Файл: ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ - ЭТАП НАЧАЛЬНОГО РАЗУЧИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 1498
Скачиваний: 44
В основе современных подходов к формированию двигательных умений и навыков лежит «учение о планомерно-поэтапном формировании действий Гальперина П. Я., рассматриваемое как продолжение теории Бернштейна Н. А. в сторону дальнейшей расшифровки высоких регуляторов движения» (Боген М. М., 1985). Бернштейн Н. А. называл их «образом потребного будущего». В состав этого «образа» входит, представление о конечном продукте действия, а также все, что должно управлять им в процессе его исполнения. Общий состав такого рода указаний довольно сложен. Он начинался с разъяснений того, для чего нужен конечный продукт, так как это объясняет и оправдывает свойства, какими он должен обладать и какие ему должны быть приданы. Далее разъясняется строение конечного продукта и то, в каком порядке производятся его части и их соединения. Затем - исходный материал: критерии его пригодности, разделение его на части и расположение их в порядке использования. Орудия действия - рабочие вспомогательные и контрольные [5]. Их подбор, подготовка к работе, расположение в порядке применения. Самое действие — сначала в его конечной, идеальной форме; потом его процессуальный состав и последовательные звенья, оснащение каждого из них орудиями и соотнесение с точками приложения в материале, с ориентирами действия. Обеспечение обратной связи и контроля - текущего, выборочного и заключительного.
Общая совокупность этих указаний так велика, сложна и вместе с тем так четко организована, что было бы наивно и безрассудно пытаться выучить ее, чтобы затем применять по памяти. Гальперин П. Я. (1976) предложил записывать их на «ориентировочную карточку» в удобном для использования виде. Затем сразу же переходить к применению ориентировочной карточки при решении большого числа «целесообразно подобранных задач». Каждое указание обучаемый прочитывал вслух и тут же его выполнял. Так как содержание записей оставалось неизменным, а действие успешным, содержание карточки быстро запоминалось, о чем судили по тому, что ученик все меньше и меньше к ней обращался, а вскоре и совсем не смотрел на нее. После этого ориентировочная карточка убиралась. Так решалась первая задача: схема ориентировочной основы действия запоминалась и превращалась из внешней схемы в подлинную ориентировочную основу действия (ООД). Оставаясь неизменной в самых разнообразных заданиях, она быстро стереотипизировалась и автоматизировалась, а автоматизация превращала ООД в психологический механизм действия [7].
В процессе обучения каждому отдельному двигательному действию выделяют три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала [2]. Работа на этих этапах отличается по существу решаемых задач, содержанию используемых средств и методов обучения, особенностям формирования ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной частей действия (Боген М. М 1985).
На первом этапе происходит начальное изучение действия (в основном придерживающееся традиционных формул, однако в них вкладывается содержание отличающееся от традиционного), чему соответствует формирование предпосылок усвоения двигательного действия на уровне умения.
На втором этапе осуществляется углубленное детализированное разучивание, чему соответствует стадия усвоения на уровне умения.
На третьем этапе происходит закрепление и дальнейшее совершенствование действия, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне навыка. Планируя определенное время на разучивание двигательного действия, важно исходить из того, что для закрепления сформированного навыка число повторений должно быть несколько больше того, которое требовалось для его первоначального разучивания.
Цель первого этапа начального разучивания - сформировать знания и представления об условиях двигательной задачи и способе ее решения. Обеспечить формирование предпосылок создания ООД и усвоения двигательного действия на уровне умения. Первый этап определяет успешность освоения любого двигательного действия и вызывает наибольшие затруднения у детей с нарушениями зрения. У слепых детей достаточно сложна передача им представления о движении или действии. Обучение они начинают с формирования образа двигательного действия. У слабовидящих детей глобально-адекватное представление существует, но нет четкого представления о деталях, предложенного к разучиванию действия. Что касается исполнительной и контрольно-корректировочной частей, то они являются в определенной мере производными от ООД.
Современные основные подходы в формировании двигательных умений и навыков сформулированы в работах Гавердовского Ю. К., Богена М. М ими предложена общая характеристика структуры процесса обучения двигательным действиям (1985) и технологическая схема обучения гимнастическим упражнениям (1996).
В гимнастике заранее определены требования двигательных задач и условия их решения, это удобно для разработки проблемного обучения, поскольку «схема усвоения новых знаний при проблемном обучении строго алгоритмична» (Махмутов М. И., 1970). Согласно Павлову И. П. (цит. по Махмутов М. И., 1970) «инсайт или проблемное решение, - это свернутый не анализируемый человеком алгоритм действия» [10].
Для формирования двигательной задачи и зрительно-логического представления о способе ее решения при обучении школьников применяется метод предписаний алгоритмического типа (Шлемин A. M., 1997). Обучающие программы этой методики имеются по значительной части элементов гимнастики школьной программы.
Суть метода предписаний алгоритмического типа, (по Шлемину A. M.) заключается в тщательном анализе учебного материала, в оформлении его в логическую методическую последовательность обучения, которая воплощаются в так называемую обучающую программу, в повышении самостоятельности и активности обучаемого в процессе освоения учебного материала, в эффективном управлении учебной деятельностью учащихся и непосредственной связи дальнейшего обучения с успешным освоением учебного материала, применения и использования современного оборудования (технических средств) для реализации и интенсификации деятельности учащихся и учителя [9].
Этот вариант программированного обучения предусматривает разделение учебного материала на части, на элементы и составление обучающих программ, а также специальное обучение умениям дифференцировать отдельные компоненты двигательного акта, что и дает возможность избежать ошибок в формировании двигательных навыков у школьников. На основании предписаний алгоритмического типа по каждому осваиваемому двигательному действию составляются так называемые «обучающие программы, которые описывают порядок и характер действий каждого обучаемого для овладения тем, или иным двигательным действием или их группой (сходных по структуре) в строго определенной последовательности. В обучающей программе выделяется 5 серий учебных заданий. Только овладение 1 серией учебных заданий дает основание переходить ко второй и последующим под строгим контролем учителя или самих занимающихся. Так осваиваются предписываемые действия, выполнение которых в установленном порядке позволяет освоить изучаемое двигательное действие в целом.
Каждая серия учебных заданий направлена на решение определенных задач.
1 серия учебных заданий включает упражнения для развития тех физических качеств, от проявления которых наиболее зависит успешное выполнение двигательного действия.
2 серию учебных заданий составляют упражнения на освоение исходных и конечных положений которыми начинаются и заканчиваются изучаемые двигательные действия.
3 серия учебных заданий предусматривает выполнение основных действий, обеспечивающих условия для выполнения изучаемого.
4 серию учебных заданий представляют действия, связанные с обучением умениям оценивать действия третьей степени в пространстве, времени и по степени мышечных усилий.
Умение оценивать движения в пространстве, времени и по степени мышечных усилий способствует более быстрому и качественному формированию двигательных навыков. Это объясняется тем, что выработанные дифференциация количественной характеристики движений положительно переносятся на другие действия, сходные по двигательной структуре. Благодаря положительному переносу дифференциации, выработанной при выполнении сравнительно простых движений (учебные задания третьей степени), можно быстрее и качественнее освоить изучаемое действие.
5 серия учебных заданий - подводящие упражнения или части изучаемого двигательного действия. В заключение изучается действие в целом в облегченных условиях, с помощью учителя, или взаимопомощью учеников [5].
Таким образом, в процессе обучения каждому отдельному двигательному действию (независимо от объекта усвоения - действия, операции, так называемой основы техники или ее деталей) можно выделить три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала. Работа на этих этапах отличается по существу решаемых задач, содержанию используемых средств и методов обучения, особенностям формирования ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной частей действия.
На первом этапе происходит начальное изучение действия (в основном придерживаются традиционных формул, однако в них вкладывается содержание, отличающееся от традиционного), чему соответствует стадия формирования предпосылок усвоения двигательного действия на уровне умения. На втором этапе осуществляется углубленное детализированное разучивание, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне умения. На третьем этапе происходит закрепление и дальнейшее совершенствование действия, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне навыка.
В зависимости от намеченного уровня усвоения изучаемого действия процесс может потребовать некоторого изменения состава применяемых средств, методов и форм организации учебного процесса. Кроме того, в зависимости от специфики частных целей направления физического воспитания могут меняться требования к глубине детализации задач и частных задач обучения, освоения двигательного действия, к тонкости дифференцирования усилий по отдельным характеристикам (величине, направлению, ритму, длительности).
2. Этап начального разучивания двигательного действия
2.1. Формирование предпосылок умения. Характеристика этапа (задачи, методы, режим регламентации упражнений, особенности методики, типичные ошибки)
Цель данного этапа - сформировать знания и представления об условиях двигательной задачи и о способе ее решения; обеспечить формирование предпосылок создания ООД и усвоения двигательного действия на уровне умения.
Задачи, решаемые на этапе:
1. Осознать двигательную задачу, сформировать зрительно-логическое представление о способе ее решения;
2. Освоить инструкцию по формированию ООД: а) выделить ООТ в наблюдаемом двигательном действии, б) выделить (осознать) ООТ в исполняемом двигательном действии, в) сформировать двигательные представления о действии в каждой ООТ [2].
Эти задачи решают последовательно.
Первоначальное обучение начинается с ознакомления. Используется сочетание методов показа, рассказа и практического упражнения. Показ должен быть образцовым не только по форме. Важно при этом использовать оптимальное воспроизведение временных, пространственных и силовых характеристик движения. Особого внимания требуют последовательность выполнения фаз движения и соотношение их длительности, поскольку ритмическая структура служит ориентиром при освоении действий.
После демонстрации изучаемого действия в рассказе дают его точное терминологическое наименование, сообщают сведения о значении и месте применения в игровых условиях, объясняют основы решения двигательной задачи. Поскольку внимание у начинающих неустойчиво и объем его невелик, рассказ должен быть четким, кратким, образным.
Повторный показ (не более 2-3 раз) сочетается с сопроводительным пояснением, что усиливает и углубляет восприятие. Формированию зрительного и смыслового представления способствует демонстрация изучаемого действия в кино - и видеокольцовках, показ его элементов на кино - и фото- граммах, рисунках, схемах. При этом важно ориентировать обучаемого на решение двигательной задачи, а не на копирование поз.
Для создания двигательных ощущений и представлений используют метод практического упражнения. Попытки воспроизведения изучаемого действия выполняют в относительно постоянных и упрощенных условиях. При обучении технике и тактике футбола преимущественно используют метод целостного упражнения, так как расчленение действий часто приводит к резкому искажению их структуры и содержания.
При обучении сложным действиям весьма полезны подводящие упражнения, которые помогают сформировать предварительные двигательные представления, необходимые для освоения изучаемого сложного действия. Как правило, подводящие упражнения индивидуализированы.