Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 5843

Скачиваний: 169

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

AN/APY-2 самолета Е-3 отсутствуют подвижные механические элементы, чт 

позволяет существенно повысить надежность станции, уменьшить массу и раз 
меры антенны (с учетом обтекателя) и улучшить летно-технические характери 
стики самолета. 

Дальность обнаружения низколетящих воздушных целей когерентно 

импульсной РЛС при круговом обзоре пространства превышает 400 км, а заго 

ризонтных и морских целей - до 600 км. Возможное число обнаруживаемых з 

цикл сканирования целей до 3000. Для обнаружения Л А используется им 
пульсно-доплеровский метод обработки сигналов с высокой частотой повторе 
ния импульсов, а для сканирования надводного пространства применяется низ 
кая частота повторения импульсов. Возможно одновременное обнаружен» 
воздушных и надводных целей. 

Обзор ведется в различных режимах, иллюстрируемых рис. 7.8. Непре 

рывное электронное сканирование диаграммы направленности антенны в сек 
торе 360° обеспечивает круговой обзор (рис. 7.8,я). Возможно применение сек 
торного переднего обзора (рис. 7.8,в) и секторного бокового обзора (рис. 7.8,6 

с сохранением кругового обзора с меньшей дальностью. Кроме того, возможе] 
секторный обзор наиболее важных (опасных) объектов (рис. 7.8,г), в которое 
обнаруживаются и сопровождаются цели на дальностях, в два раза больших 
чем при круговом обзоре, за счет увеличения длительности накопления сигна 

Рис. 7.8 


background image

лов. Некоторым недостатком обзора с вдольфюзеляжной АФАР является сни­
жение эффективности (прежде всего расширение диаграммы направленности 
по азимуту) в переднем и заднем секторах обзора. 

Время сканирования и ширина луча ДН антенны могут изменяться опера­

тором в диапазоне соответственно 3...40° с и 2...8°. Также оператор имеет 
возможность изменить положение и размер сектора обзора надводного и воз­
душного пространства и фиксировать его относительно самолета или земли, 
при этом дальность обнаружения может увеличиваться в 1,3 раза. Время об­
новления трассы при сопровождении маневрирующих целей может устанавли­
ваться равным 1,0 с. 

Размещенная над фюзеляжем самолета АФАР (рис. 7.9) имеет высоту 

2,4 м, длину - 10,7 м. АФАР содержит 288 приемопередающих твердотельных 
модулей L-диапазона (1,2... 1,4 ГГц). 

Для определения государственной принадлежности объектов и получения 

от них информации на самолете установлен запросчик системы опознавания 
«свой - чужой», работающий в диапазоне частот 1030...1090 МГц. Он обеспе­
чивает опознавание на дальностях до 550 км. В качестве антенны системы опо­
знавания, работающей в этом же диапазоне, используются АФАР РЛС. Однако 
антенная решетка не может одновременно использоваться для опознавания и 
обнаружения. Время опознавания может изменяться от 10 до 40 с. 

Рис. 7.9 

Комплекс РЭБ предназначен для индивидуальной защиты самолета и со­

держит систему оптоэлектронного противодействия AN/AAQ-24(V) «Немезис» 
с лазерным устройством поражения фотоприемников ИК-головок самонаведе­
ния, автомат выброса дипольных отражателей и ИК ложных целей; ЭВМ ALR-
2001 (для управления работой комплекса). 

Система AN/AAQ-24(V) «Немезис» обеспечивает обнаружение факта пус­

ка ракеты с любого направления на дальности до 10 км при использовании 


background image

комплекта из шести оптоэлектронных датчиков, работающих в ультрафиолето­
вом диапазоне спектра; сопровождение атакующих ракет с высокой точностью 
(десятые доли градуса) при помощи охлаждаемого до температуры 77 К мат­
ричного фотоприемника с размерами чувствительных элементов 256x256 из 
соединения теллурида и ртути; классификацию цели; выбор наиболее эффек­
тивного средства противодействия; выдачу команды на применение средств 
противодействия. 

Информацию о радиоэлектронной обстановке комплекс РЭБ будет получать 

от станции Ρ и РТР EL/L-8300. Она работает в диапазоне частот 0,5...18 ГГц и 
обеспечивает круговой обзор пространства на дальностях более 450 км и по­
зволяет распознавать типы РЭС, определять местоположение наземных, воз­
душных и надводных источников радиоизлучения. 

Центральная ЭВМ, устанавливаемая на самолете, на 80% состоит из ком­

мерчески доступных элементов и имеет открытую архитектуру. Число АРМ, 
установленных на борту, может изменяться от 6 до 14, при этом каждый опера­
тор имеет доступ к данным, получаемым от РЛС «Месса», и ко всем средствам 
связи и передачи данных. 

Комплекс системы раннего предупреждения и управления (AEWC) на са­

молете Боинг 737 с РЛС MESA имеет значительно более низкую стоимость 
жизненного цикла и большой срок службы (более 30 лет). Гражданский само­
лет среднего класса с развитой системой коммерческого обслуживания на лю­
бом ТВД, малым расходом топлива и большим временем патрулирования (8 ч 
без дозаправки) с возможностью отдыха экипажа обеспечивает возможность 
круглосуточного патрулирования. 

Гибкая структура, открытая модульная архитектура и глубокая диагно­

стика аппаратуры и программного оборудования значительно повышают бое­
вую устойчивость, упрощают и удешевляют техническое обслуживание и по­
зволяют проводить непрерывную в течение всего жизненного цикла модерни­
зацию комплекса. 

Недостатком комплекса является использование самолета с нижним рас­

положением крыльев и двигателей, что вызывает экранирование излучения и 

ограничивает минимальное расстояние зоны обзора морской поверхности и 
низколетящих целей. Для уменьшения экранирования в процессе модерниза­
ции увеличена высота антенны над фюзеляжем на 50 см. 

7.4.2. Система дальнего радиолокационного обнаружения 

и управления «Фалкон» на самолете Боинг-707 

Израильская фирма «Элта» разработала новую систему ДРЛОиУ «Фалкон» 

(PHALCON - Phased-Array, L-band, CON formal) с БРЛС типа ΑΦ АР для эф­
фективного обнаружения воздушных и надводных целей. 


background image

Основные задачи, решаемые системой «Фалкон», аналогичны задачам, воз­

лагаемым на самолет Е-3 «Сентри» системы «Авакс». Главным ее отличием явля­

ется возможность выполнения функций воздушного командного пункта (ВКП). 

Израильский вариант системы выполнен на базе самолета «Боинг-707», 

который является переоборудованным вариантом гражданского лайнера «Бо­
инг» 707-320В, оснащенным системой дозаправки топливом в воздухе. Его 
продолжительность патрулирования составляет 12 ч. 

Основные тактико-технические характеристики самолета ДРЛОиУ 

«Боинг-707» системы «Фалкон» представлены ниже: 

Экипаж 4 человека 
Скорость патрулирования 850...950 км/ч 
Высота патрулирования 8... 11 км 
Максимальная дальность полета 12000 км 
Максимальная взлетная масса 155 τ 
Размеры самолета: 

длина фюзеляжа 46,6 м 
размах крыла 44,4 м 

высота (по килю) 12,9 м 

Основным элементом системы «Фалкон» является импульсно-допле-

ровская РЛС EL/M-2075 с электронным сканированием ДН. Ее характерная 
особенность - наличие антенной системы, состоящей из шести конформных 
АФАР L-диапазона (рис. 7.10), которая позволяет выполнять круговое элек­
тронное сканирование по азимуту. Контроль воздушной и надводной обстанов­
ки ведется в выделенных секторах (ширина сектора задается оператором). Время 
обновления данных в секторах с высоким приоритетом составляет 2...4 с, а 

с низким - 10...12 с. Каждая АФАР состоит из 768 твердотельных приемопере­
дающих модулей, объединенных в группы по восемь элементов в каждой. Эти 
группы образуют шесть блоков, связанных с блоками других антенных реше­

ток для временного разделения ППМ. В состав РЛС входит также ЭВМ с 

процессором обработки сигналов (производительность составляет около 

1200 млн. опер/с), выполненным на основе коммерчески доступных модулей. 

Рис. 7.10. 


background image

БРЛС может работать в шести основных режимах: 

1) поиска и обнаружения воздушных объектов с применением высокой 

частоты повторения импульсов; 

2) раздельного сопровождения до ста целей; 
3) поиска и обнаружения надводных объектов с применением низкой час­

тоты повторения импульсов; 

4) медленного сканирования (для обнаружения низколетящих малораз­

мерных целей, в частности зависших вертолетов); 

5) поиска и обнаружения целей на больших дальностях за счет увеличен­

ного времени накопления сигналов; 

6) обнаружения источников радиоизлучения. 
Перечисленные режимы работы РЛС могут чередоваться при любом по­

ложении луча ДН для обеспечения наилучшей точности и вероятности обна­
ружения объектов. 

Тактико-технические характеристики РЛС EL/M-2075 представлены ниже: 

Диапазон рабочих частот , 1215...1400 МГц 
Дальность обнаружения объектов: 

бомбардировщик, надводный корабль 500 км 
истребитель 350 км 
крылатая ракета до 250 км 

Число одновременно сопровождаемых целей до 100 

Разрешающая способность по дальности 
(в зависимости от длительности импульса) до 300 м 
Период повторения импульсов 2,75. ..2,81; 5,214...5,31 мс 
Длительность импульсов 2,5; 3,9; 8,7; 9,5; 10; 16,5; 20 мкс 

Для получения более детальной картины воздушной обстановки на ТВД и 

повышения достоверности получаемой информации в системе «Фалкон» при­
меняется автоматическая корреляция данных от разнородных средств разведки 
с последующим ее отображением на дисплеях операторов. 

На самолете установлены 11 АРМ. Каждый оператор имеет доступ ко всем 

данным, полученным от имеющихся на борту средств разведки. Дополнитель­
но предусмотрены шесть мест для отдыха экипажа и оперативной группы. 

Оперативная группа системы «Фалкон» состоит из 13 операторов среди 

которых: начальник смены; два оператора отвечающих за работу РЛС (без кон­
троля тактической обстановки); два, отвечающих за работу станций Ρ и РТР; 
два, работающих с системами опознавания и отображения информации о воз­
душной обстановке; два обслуживают систему управления средствами связи; 
два - систему управления средствами передачи данных; два отвечают за кон­
троль технического состояния бортового комплекса. 

Предусмотрена возможность использования носителя в качестве воздуш­

ного КП и разведывательного самолета одновременно. 

В целом система «Фалкон», уступая американской системе «Авакс» по 

дальности обнаружения и числу одновременно сопровождаемых целей, обес-