Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 6039

Скачиваний: 170

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

печивает почти на порядок меньшее время захвата маневренных воздушных 
целей, а также имеет более чем в два раза меньшую стоимость комплекта обо­

рудования. Кроме того, носитель обладает большей продолжительностью и 

скоростью патрулирования без дозаправки топливом в воздухе. 

Основным недостатком БРЛС комплекса «Фалкон» является снижение 

эффективности обзора в переднем и заднем секторах вследствие меньшего 

размера апертур АФАР, действующих в этих секторах. 

7.4.3. Система дальнего радиолокационного обнаружения 

и управления «Фалкон» на самолете Ил-76ТД 

На самолеты Ил-76ТД системы «Фалкон» возлагаются задачи наблюдения 

за воздушным пространством и морской поверхностью, контроля и управления 
воздушным движением, наведения самолетов ТА, а также Ρ и РТР для вскры­
тия дислокации и состава РЭС противника (в первую очередь системы ПВО). 

Самолет Ил-76ТД обеспечивает разведку при полете на высотах 9...11 км, 

скорости 600...700 км/ч в течение 8 ч (без дозаправки). Максимальная взлетная 
масса самолета 195 т, длина разбега - 2000 м, длина пробега при посадке - 1000 м. 

Многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС имеет круговую зо­

ну обзора и предназначена для обнаружения и сопровождения воздушных и 
надводных целей. Она работает в L-диапазоне (1280...1400 МГц) на одной из 
22 частот с разносом 5 МГц. При этом используется большое число сложных 
зондирующих сигналов. Максимальная мощность излучения РЛС в импульсе 
составляет 175 кВт. 

В состав станции входят три АФАР в виде равностороннего треугольника, 

размещенные в неподвижном грибообразном обтекателе диаметром  1 1 м , по­
добном комплексам ЕЗ и РЛДН. Каждая АФАР обеспечивает сектор обзора по 

азимуту 120° и состоит из 864 активных ППМ, которые осуществляют элек­
тронное сканирование ДН в двух плоскостях. Антенные решетки имеют длину 
8,87 м и высоту 1,73 м. Модули выполнены на твердотельных элементах и раз­
биты на 108 групп по восемь в каждой. 

Сканирование ДН осуществляется в пределах по углу места ±17,5°, по 

азимуту ±60°. В зависимости от режима работы в каждом положении луча ДН 
излучаются разные пачки импульсов, различающиеся в первую очередь часто­
той повторения. Несущая частота изменяется автоматически от импульса к им­
пульсу или от одного положения луча ДН к другому. Для повышения энергии 
(средней мощности) сигнала и защиты от помех применяется внутриимпульс-
ное изменение частоты при цифровом сжатии импульса. Кроме того, применя­

ется когерентный режим бланкирования боковых лепестков ДН с подавлением 
их уровня на 15 дБ. 


background image

Благодаря быстрому изменению пространственного положения луча ДН и 

вида зондирующих сигналов станция может практически мгновенно переклю­
чаться с режима поиска и сопровождения воздушных объектов (средняя часто­
та повторения импульсов) на режим обнаружения и сопровождения надводных 
объектов (низкая частота повторения импульсов) и обратно. 

В режиме поиска и сопровождения воздушных объектов используются 

подрежимы: поиск; поиск в дальней зоне; полномасштабное сопровождение; 
высокоточное сопровождение; сопровождение высокоманевренных объектов. 

Тактико-технические требовании по обнаружению и сопровождению рас­

считывались на воздушный объект с ЭПР, равной 5 м

2

. ЭПР цели флуктуирует 

от импульса к импульсу. Воздушная цель имеет радиальную скорость относи­
тельно самолета от 30 до 500 м/с, маневрирует с ускорением 4g (подрежим по­
иска) и 9g - при сопровождении высокоманевренных целей. Время обновления 
трассы осуществляется с периодом 2 с. В режиме поиска и сопровождения воз­
душных объектов применяется до четырех пачек импульсов с разной частотой 
повторения в каждом пространственном положении луча ДН. 

Особенностью работы РЛС является наличие моноимпульсного измерения 

угловых координат целей в процессе сканирования. Поиск целей осуществля­

ется в секторе 360° по азимуту (одной «строкой» луча) за 9,3 с, а в дальней зоне 
за 19 с. При этом в обоих случаях 0,2 с отводится на проверку работоспособно­
сти РЛС встроенной системой контроля. 

Тактико-технические характеристики РЛС следующие: 

Максимальная дальность обнаружения: 

воздушных целей (ЭПР=5 м

2

) 440 км, 

надводных целей (ЭПР=15000 м

2

) 425 км 

Число одновременно сопровождаемых воздушных объектов до 500 
Разрешение: 

по дальности 

воздушных целей 200 м 
надводных целей 600 м 

по азимуту 2° 
по углу места 10,2° 

Точность измерения координат целей: 

по дальности, СКО 

воздушных целей 30 м 
надводных целей 125 м 

по азимуту 

воздушных целей 0,34° 
надводных целей 0,52° 

по углу места 3° 

Точность определения радиальной скорости воздушных целей (в дальней зоне), СКО .... 11(5) м/с 

Высокоточное сопровождение осуществляется после ручной установки 

отметки цели на экране индикатора посредством четырех последовательных и 
независимых моноимпульсных измерений, в результате которых ошибка изме-


background image

рения дальности до воздушной цели снижается до 10 м, азимута - до 0,09°, уг­
ла места (на дальности 200 км) - 0,23°, а радиальной скорости - до 2 м/с. 

Обнаружение воздушных целей по доплеровскому сдвигу частоты в диа­

пазоне радиальных скоростей от 100 до 1800 км/ч обеспечивается на дально­
стях от 30 до 440 км с вероятностью 0,9. При обнаружении и сопровождении 
надводных объектов с ЭПР<500 м сигналы воздушных целей отфильтровыва­
ются и отображаются отдельно от сигналов надводных целей. 

Проверка работоспособности РЛС может проводиться при подготовке к 

полету или автоматически в процессе полета. Калибровка АФАР и приемопе­

редающего тракта выполняется по команде оператора, при этом работа РЛС в 

других режимах прекращается. 

Станция РТР позволяет обнаруживать, классифицировать и определять 

местоположение наземных и корабельных источников радиоизлучения, рабо­
тающих в диапазоне частот 0,5...40 ГГц на дальностях 400...500 км. Разведка 
ведется по излучениям всех видов поляризаций. 

Направление (пеленг) на ПРИ определяется интерферометрическим спо­

собом при помощи двух разнесенных антенн. Данные РТР коррелируются с ра­

диолокационными, благодаря чему повышаются дальность и вероятность рас­

познавания класса и типа объекта. 

В состав станции РТР входят четыре группы антенн, расположенные на 

законцовках крыла, в носовой и хвостовой частях самолета; предварительный 
усилитель; широкополосное и узкополосное приемные устройства. 

В каждую группу антенн входят четыре спиральные антенны (две для 

приема непрерывных и импульсных сигналов в диапазоне частот 0,5...2 ГГц и 
две - для приема непрерывных сигналов в диапазоне частот 2...18 ГГц); две 

рупорные антенны (для приема непрерывных и импульсных сигналов в диапа­
зоне частот 18...40 ГГц); две конические (для приема импульсных сигналов в 
диапазоне частот 2...6 ГГц и 6... 18 ГГц). 

Полоса пропускания по промежуточной частоте супергетеродинного уз­

кополосного приемного устройства с двойным преобразованием частоты со­
ставляет 10, 50 и 250 МГц, а чувствительность - (-80) дБ. Полоса пропускания 
широкополосного приемного устройства составляет 4 ГГц и разделена на 16 

поддиапазонов, 250 МГц каждый. 

Динамический диапазон по входным сигналам составляет 50 дБ, чувстви­

тельность - 70 дБ, а допустимая плотность сигналов - 1 млн имп./с. Точность 
определения частоты непрерывного сигнала составляет 100 кГц, импульсного -

1МГц, а длительности импульса - 50 не. 

В горизонтальной плоскости обеспечивается всенаправленный прием, в 

вертикальной плоскости - в секторе -30°+10° в диапазоне 0,5...18 ГГц и в сек­
торе -10°+10 ° в диапазоне 18...40 ГГц. Среднеквадратическая ошибка пелен­
гования источников импульсного сигнала по углу места в секторе ±10° состав­
ляет 2°, а непрерывного - 9°. 


background image

Оператор поста РТР может проводить сортировку всех принятых сигналов 

по частоте, координатам и типу носителя. В базу данных для автоматического 

распознавания перед каждым вылетом вводятся характеристики до 500 типов 

источников. 

Станция радиоразведки обеспечивает перехват сигналов станций радио­

связи воздушного, морского и наземного базирования в диапазоне частот 
30...500 МГц, их пеленгование в диапазоне 100...500 МГц, автоматический 
технический анализ сигналов и регистрацию в цифровом виде принимаемых 
сообщений. В состав станции входят подсистемы поиска и автоматического 
пеленгования ИРИ; обработки и технического анализа сигналов. 

Первая подсистема содержит десять антенных решеток, устройство обра­

ботки ВЧ-сигналов, двухканальное широкодиапазонное приемное устройство; 
широкополосное устройство обработки сигала. Чувствительность радиоприем­
ного устройства станции радиоразведки составляет минус 102 дБ (при приеме 
ЧМ-сигнала с шириной полосы 20 кГц и отношении «сигнал/шум» - 17 дБ) и 

104 дБ (при приеме AM сигнала с полосой 10 кГц, глубиной модуляции 50% и 

отношении «сигнал/шум» 10 дБ). Точность определения пеленга не хуже 4°, 
разрешающая способность по частоте - 1 кГц, максимальное число предвари­
тельно настраиваемых частот 1024, скорость перестройки 500 каналов/с, сред­
нее время наработки на отказ 400 ч. 

Подсистема обработки и технического анализа сигналов будет состоять из 

приемной антенны, разветвителя ВЧ-сигнала, двух радиоприемных и одного 

устройства регистрации. Для отображения полной и более точной картины ра­
диоэлектронной обстановки планируется использовать данные, полученные в 
ходе предыдущих полетов и по каналам передачи данных от внешних источни­

ков радиоразведки. 

Аппаратура системы опознавания «свой-чужой» выполняет опрос обнару­

женных объектов путем излучения кодированного сигнала запроса и анализа от­
ветного сигнала. При этом проводится индивидуальное опознавание с опреде­
лением бортового номера самолета (корабля), его местоположения, государствен­
ной принадлежности и некоторых других данных. Индикация «своего» объекта 
осуществляется путем дополнительной отметки на экране индикатора РЛС. 

Основными элементами аппаратуры опознавания являются запросчик; три 

антенные решетки (ширина 12 см, размещаются над каждой АФАР РЛС); за­
дающий генератор; блок электропитания. Антенные решетки системы опозна­
вания (коэффициент усиления 18 дБ) формируют узкую ДН в азимутальной и 
веерную в угломестной плоскостях. Система работает в стандартных режимах 

опознавания: 1, 2, 3/А, С и 8. Период кругового сканирования пространства (за 
исключением режима 8) с одновременным опросом 12 объектов равен 11с, при 
этом за один цикл кругового сканирования (30 с) одновременно опрашивают до 
восьми объектов. Вероятность правильного опознавания превышает 0,9. 


background image

Тактико-технические характеристики аппаратуры системы опознавания 

«свой-чужой» следующие: 

Рабочие частоты: 

запросчика 1030 ±0,2 МГц 
приемника 1090 ±0,2 МГц 

Дальность действия 400 км 
Число одновременно сопровождаемых воздушных объектов до 500 
Количество обрабатываемой информации в секунду до 60 
Ширина луча ДН по азимуту 2,54 ° 
Время одного периода сканирования 11с 

Мощность передатчика 2 кВт 
Точность определения, СКО: 

дальности 50 м 

азимута 0,25° 

Бортовая аппаратура связи и передачи данных состоит из базовой аппара­

туры самолета и дополнительной. В первую группу входят две УКВ-радио­

станции (ОВЧ/УВЧ-диапазонов), один приемопередатчик и один приемник КВ-

диапазона. 

Дополнительно устанавливаемая аппаратура связи содержит десять УКВ 

радиостанций (ОВЧ/УВЧ-диапазонов), станцию спутниковой связи К

и

-диапа-

зона, две радиостанции СВЧ-диапазона. В комплект аппаратуры войдут также 
программно-аппаратные средства управления связью, система внутренней свя­
зи и передачи данных. 

УКВ-радиостанции обеспечивают связь и обмен данными с наземными, 

надводными и воздушными объектами, используя AM- и ЧМ-сигналы с про­
граммируемой перестройкой радиочастоты (ППРЧ) по 128 частотам со скоро­
стью 100 скачков/с. Две из десяти радиостанций могут использоваться в каче­
стве ретрансляторов. Данные для организации связи (частота, режим работы, 
вид сигнала и др.) вводятся оператором вручную. 

Радиостанции СВЧ-диапазона используются для высокоскоростного 

(64 кбит/с) обмена разведывательными данными с наземными пунктами прие­
ма и обработки информации. Прием данных осуществляется на двух частотах, 
а передача - на одной частоте. Эти радиостанции также обеспечивают теле­

фонную связь по двум дуплексным каналам. Две всенаправленные антенны ра­
диостанций размещены так, чтобы при любом положении самолета обеспечи­
вался устойчивый прием сигналов. Для снижения вероятности перехвата ин­
формации используется широкополосный сигнал (ширина спектра 1 МГц). 

Тактико-технические характеристики аппаратуры связи и передачи дан­

ных представлены ниже: 

Диапазон рабочих частот радиостанций: 

ОВЧ 108...174 МГц 
УВЧ 225...400 МГц 
СВЧ 4,4...5 ГГц