Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 6046
Скачиваний: 170
Рассматриваются также алгоритмы «сопровождения до обнаружения»,
т. е. обнаружение траекторий цели с учетом априорных данных о типе цели и
ее траектории движения.
Исходя из этих задач резко возрастают требования к вычислительным
возможностям процессора сопровождения (до двух тысяч и более траекторий
целей одновременно).
Формирование первичных измерений содержит все этапы первичной обра
ботки радиосигналов: от их обнаружения до получения отсчетов дальности,
скорости сближения и бортовых пеленгов в горизонтальной и вертикальной
плоскостях (см. выше).
Под завязкой траекторий понимается процесс взятия на сопровождение
целей, появляющихся в зоне обзора БРЛС. Экстраполяция представляет собой
процесс прогнозирования всех фазовых координат относительного движения
целей, которые используются для целеуказания, наведения и выдачи информа
ции на пункт управления (ПУ).
Цель идентификации результатов поступающих измерений - определить
ту из экстраполируемых траекторий, которой по тем или иным признакам наи
более достоверно соответствуют полученные наблюдения. Правила установле
ния такого соответствия могут быть различными и будут изложены далее.
В зависимости от требований к точности сопровождения и вычислитель
ных возможностей бортовой цифровой вычислительной системы (БЦВС) кор
рекция (фильтрация) экстраполированных траекторий по идентифицирован
ным результатам измерений может выполняться по различным законам. Наи
более часто для этого используются алгоритмы α-, β- и оптимальная линейная
аналого-дискретная фильтрация [9].
Поскольку число целей может превышать число наводимых истребителей,
то для их эффективного применения желательно знать степень опасности
(важности) сопровождаемых объектов. В связи с этим необходимо выделять
наиболее опасные (важные) цели, которые целесообразно уничтожать в первую
очередь. Одним из наиболее часто используемых признаков (критериев) опас
ности является минимум отношения дальности к скорости. Смысл этого крите
рия состоит в вычислении времени t
B
, оставшегося до встречи с сопровождае
мой целью по результатам экстраполяции (измерения) дальности и скорости.
Та цель, для которой вычисленное значение 1;
В
=|Д/А| окажется наименьшим, и
считается наиболее опасной.
Сброс цели с сопровождения выполняется в рамках анализа результатов
измерений в процессе завязки траекторий и идентификации наблюдений. Если
в результате анализа выясняется, что полученные результаты не идентифици
руются ни с одной из экстраполируемых траекторий и при этом не выполняют
ся условия завязки новой траектории, то цель исключается из процесса сопро
вождения.
Следует отметить, что каждый из этапов может выполняться различными
способами [10, 13, 14, 19], обеспечивающими различную эффективность режи
ма в целом. Наиболее распространены в БРЛС АК РЛДН алгоритмы с экстра
поляцией по гипотезе движения с постоянной скоростью, идентификацией в
стробах отождествления и а-, β-фильтрацией [9, 10, 19].
3.2.2. Алгоритмы АСЦРО с идентификацией измерений
в пробах отождествления и ay β-фильтрацией
Одним из самых простых алгоритмов, применяемых в АК РЛДН, является
АСЦРО, в котором траектории экстраполируются по гипотезе изменения фазо
вых координат с постоянной скоростью, а результаты измерений идентифици
руются в стробах отождествления с последующей а-, β-фильтрацией.
Автоматическое сопровождение целей в режиме обзора обеспечивается в
процессе совместного функционирования импульсно-доплеровской БРЛС, ав
тономных датчиков и БЦВС. Бортовая радиолокационная станция АКРЛДН
формирует оценки дальности Д
и
до цели, скорости сближения с ней
и бортовые пеленги в горизонтальной и вертикальной плоскостях:
(вектор измерений При этом контролируемая зона про
странства просматривается лучом антенны БРЛС путем последовательного
кругового сканирования антенны. Автономные датчики измеряют углы атаки
а
и
, крена у
и
, рыскания ψ
Η
, тангажа 0
И
и составляющие вектора скорости носи
теля по осям подвижной прямоугольной системы координат. Бортовая цифро
вая вычислительная система осуществляет завязку траекторий и их экстрапо
ляцию, формирует стробы отождествления и идентифицирует в них результаты
измерений, а также выполняет а-, β-фильтрацию и ранжирование целей по сте
пени их опасности.
В общем случае первый шаг сопровождения начинается с формирования
текущей позиции (точки) траектории или, как иногда говорят, с получения
первичных данных (измерений) о состоянии цели. Среди потока данных от це
лей, поступающих на вход системы сопровождения, возможно появление целе-
подобных ложных отметок, источниками которых являются:
шумовые ложные отметки, распределенные равномерно в зоне обзора;
отметки нераспознанных в первичной обработке «антиподов»-целей, обу
словленные переотражением сигналов от земной поверхности и коррелирован
ные с отметками истинных целей;
неподавленные остатки альтиметровой помехи;
отметки, обусловленные ложными комбинациями неоднозначных отсче
тов дальностей целей, находящихся в неразрешаемой по азимуту скорости и
высоте области.
Следующий шаг сопровождения состоит в оценке соответствия (иден
тификации) данных о цели с уже ранее определенными траекториями целей.
Если соответствие не установлено, то обнаруженная цель считается новой и
формируется начало новой траектории. Под идентификацией или отождествле
нием результатов измерений понимается процесс принятия решения об их со
ответствии той или иной экстраполируемой траектории. Этот процесс состоит
из двух этапов. На первом этапе результаты измерений сопоставляются со
всеми экстраполируемыми траекториями, на втором этапе - выбирается одна
из траекторий, по тем или иным критериям наиболее достоверно соответст
вующая результатам измерений. Необходимо отметить, что первый этап может
выполняться и по другой стратегии. Каждая из экстраполируемых траекторий
поочередно ставится в соответствие всем принятым за время обзора результа
там измерений [19]. Выбранная по результатам идентификации траектория
корректируется (фильтруется).
Способы сопоставления и правило принятия решений в процессе иденти
фикации могут быть различными. Один из них основан на сопоставлении тра
екторий и результатов измерений в так называемых стробах отождествления.
Под стробом отождествления, именуемым также корреляционным, по
нимается область многомерного пространства с размерами где
m - число измеряемых фазовых координат,)
вокруг точки с экстраполированными на ка
ждом цикле обзора координатами. Пример
пространственного строба ABCD для двух
мерного пространства (m = 2) показан на
рис. 3.5, где точки О
оу
, О
цэ
и О
ци
соответст
вуют носителю БРЛС, результатам экстрапо
ляции и измерений положения цели; АД и
Δφ
Γ
- размеры строба по дальности и борто
вому пеленгу в горизонтальной плоскости.
Смысл сопоставления в стробах отожде
ствления состоит в том, что все полученные
от одной цели измерения Zi
,поочередно сравниваются с анало
Рис. 3.5
гичными координатами всех N
u
экстраполируемых траек
торий в пределах допусков AXJ. Если хотя бы для одной фазовой координаты j-
й цели не выполняется условие
(3.10)
то данная траектория исключается из дальнейшей процедуры принятия решения.
Порядок перебора всех N
u
экстраполируемых целей может быть как безприори-
Рис.
3.6
тетным, так и приоритетным. В последнем случае очередность сопоставления
определяется приоритетом (важностью) одной цели перед другими.
Процедура принятия решения о соответствии измерений z
Hi
той или иной
из экстраполированных целей, удовлетворяющих условию (3.10), также может
быть различной. Наиболее простым является
правило принятия решения по первому вы
полнению условия (3.10). Такой алгоритм
принятия решения пригоден лишь для доста
точно разнесенных в пространстве целей. Ес
ли же сопровождаемые цели расположены
достаточно близко, то принятое решение мо
жет оказаться недостоверным, так как усло
вию (3.10) могут удовлетворять результаты
экстраполяциии другой цели. Пример такой
ситуации показан на рис. 3.6, где точками О
ЦЭ
1
и 0
Ц
э2 показано расположение целей 1 и 2 по
результатам экстраполяции их траекторий,
точка О
ци
соответствует положению цели по результатам измерений.
Более достоверна процедура принятия решения после дополнительной
обработки результатов сравнения для всех траекторий, удовлетворяю
щих условию (3.10). В качестве меры окончательного соответствия измере
ний z
Hi
той или иной j-й траектории с координатами x
3ij
может использоваться
расстояние между точками О
ц
^ и точкой О
ци
, соответствующей полученным
измерениям. Та траектория, для которой это расстояние будет наименьшим, и
будет считаться идентифицированной. Для случая, приведенного на рис. 3.6,
результатам измерений соответствует вторая траектория О
ЦЭ
2, поскольку
Размеры стробов отождествления должны одновременно удовлетворять
двум условиям. С одной стороны, они должны обеспечить попадание результа
тов измерений от соответствующей цели внутрь строба при любых реальных
законах движения сопровождаемого объекта. С другой стороны, число попада
ний мешающих сигналов внутрь строба должно быть минимальным. Суть од
ной из самых простых методик выбора размеров стробов состоит в следующем.
Если в результате идентификации выяснится, что полученные измерения
не соответствуют ни одной из экстраполируемых траекторий, то принимается
предварительное решение о наличии новой цели (завязка траектории). По
скольку процесс обнаружения случаен, то принятое предварительное решение
нуждается в дополнительном подтверждении, суть которого состоит в том, что
по результатам первого измерения прогнозируется положение цели для сле
дующего цикла. Относительно прогнозируемого положения формируется строб
отождествления, называемый также корреляционным, в котором и ищется от-
раженный сигнал на следующем цикле измерений. Затем процедура повторяет
ся для следующего цикла измерений. Если в m последовательных циклах цель
обнаруживается k < m раз, то принимается окончательное решение о наличии в
зоне обзора БРЛС новой цели. После этого результаты последних измерений
заносятся в специальный файл БЦВС в качестве начальных условий для после
дующей экстраполяции новой фазовой траектории. Для принятия окончатель
ного решения чаще всего используется логика обнаружения два из двух, два из
трех, три из трех и три из четырех [19].
Следует отметить, что процедура реализации процесса завязки траектории
может быть различной. На практике обычно применяется процедура так называе
мого скользящего окна либо процедура последовательных испытаний Вальда [19].
При процедуре скользящего окна результаты предварительных решений
обрабатываются в нескольких последовательных циклах обзора БРЛС. Смысл
этой процедуры поясняет рис. 3.7.
Рис. 3.7
Пусть последовательность представляет результаты предвари
тельного анализа отраженных сигналов во всех циклах измерений. При попада
нии результатов измерений i-ro цикла в строб отождествления считается, что
Zi=l, в противном случае Zj=0. Если в окне из m последовательных циклов обзора
число обнаружений цели в стробах отождествления достигнет определенного
значения к, то принимается окончательное решение о завязке новой траектории.
В ситуации, когда , окно из m обзоров смещается на один цикл в сторо
ну увеличения. На рис. 3.7 новое положение окна показано штриховой линией.
Качество функционирования алгоритмов принятия решения о наличии но
вых целей характеризуется достоверностью и скоростью завязки траекторий.
Количественно достоверность завязки оценивается вероятностью принятия