Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 5865

Скачиваний: 169

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рис. 3.10 

ложной цели, обусловленное превышением порога обнаружения шумами или. 

преднамеренными помехами, при наличии признака маневра цели дополнитель­
но «завязывается» новая траектория. Таким образом, траектория цели на k-м так­

те раздваивается: одна траектория сохраняет характер движения цели, который 

был на более ранних тактах, другая, новая, соответствует маневру цели. На сле­

дующем такте обнаружения (или через один такт) неопределенность, связанная с 

наличием двух траекторий, устраняется путем стирания данных о новой ветви 
траектории, если получила подтверждение траектория для неманеврирующеи 
цели. Если же маневр подтвердился, то стираются данные о продолжении «ста­
рой» траектории. Другое возможное решение состоит в том, что применяется 

фильтр Калмана с новой моделью движения цели, обусловленной маневром. 

3.3. Алгоритмы автоматического сопровождения целей 

в режиме обзора с адаптивной коррекцией прогноза 
и бесстробовой идентификацией радиолокационных 
измерений 

Расширение номенклатуры сверхманевренных самолетов [1-3] и интен­

сивное развитие групповых действий с большим числом самолетов в сложных 
быстроизменяющихся условиях применения, потребовали разработки более со­
вершенных разновидностей АСЦРО, основанных на использовании более 
сложных моделей движения, бесстробовых методов идентификации и более 


background image

сложных алгоритмов адаптивной фильтрации. Некоторые варианты таких ал­
горитмов АСЦРО приведены в [6, 15, 16]. 

Ниже рассматривается один из перспективных алгоритмов АСЦРО, в ко­

тором органично сочетаются высокая точность оценивания координат при со­
провождении маневрирующих целей, основанная на адаптивной коррекции 
прогноза, и высокая разрешающая способность, дающая возможность досто­
верно сопровождать близкорасположенные цели при весьма незначительной 
требуемой производительности бортовой вычислительной системы [13]. 

Для решения этой задачи целесообразно использовать алгоритм адап­

тивной аналого-дискретной фильтрации с коррекцией прогноза, который 
позволяет для процесса 

(3.23) 

по идентифицированным измерениям 

(3.24) 

где 

(3.25) 

сформировать оценки по правилу 

(3.26) 

(3.27) 

(3.28) 

(3.29) 

(3.30) 

(3.31) 

χ, х

э

, χ - n-мерные векторы состояния, экстраполяции и оценок; Φ - пере­

ходная матрица состояния; ζ - m-мерный ( m < η ) вектор измерений; Η - мат­
рица связи ζ и χ; D

x

 и D

H

 - ковариационные матрицы шумов состояния ξ

χ

 и 

измерений ξ

Η

 ; τ - интервал экстраполяции; Τ - период обращений к цели; 

Q - признак наличия измерений; К

ф

 - матрица коэффициентов усиления не-


background image

вязки - апостериорная и априорная ковариацион­

ные матрицы ошибок оценивания; Ε - единичная матрица; 

(3.32) 

(3.33) 

- адаптивная поправка прогноза, оптимальная по минимуму функционала ка­

чества [14] 

(3.34) 

в котором - соответственно матрицы штрафов за точность прибли­

жения χ κ ζ и за величину управляющих поправок u . 

Решение о принадлежности полученного измерения (3.24) той или иной из 

экстраполируемых траекторий (3.27) принимается по минимуму функционала 

(3.35) 

формируемого по результатам полученных измерений на основе вычисления 

Uy для всех j-x экстраполируемых траекторий. Очевидно, что при соответствии 

полученных измерений экстраполируемой траектории они незначительно от­

личаются от в (3.32) и u(k) будет минимальным. Если измерения 

приходят от другой цели, то невязка в (3.32) увеличивается, что приводит к 

увеличению и

у

· и, соответственно, к увеличению функционала (3.35). Та траек­

тория, для которой функционал (3.35) будет наименьшим, и считается иденти­

фицированной. Использование бесстробового метода идентификации, осно­
ванного на экстремальном (3.35), а не на пороговом критерии, позволит суще­
ственно снизить недостатки стробовой идентификации [15]. 

Ниже будут рассмотрены совместно функционирующие алгоритмы экс­

траполяции, идентификации радиолокационных измерений и коррекции 

результатов экстраполяции по идентифицированным измерениям в пред­
положении, что завязка траектории уже выполнена одним из известных спосо­
бов [6]. Этап ранжирования целей и сброса траекторий не рассматривается. 

В существующих бортовых РЛС алгоритмы многоцелевого сопровожде­

ния базируются на использовании простейших моделей движения с постоян­
ными скоростями [8, 11]. Принципиальной причиной использования таких гру­
бых моделей в АК РЛДН являются большие интервалы времени между поступ­
лениями отраженных сигналов при механическом сканировании антенной, 
превышающем время жизни сложных гипотез движения воздушных целей. Ис­
пользование ФАР с электронным управлением лучом позволяет существенно 


background image

сократить интервалы времени между обращениями к одной цели. С учетом это­
го возможно использовать для прогноза модели движения третьего порядка: 

в которых Д и V - дальность до цели и скорость сближения с ней; ε

Γ

, ε

Β

 и 

ω

Γ

, ω

Β

 - соответственно углы визирования и угловые скорости линий визиро­

вания в горизонтальной и вертикальной плоскостях; - продольное 
и поперечные в горизонтальной и вертикальной плоскостях ускорения; к -
номер интервала дискретизации - центрированные гауссов-

ские шумы состояния с известными дисперсиями D^ ,  D

j r

 и Ό-

Β

 . 

Следует отметить, что модели состояния (3.36)-(3.44) обеспечивают оце­

нивание всех фазовых координат, используемых в современных методах наве­
дения. 

Для формирования оценок всех фазовых координат (3.36)-(3.44) в соответ­

ствии с критерием наблюдаемости [10] необходимо, как минимум, измерять 
дальность и углы визирования ε

Γ

 и ε

Β

. При использовании импульсно-

доплеровского режима работы РЛС с высокой частотой повторения достаточно 

просто измеряется скорость сближения (доплеровская частота). Тогда модель 
наблюдений определяется отношениями 

(3.45) 

(3.46) 

(3.47) 

(3.48) 

где - измеренные значения дальности, скорости и углов ви­
зирования цели; - центрированные гауссовские шумы из­

мерений с известными дисперсиями 


background image

Геометрические соотношения, иллю­

стрирующие взаимное расположение цели 
и носителя РЛС в горизонтальной плоско­
сти, приведены на рис. 3.11. На рисунке 

У

ц

 - вектор скорости цели; 0  Х

о у

- про­

дольная ось носителя РЛС; Δε - текущая 

ошибка измерений; ψ - курс носителя; 
РСН - равносигнальное направление. 

Модели состояния (3.36)-(3.44) и из­

мерителей (3.45)-(3.48) для дальномерного 
и угломерного каналов могут быть пред­
ставлены в векторно-матричной форме 
(3.23) и (3.24): 

(3.49) 

(3.50) 

Используя (3.49) в (3.26)-(3.31), получим алгоритм фильтрации в далъно-

мерном канале РЛС: 

(3.51)