Файл: Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международными договорами в совокупности предусмотрены следующие виды взаимной правовой помощи:

- получение показаний и заявлений от отдельных лиц;

- содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний или оказания помощи в проведении расследовании;

- вручение документов, связанных с производством по уголовному делу, в том числе повесток;

- производство обысков и выемок, производство осмотров, в том числе судебных;

- предоставление информации, вещественных доказательств, оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, юридические и деловые;

- установление личности и местонахождения лиц, производство экспертиз;

- определение или выявление доходов, собственности, средств или других вещей, их передача для доказательственных целей, а также осуществление мер, связанных с наложением ареста, конфискацией и передачей имущества, полученного преступным путем, реституцией и взысканием штрафов;

- оказание любой помощи, не противоречащей внутреннему законодательству запрашиваемого государства;

- использование технологий видеоконференцсвязи при расследовании и рассмотрении уголовных дел;

- проведение трансграничных обысков и изъятия информации, передаваемой по телекоммуникационным сетям;

- принятие мер по установлению местонахождения, идентификации, наложению ареста, изъятию и конфискации средств, предназначенных для целей терроризма и другие Лукашук И.И. Международное право // Волтерс Клувер, 2005. С. 345.

Как видно не все вышеперечисленные виды правовой помощи по уголовным делам входят в круг следственных и иных процессуальных действий, хотя большинство из них признается законодательством значительного числа стран мира.

Международная правовая помощь, осуществление уголовного преследования, выдача лиц есть явления одного порядка, входящие в сотрудничество по уголовным делам.

Их объединяет то, что, по сути - это отношения между государствами, в ходе которых они разграничивают сферы действия национального права каждого из договаривающихся государств, распределяют между собой юрисдикцию по вопросам, возникающим в ходе производства по уголовным делам.

Рассмотрим более подробно основные направления международного сотрудничества по уголовным делам.

С учетом анализа международно-правовых норм можно сделать вывод о том, что взаимодействие государств по вопросам оказания правовой помощи происходит путем:


- частичной передачи компетенции; при совместном расследовании по уголовным делам.

Передача компетенции характерна для оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, что и отличает ее от других видов международного сотрудничества: уголовного преследования на территории другого государства и выдачи лица для уголовного преследования.

Так, например, при необходимости производства следственных действий за рубежом, собирания доказательств и т.п. по российскому запросу о правовой помощи данные действия осуществляются компетентными органами иностранного государства в соответствии со своим внутренним законодательством. Такая деятельность прямо не является составной частью уголовного судопроизводства на территории РФ. Однако она входит в область регулируемых им отношений, так как осуществляется путем частичной передачи компетенции другому государству по получению доказательств, выполнению процессуальных действий и осуществлению оперативно - розыскных мероприятий по собственному уголовному делу.

Исполнение запросов о правовой помощи, поступивших от иностранных государств также выходит за пределы уголовного судопроизводства, ограниченного в РФ досудебным и судебным производством по уголовному делу. В этом случае, иностранное государство также передает часть компетенции по своему уголовному делу, поскольку исполнение запроса касается уголовного дела, расследуемого в пределах иностранного процесса.

Передача компетенции заключается в допущении государством возможности получения доказательств по собственному уголовному делу компетентными органами иностранного государства. Ими же принимается решение о наиболее целесообразном плане действий для установления необходимых другой стороне фактов и получения требуемых ею доказательств. Доказательства, полученные на основании зарубежного уголовно - процессуального законодательства признаются допустимыми и удовлетворяющими требованиям национального законодательства запрашивающего государства, если иное не предусмотрено соответствующими международными договорами.

В случаях же уголовного преследования на территории другого государства или выдачи лица для уголовного преследования никакой передачи компетенции по уголовному делу не происходит. Так, при возбуждении уголовного преследования на территории другого государства все процессуальные действия и решения зависят исключительно от усмотрения государства, непосредственно осуществляющего данное преследование. При выдаче лица для уголовного преследования запрашиваемое государство лишь принимает решение о возможности или невозможности выдачи конкретного лица, сам факт которого по существу не влияет на позицию органов расследования относительно обстоятельств совершенного преступления.


В последнее время совершается все больше преступлений, которые затрагивают интересы нескольких государств. Они требуют нового уровня сотрудничества не просто на основе передачи компетенции запрашиваемому государству, а при совместном ее осуществлении.

Так, при исполнении запроса иностранного государства, если это предусмотрено международным договором или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности, могут присутствовать представители этого государства.

Просьбы о присутствии таких должностных или заинтересованных лиц не должны отклоняться, если такое присутствие, вероятно, послужит нуждам запрашивающего государства в качестве выполнения запросов о правовой помощи и тем самым поможет избежать дополнительных обращений за помощью.

По просьбе учреждения юстиции запрашивающего государства учреждение юстиции запрашиваемого государства своевременно сообщает ему о времени и месте исполнения запроса с тем, чтобы уполномоченные им представители могли с согласия учреждения юстиции запрашиваемого государства и в соответствии с его законодательством присутствовать при исполнении запроса. Также, если это не противоречит законодательству запрашиваемого государства, принимать участие при производстве процессуальных действий и розыскных мероприятий. В этом случае сведения о представителе иностранного государства, присутствующем при производстве процессуального действия, вносятся в протокол Мартенс Ф.С. Современное международное право цивилизованных народов // Юрист. 1996. С. 25..

При наличии оснований для совместного расследования компетентными органами одного государства выносится предложение о создании совместной следственно-оперативной группы компетентным органам другого государства. Основание создания следственно-оперативных групп - быстрое и всестороннее расследование преступлений, совершенных одним или несколькими лицами на территориях двух и более договаривающихся государств либо затрагивающих их интересы. Совместные следственно-оперативные группы создаются на ограниченный период, который может быть увеличен по взаимному согласию участвующих сторон.


2. Особенности взаимодествия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответсвующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международной организации

2.1 Запрос о правовой помощи: его форма и особенности исполнения

Основанием оказания всех видов правовой помощи является международный запрос о правовой помощи по уголовным делам, под которым понимается оформленный в соответствии с международным договором Российской Федерации, документ, направляемый в соответствующий орган или должностному лицу иностранного государства с просьбой осуществить определенные процессуальные действия по уголовному делу.

Запрос должен быть оформлен надлежащим образом и содержать следующие основные реквизиты, международными договорами:

- наименование органа, от которого исходит запрос;

- наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;

- наименование уголовного дела и характер запроса;

- данные о лицах, в отношении которых направляется ходатайство, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения;

- изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;

- сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

Запрос составляется в письменной форме и должен быть подписан должностным лицом, его составившим, а также должностным лицом федерального органа государственной власти, через который в соответствии с его компетенцией, международным договором, направляется запрос, и скреплен гербовой печатью запрашивающего учреждения.

Составляя запрос, должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, описывает фабулу совершенного преступления, а также все действия, подлежащие исполнению запрашиваемым государством, и последовательность их проведения. Так, в запросе о производстве допроса свидетеля необходимо сформулировать вопросы.

В запросе излагаются также способы исполнения поручения. Например, в запросе о производстве следственного действия, следует указать на необходимость составления протокола в соответствии с уголовно процессуальным законодательством государства, на территории которого проводится следственное действие.


К запросу прилагается заверенная выписка из законодательного акта, необходимого для выполнения запроса, в том числе из уголовного закона с изложением тех статей, по которым квалифицируется расследуемое преступление. При необходимости выполнения запроса о производстве следственного действия прилагаются копии постановлений о производстве этих следственных действий, заверенные подписями и гербовой печатью. Кроме того, наряду с перечисленными документами вместе с запросом следует направлять копии постановлений о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, а также о привлечении в качестве обвиняемого.

Запрос, направляемый в страны СНГ, составляется на русском языке, а при возможности - на государственном языке запрашиваемого государства. В случае исполнения документов на государственных языках указанных государств к ним прилагаются заверенные переводы на русский язык Ахкубеков А.Х. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности за рубежом и использование ее результатов в уголовном процессе // Российская криминологическая ассоциация. 2004. С. 20..

Государствам участникам европейских конвенций запрос и прилагаемые к нему документы направляются в переводе на государственный язык запрашиваемого государства, который заверяется подписью и печатью. Запросы исполняются в сроки, непосредственно указанные в нем или в международном договоре либо установленные национальным законодательством. В случаях, не терпящих отлагательства, практикуется направление запроса по факсу или по иным согласованным средствам электронной связи, что позже подтверждается письменным оригиналом.

Международными договорами предусмотрены дополнительные требования, предъявляемые к отдельным видам правовой помощи.

В поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. А в поручении об осуществлении уголовного преследования, наряду с указанием фамилии и имени подозреваемого лица, сведений о его гражданстве и других сведений о личности, необходимо дополнительно описать его внешность или приложить фотографию и отпечатки пальцев. Такое требование прямо указано в ряде двусторонних договоров.

Нарушение требований, предъявляемых, к оформлению поручения влечет его неисполнение.

При выполнении международных поручений о производстве следственных действий применяется законодательство запрашиваемого государства. Однако по просьбе запрашивающего государства могут быть применены и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если они не противоречат законодательству последней.