Файл: Самолет Су-27СК. Руководство по летной эксплуатации. (Книга 2) - 2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 3873

Скачиваний: 171

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При нормальной работе комплекта подача кислорода в маску производится легочным автоматом прибора KП-120.

Парциальное давление кислорода поддерживается за счет увеличения содержания кислорода во вдыхаемой смеси. При этом до «высоты» в кабине 8 км подается смесь кислорода с воздухом, а при высоте более 8 км – чистый кислород.

На высотах более 11-13 км парциальное давление кислорода поддерживается путем создания избыточного давления в линии дыхания.

На этих высотах комплект автоматически наполняет кислородом натяжное устройство ВКК, создает и поддерживает избыточное давление в линии дыхания и НУ ВКК.

Для повышения переносимости летчиком воздействующих перегрузок комплект создает избыточное давление кислорода в камерах противоперегрузочного устройства костюма BKK-15K (ВМСК-4-15) и в кислородной маске. Происходит это следующим образом: при возникновении перегрузок более 2 ед. срабатывает автомат давления АД-15, в результате чего кислород подается в камеры противоперегрузочного устройства костюма BKK-15K (ВМСК-4-15) и в управляющую линию клапана КЛ-32 и на вход в РД-15. С увеличением перегрузок давление кислорода на выходе АД-15 увеличивается. При достижении определенной величины этого давления срабатывает клапан КЛ-32 и кислород подается к прибору KП-120. В зависимости от величины давления на выходе АД-15 регулятор РД-15 формирует управляющее давление, которое распространяется в полость крышки прибора КП-120 и под клапан выдоха маски, в результате чего прибор KП-120 создает в кислородной маске избыточное давление кислорода, которое повышает переносимость перегрузки летчиком.



Схема системы кислородного питания комплекта ККО-15ЛП серии 2.



Если избыточное давление, создаваемое регулятором РД-15 оказывает неблагоприятное влияние на организм летчика, рукоятку крана давления на РД-15 перевести в положение ОТКЛ. При этом избыточное давление на выходе РД-15 не возникает при любом давлении кислорода на его входе.

Для перехода на дыхание чистым кислородом в РПК-52 предусмотрены краны ручного включения дополнительной и аварийной подачи кислорода.

При аварийном покидании самолета (катапультировании) происходит отделение нижней колодки ОРК и автоматическое переключение на питание от кислородной системы кресла.

Особенностями комплекса ККО-15 серии 2 являются:

  • использование кислорода для наполнения камер противоперегрузочного устройства компенсирующего костюма BКК-15К или противоперегрузочного костюма ППК-3-120;

  • создание в линии дыхания избыточного давления кислорода одновременно с созданием давления в камерах ППУ костюма при воздействии перегрузок;

  • автоматическое включение режима 100% О2 при создании перегрузок в полете.


  1. Органы управления и контроля кислородной системы:

  • вентиль КВ-19 В2, открывает доступ кислорода от баллонов в систему;

  • рычаг КОНТРОЛЬ О2 BKK непрерывной подачи кислорода, служит для проверки кислородного оборудования по избыточным давлением;

  • индикатор ИКЖ-П1, предназначен для контроля давления в кислородном системе и подачи кислорода на дыхание, контроля избыточного давления в кабине в полёте, «высоты» под маской (в кабине) во время полёта.



На индикаторе ИКЖ-П1 имеются четыре шкалы: запаса кислорода в системе, перепада давления в кабине ∆Ркаб, высота в кабине Нкаб, работоспособность комплекса. Шкала запаса кислорода индикатора выполнена в виде контура баллона с оцифрованными рисками. Наличие запаса кислорода определяется уровнем голубого столбика по рискам. В случае заправки бортовой кислородной системы до давления 210 кгс/см2 уровень столбика устанавливается на риске 1. При заправке системы кислородом с давлением 150 кгс/см2 уровень столбика устанавливается между рисками 1 и 0,5. Нижняя часть контура баллона окантована красным цветом, что соответствует давлению в кислородной системе 20 кгс/см2 .

При этом давлении летчик должен прекратить задание и снизиться на высоту 4000 м.

Подача кислорода в кислородную маску при дыхании лётчика сопровождается появлением и исчезновением голубого поплавка в окне индикатора (при вдохе голубой поплавок в окне появляется, при выдохе исчезает). На высотах Н ≤ 2000 м поплавок в окне не появляется.

Перепад давления в кабине контролируется по вертикальной шкале Ркаб по уровню столбика белого цвета. Опасные зоны перепада сверху и снизу шкалы окантованы красным цветом. При проверке работоспособности KKО-15 ЛП серии 2 избыточным давлением в маске по шкале создаётся давление Ризб=0,05 кгс/см2, которое соответствует по шкале ∆Ркаб показанию столбика на уровне первой точки снизу шкалы.

При исправной (нормальной) работе комплекта – при вдохе столбик опускается ниже уровня первой точки снизу, а при выдохе возвращается в прежнее положение.

Регулятор РПК-52, служит для регулирования подачи кислорода летчику при различных условиях полёта.

Управление регулятором РПК-52 осуществляется ручками кранов:

  • аварийной подачи с положениями ВЫКЛ и ВКЛ, дополнительной подачи с положениями СМЕСЬ и 100% О2;

  • регулятор давления РД-15, предназначен для создания избыточного давления в приборе КП-120 (выходное давление регулятора зависит от давления в ПНК) при перегрузках.

Для обеспечения теплового режима лётчика, одетого в вентилируемое снаряжение (BKK-15K, BMCK-4-15), на левом борту кабины установлен кран ВЕНТИЛЯЦИЯ КОСТЮМА, с помощью которого осуществляется регулирование по ощущению расхода воздуха, отбираемого в кабине от системы кондиционирования.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При температуре окружающего воздуха у земли ниже 15°С во избежание резкой подачи горячего воздуха в снаряжение (ВКК, ВМСК) перед взлетом убедиться, что кран вентиляции костюма отключен или минимально открыт.


  1. На самолете применяется следующее защитное снаряжение:

  • защитный шлем ЗШ-7АН, а при использовании НСЦ («Щель 3УМ-1») ЗШ-7АПН, ЗШ-5МКВ-2Н.

Если блок НВУ на шлеме ЗШ-7АПН не установлен и не подогнан, то его необходимо установить и подогнать до выполнения полетов.

НВУ является принадлежностью бортовой самолетной системы целеуказания «Щель-3УМ». Подгонка НВУ выполняется летчиком совместно с обслуживающим персоналом.


  • высотный компенсирующий костюм BKK-15K;

  • авиационный спасательный пояс АСП-74;

  • высотно-морской спасательный комплект ВМСК-4-15;

  • кислородная маска КМ-35М,


  1. Летчик должен пользоваться только индивидуальным комплектом снаряжения, которое подбирается по размерам и подгоняется по фигуре лётчика с помощью врача и техника по специальному снаряжению. Перед выполнением полета лётчик должен убедиться в исправности снаряжения, проверить радиосвязь, герметичность маски (плотность прилегания к лицу) и работу кислородного оборудования без избыточного давления и при избыточном давлении и противоперегрузочной системы, предварительно надев маску. Маска перед полётом должна быть проверена на герметичность под избыточным давлением с имитацией перегрузки.


  1. Перед полётом без ВКК убедиться, что на кислородном приборе вместо шланга, соединяющего прибор с костюмом, установлена заглушка, прилагаемая к прибору.


  1. В полете периодически контролировать запас кислорода по шкале запаса кислорода ИКЖ, подачу кислорода легочным автоматом по поплавку индикатора ИКЖ канала подачи кислорода. Голубой поплавок при вдохе в окне индикатора появляется, при выдохе – исчезает.

При установке рукоятки крана РПК-52 в положение СМЕСЬ и «высоте» в кабине 2000 м кислород на дыхание не подаётся, поплавок индикатора на вдох и выдох не реагирует.

При ощущении затруднительного дыхания или ухудшения самочувствия включить аварийную подачу кислорода, для чего рукоятку АВАРИЯ на РПК-52 перевести в положение ВКЛ, усилить контроль за запасом кислорода в связи с увеличением его расхода.


  1. Полеты над водной поверхностью выполнять в высотно-морском спасательном комплекте BMCK-4-15 при температуре воды ниже 16°С, а при температуре воды выше 16°С – с надетым поверх полетного обмундирования авиационным спасательным поясом АСП.

При полете в ВМСК-4-15 необходимо открыть клапаны сброса КС-2МА (3 шт.). Перед надеванием авиационного спасательного пояса убедиться в наличии контровки пусковых фишек и шпилек конвертов поплавков. После надевания пояса сместить поплавки назад, установив их между предплечьями опущенных рук и лопатками и убедиться в том, что свободные концы вытяжных фалов подсоединены к пусковым фишкам пояса.



Органы управления и контроля кислородной системы.



  1. Кислородная система кресла КСКК-2М с блоком БКО-3МВ2 предназначены для обеспечения питания летчика кислородом в случаях:

  • покидания самолета на большой высоте и последующего снижения в кресле;

  • покидания самолета на малой высоте над водой, всплытия из-под воды и дыхания на плаву чистым кислородом в течении 3-х минут с момента включения системы;

  • отказа бортовой кислородной системы и необходимости, в связи с этим, быстрого снижения до безопасной высоты.



Кислородная система кресла состоит из блока БКО-3МВ2 (в комплект блока входят: баллон, манометр и сам блок), объединенного разъема коммуникаций и механизмов автоматического и ручного включения КСКК-2М.

Все элементы кислородной системы кресла смонтированы на профилированной крышке носимого аварийного запаса, выполняющей роль съемного сиденья кресла.

Объединенный разъем ОPK-115 закреплен снаружи сиденья с левой стороны, а баллон, манометр, блок и механизмы включения системы расположены внутри сиденья. Ручка ручного включения расположена с правой стороны.



  1. Эксплуатация противоперегрузочного устройства.


Противоперегрузочного устройство (ППУ) служит для повышения предела переносимости лётчиком перегрузок, действующих в направлении «голова-таз».

Физиологическое действие ППУ заключается в создании механического давления, препятствующего смещению крови в сосуды брюшной полости и ног.


  1. ППУ состоит из автомата давления установленного на левом пульте кабины, трубопроводов и противоперегрузочного устройства ВКК (ППК-3-120). ППУ включается в работу автоматически при перегрузке 1,5-2 ед. Одновременно клапан КЛ-32 автоматически включает подачу чистого кислорода на дыхание лётчика.


  1. Автомат давления АД-15 выполнен в виде единого блока с одним режимом давления. Рабочим газом является кислород. Автомат давления АД-15 автоматически включается в работу и обеспечивает наполнение камер ППУ BKK-15K (ППК-3-120).


  1. Кислород из системы питания лётчика поступает в автомат давления АД-15, который срабатывая, создает определенное давление в костюме (в зависимости от перегрузки).

При перегрузках 3,5-4 единицы, в работу синхронно с АД-15 включается регулятор давления РД-15, который создает в кислородной маске избыточное давление.

Кислород, израсходованный на создание избыточного давления в ППУ и маске, при прекращении действия перегрузки сбрасывается в кабину самолета.

В полёте с перегрузками, в случае неблагоприятного воздействия избыточного давления кислорода на организм летчика рукоятку давления на РД-15 установить в положение ОТКЛ.

В верхней части (под резиновым колпачком) автомата давления имеется головка (кнопка) проверки работоспособности ППУ на земле.


  1. Отказ противоперегрузочного устройства (автомата давления АД-15 и регулятора РД-15).


Признаки:

  • чрезмерное (болевое) обжатие тела летчика ПНК при перегрузке или не сбрасывание давления из костюма после окончания воздействия перегрузки;

  • не сбрасывается избыточное давление кислорода из под маски после перегрузки.


Действия:

  • выдернуть шланг ППУ ВКК из разъема ОРК;

  • перевести рукоятку давления на РД-15 в положение ОТКЛ.

При дальнейшем полете не создавать перегрузку более 4-х ед.



  1. Эксплуатация средств аварийного покидания и спасения.


Средства аварийного покидания и спасения включают:


  • катапультное кресло К-36ДМ серии 2;

  • систему блокировки кресла откидной частью фонаря;

  • систему аварийного сброса откидной части фонаря.



  1. Катапультное кресло является рабочим местом летчика и средством аварийного покидания самолета. Оно состоит из следующих блоков и систем:

  • сиденья;

  • комбинированного стреляющего механизма;

  • коробки механизмов;

  • заголовника;

  • парашютной системы;

  • носимого аварийного запаса;

  • системы регулирования сиденья по росту летчика;

  • системы управления катапультированием;

  • системы подготовительных операций;

  • системы дополнительной защиты от воздушного потока;

  • системы стабилизации;

  • кислородной системы;

  • системы ввода спасательного парашюта и разделения;

  • системы электрооборудования.


  1. При вытягивании ручки катапультирования происходит:

  • электрическое и механическое включение пиромеханизма системы подготовительных операций;

  • подача сигналов: на опускание светофильтра ЗШ, на механизм блокировки кресла, на систему «Тестер», на закрытие пироклапана системы дополнительной защиты (при катапультировании на скорости менее 800 км/ч), на пиропатрон пиротолкателя включения системы сброса фонаря.


  1. При работе системы подготовительных операций автоматически производится:

  • притяг плеч летчика и пояса;

  • ограничение разброса рук;

  • подъем ног;

  • дублирующее механическое включение системы аварийного сброса фонаря от пиропатронов кресла.


  1. При сбросе фонаря происходит:

  • разблокировка стреляющего механизма кресла;

  • электрическое и (при дополнительном ходе ручки катапультирования) механическое включение первой ступени КСМУ.

В результате перечисленных действий кресло начинает движение по направляющим рельсам.


  1. При движении кресла в направляющих рельсах происходит:

  • расстыковка отрывных разъемов питания и сигналов;

  • включение парашютного комбинированного полуавтомата ППК-У, настроенного на высоту 5000 м и время 4,0 сек при рельефе местности высотой до 4000 м, на высоту 6000 м и время 4,0 сек при рельефе местности высотой выше 4000 м;

  • отделение колодки катапультного парашютного автомата КПА-4М и его включение;

  • ввод дефлектора (при скорости полета более 800 км/ч);

  • отделение нижней колодки ОРК, отсоединяющей коммуникации бортовых систем от коммуникаций спецснаряжения летчика и кислородной системы кресла;

  • отключение БКО и начало подачи кислорода из кислородного баллона кресла;

  • включение пиромеханизма системы стабилизации;

  • притяг и фиксация ног летчика;

  • механическое включение пиромеханизма воспламенителя второй ступени КСМУ.

В результате действия первой и второй ступени КСМУ кресло сходит с направляющих рельсов.



Катапультное кресло.


  1. При полете кресла по траектории происходит:

  • отработка катапультным парашютным автоматом КПА-4М задержки времени, зависящей от скорости самолёта в момент катапультирования;

  • включение автоматом КПА-4М парашютного полуавтомата ППК-1М, настроенного на высоту 2000 м и время 0,7 сек при рельефе местности высотой до 550 м, на высоту 3000 м и время 1,0 сек при рельефе местности высотой выше 550 м;

  • отработка двумя полуавтоматами заданного времени и высоты.