Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 6018
Скачиваний: 170
Р и с . 8 . 2 6
При формировании на этапе проектирования управляемых режимов функ
ционирования существуют неопределенности условий взаимодействия АК РЛДН
с потребителями, динамики изменения параметров воздушной и помеховой об
становки и ошибок их идентификации. Поэтому в интересах обоснования ми
нимально достаточного множества специальных режимов функционирования
АК РЛДН из исходного множества альтернатив технически реализуемых ре
жимов Ω
ρ
необходимо решить следующую задачу:
где - выбранная система предпочтений;
множество ошибок идентификации в комплексе для прогнозируемых внешних
условий , ограниченное возможностями технической реализации.
Учитывая требование многофункциональности S
K
, для задания г исполь
зуем принцип доминирования по векторному показателю
, элементы которого от
ражают качество решения информационных задач п
т
в интересах заданного
перечня потребителей. Тогда процесс формирования на основе
исходного множества альтернатив можно определить как
С учетом фактических ошибок идентификации внешних условий вы
бор элементов необходимо осуществлять следующим образом:
Здесь матрица определяет допустимый уход ошибок оценки пара
метров, не влияющих на правомерность выбора альтернатив, а подмножество
характеризует прогнозируемые степени определенности знаний
о параметрах внешних условий работы на различных (к+1)-этапах применения.
При таком подходе к формированию управляемых режимов обеспечиваются
условная оптимизация «текущего» режима при сравнительно «точной» иден
тификации ξ
ΤΗ
параметров внешних условий работы и реализация принципа
гарантированного результата при «грубой» идентификации ξ
ΓΗ
условий в про
тивном случае.
Динамическое управление информативностью АК РЛДН на этапе при
менения в соответствии с введенными операциями 3-7 (рис. 8.26) осуществ
ляется следующим образом. Пусть на заданном интервале дискрета
определен вектор требуемых характеристик информативности
соответственно по рубежам обнаружения заданно
го класса целей, требуемому времени их непрерывного сопровождения, точно
стным характеристикам и коэффициенту ложных трасс, который является ко
ординирующим вектором, задающим требуемый режим функционирования АК
РЛДН. Тогда при представлении комплекса исполнительным механизмом мно
гоканальной следящей системы, отрабатывающим заданное координирующее
управление, получим реализуемую структуру функционирования комплекса с
управляемой информативностью (рис. 8.27).
Рис. 8.27
При наличии ресурсных ограничений (по энергетике, располагаемом вре
менном и вычислительном ресурсах бортового РТК, ограничениям на измене
ние управляемых параметров и др.) в комплексе и существенно нелинейной за
висимости реализуемых характеристик ВИП от значений изменяемых парамет
ров может обеспечиваться только частичная управляемость комплекса, когда
значения управляемых величин не достигают заданных значений
в надсистеме. Такой режим работы в условиях реального функциони
рования является наиболее характерным.
Поэтому формирование координирующего управления учи
тывающего располагаемый ресурс для управления информативностью, являет
ся необходимым условием реализации потенциальных разведывательно-
информационных возможностей. Это достигается путем адаптивной коррекции
изменяющегося дискретно в надсистеме вектора требований, обеспечивающее-
го соответствующую координацию функционирования бортового РТК и
влияющего на «включаемые» режимы его функционирования.
Решение данной задачи для каждого j-ro варианта применения к бортово
му РТК сводится к нахождению скорректированного вектора требований
, обеспечивающего одновременно реализацию управляемости
информативностью комплексом и максимизацию обобщенного показателя WJ:
при объективно существующих ограничениях на изменение характеристик
соответствует установившемуся режиму
функционирования.
Искомый скоректированный вектор требований, определяющий значения
координирующего управления бортовым РТК, определяется как
где - вектор реализуемых характеристик ВИП, вычисляемый посред
ством решения векторно-матричных уравнений, описывающих подпространство
состояний бортового РТК и определяющих динамические свойства комплекса
при управлении его режимами. Матрица Cj характеризует связь текущих пере
менных состояния комплекса Xj с частными характеристиками выдаваемой ин
формации и влияющими на конечную эффективность в j - м варианте примене
ния; - вектор, элементы которого определяют максимальные возмож-
ности по коррекции характеристик ВИП с учетом имеющегося в распоряжении
энергетического и вычислительного ресурсов (ΔΡ
3
: =Р
3
; - Р
3
; ( 0 ) , где Рз;(0) —
расходуемый ресурс РТК в начальный момент времени, P
3
j — общий ресурс РТК
для решения j -й задачи). В результате данного представления поставленная за
дача сводится к определению элементов вектора
где - вектор, характеризующий потенциально достижимое изменение ха
рактеристик ВИП за счет «включения» соответствующих механизмов управле
ния в бортовом РТК.
При таком подходе не только задается требуемая динамика функциониро
вания АК РЛДН, но и учитывается различный вклад отдельных характеристик
информативности комплекса в эффективность информационного обеспечения
заданного перечня разнородных потребителей.
Дискретное управление АТ
У
режимами Ω* функционирования РТК
, заданными и внедренными на этапе формирования облика S
K
,
основывается на проведении двухэтапной динамической оптимизации
где ΔΤρ — располагаемый временной
ресурс) комплекса в переходном режиме и на последующем достижении мак
симальной вероятностной гарантии конфликтно-
устойчивого функционирования в установившемся режиме работы. Особенно
стью является то, что реализуемая дискретность изменения режимов функцио
нирования будет переменной и определяется изменением в перечне
обеспечиваемых потребителей идентифицируемыми параметрами внешней об
становки, а также складывающимися условиями пространственно-временной
координации решаемых задач и этапов применения АК РЛДН.
Модель динамики в пространстве переменных состояния X управляемого
стохастического объекта, состоящего из множества подсистем, адекватно опи
сывается в непрерывной форме уравнением Ланжевена [41]:
получение и исследование которого в общем виде для многомерного сущест
венно нелинейного случая представляет неразрешимую задачу.
Поэтому на первом этапе для учета отличий в инерционности используе
мых механизмов управления предложена динамическая модель управляемого
процесса формирования информационных потоков, основанная на различных