Файл: ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ - ЭТАП НАЧАЛЬНОГО РАЗУЧИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 1496
Скачиваний: 44
Определяя меру повторения, следует учитывать, что новые координационно-сложные упражнения быстро вызывают у начинающих футболистов утомление соответствующих нервных центров. Поэтому на данном этапе наиболее эффективно серийное повторение упражнений: две-три серии по 8-12 повторений в каждой. Интервалы между повторениями и сериями должны быть достаточными для отдыха. Их можно использовать также для необходимых замечаний и для повторного показа изучаемого действия.
Продолжительность этапа первоначального обучения зависит от сложности изучаемого действия, способностей и подготовленности занимающихся. Обычно изучение нового материала продолжается в течение 3-5 последующих уроков.
Начальное разучивание, как правило, сопровождается существенным отклонением от требований техники или оптимального варианта выполнения тактического действия. Поэтому очень важно быстро и правильно определить причины ошибок и предусмотреть пути их устранения.
Одна группа ошибок обусловлена объективными закономерностями формирования двигательного навыка. Первые попытки характеризуются иррадиацией процессов возбуждения, блокированием излишних степеней свободы кинематической цепи, неточностью нервно-мышечных дифференцировок и др. В связи с этим возможно появление лишних движений, искажение амплитуды и направления изучаемого действия, нарушение его ритма, психологическая скованность и мышечное закрепощение.
Другая группа ошибок связана с недостатками в методике обучения. Причиной ошибок могут быть недостаточная физическая и психическая подготовленность, неправильное понимание структуры изучаемого действия, утомление, отрицательный перенос навыков, неблагоприятные условия выполнения действия и некоторые другие.
Формирование представлений о сущности двигательной задачи и способе ее решения начинается еще до того, как обучаемый попытается выполнить двигательное действие. Поскольку действия еще нет, нет и ошибок. Однако предпосылки формирования ошибок могут появиться уже на этой стадии обучения. Предпосылкой может быть искажение требований техники в сознании преподавателя. Для исключения возможности появления предпосылки такого рода преподаватель должен постоянно совершенствовать свои знания о предмете обучения, следить за специальной литературой, обсуждать вопросы обучения с коллегами, а непосредственно перед началом обучения проконсультироваться с опытным методистом.
Другая предпосылка появления ошибок - несовершенная инструкция, на основе которой обучаемый будет формировать ООД. Если учитель, составляя инструкцию, нарушил правило необходимости и достаточности при перечислении ООТ, то обучаемый усовершенствует инструкцию, отбросив лишние, на его взгляд, ООТ или введя дополнительные, что в обеих случаях может привести к формированию неполноценной ООД и искажению изучаемого действия. Ошибки могут появляться и в том случае, когда учитель вводит в инструкцию термины, не понятные обучаемому, или жаргонные профессиональные выражения и обозначения, которые вызывают у последнего совсем иные образы, отличные от тех, которые стремился сформировать преподаватель.
Чтобы предупредить появление ошибок такого рода, учитель должен, во-первых, внимательно контролировать точность инструкции, а во-вторых - ход ее освоения (для чего потребовать от обучаемого проговаривать вслух каждую ООТ в предложенной последовательности), корректируя выполнение инструкции, а если появляется необходимость, то и саму инструкцию.
Третья предпосылка появления ошибки - неправильное понимание обучаемым содержания инструкции. Он при этом улавливает сходство элементов вновь изучаемого и ранее изученного двигательного действия, но не обращает внимания на различие в их существенных характеристиках, имеющее основой различие в целях действия [4].
Освоение двигательных действий требует многочисленных повторений, что вызывает значительный расход физической, психической и умственной энергии. По мере нарастания утомления концентрация, устойчивость и распределенность внимания, способность к анализу ситуации и синтезу ответов ухудшаются. Поэтому приступать к первоначальному разучиванию следует тогда, когда ученик находится в состоянии оптимальной работоспособности, как правило в начале основной части занятия.
Отработка инструкции к формированию ООД требует более продолжительного времени. В зависимости от сложности действия, способностей и подготовленности обучаемого на отработку одной ООТ может уходить от нескольких минут до нескольких занятий.
2.2. Конспект урока физической культуры
Урок "Развитие координационных способностей средствами акробатических упражнений".
Класс: 9.
Время проведения: 40 минут.
Место проведение: спортивный зал.
Раздел: Гимнастика.
Цель: научить учащихся управлять своим телом в пространстве.
Образовательные задачи: учить перевороту назад «фляк», учить сальто вперед в группировке, научить прыжку ноги врозь через коня в длину, научить перевороту вперед через коня в ширину, развить гибкость в суставах.
Оздоровительные задачи: формировать правильную осанку, укрепление здоровья, развивать координационные способности; силовую выносливость для основных групп мышц.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство ответственности за порученное задание; формировать эстетические потребности и умения выполнять гимнастические упражнения в соответствии с гимнастическим стилем.
Инвентарь: гимнастические маты, гимнастический мостик, надувная камера, конь, гантели.
Ход занятия
Этап
Содержание
Дози-ровка
Организационно-методические указания
1. Подго-товитель-ная часть 12 мин
1. Построение, сообщение задач урока, правила ТБ. Определение ЧСС.
60 сек.
До начала занятий подготовить гантели в установленном месте, проверить исправность брусьев
2. Игровое задание: «Гимнасты,
Смирно!»
4-5
Заданий
Учащиеся выполняют команду учителя только в том случае, если перед ней сказано
«Гимнасты». Кто ошибается, делает шаг вперед. Давать задания на выполнение
Строевых приемов и положений рук
3.Движение в обход обычным шагом с гантелями внизу.
0,5 круга
Проходя, взять гантели
4.Движение на носках, гантели к плечам.
0,5 круга
Стараться соединить лопатки, смотреть прямо
5. Движение бегом, гантели внизу
0,5 круга
Руки с гантелями полусогнуты
6. Переход на движение шагом
По команде «Шагом —МАРШ!».
7. Перестроение в колонну по три последовательными поворотами в
Движении на дистанцию и с интервалом 2 шага
Перестроение выполнить по команде «В колонну по три налево — МАРШ!».
После поворота первой тройки указать дистанцию и интервал
8. Общеразвивающие упражнения.
1.И. п. — о. с, гантели к плечам. 1-2 —встать на носки, гантели вверх; 3-4 —и. п.
8 раз
Проводить раздельным способом.
Вставая на носки, пятки держать вместе, смотреть вверх.
2. И. п. —о. с, гантели внизу.
1—полуприсед, согнуть руки вперед: 2 — разгибая ноги, наклон, прогнувшись гантели вверх; 3 — полуприседая, согнуть руки вперед; 4 - о. с.
8 раз
Полуприседая, голову наклонить вперед; выполняя наклон, прогнувшись, смотреть
На руки
3. И. п..— стойка ноги врозь, гантели внизу. 1-3 — три пружинистых наклона вперед, гантели к плечам; 4 —и. п.
8 раз
Постепенно увеличивать амплитуду наклонов, ноги прямые
4. И. п. — стойка ноги врозь, гантели к плечам. 1-2 —наклон назад, гантели вверх; 3-4 — и. п.
8 раз
Наклоняясь, смотреть вверх на гантели, вдох, возвращаясь в и. п., —выдох
5. И. п. — стойка ноги врозь, гантели внизу. 1—гантели в стороны; 2—гантели к плечам; 3—гантели в стороны; 4—и. п.
8 раз
Спина прямая, смотреть вперед
6. И. п. —стойка ноги врозь, гантели в стороны. 1—поворот туловища налево, гантели к плечам; 2—и. п.; 3-4 —то же с поворотом направо.
8 раз
Постепенно амплитуду поворотов увеличивать, смотреть в сторону поворота
7. И. п. —о. с, гантели внизу. 1-4 —четыре прыжка на месте, гантели внизу; 5-8 — четыре прыжка ноги врозь, гантели к плечам.
8 раз
Переход с прыжков на ходьбу выполнить по команде «На месте шагом —МАРШ!». Во
Время ходьбы на месте гантели положить на пол.
8. Ходьба на месте.
30*
Для перестроения взять гантели и повернуть класс направо. Перестроение выполнить по команде «В колонну по одному в обход налево шагом —МАРШ!». Передвигаясь в обход, положить гантели на свои места
9. Перестроение в одну колонну
По отделениям к первому виду —МАРШ!.
Основная часть: 40 мин
1.Акробатическая разминка;
А) Кувырки вперед;
В) Кувырки назад;
С) Стойка на руках кувырок вперед
Д) Перевороты в сторону («колесо»)
Переворот колесом выполняется влево (вправо) в лицевой плоскости.
Конечное положение — стойка ноги врозь, руки в стороны
Основными
Компонентами техники являются мах одной и толчок другой ногой
3-дорожки
3-дорожки
3-дорожки
2-дорожки
2-дорожки
Следить за умением группироваться
При группировке для вращения назад колени подтянуты к груди.
Ошибки: а) поясничный прогиб; б) широкая постановка рук; в) плечи поданы вперед - дополнительные усилия в сохранении равновесия; г) нет конечного положения — соединения ног в стойке на руках.
Проследить, чтобы руки и ноги ставились по одной линии, примерно через
Равные расстояния, тело совершенно прямое, ноги максимально разведены
Врозь
2. переворот назад– «фляк».
Последовательность
Разучивания:
А) изучается правильный присед для переворота назад: теряя равновесие назад, сесть на колено выставленной вперед ноги партнера, руки максимально отвести назад, плечи наклонить вперед, Разучить курбет-подводящее упражнения для переворота назад
5мин
Колени не должны уходить вперед, - голени перпендикулярны полу. Обеспечить страховку при выполнении двумя учащимися Тело максимально прогнуто, резкий разгиб.
После отталкивания рук быстро поднять плечи
Г) медленные переворачивания, назад прогнувшись через руки двух соупражняющихся партнеры берутся за руки, а, исполняющий, поднимая
Руки вверх и прогибаясь, ложится спиной им на руки. Ноги расслабить так, чтобы они согнулись в коленных суставах, руками и головой тянуться назад. Зафиксировав описанное положение, партнеры продолжают переворачивать исполняющего, ставят его в стойку на руках и помогают выполнить курбет, слегка подтолкнув под спину;
Переворот назад с помощью (одной рукой поддержать гимнаста под поясницу, другой подкрутить под бедро переворот назад из положения руки вверх с помощью. Сначала наклонить вперед верхнюю часть туловища вместе с руками и присесть, а затем выполнить переворот назад.
Сальто назад в группировке
При исполнении сальто с места делается предварительный мах руками назад с одновременным приседанием, затем резкий мах руками вверх с последующим торможением и толчок ногами от пола до полного выпрямления ног.
Прыжки с автокамеры или с трамплина являются отличным средством и тренировки органов равновесия ориентировке в пространстве
Последовательность разучивания:
А) прыжок вверх с правильным взмахом руками; б) серии прыжков вверх с взмахом руками (10—12 прыжков в темпе); в) из стойки руки вверху, отводя локти максимально назад (круговым движением), захватить одну ногу в группировку. При этом резко отклонить голову назад. Так же быстро разгруппироваться (руки вверх); г) прыжок вверх с захватом группировки; партнер поддерживает акробата сзади под лопатки. Заднее сальто с помощью (двумя руками); то же, но помогать одной рукой; то же со страховкой и, наконец, без страховки
5мин
5мин
Проследить за прогнутым положением спины, руки и голова тянулись назад.
Основные ошибки: неполное выпрямление ног при толчке, вялый взмах руками, сильный наклон плеч назад, вялая группировка, подача таза назад
(при выполнении в соединениях)
При выполнении сальто держать плотную группировку.
При страховке держать ученика под спину при вращении под бедро.
Сальто вперед в группировке САЛЬТО - это вращение на 360° прыжком с ног на ноги, без дополнительной опоры. Сальто может выполняться вперед, назад и в сторону, в группировке, согнувшись и прогнувшись. К числу наиболее легких упражнений этой группы относится сальто
Вперед в группировке. Сальто вперед выполняется после небольшого разбега и темпового подскока, заканчивающегося упругой постановкой ног. Мах руками выполняется вверх — вперед. Затем следует плотная группировка. Выполнив примерно 3/4 сальто, группировка раскрывается Опора встречается напряженными ногами.
Обучение
1. 2—3 кувырка вперед, делая их очень быстро и плотно группируясь.
2. С разбега прыжок вверх — вперед на возвышение из 5—7 матов.
3. С разбега кувырок вперед на возвышение из матов.
4. 3/4 сальто в сед на маты.
Сальто с батута, с трамплина
Опорный прыжок; повторение прыжков: