даже если та или иная ОК не разворачивает деятельность в полной мере, она все равно приносит небольшой доход этому государству, а в будущем может разрастись и в крупную оффшорную компанию. [2]

В перспективе Россия может быть привлекательным местом для организации бизнеса, т.к. с точки зрения налогообложения наша страна и сейчас достаточно привлекательное место, но это вопрос эффективности функционирования государственной машины.

2. Оффшорная деятельность и ее роль в современной России

антиофшорный бизнес экономика предприниматель

Проблема нелегкого налогового бремени не минула и российского предпринимателя, а особенно актуальной она стала именно в период кризиса. В результате сегодня можно наблюдать серьезный отток фирм разного делового уровня в оффшор.


Усиление внимания к оффшорам связано и с чисто российскими реалиями. Кризис спровоцировал утечку капитала из страны: начиная с августа 2008 г. тренд чистого притока капитала (хотя его замедление наблюдалось и в первой половине 2008 г.) сменился на его отток. Если в 2007 г. чистый приток капитала в Россию составил 83,1 млрд долл., то в августе 2008 г. его отток был около 5 млрд, в сентябре примерно 25 млрд и в октябре — уже порядка 50 млрд долл. Можно с большой долей уверенности утверждать, что значительная часть этого оттока приходилась на оффшорные и тесно связанные с ними (спарринг-оффшорные) юрисдикции. Об этом, в частности, свидетельствуют данные по текущим прямым инвестициям небанковских корпораций из России за рубеж в еще спокойном 2007 г. Из вывезенных ими 46,3 млрд долл. на Кипр приходилось 15,3 млрд, на Нидерланды — 12,7 млрд, на Бермуды — 2,7 млрд и на Великобританию — 2,4 млрд, а в сумме — 33,1 млрд долл., или более 71% всех инвестиций[5].

Как видно из данных таблицы (см. ниже, таб.№2), из 93 млрд долл., на которые в 2007 г. увеличилась задолженность нефинансовых бизнес-структур, почти 70 млрд долл. (около 3/4) приходится на оффшорные и спарринг-оффшорные юрисдикции. Хотя темпы прироста задолженности в первом полугодии 2008 г. несколько замедлились, данная тенденция сохранилась. Приэтом, исходя из географии привлеченных в Россию средств по ссудам и займам из-за рубежа, обратный поток по их погашению будет связан с теми же офшорными и спарринг-офшорными юрисдикциями. Здесь возникают вопросы иного плана. Насколько вообще оправданно помогать из госрезервов компаниям, которые занимаются минимизацией налогообложения с использованием оффшоров и тем самым не содействовали в полной мере пополнению этих резервов?

Конечно, было бы неправильным утверждать, что все капиталы, проходившие через оффшоры в Россию и из России, исключительно российского происхождения. Не секрет, что некоторые крупные западные компании размещали в России средства через оффшоры. Кроме того, значительная часть средств поступала из чисто оффшорных стран. И все же в государственной антиоффшорной политике необходимо учитывать особенности формирования корпоративной внешней задолженности. При этом, нужно заметить, что использование оффшоров российским бизнесом не только имеет негативные последствия, но и свидетельствует о его усиливающейся интеграции в мировую экономику, выступая элементом глобализации.


2.1 Трансформация оффшорного бизнеса

В постсоветской России зарубежные оффшоры играют важную и далеко не однозначную роль. Их стали использовать еще во времена СССР, но настоящий расцвет оффшорной деятельности произошел

под влиянием рыночных реформ. В целом можно выделить три этапа в развитии российских внешних оффшоров:

— советский этап до начала трансформационных процессов 1990-х годов;

— этап дикого развития оффшорного бизнеса, который начался с распада СССР и продлился примерно до конца 1990-х годов;

— этап трансформации оффшорного бизнеса с начала 2000-х годов.

Питательной средой для отечественных оффшоров стал вывоз капитала сперва из СССР, а затем — из России. В основном это была нелегальная утечка капитала, полученного с нарушением действовавших законов: в лучшем случае только уведенного от налогообложения, а в худшем — прямого криминального происхождения.

В то же время был незначительный поток и легального капитала, который законным или незаконным путем направлялся в зарубежные оффшоры. В советское время они использовались и государственными структурами для страхования экономических рисков и в политических целях (знаменитая FIMACO, зарегистрированная в 1990 г. на о. Джерси, судовладельческие компании, созданные «Соврыбфлотом» и«Совкомфлотом», кипрские и другие оффшорные компании, финансировавшие зарубежные компартии, и т. п.).

На современном этапе наблюдается существенная трансформация оффшорного бизнеса. Если в 1990-е годы главной задачей регистрации оффшорных компаний было сокрытие вывезенных из России капиталов, то в 2000-е годы явно наметилась устойчивая тенденция к увеличению доли официального вывоза капитала частным сектором в оффшоры.

Во-первых, это связано с возросшим разнообразием мотивов использования оффшоров. Во-вторых, в 2000-е годы в связи с расширением зарубежной экспансии российского бизнеса все отчетливее стала проявляться тенденция задействования оффшоров в качестве органичных элементов российских холдингов в целях легальной минимизации налогообложения, а также для повышения эффективности управления их хозяйственной деятельностью в России и за рубежом.

Современные оффшоры обеспечивают более привлекательные условия работы (понятные «правила игры», развитые рыночные институты, доверительное отношение иностранных инвесторов, страховка от политических рисков и т. п.), что привлекает не только частные компании, но и государственные корпорации. Последние стали активно использовать зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях подразделения (прежде всего инвестиционно-финансовые и трейдерские).


Данные изменения оффшорных стратегий отражают появление новых целей у нарастившего «финансовые мускулы» российского бизнеса. Он стремится не только к налоговой минимизации, но и думает о новых слияниях и поглощениях, а также о привлечении международных инвесторов путем выпуска облигаций, проведения IPO на западных биржах и других международных операций, что выгоднее осуществлять через компании, инкорпорированные в зарубежных оффшорах.

По оценкам Московской школы управления «Сколково», из 630 дочерних компаний и филиалов, которые в 2006 г. имели за рубежом 25 самых крупных по размерам зарубежных активов российских ТНК, 156 (25%) расположены в оффшорных юрисдикциях[6].

Следуя мировым тенденциям, российский оффшорный бизнес все в большей мере стал использовать не отдельные оффшорные компании, а целые оффшорные финансовые (финансово-производственные) сети, обеспечивающие минимизацию налогообложения и достижение других конкретных целей развития бизнеса, которых нельзя добиться другим путем. Эти сети основываются на связке классических оффшоров (часто их цепочки) и респектабельных государств (спарринг- оффшорных юрисдикции), где существуют возможности учреждения компаний, которые при определенных условиях не подпадают под преобладающие для местного бизнеса неоффшорные правила налогообложения[7].

2.2 Влияние оффшорных финансовых сетей на развитие российской экономики. Антиоффшорная политика государства

Оффшорные финансовые сети вряд ли получили бы такое распространение, если бы не давали большого экономического эффекта и других преимуществ бизнесу отдельных частных инвесторов. Не будем останавливаться на нелегальных выгодах, так как мотивы такой деятельности очевидны.

Перечислим основные мотивы при легальном использовании оффшорных и спарринг-оффшорных юрисдикции в произвольном порядке, поскольку приоритетность мотивов у разных потребителей оффшорных услуг сильно различается, а кроме того, при выстраивании оффшорных сетей бизнес обычно руководствуется несколькими мотивами:

- налоговая оптимизация;

- владение активами;

- управление активами;


- продажа активов;

- хранение богатства;

- сокрытие информации об истинных участниках сделки или владельцах собственности;

- создание оффшорных трейдеров, которые с помощью трансфертных цен становятся центрами концентрации прибыли;

- использование для международных инвестиций и осуществления зарубежной экспансии;

- привлечение инвестиций путем размещения акций и долговых ценных бумаг на иностранных фондовых рынках;

- инвестирование в Россию;

- диверсификация рисков и т. п.

Налоговое планирование с использованием оффшоров — это традиционный мотив, который практически всегда сопровождается другими причинами. На основе заключенных Россией с зарубежнымистранами СИДН предприниматели получают легальные возможности облегчить налоговое бремя, тем самым увеличивая доходы от своего бизнеса. На 1 января 2008 г. РФ имела 68 таких действующих соглашений[8].

Владение активами через компании, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях, позволяет предпринимателям быть более уверенными в их защищенности в условиях проведения неоднозначной государственной политики в этой области на протяжении всей новейшей истории России. Российскому бизнесу понятны стабильные «правила игры», а развитые юридические институты в оффшорах создают комфортную среду для бизнеса.

Отечественные бизнесмены предпочитают структурировать активы путем создания холдингов, центральные звенья которых инкорпорируются в оффшорных юрисдикциях. Так, консолидация активов в России и передача их под контроль оффшорной компании облегчают их реализацию, поскольку позволяют продавать не сами активы непосредственно, а владеющую ими через российскую структуру оффшорную компанию. Ее покупатель

не обязан предлагать другим акционерам — собственникам части активов, выкупить их доли, если это не оговорено особо в уставе соответствующей российской бизнес-структуры.

Использование оффшоров при структурировании бизнеса не только усиливает правовую защищенность активов, но и повышает их международную привлекательность. Поэтому иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства в Россию путем покупки актива, владельцем которого является зарегистрированная в оффшорной юрисдикции компания.

Оффшорные компании дают возможность сохранить в тайне реальных участников таких сделок, особенно если речь идет о среднем и малом бизнесе и относительно небольших объектах поглощения. Кроме того, как показал опыт экспансии российского бизнеса в страны СНГ, в оффшорных схемах могут быть заинтересованы старые владельцы собственности — представители национальных элит, которые сами владели ею через оффшорные компании. Информация же об участниках крупных сделок рано или поздно становится публичной.