Файл: Суверенитет народа и формы его реализации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, народ выступает как носитель власти как минимум на трех уровнях: как многонациональный народ всей России, как народ (возможно, также многонациональный) каждого из субъектов Российской Федерации и как народ (население) территориальных единиц, где действует местное самоуправление.

Право на суверенитет народа, однако, содержит в себе по крайней мере две сложные проблемы: во-первых, кого считать народом, и во-вторых, каковы пределы осуществления этого права. Стоит отметить, что до сих пор не существует чёткого определения, что же такое народ. Под "народом" понимается сообщество с единой историей, языком, одинаковыми культурными характеристиками, члены которого разделяют идею, что они связаны друг с другом и что они отличаются от других групп своим своеобразием. 3Современное международное право целенаправленно утверждает, что право на самоопределение принадлежит народам, а не нациям, государствам или меньшинствам. Полное совпадение народа, нации и доминирующей групп населения редко встречается в большинстве стран, и любая попытка приблизиться к этому влечет за собой риск массовых нарушения прав человека и меньшинств. Суверенитет неразрывно связан с правом народа на самоопределение, в силу которого все народы свободно определяют свой политический статус, и осуществляют своё экономическое, социальное и культурное развитие. Народ не может быть лишён своих собственных средств к существованию на основании каких-либо прав, предъявляемых другими государствами. Реалии эпохи после распада СССР таковы, что движения за самоопределение вряд ли ослабнут в ближайшем будущем. Осуществление подобных прав в полном объёме не обязательно означает независимую государственность каждой отдельной этнической группы. Цель у всех этих стремлений одна: право людей определять свои политические пристрастия, влиять на процесс принятия затрагивающих их интересы решений в месте проживания, сохранять культурное, этническое, историческое или территориальное своеобразие.

Формы осуществления суверенитета

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.4

В части 2 ст. 3 Конституции речь идет о двух формах народовластия: прямой (непосредственной) и непрямой, косвенной (представительной).


Непосредственное народовластие осуществляет непосредственно народ путем волеизъявления граждан в форме всеобщего голосования (референдума).

Представительную демократию осуществляет не народ непосредственно, а органы, действующие по поручению народа, представляющие его. Таковыми являются, прежде всего, избираемые народом органы государственной власти - как коллегиальные (например, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, носящие различные наименования парламенты субъектов Российской Федерации, городские думы и т.д.), так и единоличные (Президент Российской Федерации, президенты республик в составе Российской Федерации, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т.д.), а также органы местного самоуправления. Осуществляемое органами государственной власти представительство от имени народа имеет ряд степеней: первая (органы, прямо избираемые народом, - например, Государственная Дума), вторая (органы, образуемые представительными органами первой степени, - например, Уполномоченный по правам человека), третья (например, половина состава Счетной палаты, формируемая Советом Федерации, который в свою очередь относится к органам второй степени) и т.д. Некоторые органы государственной власти формируются согласованным решением не одного, а двух органов, избранных народом; таково, например, назначение ряда должностных лиц: Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы (Председателя Правительства), по представлению Президента Российской Федерации Государственной Думой (Председателя Центробанка Российской Федерации) или Советом Федерации (судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации и др.).

В демократическом государстве с республиканской формой правления вообще не существует государственных органов и органов местного самоуправления, источником власти которых не было бы прямое или косвенное волеизъявление народа, которые не были бы в юридическом смысле его представителями в отличие от наследственных монархов и назначенных ими должностных лиц, не имеющих формального народного поручения занимать определенный государственный пост и исполнять связанные с ним властные функции.5

Далее рассмотрим более подробно формы осуществления суверенитета

2.1 Референдум и свободные выборы


Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право на учас­тие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Феде­рации (ст. 32 Конституции). Прямое волеизъявление граж­дан, как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конституции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрывают­ся. Такими формами являются собрания избирателей, со­брания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обра­щения в государственные органы и органы местного само­управления.

Референдум — это осуществляемое путем тайного голо­сования утверждение (или неутверждение) гражданами про­екта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Наряду с общегосударствен­ными референдумами, возможны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Порядок проведения референдумов в Российской Федерации установ­лен Федеральным конституционным законом "О референду­ме Российской Федерации"6 от 10 октября 1995 г. Нынешняя Конституция и Федеральный конституционный закон не дают оснований предполагать частое использование референдумов в государственной жизни на федеральном уровне. Трудно представить себе и их умиротворяющую роль в бурной поли­тической жизни страны, скорее может быть наоборот.

Другая форма непосредственного волеизъявления наро­да — свободные выборы. Выборы — это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам возможность выбрать одного из нескольких кан­дидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периоди­ческие выборы — важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов образует избирательное право, являю­щееся составной частью (институтом) конституционного права. В Конституции РФ отсутствует самостоятельная глава об избирательном праве, в ней закреплены только нормы о выборах Президента, да и то самые основные. Порядок вы­боров в Государственную Думу определен Федеральным за­коном (1995 г.). Порядок выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяется их конституциями, уставами, а также законами в соответствии с Федеральным законом. Порядок выборов в местное само­управление устанавливается выборными органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом и законами субъектов РФ.


Демократизм избирательного права исключает возмож­ность дискриминации, т. е. отстранения от выборов каких-либо граждан или групп, кроме указанных в конституции, — конституционный уровень в данном случае необходим, по­скольку речь идет об ограничении одного из основных прав граждан. В ряде стран, как еще недавно и в нашей стране, непременными атрибутами демократизма избирательной си­стемы рассматривались право отзыва депутатов и наказы избирателей. Ныне в Конституции РФ такие положения не предусматриваются.7

Сложный и обширный институт избирательного права призван обеспечить выявление подлинной воли народа, вы­ражение его суверенитета. Необходимые гарантии гражда­нам предоставляются Федеральным законом "Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референ­думе граждан Российской Федерации"8от 19 сентября 1997 г.

2.2 Осуществление суверенитета через органы государственной власти и местного самоуправления

а) Органы государственной власти

Формой опосредованного осуществления власти народа являются органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления. Эти органы прямо или косвенно фор­мируются с участием граждан, т. е. на основе выборности или подчиненности выборным органам. Возможность для граждан России выражать свою волю в процессе как форми­рования этих органов государства, так и их работы закреп­ляется несколькими конституционными нормами. Конститу­ция устанавливает право граждан участвовать в управле­нии делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан избирать и быть из­бранными в органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления, право обжаловать действия органов власти в суде, равный доступ к государственной службе и ряд других норм служат конкретными гарантиями сувере­нитета народа в рассматриваемой области.

Народное волеизъявление служит базисом деятельнос­ти всех ветвей государственной власти, оно интегрировано в право. Разумеется, народ более непосредственно опреде­ляет законодательную власть, поскольку представительные органы напрямую избираются гражданами. Однако воля на­рода остается системообразующим фактором также для ис­полнительной и судебной властей, поскольку они формиру­ются выборными представительными органами или выбор­ным главой государства. Это, разумеется, косвенная форма выражения воли народа, но она тем не менее достаточно легитимна.


Остаются, правда, непростые проблемы осуществления контроля за деятельностью исполнительных органов и обес­печения независимости судов. Введение для этого бюрокра­тического "народного контроля" или прямой выборности судов, как это делали тоталитарные государства, не может дать желаемых результатов В то же время отсутствие пря­мой связи с народом ведет к уходу от гласности к злоупот­реблениям. Государственный механизм поэтому должен пре­дусматривать определенные меры по контролю над испол­нительной властью — в условиях парламентской формы прав­ления это прямой парламентский контроль над правитель­ством, в президентской и полупрезидентской республиках контроль обеспечивается главой государства с допущением в определенной мере контроля со стороны парламента. Спе­цифика судебной системы позволяет обеспечивать незави­симость и правильность работы судов через кассационное апелляционное и надзорное обжалование приговоров и ре­шений, а также через ответственность за исполнение при­говоров и решений, возлагаемую на исполнительную власть.

Совершенно ясно, что народ, состоящий из многочис­ленных групп и слоев, не может непосредственно управлять государством с его весьма разветвленным аппаратом, что требует профессионализма. В государственный аппарат вхо­дят армия, правоохранительные органы, специализирован­ные учреждения во многих областях. Контроль за деятельно­стью этих органов и учреждений не может быть всенародным, но может и должен быть демократическим, носить глас­ный характер, хотя и с допущением разумной и законом обус­ловленной секретности. Важную роль призваны играть сред­ства массовой информации. Государственный аппарат должен комплектоваться демократическим путем на основе равных возможностей для всех граждан. Строгое соблюдение демок­ратических принципов в формировании и деятельности госу­дарственного аппарата — важная сторона народовластия.

Таким образом, предусмотренная Конституцией реали­зация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый харак­тер и гарантируется закрепляемыми в Конституции права­ми граждан, а также соответствующими полномочиями вы­борных органов государства.9

б) Местное самоуправление

Местное самоуправление является од­ной из форм выражения власти народа. Оно осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сель­ских поселениях и на иных территориях. По общему прави­лу население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуще­ствление местного самоуправления. Только в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и бе­зопасности государства допускается ограничение прав граж­дан на осуществление местного самоуправления на отдель­ных территориях федеральным законом.