Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 6044

Скачиваний: 170

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Разнос каналов для ОВЧ/УВЧ-диапазонов 25 кГц 
Номинальная выходная мощность в режиме AM (ЧМ) 10(16) 
Чувствительность приемника в режиме AM (ЧМ) 104 (107) дБмВт 
Дальность связи: 

ОВЧ/УВЧ-диапазон 400 км 
СВЧ-дипазон 350 км 

Мощность передатчика в СВЧ-диапазоне 2,5 Вт 

Станция спутниковой связи работает в К

и

-диапазоне (14...12 ГГц). Она 

обеспечивает передачу данных со скоростью 64 кбит/с на наземные (корабель­
ные) пункты приема информации, расположенные на большом удалении от са­
молета, а также телефонную связь по двум дуплексным каналам. 

Комплекс индивидуальной защиты самолета Ил-76ТД системы «Фалкон» 

состоит из системы предупреждения о приближении ракет, автоматов выброса 
дипольных отражателей и инфракрасных ложных целей. В системе предупреж­
дения о приближении ракет используется аппаратура израильской компании 

«Элта» EL/M-2160VI, включающая активную импульсно-доплеровскую РЛС 
(диапазон рабочих частот 1...1,2 ГГц) и комплект штыревых антенн. Данная 
система позволит обеспечивать круговой обзор воздушного пространства, ото­
бражать на специальном дисплее приближающиеся ракеты, выдавать звуковые 
сигналы предупреждения экипажу и команды для выброса дипольных отража­

телей и ИК ложных целей. 

На борту самолета размещены 12 АРМ: восемь мест операторов для ана­

лиза воздушной обстановки, опознавания и наведения истребителей-
перехватчиков; по одному АРМ операторов станций радиоразведки, РТР, свя­
зи, контроля технического состояния бортового комплекса. Все рабочие места 
объединены в единую локальную сеть стандарта Ethernet. 

7.4.4. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения 

и управления SAAB 100В «АРГУС» системы FSR-890 

Шведская фирма «Эрикссон» в интересах национальных ВВС разработала 

самолет ДРЛО SAAB 100В «Аргус» системы FSR-890, которая позволяет обна­

руживать и сопровождать воздушные цели и передавать данные о них на на­
земные (корабельные) ПУ. 

Данный самолет в отличие от американского самолета Е-3 не выполняет 

функции управления и наведения ТА, а служит только ретранслятором команд 
наведения с наземных ПУ. Однако в перспективе разработчики предусматри­
вают размещение на нем аппаратуры для решения задач управления и наведе­
ния самолетами ТА. 

В отличие от американских самолетов РЛС шведского самолета может 

выполнять селекцию наземных движущихся целей. 


background image

Шведская система установлена на самолете SAAB 100B «Аргус», показанном 

на рис. 7.11, выполненном на базе грузопассажирского самолета SAAB 340B, 
оснащенного двумя турбовинтовыми двигателями СТ7-9В фирмы «Дженерал 
электрик» с максимальной мощностью 1400 кВт каждый. 

Рис. 7.11 

Основные тактико-технические характеристики самолета SAAB 100B 

«Аргус» следующие: 

Экипаж 2 человека 
Скорость: 

максимальная 460 км/ч 
патрулирования 300 км/ч 

Практический потолок 9,5 км 
Высота патрулирования 7,6 км 
Масса: 

пустого самолета 10,46 т 
максимальная взлетная 13,2 τ 

Геометрические размеры: 

длина фюзеляжа 20,46 м 
размах крыла 21,44 м 

высота (по килю) 6,97 м 

Основу системы FSR-890 составляет многофункциональная импульсно-

доплеровская РЛС PS-890 «Эриай» 10-см диапазона длин волн (S-диапазон, 

3,2 ГГц). Она осуществляет обзор пространства по азимуту в двух перпендику­
лярных продольной оси антенны секторах шириной ±75°, а по углу места - ±9°. 
Максимальная дальность обнаружения воздушных целей - 450 км, при этом 
возможно их загоризонтное обнаружение. Для обеспечения максимальной 
мощности излучения в целях увеличения дальности обнаружения предусмот­
рена возможность сканирования пространства только с одной стороны. РЛС 
может обнаруживать объекты, движущиеся со скоростью 14.. .2000 км/ч. 

Станция имеет три основных режима работы: нормальный и расширенный 

обзор воздушного пространства; обзор надводного (наземного) пространства. 


background image

В расширенном режиме дальность обнаружения целей увеличивается (для 

объекта с ЭПР = 2 м

2

 составляет 300 км) за счет сужения сектора сканирования 

и увеличения времени обзора. 

Тактико-технические характеристики РЛС PS-890 «Эриай» следующие: 

Диапазон рабочих частот 3155...3260 МГц 
Длительность излучаемых импульсов 5... 13 мкс 
Частота повторения импульсов 9...16 кГц 
Выходная импульсная мощность 0,5 МВт 
Дальность обнаружения воздушных целей: 

типа «бомбардировщик» 400 км 
типа «истребитель» 300 км 
типа «крылатая ракета» 100 км 

надводных (наземных) целей до 300 км 

Число: 

обнаруживаемых целей 2000 
сопровождаемых целей до 300 
сопровождаемых целей (в процессе сканирования) 100 

Разрешаемая способность: 

по дальности » 50 м 
по азимуту 1,5° 
по углу места 7° 

Точность определения местоположения объектов: 

по дальности 15 м 
по азимуту 0,5° 

Ширина ДН антенны: 

по азимуту 1° 
по углу места 9° 

Размеры антенны: 

длина 9,75 м 
ширина 0,78 м 

Масса РЛС 900 кг 

Станция оснащена АФАР с электронным сканированием луча ДН. Она 

расположена в надфюзеляжном радиопрозрачном пеналообразном корпусе в 

форме балки прямоугольного сечения, в котором установлены 192 ППМ. Ох­
лаждение ППМ проводится потоком воздуха, поступающим через воздухоза­
борник, сделанный в передней части пеналообразного корпуса. Антенна имеет 
низкий уровень боковых лепестков (не превышает -50 дБ), благодаря чему 
обеспечивается высокая помехозащищенность. 

Управление лучом ДН осуществляется автоматической системой, которая 

для каждого импульса задает свое направление излучения. Это позволяет уве­
личить дальность, скорость и точность обнаружения объектов. 

В РЛС применяются адаптированные по форме сигналы с ЧМ- и фазовой 

манипуляцией со сжатием импульсов и изменяющейся рабочей частотой. Для 
исключения неоднозначности измерения расстояния до объекта и повышения 
точности определения координат и скорости движения цели используется низ­
кая и средняя частоты повторения импульсов. 


background image

В состав системы FSR-890 для определения государственной принадлеж­

ности объекта, а также получения информации о барометрической высоте по­
лета военных и гражданских ЛА входит аппаратура системы опознавания 

«свой-чужой» Мк12. Опрос обнаруженных объектов осуществляется путем из­
лучения сигнала запроса и анализа ответного сигнала. При этом проводится 
индивидуальное опознавание с определением бортового номера самолета (ко­

рабля), его местоположения, государственной принадлежности и некоторых 
других данных. Индикация «своего» объекта осуществляется путем дополни­
тельной отметки на экране индикатора РЛС. 

Основными элементами системы опознавания являются запросчик, две ан­

тенные решетки (размещены на концах пеналообразного корпуса); задающий 
генератор. Антенные решетки формируют узкую ДН в азимутальной и веерную 
в угломестной плоскостях. 

Рабочая зона по азимуту совпадает с секторами обзора РЛС, дальность об­

наружения превышает 300 км. Точность определения координат сопровождае­
мых объектов составляет 1... 1,5°. 

Станция Ρ и РТР позволяет обнаруживать, классифицировать и определять 

местоположение воздушных, наземных и корабельных источников радиоизлу­
чения в диапазоне частот 0,5... 18 ГГц (возможно расширение верхней границы 
до 40 ГГц) на дальностях до 400 км. 

Антенная система станции в горизонтальной плоскости осуществляет все-

направленный прием, в вертикальной — в секторе —35°+15° (диапазон частот 
0,5...2 ГГц) и -20°+15° (диапазон частот 2...18 ГГц). Точность определения не­
сущей частоты импульсного сигнала равна 8 МГц (при высокой точности -

1 МГц), а непрерывного - 100 кГц. Направление прихода импульсного сигнала 

определяется с точностью не хуже 2°, непрерывного — 5°. 

Данные Ρ и РТР сравниваются с образцами сигналов, хранящихся в базе 

данных (более 2000) и коррелируются с радиолокационной информацией, бла­
годаря этому повышаются дальность и вероятность распознавания класса и ти­

па объекта. Кроме того, вся полученная информация сохраняется в запоми­
нающем устройстве и по мере необходимости передается на наземные пункты 
приема и обработки информации в масштабе времени, близком к реальному. 

Аппаратура связи и передачи данных имеет четыре УКВ-радиостанции 

(ОВЧ - и УВЧ-диапазонов), спутниковую связь К

и

 -диапазона и две вспомога­

тельные радиостанции СВЧ-диапазона. 

УКВ-радиостанции обеспечивают телефонную связь и обмен данными 

(скорость передачи 4,8 кбит/с) с воздушными объектами, используя AM- и ЧМ-
сигналы с ППРЧ. 

Радиостанции СВЧ-диапазона используются для высокоскоростного 

(64 кбит/с) обмена разведывательными данными с наземными и корабельными 
пунктами приема и обработки информации на дальностях до 300 км, а также 
для телефонной связи с ними по двум дуплексным каналам. В данных станциях 


background image

для снижения вероятности перехвата информации используется широкополос­
ный сигнал (ширина спектра около 1 МГц). 

Спутниковая связь используется для передачи данных на пункты приема и 

обработки информации, расположенные на большом удалении от самолета, а 

также для обеспечения двух дуплексных каналов телефонной связи. 

Система навигации самолета решает задачи определения пространственного 

местоположения и скорости носителя для точной географической привязки коор­
динат целей, находящихся в пределах зоны обзора системы FSR-890 и стабилиза­
ции положения антенны РЛС. Для повышения точности определения местополо­
жения самолета ДРЛО на его борту дополнительно устанавливаются инерциаль-
ная навигационная система (ИНС) и приемник «Навстар», которые позволяют 
определять координаты самолета с точностью не хуже 10 м, а скорость - 0,6 м/с. 

Комплект аппаратуры индивидуальной защиты самолета состоит из сис­

тем предупреждения о приближении ракет и об облучении, а также автоматов 
выброса дипольных отражателей и ИК ложных целей. 

На борту самолета размещены два АРМ. Операторы этих АРМ могут частич­

но обрабатывать информацию, контролировать ее сбор, производить при необхо­

димости настройку/перестройку аппаратуры, а также принимать меры к устране­

нию возникающих нештатных ситуаций. Оба АРМ объединены в локальную сеть. 

На цветных мониторах АРМ на фоне электронной карты местности отобра­

жаются результаты поиска и сопровождения воздушных или надводных (назем­
ных) целей. На мониторы могут выводиться также дополнительные данные: об 
авиабазах; о разрешенных и запрещенных зонах (коридорах) полетов; о зоне об­
зора РЛС; об ИРИ, обнаруженных средствами Ρ и РТР; о ЛА (с указанием при­
надлежности «свой-чужой», координат, скорости, направления движения и др.). 

Главными особенностями самолетов SAAB 100B системы FSR-890 явля­

ются простота конструкции, высокая надежность, низкая стоимость, неболь­
шой штат обслуживающего персонала. 

Аналогичный комплекс установлен также на самолете ЕМВ145 (Брази­

лия), показанном на рис. 7.12. 

Рис. 7.12