Файл: Суверенитет народа и формы его реализации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Данная тема является актуальной для науки конституционного права, т.к. эта категория относится к числу обязательных исход­ных принципов любой демократической конституции.

В настоящее время в нашей стране под маской суверенитета народа регионы нескрываемо противятся централизму и инерции административно-управленческого мышления, добиваясь политической и экономической самостоятельности. А поскольку советская традиция безнадежно девальвировала понятие "автономия", немало отечественных политиков и экспертов отождествляют такую позицию местных властей с сепаратизмом. Россия переживает бурную децентрализацию. Из краев и областей выделились автономные области, провозгласившие себя республиками (Карачаево-Черкесская, Адыгея, Алтай, Хакасия и др.). Некоторые регионы получили статус свободных экономических зон. Подписано около трех десятков договоров, устанавливающих особые отношения между Центром и субъектами Федерации. Фактически вышла из России Чечня.

Объектом исследования в моей работе выступает суверенитет народа, предметом исследования является Конституция РФ и целый ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих правое закрепление данной категории конституционного права России, а также различные точки зрения авторов по данной проблеме, которые будут рассмотрены в моей работе.

Цель работы всестороннее изучение проблемы суверенитета народа и форм его осуществления.

При написании работы мною был поставлен ряд задач:

Во-первых, рассмотреть общеправовые аспекты суверенитета народа, с этой целью мною будут рассмотрено понятие суверенитета и конституционные основы суверенитета народа.

Во-вторых, проанализировать формы осуществления суверенитета, изучив референдум и свободные выборы, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

В-третьих, изучить современные проблемы суверенитета народа в России.

Исходя из задач я выбрала следующую структуру работы:

  • В первой главе речь пойдет об общеправовых основах суверенитета народа.
  • Во второй главе я рассмотрю формы осуществления суверенитета
  • В третьей главе будут затронуты современные проблемы суверенитета в России.

При написании работы я использовала следующие методы исследования: анализа и систематизации.


Общеправовые основы суверенитета народа

1.1 Понятие суверенитета народа

Суверенитет относится к числу обязательных исход­ных принципов любой демократической конституции, хотя, оказалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе ре­волюционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII—XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разрабо­танное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использова­но в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следова­тельно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Позже, в XX в. возникло понятие "суверенитет нации", которое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания наци­онального государства. По своей природе и скрытому смыс­лу это не юридическое понятие, ибо ни одно многонацио­нальное государство не станет закреплять "право" на раз­рушение своего единства. Европейское сообщество, стре­мясь поставить барьер опасным тенденциям национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в Заключительном акте Хельсинкского Совещания принцип территориальной цело­стности и нерушимости границ государств европейского кон­тинента. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может позво­лить себе быть однонациональным, без риска вызвать наци­ональную рознь. Демократическое правовое государство ис­ключает дискриминацию по национальному признаку и обес­печивает гражданам всех национальностей право на реали­зацию своих национальных культурных интересов. Полити­ческие формы для этого — автономия, федерация и конфе­дерация. И только безответственные националисты и сепа­ратисты, в сущности, добивающиеся национальных приви­легий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и со­здания новых государств на основе "права наций на самооп­ределение". Это особенно опасно в такой стране с этничес­ки смешанным населением, как Россия, национальный се­паратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.


Конституция РФ дает достаточные основания для раз­решения противоречия "двух суверенитетов". В ст. 3 гово­рится: "Носителем суверенитета и единственным источни­ком власти в Российской Федерации является ее многонаци­ональный народ". Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект — источник права. Любая на­ция реализует свои национальные интересы в рамках этого конституционного понятия, она, безусловно, защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со сто­роны кого бы то ни было. Однако это не означает, что лю­бая нация вправе создать свое государство, суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным час­тям населения, а российскому народу в целом, а следова­тельно, любые сепаратистские решения окажутся в проти­воречии с Конституцией. Необходимо учитывать, что поня­тие "многонациональный народ" радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым госу­дарством. Если в тоталитарном государстве под разговоры о народовластии были возможны репрессии в отношении це­лых наций, то гуманистическая трактовка понятия "народ" как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.

В конституционной теории развитых стран понятия "на­ция" и "народ" фактически отождествляются. В некоторых конституциях о суверенитете народа или нации вообще не упоминается (США), в других закрепляется суверенитет народа (Италия), в третьих есть упоминание о "националь­ном суверенитете" (Франция), но трактовка этого термина сливается с понятием "суверенитет народа". При любых фор­мулировках или их отсутствии считается необходимым при­знать первоисточник власти, из чего никак не вытекает какой-либо легитимизации сепаратизма или, наоборот, наци­ональной дискриминации.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Верховную власть народа нельзя себе предста­вить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми — здесь коренится и определенная возможность манипулирования интересами и волей народа со стороны ложных пророков и потенциальных тиранов. Народ осознает себя носителем суверенитета только в отдельные периоды общественного развития — лучше, когда это происходит в конинституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия гили массовое сопротивление несправедливой власти, чреватые кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы социальных групп, поэтому отличать реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опыт демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени.


Отсюда исключительная важность правовой детализа­ции принципа народного суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина — самая важная из этих гарантий.

Суверенитет народа, или народный суверенитет, это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юриди­чески релевантных формах, является подлинным и един­ственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной вла­сти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивле­ние любой попытке насильственного свержения конститу­ционного строя. Чтобы поставить преграду попыткам узур­пации власти и ущемления воли народа, Конституция фик­сирует четкий принцип: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение вла­стных полномочий преследуются по федеральному закону" (ч. 4 ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. На­род недвусмысленно заявляет о своей приверженности кон­ституционным порядкам и неприятии любой власти, осно­ванной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия — составные элементы народного суверенитета.

Угроза суверенитету народа носит скрытый характер. В наше время трудно представить какую-либо политическую силу, которая бы открыто отрицала его, тем более это вер­но для политических движений, основанных на идеях либе­рализма, неоконсерватизма, социал-демократии, которые органически слиты со свободой народа и его полновластием. Однако по-другому обстоит дело с идеологиями левого и пра­вого радикализма, которые на словах признают и возносят народный суверенитет, а на практике стремятся подменить его вождизмом и однопартийной диктатурой. Следовательно, суверенитет народа нуждается в защите, и эта защита обес­печивается всем конституционным строем государства.

Право на сопротивление — это "палка о двух концах", а потому оно упоминается в конституциях довольно редко. Но такие случаи все же есть: в Основном Законе ФРГ пря­мо записано, что граждане "имеют право на сопротивле­ние каждому, кто попытается устранить этот строй, если другие средства невозможны". Аналогичное право записа­но в конституционных документах США, Франции и ряда других стран, оно признается как важный элемент есте­ственного права. И в этом своем качестве безусловно долж­но рассматриваться как свойство суверенитета российского народа, хотя Конституция РФ об этом праве не упоминает. Формула Конституции "захват власти преследуется по за­кону" в значительной мере утопична, ибо трудно себе пред­ставить, чтобы, захватив власть, узурпатор не использо­вал эту власть для отмены законов, направленных против него. Однако это не может перечеркнуть заложенного в са­мой Конституции и праве в целом правила: отказ от консти­туционных форм правления в пользу идеологической целе­сообразности есть государственный переворот, дающий на­роду основание для использования права на сопротивление.


1.2 Конституционные основы суверенитета народа

Согласно ч.1 ст.3 Конституции РФ Многонациональный народ Российской Федерации провозглашен единственным носителем суверенитета (властного верховенства -государственного, народного, национального) и единственным источником государственной власти в стране. Это означает, что все конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) в Российской Федерации исходят от народа через его свободно выражаемую волю. 1

Разумеется, эта воля не безгранична. Существует и признается суверенитет каждой человеческой личности. Человек, его права и свободы по Конституции - высшая ценность, поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права и допуская их ограничение или даже отмену только временно и в особо предусмотренных Конституцией исключительных случаях. Провозглашая и закрепляя некоторые объективно необходимые принципы политического, экономического, социального и юридического характера, Конституция предусматривает различные варианты, формы и методы реализации каждого из них государственной властью, но не допускает отказа от них.

Речь идет об объективно необходимых требованиях жизни и деятельности современного цивилизованного гражданского общества и государства (права и свободы человека и гражданина как высшая ценность; демократизм, федерация, господство права; республиканский строй, социальный и светский характер государства; рыночная экономика, разделение властей, эффективное и рациональное использование и охрана природных ресурсов и всей окружающей среды). Вне признания, соблюдения и защиты этих принципов жизнь и деятельность современного цивилизованного общества невозможны, хотя история знает немало примеров, когда "воля народа" вела к огульному отрицанию этих принципов. Взятые в комплексе, перечисленные принципы и нормы призваны быть гарантией того, что народный суверенитет не превратится вновь в декларацию тоталитарного или авторитарного режима. Поскольку государственная власть существует не только на федеральном уровне, но и в каждом из 89 ее субъектов - в республиках и в равноправных с ними краях, областях, городах федерального значения и автономиях, власть в каждом их них принадлежит его народу. Народ осуществляет свою власть не только через органы государственной власти названных двух уровней (федерального и регионального), но и через органы местного самоуправления.2