Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 6041
Скачиваний: 170
Рис. 3.10
ложной цели, обусловленное превышением порога обнаружения шумами или.
преднамеренными помехами, при наличии признака маневра цели дополнитель
но «завязывается» новая траектория. Таким образом, траектория цели на k-м так
те раздваивается: одна траектория сохраняет характер движения цели, который
был на более ранних тактах, другая, новая, соответствует маневру цели. На сле
дующем такте обнаружения (или через один такт) неопределенность, связанная с
наличием двух траекторий, устраняется путем стирания данных о новой ветви
траектории, если получила подтверждение траектория для неманеврирующеи
цели. Если же маневр подтвердился, то стираются данные о продолжении «ста
рой» траектории. Другое возможное решение состоит в том, что применяется
фильтр Калмана с новой моделью движения цели, обусловленной маневром.
3.3. Алгоритмы автоматического сопровождения целей
в режиме обзора с адаптивной коррекцией прогноза
и бесстробовой идентификацией радиолокационных
измерений
Расширение номенклатуры сверхманевренных самолетов [1-3] и интен
сивное развитие групповых действий с большим числом самолетов в сложных
быстроизменяющихся условиях применения, потребовали разработки более со
вершенных разновидностей АСЦРО, основанных на использовании более
сложных моделей движения, бесстробовых методов идентификации и более
сложных алгоритмов адаптивной фильтрации. Некоторые варианты таких ал
горитмов АСЦРО приведены в [6, 15, 16].
Ниже рассматривается один из перспективных алгоритмов АСЦРО, в ко
тором органично сочетаются высокая точность оценивания координат при со
провождении маневрирующих целей, основанная на адаптивной коррекции
прогноза, и высокая разрешающая способность, дающая возможность досто
верно сопровождать близкорасположенные цели при весьма незначительной
требуемой производительности бортовой вычислительной системы [13].
Для решения этой задачи целесообразно использовать алгоритм адап
тивной аналого-дискретной фильтрации с коррекцией прогноза, который
позволяет для процесса
(3.23)
по идентифицированным измерениям
(3.24)
где
(3.25)
сформировать оценки по правилу
(3.26)
(3.27)
(3.28)
(3.29)
(3.30)
(3.31)
χ, х
э
, χ - n-мерные векторы состояния, экстраполяции и оценок; Φ - пере
ходная матрица состояния; ζ - m-мерный ( m < η ) вектор измерений; Η - мат
рица связи ζ и χ; D
x
и D
H
- ковариационные матрицы шумов состояния ξ
χ
и
измерений ξ
Η
; τ - интервал экстраполяции; Τ - период обращений к цели;
Q - признак наличия измерений; К
ф
- матрица коэффициентов усиления не-
вязки - апостериорная и априорная ковариацион
ные матрицы ошибок оценивания; Ε - единичная матрица;
(3.32)
(3.33)
- адаптивная поправка прогноза, оптимальная по минимуму функционала ка
чества [14]
(3.34)
в котором - соответственно матрицы штрафов за точность прибли
жения χ κ ζ и за величину управляющих поправок u .
Решение о принадлежности полученного измерения (3.24) той или иной из
экстраполируемых траекторий (3.27) принимается по минимуму функционала
(3.35)
формируемого по результатам полученных измерений на основе вычисления
Uy для всех j-x экстраполируемых траекторий. Очевидно, что при соответствии
полученных измерений экстраполируемой траектории они незначительно от
личаются от в (3.32) и u(k) будет минимальным. Если измерения
приходят от другой цели, то невязка в (3.32) увеличивается, что приводит к
увеличению и
у
· и, соответственно, к увеличению функционала (3.35). Та траек
тория, для которой функционал (3.35) будет наименьшим, и считается иденти
фицированной. Использование бесстробового метода идентификации, осно
ванного на экстремальном (3.35), а не на пороговом критерии, позволит суще
ственно снизить недостатки стробовой идентификации [15].
Ниже будут рассмотрены совместно функционирующие алгоритмы экс
траполяции, идентификации радиолокационных измерений и коррекции
результатов экстраполяции по идентифицированным измерениям в пред
положении, что завязка траектории уже выполнена одним из известных спосо
бов [6]. Этап ранжирования целей и сброса траекторий не рассматривается.
В существующих бортовых РЛС алгоритмы многоцелевого сопровожде
ния базируются на использовании простейших моделей движения с постоян
ными скоростями [8, 11]. Принципиальной причиной использования таких гру
бых моделей в АК РЛДН являются большие интервалы времени между поступ
лениями отраженных сигналов при механическом сканировании антенной,
превышающем время жизни сложных гипотез движения воздушных целей. Ис
пользование ФАР с электронным управлением лучом позволяет существенно
сократить интервалы времени между обращениями к одной цели. С учетом это
го возможно использовать для прогноза модели движения третьего порядка:
в которых Д и V - дальность до цели и скорость сближения с ней; ε
Γ
, ε
Β
и
ω
Γ
, ω
Β
- соответственно углы визирования и угловые скорости линий визиро
вания в горизонтальной и вертикальной плоскостях; - продольное
и поперечные в горизонтальной и вертикальной плоскостях ускорения; к -
номер интервала дискретизации - центрированные гауссов-
ские шумы состояния с известными дисперсиями D^ , D
j r
и Ό-
Β
.
Следует отметить, что модели состояния (3.36)-(3.44) обеспечивают оце
нивание всех фазовых координат, используемых в современных методах наве
дения.
Для формирования оценок всех фазовых координат (3.36)-(3.44) в соответ
ствии с критерием наблюдаемости [10] необходимо, как минимум, измерять
дальность и углы визирования ε
Γ
и ε
Β
. При использовании импульсно-
доплеровского режима работы РЛС с высокой частотой повторения достаточно
просто измеряется скорость сближения (доплеровская частота). Тогда модель
наблюдений определяется отношениями
(3.45)
(3.46)
(3.47)
(3.48)
где - измеренные значения дальности, скорости и углов ви
зирования цели; - центрированные гауссовские шумы из
мерений с известными дисперсиями
Геометрические соотношения, иллю
стрирующие взаимное расположение цели
и носителя РЛС в горизонтальной плоско
сти, приведены на рис. 3.11. На рисунке
У
ц
- вектор скорости цели; 0 Х
о у
- про
дольная ось носителя РЛС; Δε - текущая
ошибка измерений; ψ - курс носителя;
РСН - равносигнальное направление.
Модели состояния (3.36)-(3.44) и из
мерителей (3.45)-(3.48) для дальномерного
и угломерного каналов могут быть пред
ставлены в векторно-матричной форме
(3.23) и (3.24):
(3.49)
(3.50)
Используя (3.49) в (3.26)-(3.31), получим алгоритм фильтрации в далъно-
мерном канале РЛС:
(3.51)