Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 6036
Скачиваний: 170
AN/APY-2 самолета Е-3 отсутствуют подвижные механические элементы, чт
позволяет существенно повысить надежность станции, уменьшить массу и раз
меры антенны (с учетом обтекателя) и улучшить летно-технические характери
стики самолета.
Дальность обнаружения низколетящих воздушных целей когерентно
импульсной РЛС при круговом обзоре пространства превышает 400 км, а заго
ризонтных и морских целей - до 600 км. Возможное число обнаруживаемых з
цикл сканирования целей до 3000. Для обнаружения Л А используется им
пульсно-доплеровский метод обработки сигналов с высокой частотой повторе
ния импульсов, а для сканирования надводного пространства применяется низ
кая частота повторения импульсов. Возможно одновременное обнаружен»
воздушных и надводных целей.
Обзор ведется в различных режимах, иллюстрируемых рис. 7.8. Непре
рывное электронное сканирование диаграммы направленности антенны в сек
торе 360° обеспечивает круговой обзор (рис. 7.8,я). Возможно применение сек
торного переднего обзора (рис. 7.8,в) и секторного бокового обзора (рис. 7.8,6
с сохранением кругового обзора с меньшей дальностью. Кроме того, возможе]
секторный обзор наиболее важных (опасных) объектов (рис. 7.8,г), в которое
обнаруживаются и сопровождаются цели на дальностях, в два раза больших
чем при круговом обзоре, за счет увеличения длительности накопления сигна
Рис. 7.8
лов. Некоторым недостатком обзора с вдольфюзеляжной АФАР является сни
жение эффективности (прежде всего расширение диаграммы направленности
по азимуту) в переднем и заднем секторах обзора.
Время сканирования и ширина луча ДН антенны могут изменяться опера
тором в диапазоне соответственно 3...40° с и 2...8°. Также оператор имеет
возможность изменить положение и размер сектора обзора надводного и воз
душного пространства и фиксировать его относительно самолета или земли,
при этом дальность обнаружения может увеличиваться в 1,3 раза. Время об
новления трассы при сопровождении маневрирующих целей может устанавли
ваться равным 1,0 с.
Размещенная над фюзеляжем самолета АФАР (рис. 7.9) имеет высоту
2,4 м, длину - 10,7 м. АФАР содержит 288 приемопередающих твердотельных
модулей L-диапазона (1,2... 1,4 ГГц).
Для определения государственной принадлежности объектов и получения
от них информации на самолете установлен запросчик системы опознавания
«свой - чужой», работающий в диапазоне частот 1030...1090 МГц. Он обеспе
чивает опознавание на дальностях до 550 км. В качестве антенны системы опо
знавания, работающей в этом же диапазоне, используются АФАР РЛС. Однако
антенная решетка не может одновременно использоваться для опознавания и
обнаружения. Время опознавания может изменяться от 10 до 40 с.
Рис. 7.9
Комплекс РЭБ предназначен для индивидуальной защиты самолета и со
держит систему оптоэлектронного противодействия AN/AAQ-24(V) «Немезис»
с лазерным устройством поражения фотоприемников ИК-головок самонаведе
ния, автомат выброса дипольных отражателей и ИК ложных целей; ЭВМ ALR-
2001 (для управления работой комплекса).
Система AN/AAQ-24(V) «Немезис» обеспечивает обнаружение факта пус
ка ракеты с любого направления на дальности до 10 км при использовании
комплекта из шести оптоэлектронных датчиков, работающих в ультрафиолето
вом диапазоне спектра; сопровождение атакующих ракет с высокой точностью
(десятые доли градуса) при помощи охлаждаемого до температуры 77 К мат
ричного фотоприемника с размерами чувствительных элементов 256x256 из
соединения теллурида и ртути; классификацию цели; выбор наиболее эффек
тивного средства противодействия; выдачу команды на применение средств
противодействия.
Информацию о радиоэлектронной обстановке комплекс РЭБ будет получать
от станции Ρ и РТР EL/L-8300. Она работает в диапазоне частот 0,5...18 ГГц и
обеспечивает круговой обзор пространства на дальностях более 450 км и по
зволяет распознавать типы РЭС, определять местоположение наземных, воз
душных и надводных источников радиоизлучения.
Центральная ЭВМ, устанавливаемая на самолете, на 80% состоит из ком
мерчески доступных элементов и имеет открытую архитектуру. Число АРМ,
установленных на борту, может изменяться от 6 до 14, при этом каждый опера
тор имеет доступ к данным, получаемым от РЛС «Месса», и ко всем средствам
связи и передачи данных.
Комплекс системы раннего предупреждения и управления (AEWC) на са
молете Боинг 737 с РЛС MESA имеет значительно более низкую стоимость
жизненного цикла и большой срок службы (более 30 лет). Гражданский само
лет среднего класса с развитой системой коммерческого обслуживания на лю
бом ТВД, малым расходом топлива и большим временем патрулирования (8 ч
без дозаправки) с возможностью отдыха экипажа обеспечивает возможность
круглосуточного патрулирования.
Гибкая структура, открытая модульная архитектура и глубокая диагно
стика аппаратуры и программного оборудования значительно повышают бое
вую устойчивость, упрощают и удешевляют техническое обслуживание и по
зволяют проводить непрерывную в течение всего жизненного цикла модерни
зацию комплекса.
Недостатком комплекса является использование самолета с нижним рас
положением крыльев и двигателей, что вызывает экранирование излучения и
ограничивает минимальное расстояние зоны обзора морской поверхности и
низколетящих целей. Для уменьшения экранирования в процессе модерниза
ции увеличена высота антенны над фюзеляжем на 50 см.
7.4.2. Система дальнего радиолокационного обнаружения
и управления «Фалкон» на самолете Боинг-707
Израильская фирма «Элта» разработала новую систему ДРЛОиУ «Фалкон»
(PHALCON - Phased-Array, L-band, CON formal) с БРЛС типа ΑΦ АР для эф
фективного обнаружения воздушных и надводных целей.
Основные задачи, решаемые системой «Фалкон», аналогичны задачам, воз
лагаемым на самолет Е-3 «Сентри» системы «Авакс». Главным ее отличием явля
ется возможность выполнения функций воздушного командного пункта (ВКП).
Израильский вариант системы выполнен на базе самолета «Боинг-707»,
который является переоборудованным вариантом гражданского лайнера «Бо
инг» 707-320В, оснащенным системой дозаправки топливом в воздухе. Его
продолжительность патрулирования составляет 12 ч.
Основные тактико-технические характеристики самолета ДРЛОиУ
«Боинг-707» системы «Фалкон» представлены ниже:
Экипаж 4 человека
Скорость патрулирования 850...950 км/ч
Высота патрулирования 8... 11 км
Максимальная дальность полета 12000 км
Максимальная взлетная масса 155 τ
Размеры самолета:
длина фюзеляжа 46,6 м
размах крыла 44,4 м
высота (по килю) 12,9 м
Основным элементом системы «Фалкон» является импульсно-допле-
ровская РЛС EL/M-2075 с электронным сканированием ДН. Ее характерная
особенность - наличие антенной системы, состоящей из шести конформных
АФАР L-диапазона (рис. 7.10), которая позволяет выполнять круговое элек
тронное сканирование по азимуту. Контроль воздушной и надводной обстанов
ки ведется в выделенных секторах (ширина сектора задается оператором). Время
обновления данных в секторах с высоким приоритетом составляет 2...4 с, а
с низким - 10...12 с. Каждая АФАР состоит из 768 твердотельных приемопере
дающих модулей, объединенных в группы по восемь элементов в каждой. Эти
группы образуют шесть блоков, связанных с блоками других антенных реше
ток для временного разделения ППМ. В состав РЛС входит также ЭВМ с
процессором обработки сигналов (производительность составляет около
1200 млн. опер/с), выполненным на основе коммерчески доступных модулей.
Рис. 7.10.
БРЛС может работать в шести основных режимах:
1) поиска и обнаружения воздушных объектов с применением высокой
частоты повторения импульсов;
2) раздельного сопровождения до ста целей;
3) поиска и обнаружения надводных объектов с применением низкой час
тоты повторения импульсов;
4) медленного сканирования (для обнаружения низколетящих малораз
мерных целей, в частности зависших вертолетов);
5) поиска и обнаружения целей на больших дальностях за счет увеличен
ного времени накопления сигналов;
6) обнаружения источников радиоизлучения.
Перечисленные режимы работы РЛС могут чередоваться при любом по
ложении луча ДН для обеспечения наилучшей точности и вероятности обна
ружения объектов.
Тактико-технические характеристики РЛС EL/M-2075 представлены ниже:
Диапазон рабочих частот , 1215...1400 МГц
Дальность обнаружения объектов:
бомбардировщик, надводный корабль 500 км
истребитель 350 км
крылатая ракета до 250 км
Число одновременно сопровождаемых целей до 100
Разрешающая способность по дальности
(в зависимости от длительности импульса) до 300 м
Период повторения импульсов 2,75. ..2,81; 5,214...5,31 мс
Длительность импульсов 2,5; 3,9; 8,7; 9,5; 10; 16,5; 20 мкс
Для получения более детальной картины воздушной обстановки на ТВД и
повышения достоверности получаемой информации в системе «Фалкон» при
меняется автоматическая корреляция данных от разнородных средств разведки
с последующим ее отображением на дисплеях операторов.
На самолете установлены 11 АРМ. Каждый оператор имеет доступ ко всем
данным, полученным от имеющихся на борту средств разведки. Дополнитель
но предусмотрены шесть мест для отдыха экипажа и оперативной группы.
Оперативная группа системы «Фалкон» состоит из 13 операторов среди
которых: начальник смены; два оператора отвечающих за работу РЛС (без кон
троля тактической обстановки); два, отвечающих за работу станций Ρ и РТР;
два, работающих с системами опознавания и отображения информации о воз
душной обстановке; два обслуживают систему управления средствами связи;
два - систему управления средствами передачи данных; два отвечают за кон
троль технического состояния бортового комплекса.
Предусмотрена возможность использования носителя в качестве воздуш
ного КП и разведывательного самолета одновременно.
В целом система «Фалкон», уступая американской системе «Авакс» по
дальности обнаружения и числу одновременно сопровождаемых целей, обес-