Файл: Самолет Су-27СК. Руководство по летной эксплуатации. (Книга 2) - 2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 3877

Скачиваний: 171

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Аппаратура «Алмаз-УП».

Аппаратура «Алмаз-УП» предназначена для речевого оповещения летчика об аварийных ситуациях и предельных режимах в полете.

Аппаратура «Алмаз-УП» готова к работе после перехода систем самолета на электропитание от самолетных генераторов.

Аппаратура прекращает выдачу речевой информации после касания земли передней стойкой шасси при посадке.

Речевая информация выдается летчику при наличии аварийного или предупреждающего сигнала. При высвечивании на УСТ предупреждающих сигналов в телефоны летчика поступает аналогичная информация, а затем команда «Смотри табло».

При высвечивании на УСТ аварийных сигналов выдается соответствующая речевая информация.

Речевые команды летчику поступают в соответствии с приоритетом.

Если воспроизведение речевой информации мешает прослушиванию сигналов наземных станций, необходимо после начала воспроизведения кратковременно нажать кнопку РАЦИЯ на РУД.

При нажатой кнопке РАЦИЯ информация в телефон подаваться не будет. Необходимо пользоваться информацией на УСТ.

Питание аппаратуры «Алмаз-УП» осуществляется включением выключателей РАДИОЭЛЕКТРОННЫЕ № 2 на щитке распределительных устройств.

Для контроля работоспособности аппаратуры необходимо нажать кнопку РИ, расположенную на щитке наземного контроля. При этом в телефон поступает речевое сообщение: «Аппаратура речевой информации исправна».



  1. Эксплуатация системы Нарцисс-М.


    1. Система единой индикации СЕИ-31-10 (Нарцисс) предназначена для индикации обзорной, прицельной, тактической и пилотажно-навигационной информации в виде изображения комплекса параметров по режимам полета на экранах двух индикаторов:

  • индикатора на лобовом стекле ИЛС-31, обеспечивающего при помощи коллиматорной оптической системы проецирование изображения в бесконечность и возможность его наблюдения летчиком на полупрозрачном зеркале на фоне внекабинного пространства;

  • индикатора прямой видимости (ИПВ) с монохромным (зелёным) свечением экрана.


    1. Система Нарцисс индицирует информацию, поступающую от системы управления вооружением К-ДлАЭ, пилотажно-навигационного комплекса и бортовой аппаратуры приёма команд наведения и активного ответа.


    1. Индикатор на лобовом стекле ИЛС расположен над приборной доской и предназначен для индикации электронным методом в зеленом цвете пилотажно-навигационной и обзорно-прицельной информации.


    1. Электронный индикатор прямой видимости (ИПВ) расположен в правой средней части приборной доски и предназначен для индикации лётчику тактической информации.


    1. На индикаторе ИЛС расположены:

  • кнопка ТЕСТ для проведения тест-контроля системы;

  • переключатель ДЕНЬ-НОЧЬ-СЕТКА, предназначенный для уменьшения яркости изображения на индикаторе в зависимости от уровня внешней освещенности (ДЕНЬ-НОЧЬ) и для высвечивания на экране индикатора неподвижной визирной сетки для прицеливания по визуально-видимой цели в режиме КОЛЛИМАТОР (при выходе из строя ИЛС);

  • ручка регулировки яркости, предназначенная для ручной регулировки яркости электронного изображения на экране ИЛС.



    1. На индикаторе ИПВ расположены:

  • переключатель ТАКТ-ДУБЛ – для перевода информации с ИЛС на ИПВ в случае отказа ИЛС. В положении переключателя ТАКТ на ИПВ индицируется тактическая информация;

  • переключатель МЕТКА-ТРАССА. В положении МЕТКА индицируется метка цели, а в положении ТРАССА индицируется метка цели с индикацией предыдущей траектории. Яркость трассы при этом меньше яркости цели;

  • ручка ЯРК – для ручной регулировки яркости электронного изображения на экране ИПВ.


    1. Информация, отображаемая на индикаторах ИЛС и ИПВ, распределяется по следующим основным режимам полета:

  • взлет – ВЗЛ;

  • маршрут – МАРШ;

  • маловысотный полет – МВП;

  • наведение – КН, БН, БП;

  • ОБЗОР;

  • ближний бой;

  • атака с применением управляемых ракет;

  • атака с применением стрелково-пушечного вооружения;

  • атака наземных целей;

  • коллиматор;

  • посадка - ПОС.


Для высвечивания пилотажно-навигационных информации служит переключатель режимов ВЗЛ-МАРШ-ПОС-Нрв на левом пульте.

Включение системы «Нарцисс» осуществляется выключателем ИНДИКАЦ на щитке питания.





  1. Эксплуатация самолётного ответчика A-511.


  1. Самолётный ответчик A-511 предназначен для решения задач управления воздушным движением (УВД) на трассах и в зоне аэродрома, а также для автоматической передачи наземным радиолокаторам (по их запросу) информации о номере самолёта, высоте полета и остатке топлива. Ответчик работает с наземными РЛС систем посадки, обнаружения и наведения. Дальность действия ответчика определяется типом наземной РЛС.

Ответчик A-511 имеет шесть режимов работы: ГОТОВ, РСП, УВД, УВД-М, П-35, БАН.


  1. Режим ГОТОВ предназначен для обеспечения скрытности самолета при ведении боевых действий. В этом режиме ответчик включен и готов к работе, но ответные сигналы не передаются.


  1. Режим РСП предназначен для работы с наземными РЛС. В этом режиме ответчик принимает сигналы диспетчерских и посадочных радиолокаторов и излучает в зависимости от запросного кода ответные сигналы, содержащие координатные и информационные коды.

Дальность действия ответчика A-511 в режиме РСП (ДРЛ) при работе с РЛС типа Е-533 на высоте 10000 м при полете от РЛС – 160 км, при полете на РЛС – 30 км.


  1. В режиме УВД ответчик принимает запросные сигналы и излучает ответные, содержащие в зависимости от кода запроса информацию о номере самолета, высоте полета и остатке топлива.

Режим УВД-М полностью соответствует режиму УВД, только запрос осуществляется на международных частотах запроса и ответа.




Органы управления и контроля системы А-511.



  1. Режим П-35 предназначен для работы с обзорными РЛС типа П-35. В этом режиме ответчик излучает ответные сигналы, содержащие только координатный код.


  1. Режим БАН предназначен для работы с бортовой аппаратурой приема команд наведения и самолетным радиолокационным ответчиком для выдачи информации индивидуального опознавания, высоты полета и остатка топлива.



  1. Выбор режима работы A-511 производится согласно заданию на полет. Передача сигнала индивидуального опознавания осуществляется нажатием кнопки ЗНАК, а проверка работоспособности – кнопки КОНТР. Загорание лампы ОТВЕТ СО свидетельствует об исправности ответчика. Все органы управления A-511 расположены на щитке на правом борту кабины, а питание включается выключателем ОПОЗНАВАН на щитке питания.


  1. При отказе ответчика (отсутствует загорание лампы ОТВЕТ СО на правом борту кабины) – доложить руководителю полетов.



  1. Эксплуатация радиолокационного ответчика (изделие 6202P-1) и запросчика (изделие 6231P-9).


    1. Самолётный ответчик 6202P-1 предназначен для приема и декодирования запросных сигналов, их кодирование и излучение ответных сигналов. Ответчик участвует в выполнении следующих задач:

  • общего опознавания воздушных объектов по принципу СВОЙ-ЧУЖОЙ;

  • индивидуального опознавания воздушных объектов;

  • выдачи аварийных сигналов ТРЕВОГА и БЕДСТВИЕ.

Ответчик комплексируется с аппаратурой 11Г6 и A-511 и обеспечивает выдачу наземным РЛС информации о номере самолёта, высоте полета и запасе топлива.

В ответчике предусмотрен автоматический контроль работоспособности ответчика в полете с выдачей на УСТ сигнала СРО ОТВЕТЧИК в случае его отказа.


    1. Включение ответчика производится выключателем ОПОЗНАВАН на щитке питания.

На блоке 480-1 установлены:

  • выключатель БЕДСТВ;

  • переключатель ЗАПАСН-РАБ;

  • переключатель 1-2.

(Кнопка СТИРАН, переключатель АВТ-КД-±15-КП, сигнальные лампы КД и КП не используются).


    1. Ответчик работает автоматически, за исключением смен кода опознавания с рабочего на запасной (производится вручную согласно расписанию).


    1. Переход на запасной код может быть осуществлен также по команде с земли в другое время.


    1. При отказе ответчика (на УСТ горит сигнал СРО ОТВЕТЧИК) доложить руководителю полётов и действовать в соответствии с его указаниями.


    1. Выключатель БЕДСТВ лётчик использует в аварийной ситуации (в особых случаях полёта).


    1. Самолётный радиолокационный запросчик 6231P-9 предназначен для работы в общевойсковой системе радиолокационного опознавания и предназначен для совместного с РЛПК определения государственной принадлежности самолётов.


    1. Включение запросчика производится переключателем ОПС на щитке питания. К органам управления запросчиком относятся:

  • переключатель I-II-III1-III2 (положение II – не используется);

  • кнопка ВЫСОКОЕ.

  • лампа ВЫСОКОЕ – для индикации исправности изделия при его работе.


    1. Запросчик работает автоматически, за исключением смены общего (I) режима на индивидуальный III1 и III2, переключаемых вручную.


    1. При опознавании цели на ИЛС над меткой цели появляется метка опознавания. В режимах III1 и III2 метка опознавания увеличенного размера по вертикали.



    1. При отказе запросчика (не горит лампа ВЫСОКОЕ на пульте 5812), доложить руководителю полетов и действовать в соответствии с его указаниями.



Органы управления и контроля системы опознавания.



    1. Перед посадкой в самолёт лётчик должен получить доклад от техника о том, что на вспомогательных пультах ответчика и запросчика установлены коды, согласно расписанию на текущие сутки.



  1. Эксплуатация системы электроснабжения.


    1. Система электроснабжения самолёта состоит из первичной системы электроснабжения трехфазного переменного тока напряжением 200/115 В, частотой 400 Гц, и вторичной – постоянного тока напряжением 27 В.

Система переменного тока состоит из двух каналов: левого и правого. В каждом канале установлен привод-генератор ГП-21 мощностью 30 кВА.

Штепсельный разъём ШРАП-400-3Ф

аэродромного питания трехфазным переменным током


Функциональная схема системы электроснабжения.

При отказе двух генераторов переменного тока каждый канал получает питание от своего аварийного источника электроэнергии трехфазного переменного тока – преобразователя ПТС-800БМ мощностью 800 ВА, часть потребителей при этом отключается.

При отказе одного привода-генератора ГП21 второй обеспечивает питанием все потребители электроэнергии.

В системе распределения электроэнергии переменного тока установлены распределительные устройства РУ № 1 ~200/115 В и РУ № 2 ~200/115 В.

Приводы-генераторы и преобразователи включаются выключателями ГЕНЕР.~ТОКА, ЛЕВ, ПРАВ и ПРЕОБР. 1, 2 на щитке энергетики правой панели кабины самолёта.

При включенных выключателях ПРЕОБР. 1, 2 преобразователи автоматически вступят в работу при отказе двух приводов-генераторов.

Для аварийного расцепления приводов-генераторов от двигателей на щитке энергетики имеются нажимные выключатели ОТКЛ. ПРИВОДА ГЕНЕР, под колпачками. Нажимать на выключатели следует не более 30 сек.

Аэродромный источник электроэнергии переменного тока подсоединяется к бортсети самолёта через штепсельный разъем аэродромного питания ШРАП-400-3ф и включается выключателем АЭР. ПИТ на щитке энергетики.

Напряжение приводов-генераторов и аэродромного источника электроэнергии должно поддерживаться в пределах 115-120 В, преобразователей – 110-125 В и контролируется по вольтметру переменного тока на заднем щитке правого борта при помощи переключателя КОНТРОЛЬ.


    1. Об отказе приводов-генераторов на УСТ выдается информация в виде текста:


ОТКЛЮЧИ ПРИВОД ЛЕВ. ГЕНЕР.

При отказе левого привода-генератора

ГЕНЕР. ПЕРЕМ. ЛЕВ.

ОТКЛЮЧИ ПРИВОД ПРАВ. ГЕНЕР.

При отказе правого привода-генератора

ГЕНЕР. ПЕРЕМ. ПРАВ.

ДВА ГЕНЕР. ПЕРЕМ.

При отказе двух приводов-генераторов.

ОТКЛЮЧИ ПРИВОД ЛЕВ. ГЕНЕР.

ОТКЛЮЧИ ПРИВОД ПРАВ. ГЕНЕР.



Сигнал об отказе двух генераторов и сигнал о необходимости отключения приводов выдаются речевой информацией.


    1. При отказе двух генераторов автоматически отключается питание следующих потребителей:

  • СВС;

  • обогрев ИК-ВК;

  • БЦВМ;

  • система «Нарцисс»;

  • СПО-15;

  • АПП-50;

  • БРЛС;

  • обогрев ДУА;

  • запросчик;

  • ОЛС;

  • НСЦ;

  • подсвет левого и правого борта;

  • аппаратура 11Г6;

  • РСБН;

  • изделие Л203ИЭ;

  • САУ;

  • система охлаждения колес;

  • подвески;

  • топливомер;

  • насосы ТМР и перекачки;

  • СОК-Б;

  • СУО;

  • система антиобледенения двигателей;

  • включение форсажа;

  • обогрев ПВД и ППД;

  • механизм подъема кресла.

Остальные потребители получают питание от аккумуляторных батарей и преобразователей в течение 10 минут.


    1. От преобразователей ПТС-800БМ получают питание следующие агрегаты:

  • ответчик системы опознавания 6202P-1;

  • самолётный ответчик A-511;

  • радиовысотомер PB-21;

  • подсвет приборов;

  • датчики контроля пневмогидросистем, термометры и счетчики наработки двигателей;

  • расходомер;

  • система управления воздухозаборниками;

  • указатель Кш системы СДУ;

  • система ограничительных сигналов СОС,

  • командно-пилотажный прибор КПП;

  • ДА-200П;

  • ИК-ВК;

  • Р-864ЛЕ, Р800Л2, СИМВОЛ Г1Б, Р-098 комплекса связи.


    1. Система электроснабжения постоянного тока напряжением 27 В состоит из двух каналов: левого и правого. Основными источниками электроэнергии постоянного тока в каналах являются выпрямительные устройства (ВУ): одно в левом канале и два – в правом. Аварийным источником в каждом канале служит аккумуляторная батарея.

В системе распределения электроэнергии постоянного тока установлены следующие распределительные устройства:

  • самолётных и силовых систем № 1 и № 2;

  • радиоэлектронного оборудования № 1 и № 2;

  • спецсистем № 1 и № 2.

Распределительные устройства включаются выключателями, расположенными на щитке включения распределительных устройств левой панели кабины самолёта. Выпрямительные устройства автоматически подключаются к бортовой электросети при подключении к бортсети переменного привода-генератора (приводов-генераторов), а также при включении выключателя АЭР. ПИТ и подключенном к самолёту аэродромном источнике электроэнергии переменного тока. Аккумуляторные батареи включаются выключателями АККУМУЛЯТОР 1 2 на щитке энергетики. Напряжение ВУ должно быть 26-30 В, аккумуляторных батарей – 24-20 В.

Напряжение источников электроэнергии постоянного тока контролируется по вольтметру постоянного тока на заднем щитке правого борта с помощью переключателя КОНТРОЛЬ ~.



Органы управления и контроля электросистемы переменного тока.



    1. Об отказах источников электроэнергии постоянного тока на УСТ выдается информация в виде текста:

ОДИН ВЫПРЯМ. – при отказе одного ВУ;

ДВА ВЫПРЯМ. – при отказе двух ВУ;

ТРИ ВЫПРЯМ. – при отказе трех ВУ.