Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 5985
Скачиваний: 170
Информационно-вычислительная система (ИВС) АКРЛДН содержит из
мерители различной физической природы (см. рис. 1.6), бортовую вычисли
тельную систему (БВС), передающую часть командной радиолинии управле
ния (ПРД КРУ) и автоматизированное рабочее место штурмана наведения. На
водимый истребитель включает летательный аппарат как объект управления
(ОУ), его систему автоматического управления (САУ) и ИВС в составе борто
вых измерителей, БВС и приемной части КРУ (ПРМ КРУ).
На основе информации, извлекаемой измерителями из сигналов, посту
пающих от цели и наводимого истребителя, на индикаторе АРМ отображает
ся воздушная обстановка. По результатам оценки этой обстановки штурма
ном наведения совместно с БВС решаются задачи целераспределения, выбора
методов наведения ОУ на цель и определяется состав управляющих и инфор
мационных сообщений, передаваемых при помощи КРУ на наводимые ЛА.
Эти сообщения принимаются приемной частью КРУ наводимого истребителя,
дешифрируются и с учетом информации от собственных измерителей преоб
разуются в команды наведения либо используются экипажем для информации
о воздушной обстановке. В свою очередь команды наведения поступают в
САУ для управления истребителем в соответствии с командами, поступаю
щими от АК РЛДН.
В общем случае в АК РЛДН используются режимы командного наведения
(КН), командного наведения с координатной поддержкой и полу автономных
действий (ПАД).
При командном наведении управление истребителем осуществляется вы
дачей на его борт команд наведения и целеуказания, сформированных на пунк
те управления (наведения), при наличии на нем регулярной информации о це
лях и истребителе.
При командном наведении с координатной поддержкой наряду с коман
дами наведения и целеуказания на борт истребителя периодически передается
информация о цели, что позволяет в любой момент перейти к таким способам
выхода в боевое соприкосновение, как бортовое наведение и бортовой поиск.
Последние иногда рассматриваются как разновидности обобщенного способа
выхода в боевое соприкосновение, называемого бортовым управлением и ис
пользуемого при полу автономных действиях истребителей.
Под полуавтономными действиями понимаются действия одиночных и
групп истребителей в АСУ, при которых задачи поиска, наведения и атаки ре
шаются их бортовыми средствами управления по информации, поступающей
от внешних источников.
Возможность осуществления полуавтономных действий истребителей
обеспечивается их бортовой вычислительной системой, которая по регулярной
и прерывистой информации о координатах и параметрах движения цели (груп
пы целей), передаваемой по КРУ с АК РЛДН, может самостоятельно решать
задачу управления самолетом для вывода в район обнаружения и атаки воз
душного противника.
Следует иметь в виду, что при бортовом управлении (бортовое наведение,
бортовой поиск) команды наведения для истребителя на ПН не формируются.
Бортовое наведение применяется
при большой загрузке штурмана АК РЛДН в процессе отражения масси
рованного налета средств воздушного нападения;
при сбоях команд наведения и неустойчивом решении задачи наведения,
что определяется по отклонению фактических параметров полета истребителя
от заданных и нестабильности расчетного рубежа перехвата по дальности и на
правлению;
при наличии на АК РЛДН регулярной координатной информации о цели и
отсутствии такой о истребителе, с которым поддерживается связь;
при необходимости дублирования этапа самонаведения истребителя в
случае подавления помехами его БРЛС либо выхода последней из строя.
При бортовом наведении информация координатной поддержки выдается
пунктом наведения с темпом, позволяющим истребителю устойчиво выходить
в область атак цели. Бортовое наведение, как правило, используется для дейст
вий ударных групп.
Бортовой поиск используется при наличии на АК РЛДН либо разовой пре
рывистой либо априорной информации о цели, по которой нельзя реализовать
командное и бортовое наведение. Кроме того, в случае длительного прекраще
ния поступления на борт информации при командном и бортовом наведении ис
требитель автоматически переключается на бортовой поиск, используя принятые
ранее и запомненные координаты. При этом аппаратура истребителя осуществ
ляет экстраполяцию положения цели на текущий момент времени по последним
данным координатной поддержки. В случае возобновления передачи на борт ис
требителя соответствующей информации имеется возможность «вернуться» к
управлению по командам или по информации, передаваемой через КРУ.
Бортовой поиск характерен для действий поисковых групп и реализуется в
результате совместного поиска цели бортовыми РЛС группы в боевом порядке,
обеспечивающем наибольшую зону просматриваемого пространства и необхо
димое взаимное перекрытие зон обзора РЛС. Обнаружив цель, ведущий группы
организует боевые действия группы по ее уничтожению.
Групповые действия - действия, направленные на решение какой-либо
общей боевой задачи группой из нескольких истребителей. Групповые дейст
вия обеспечивает находящаяся на борту аппаратура автоматизированного об
мена информацией между самолетами группы и ее отображения на специаль
ных индикаторах. Это позволяет использовать в АК РЛДН один канал наведе
ния для управления группой, передавая команды и информацию о координатах
цели и тактической обстановке на борт ведущего группы. В свою очередь
ведущий самостоятельно управляет своей группой, осуществляя координацию
действий всех ее экипажей.
Группа истребителей может вести боевые действия одним из трех спо
собов:
при командном управлении АК РЛДН;
полу автономно;
автономно.
Командное управление предполагает движение ведущего истребителя
группы в соответствии с передаваемыми ему командами. Остальные истреби
тели группы, получая и выполняя те же команды или выполняя команды веду
щего, выдерживают определенный боевой порядок.
Полуавтономные действия состоят в том, что непосредственные команды
управления движением истребителей формируются ведущим группы на осно
вании информации, передаваемой с АК РЛДН.
Автономные действия группы осуществляются без какого-либо участия
пункта наведения, а только по командам ведущего.
Боевая работа АКРЛДН начинается с момента загрузки на аэродроме в
базу данных полетного задания и карты местности (карты ТВД). В полетном
задании содержатся маршрут полета АК РЛДН и вся оперативно-тактическая
обстановка в зоне его действия. Оперативно-тактическая информация поступа
ет на АРМ командира расчета, который при помощи БВС осуществляет непре
рывный мониторинг обстановки и управляет действиями АК РЛДН. Оператив
но-тактическая обстановка непрерывно обновляется в базе данных БВС на ос
нове информации от внешних и внутренних датчиков. При выводе из строя
какого-либо датчика (внешнего или внутреннего) АК РЛДН продолжает вы
полнение боевой задачи при некотором снижении эффективности.
Ниже более подробно будут рассмотрены методы наведения, используемые в
АК РЛДН для управления истребителями, особенности функционирования систе
мы наведения в различных режимах и принципы построения и особенности функ
ционирования командных радиолиний управления.
5.2. Методы наведения самолетов на воздушные цели
Методы наведения самолетов с АК РЛДН на воздушные цели должны
обеспечивать формирование такой требуемой траектории, наведение по кото
рой обеспечивает вывод ЛА к определенному времени в зону уверенного за
хвата цели хотя бы одной из визирных систем (БРЛС, ОЭС, оптическим прице
лом и т. д.) [1].
В связи с тем, что на этапе дальнего наведения самолет управляется по
курсу, высоте и скорости [6], различают и соответствующие методы наведения.
Методы наведения по высоте определяют формирование требуемых зна
чений высоты Н
т
для любого момента времени, обеспечивающих желаемый
профиль полета в вертикальной плоскости.
Методы наведения по курсу предопределяют формирование требуемых
значений ψ
τ
курса, обусловливающих желаемую траекторию наведения в гори
зонтальной плоскости.
Методы наведения по скорости обусловливают вычисление требуемых
значений V
T
скорости, гарантирующих выход истребителя в район цели к за
данному времени. При этом параметры рассогласования, определяющие алго
ритмы траекторного управления самолетом в режиме ручного управления, фор
мируются по правилам:
(5.1)
(5.2)
в которых ψ, Η и V - текущие значения курса, высоты и скорости.
5.2.1. Особенности дальнего наведения истребителей
Реализация этапа дальнего наведения с АК РЛДН при командном наведе
нии одиночных истребителей на воздушные цели предусматривает формирова
ние для каждого самолета проекции пространственной траектории в горизон
тальной плоскости и профиля полета - проекции пространственной траектории
в вертикальной плоскости. При этом возникает ряд особенностей.
В частности, в процессе решения штурманской задачи [11], по результатам
которой определяются время перехвата и положение рубежа перехвата, на
АК РЛДН необходимо выбрать метод наведения, полусферу атаки (для метода
маневра), номер N программной скорости VN, номер η вида программы полета
на перехват или момент включения форсажа. При выборе этих параметров пе
рехвата руководствуются следующими соображениями.
В качестве наиболее простого и надежного метода наведения в горизон
тальной плоскости целесообразно использовать метод перехвата. Его приме
нение при наведении целесообразно во всех случаях, когда нет жестких огра
ничений на ракурс атаки цели. Метод погони (прямой метод) используется при
наведении в заднюю полусферу и соответствующих взаимных положениях ис
требителя и цели либо в начале наведения, когда еще отсутствуют устойчивые
оценки параметров движения цели. Во всех остальных случаях применяется
метод маневра. При этом методе для истребителей старых типов, как правило,
назначается атака из задней полусферы.
При назначении программной скорости для метода перехвата выбирается
наименьшее из значений VN, удовлетворяющих неравенству где а
пс
-
некоторая константа, близкая, но несколько большая единицы [3, 7]. При этом
для высоты цели должно быть выполнено условие
причем минимальная и максимальная для данного типа истребителя высоты
перехватываемой цели зависят от программной скорости. При наведении мето
дом маневра назначается минимальное значение V
N
, обеспечивающее возмож
ность перехвата цели по скорости (с некоторым запасом) и высоте ее полета.
Для определения номера η вида программы для каждого значения N и
Η < Н
ц
часто используют заранее рассчитанные и затабулированные значения
радиусов действия истребителя и соответствующие им времена полета, что
позволяет найти для каждого η требуемые дальности обнаружения цели,
сравнение которых с фактическим положением цели позволяет выбрать зна
чения η [2, 3].
Формирование пространственной траектории самолета обеспечивается со
ответствующими алгоритмами наведения. При этом алгоритм наведения в го
ризонтальной плоскости решает следующие задачи [7]:
сведение временного баланса;
вывод истребителя в зону возможных атак;
вывод в заданную полусферу атаки;
вывод под заданным углом встречи с целью;
определение длины траектории до рубежа поражения.
Алгоритм наведения в вертикальной плоскости выполняет следующие за
дачи:
сведение баланса по топливу;
сведение баланса по набору высоты и скорости;
оценку реализуемости траектории по топливу.
При расчете профиля полета используются характеристики полета по ба
зовой программе набора высоты и скорости и характеристики схода с нее.
В расчетные формулы входят путь, время и топливо, необходимые для выпол
нения рассматриваемого элемента профиля, а также секундные расходы топли
ва при различных режимах работы двигателей. В алгоритмах также использу
ются характеристики БРЛС истребителя и характеристики ракет.
Процесс формирования траектории полета истребителя итерационный.
В процессе формирования траектории алгоритмы наведения в вертикальной и
горизонтальной плоскостях постоянно взаимодействуют. Алгоритм наведения
в вертикальной плоскости пересылает в алгоритм наведения в горизонтальной
плоскости поправку в полетное время, учитывающую отличие средней скоро
сти полета истребителя от балансной скорости и значение балансной скорости.
Алгоритм наведения в вертикальной плоскости получает от алгоритма наведе
ния в горизонтальной плоскости длину траектории. Под балансной скоростью
Уб понимается скорость на том участке профиля полета, длину которого можно
изменять без изменения условий набора высоты и скорости. При разных про
граммах полета и на разных этапах наведения в качестве балансной скорости