Файл: Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
1.1 Понятие, значение и правовая основа осуществления международного сотрудничества
1.2 Сущность международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
2.1 Запрос о правовой помощи: его форма и особенности исполнения
2.3 Порядок выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора
Полученные в результате выполнения международных следственных поручений материалы приобщаются к уголовному делу в качестве доказательств, о чем следователь, орган дознания или прокурор выносит постановление.
Эти доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами. А также принципом взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями ст.455 УПК Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // [ федер. закон: принят Гос. Думой 22 ноября 2001г.]. - СЗ РФ. - 2001. - №53. - Ст. 455..
Выполнение отдельных следственных действий в порядке оказания правовой помощи по уголовным делам имеет свои особенности.
Следователь может вызвать для дачи показаний свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, а также эксперта для дачи заключения по уголовному делу. В таком случае им вручается повестка учреждением запрашиваемого государства с просьбой явиться в учреждение юстиции запрашивающего государства.
Вызываемые для дачи показаний участники уголовного процесса имеют следующие гарантии. Они не могут быть независимо от своего гражданства привлечены на территории запрашивающего государства к уголовной или административной ответственности, также взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяния. В связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства. Однако указанные лица утрачивают названную гарантию, если они не оставят территорию запрашивающего государства, хотя и имеют для этого возможность, до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивающее их учреждение юстиции сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В названный срок не засчитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию государства.
Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю должны быть возмещены расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем государстве, как и неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить указанные лица. По их ходатайству учреждение юстиции запрашивающего государства выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.
Явка названных участников уголовного процесса из другого государства в органы расследования стран СНГ является их правом, а не обязанностью, следовательно, они не могут быть подвергнуты приводу.
При необходимости допросить в качестве свидетеля или потерпевшего лицо, содержащееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы на территории другого государства. А также провести иное следственное действие с его участием это лицо, независимо от его гражданства, по обоснованной просьбе заинтересованной стороны может быть по решению Генерального прокурора запрашиваемого государства передано на время производства указанных следственных действий. На него распространяются гарантии, но при этом должны быть соблюдены два условия: указанное лицо продолжают содержать под стражей; оно подлежит возвращению в установленный срок.
Передача на время лица не производится:
- если не получено его согласие на такую передачу;
- в случае необходимости его присутствия на предварительном следствии или судебном разбирательстве на территории запрашиваемого государства;
- если такая передача может повлечь нарушение установленных сроков содержания этого лица под стражей или отбывания им наказания в виде лишения свободы.
Если в поручениях о производстве допроса в порядке оказания правовой помощи содержатся вопросы, которые запрашивающая сторона считает необходимым задать, это должно быть осуществлено в обязательном порядке.
Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности, исходя из требований ч.2-4 ст.457 УПК Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // [ федер. закон: принят Гос. Думой 22 ноября 2001г.]. - СЗ РФ. - 2001. - №53. - Ст. 457..
Сделаем вывод, что запрос иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. При наличии оснований в отношении данного лица возбуждается уголовное дело и производится расследование в общем порядке.
Таким образом, тенденции развития современной преступности предопределяют необходимость создания эффективных механизмов международного сотрудничества в сфере уголовного процесса.
Для достижения этой цели важно, используя опыт России в практике осуществления международных связей по борьбе с преступностью, обеспечить их правовое регулирование, с учетом национальных интересов, как на международном уровне, так и внутреннем законодательстве страны.
2.2 Рассмотрение жалоб
В начале заседания председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, разъясняет присутствующим их права и обязанности. Затем заявитель и его защитник обосновывает жалобу, после чего слово предоставляется прокурору.
В ходе судебного рассмотрения не обсуждаются вопросы о виновности лица, принесшего жалобу. Проводится только проверка соответствия решения о выдаче законодательству и международным договорам Российской Федерации.
В результате проверки суд выносит одно из следующих определений: о признании решений незаконных либо необоснованных и его отмене; об оставлении жалобы без удовлетворения.
В случае отмены решения о выдаче суд отменяет и меру пресечения, избранную в отношении лица, подавшего жалобу.
В отличие от общего порядка кассационного обжалования, определение суда об удовлетворении жалобы или об отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Российской Федерации в течение семи суток со дня его вынесения Россинский, С.Б. Уголовный процесс // 2007. С. 69..
Закон категорически запрещает производство выдачи в случаях, если:
- лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
- лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о его выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
- в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по делу;
- в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
- имеется, вступившее в законную силу решение суда РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами РФ.
Кроме того, в выдаче может быть также отказано, если:
- деяние, послужившее основанием ходатайства о выдаче, не признается в Российской Федерации преступлением; деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против ее интересов вне пределов Российской Федерации;
- за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование в отношении запрашиваемого к выдаче лица; уголовное преследование в отношении запрашиваемого к выдаче лица возбуждается в порядке частного обвинения.
Если выдача не производится, Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований для отказа.
2.3 Порядок выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора
Экстрадиция - выдача преступника. Здесь международная правовая помощь имеет целью содействие запрашивающему государству осуществить его право на осуждение и наказание лиц, нарушивших его законы. Сам термин «выдача» свидетельствует о том, что этот вид правовой помощи состоит в передаче лица из запрашиваемого государства запрашивающее. Если такой запрос о выдаче получен Россией, то по ее законодательству указанный акт сопровождается определенными условиями. Он, согласно Конституции РФ, должен регулироваться федеральным законом или международным договором.
В гл. 54 Уголовно-процессуального кодекса предусмотрены два вида выдачи: по требованию России о выдаче ее гражданина иностранным государством и по требованию иностранного государства о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории РФ. В связи с разными задачами и разным правовым режимом этих видов правовой помощи в законе предусмотрено и разное содержание деятельности Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // [ федер. закон: принят Гос. Думой 22 ноября 2001г.]. - СЗ РФ. - 2001. - № 54. - Ст. 460..
Следует отметить, что является общим для указанных видов выдачи. Во-первых, это основания. Основанием выдачи является международный договор РФ с этим государством или принцип взаимности. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с разрешениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача. Во-вторых, оба вида выдачи, как и другие формы правовой помощи, производятся по соответствующему запросу.
Запрос о выдаче должен содержать:
- наименование и адрес запрашивающего органа;
- полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;
- изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;
- сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.
3. Правовая помощь по уголовным делам
Под правовой помощью по уголовным делам понимаются процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иностранных государств в соответствии с положениями международных договоров.
Оказание правовой помощи по уголовным делам предусматривают международные договоры РФ - межгосударственные, межправительственные и межведомственные. В отдельную группу можно выделить соглашения Генеральной прокуратуры РФ.
В литературе межгосударственные договоры подразделяют на два основных вида: конвенции о борьбе с преступлениями международного характера, в которых зафиксированы, как правило, несколько видов правовой помощи по уголовным делам; договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам.
Межправительственные договоры представляют собой двусторонние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера и соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.
Договоры такого рода, как правило, предусматривают следующие виды сотрудничества: обмен данными о лицах, совершающих указанные преступления; обмен информацией о готовящихся и совершенных преступлениях, а также о способах их совершения; обмен соответствующими специалистами и технологиями. В эту же группу могут быть отнесены соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.
Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры включают в себя следующие виды правовой помощи: