Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 6017
Скачиваний: 170
Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения
однопозиционными системами обусловлены возможностью извлечения допо^
нительной информации, заключенной в пространственной структуре электро
магнитного поля. Особенно существенные преимущества можно получить 1
МПРЛС в составе нескольких АК РЛДН в режиме «ведущий-ведомый» за сче1
целенаправленного управления отдельными позициями.
Функционально-логические связи между различными направлениями це
ленаправленного увеличения ИВ и системными показателями РТК приведень
на рис. 8.25.
Рис. 8.25
Необходимо подчеркнуть, что управление информационными возмож
ностями может осуществляться на всех уровнях обработки информации в рам
ках первичной, вторичной и третичной обработок. При этом управление может
быть направлено как на улучшение конкретных показателей РТК, так и на уве
личение объема информации, извлекаемой из радиосигналов.
Среди приемов, в комплексе решающих эти задачи, необходимо прежде
всего выделить длительное когерентное накопление, управление параметрами
зоны обзора, управление средствами помехозащиты, траекторное управление
наблюдением и использование многопозиционного принципа построения РТК.
Управление процедурами длительного когерентного накопления дает воз
можность управлять дальностью обнаружения целей РТК и, соответственно,
скрытностью его работы. Кроме того, управление алгоритмами детального
спектрального анализа дает возможность выделять составляющие спектра, обу
словленные вращением турбин двигателя [28], что позволяет однозначно иден
тифицировать тип цели и выполнять всепогодное обнаружение пуска ракет ра
диолокационными средствами. Необходимо, однако, отметить, что все инфор
мационные преимущества, получаемые при длительном когерентном
накоплении, могут быть реализованы лишь при учете в алгоритмах первичной
обработки составляющих ускорений цели [25].
Управление пространственно-временными параметрами зоны обзора
сводится к решению ряда противоречивых проблем: согласованию сектора
просмотра зоны ответственности и дальности действия; выбору направления и
времени зондирования; согласованию времени облучения цели, времени коге
рентного накопления, а также выбору рациональной формы диаграммы на
правленности.
Целенаправленное решение этих задач связано с управлением режимами
работы РТК, управлением мощностью излучаемого сигнала и стратегией про
смотра зоны ответственности при многоцелевом сопровождении. Такое
управление позволяет повысить скрытность работы РТК, уменьшить время за
вязки траекторий, повысить достоверность и точность измерений. Необходимо
отметить, что наиболее полно реализовать требуемые показатели просмотра
зоны ответственности можно только при цифровых АФАР с комплексом при
кладных программ, дающих возможность реализовать все их преимущества.
Весьма перспективным направлением одновременной оптимизации про
цедур обзора, облучения цели, накопления сигналов и обнаружения является
использование алгоритмов статистической теории оптимального управле
ния, обеспечивающих просмотр зоны ответственности по принципу минимума
математического ожидания неопределенности оценки целевой обстановки. При
таком подходе оптимальное управление сводится к первоочередному наблюде
нию той угловой позиции, где по результатам предыдущего наблюдения ожи
дается минимальное убывание неопределенности [4].
Эффективное управление средствами помехозащитны, подразумевают
управление как скрытностью, так и помехоустойчивостью, предполагает пр
менение пассивных режимов работы РТК и приемов так называемой активы!
помехозащиты, основанной на игровых способах с использованием собстве
ных средств радиоэлектронного подавления и активных режимов функциой
рования комплекса.
В свою очередь управление скрытностью обеспечивается комплексом о
ганизационно-технических мер, среди которых наиболее важным направлен
ем является управление мощностью излучения, адаптированное под тип цел
дальности до нее и режим работы РТК. Второе важное направление - бол
широкое использование режимов экстраполяции.
Траекторное управление наблюдением [20] сводится к разработке единт
алгоритмов управления режимами работы РТК и траекторий полета самоле!
носителя АК РЛДН. При этом траектории полета носителя автоматичес]
адаптируются под режим работы РТК, максимизируя его приоритетные так в
зываемые тактические показатели.
Наиболее многообещающим приемом, обеспечивающим наряду с увел
чением ИВ улучшение тактических показателей РТК и его живучести, являет
многопозиционный принцип построения.
Возможность динамического управления взаимным пространственнь
положением позиций и скоростью его изменения многократно улучшает пок
затели разрешения, точности и помехозащищенности РТК. Кроме того, варь
руя активными и пассивными режимами работы РТК-позиций, можно сущее
венно повысить показатели боевой эффективности и живучести [11].
Необходимо, однако, подчеркнуть, что при несомненных преимущества
использование многопозиционного принципа построения приводит к сущее
венному усложнению алгоритмов функционирования АК РЛДН как за счет π
явления более высокого иерархического управленческого уровня, так и за сч
усложнения алгоритмов взаимной синхронизации, алгоритмов отождествлен]
результатов первичных измерений и формирования оценок дальности, скор
сти и угловых координат.
С учетом вышеизложенных вариантов управления конкретизируем зад
чу управления АК РЛДН [6] в динамике применения комплекса.
Пусть многоканальный (по числу измерительных каналов и объектов обн
ружения и сопровождения) АК РЛДН S
K
последовательно (параллельно) во вр
мени взаимодействует с несколькими разнородными потребителями, предъя
ляющими отличающиеся требования (Vn, V
T2
,..., V
TK
p) к получаемой инфо
мации (по рубежам обнаружения R, точности о
ху
, достоверности Щ
продолжительности непрерывного сопровождения целей Т
с
, дискретности BI
даваемой информации Т
0
и др.). Данный комплекс функционирует в измени!
щихся внешних условиях работы и имеет ограниченный располагаемый i
ресурс (по энергетике, вычислительным мощностям, допустимому диапазону
изменения параметров информативности и др.). Необходимо сформировать в
динамике применения многомерное управление U процессом функционирова
ния его бортовым РТК и параметрами движения самолета-носителя Ψ
Η
, V
H
,
обеспечивающее максимальное соответствие реализуемых характеристик V
x
их
требуемым значениям.
При многокритериальной постановке задачи синтеза управления информа
тивностью АК РЛДН, взаимодействующих с разнородными потребителями ин
формации, имеется многопараметрическая неопределенность относительно зна
чений выбираемых управляемых параметров. Для снижения размерности задачи
проводятся ее декомпозиция [37] на составляющие и учет различных динамиче
ских свойств применяемых механизмов управления. Это позволяет определить
реализуемые стратегии управления для выбранного перечня потребителей, учи
тывая различные динамические свойства и влияние на показатели информатив
ности выбранных траекторий полета самолета-носителя (V
nb
..., V^) и режимов
(frb '··, frn2) функционирования его бортового РТК.
Целевой функцией Е
п
при определении стратегии управления U во вре
мени является эффективность применения АК РЛДН при изменении как пе
речня обеспечиваемых потребителей ξι, так и параметров целевой и помехо-
вой обстановки ξ
2
в зоне его действия. На практике вследствие сложности и
многообразия моделей потребителей явный вид функций Е
п
( V
x
) , как прави
ло, неизвестен и зависит от вариантов изменения ξ
1
(t)x ξ
2
(t) внешней обста
новки. Поэтому для получения искомых решений применим сконструирован
ные ранее целевые функции (обобщенные показатели W
c i
), а также меры ве
роятностных гарантий (вероятности выполнения требований к информации
Ρ
Β Τ
= Ρ Γ ( ν
χ
€ Ω
(
^ ( Υ
3
) ) V V
x
e Q
(
^ ( Y
3
) | E
n
( V
x
) > Y
3
) ) , рассчитанных при
фиксированных значениях уровней Υ
3
эффективностей Е
п
обеспечиваемых
потребителей.
Для бортового РТК АК РЛДН составляющие вектора W
c
определяются
координирующей траекторией U
Ki
(вектором Y
Ti
относительно изменяю
щихся требований к выдаваемой информации) и рассчитываются при задан
ном уровне эффективности ( Y
3 i
) разнородных потребителей с учетом пред
полагаемых к реализации режимов и возможных (прогнозируемых) парамет
ров внешних условий {Ъ,^ ε Ω ξ ) работы. Тогда искомая оценка вероятности
выполнения требований определяется путем интегрирования восстановлен
ие)
ных совместных плотностей распределения w
v
' частных характеристик
вектора Y
p
:
где - вектор реализуемых характеристик выходного информационного по
тока для установившегося режима работы; - область допустимых
значений данных характеристик, обеспечивающих заданный уровень эффек
тивности i-ro потребителя.
Последовательность предлагаемого метода формирования дискретного
многомерного управления информативностью АК РЛДН в интересах
эффективного обеспечения разнородных потребителей иллюстрирует рис. 8.26.
При таком подходе одновременно учитываются коррелированность характери
стик информативности при «включении» различных механизмов управления,
изменяющиеся условия целевой и помеховой обстановки в зоне действия
АК РЛДН, влияние на показатели информативности не только выбранных ре
жимов функционирования его бортового РТК, но и параметров движения са
молета-носителя .
Для организации динамического управления информативностью на этапе
формирования облика и проектирования АК РЛДН необходимо обеспечить
следующее:
формирование подмножества показателей эффективности, взаимодейст
вующих с комплексом потребителями. При задании конкретного вида функ
ций эффективности действий κ
ΣΡ
потребителей по
обеспечиваемой информации должно быть определено представительное
множество характеристик информативности (V
x
), влияющих на значения
данных показателей;
решение обратных задач определения требуемых значений характеристик
ВИП для заданного уровня эффективности Е
3
и образующих па-
рето-множество неулучшаемых решений;
определение подмножества задач разведывательно-информационного
обеспечения и потребителей, связанных с ними, классифицируемых по отли
чающимся требованиям к информативности. При этом конечное подмножество
потребителей характеризуется предъявлением
отличающихся требований к выдаваемой информации по совокупности
учитываемых характеристик ВИП.
На этапе формирования облика АК РЛДН разрабатываются и реализуются
специальные режимы функционирования его бортового РТК в интересах дина
мического управления его информативностью.