Файл: Культурология 911.pdf

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 2021

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 

 

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 

ХАКАССКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –  

ФИЛИАЛ ФГАОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

К У Л Ь Т У Р О Л О Г И Я 

 

Методические указания 

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Абакан  

2013


background image

УДК 16(072) 

К90 
 
 
 
 
 

К90   

Культурология  :  метод.  указания  /  сост.  А.  С.  Нилогов  ;  Сиб. 

федер. ун-т;  ХТИ  –  филиал СФУ.  –  Абакан  : Ред.-изд.  сектор ХТИ – 
филиала СФУ, 2013. – 34 с. 

 
 
 

Содержат  вопросы для  самостоятельной работы,  задания для 

работы  с  первоисточниками  и  библиографические  списки  по  темам 
дисциплины, а также список тем рефератов и вопросы к зачету. Со-
ставлены с учётом ФГОС и достижений отечественной и зарубеж-
ной культурологии. 

Рекомендуются  бакалаврам  всех  направлений  подготовки,  изу-

чающим культурологию. 

 
 

УДК 16(072) 

 
 
 

Рекомендовано к изданию  

научно-методическим советом ХТИ – филиала СФУ 

 

 
 
 
 
 
 

 
 
 

 
 

© ХТИ – филиал СФУ, 2013 


background image

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 

 

Дисциплина «Культурология» является органической частью системы 

дисциплин  социально-гуманитарного  профиля  и  предполагает  опору  на 
межпредметные связи с философией, социологией, религиоведением, этно-
графией,  антропологией,  мифологией,  литературой,  историей  изобрази-
тельного  искусства,  эстетикой,  этикой  и  т.  д.,  выполняя  интегрирующую 
функцию  в  ряду  этих  учебных  дисциплин,  а  также  помогая  студентам 
осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности.  

Учебная дисциплина нацелена на изучение культурологических школ 

и направлений,  представленных отечественной  и зарубежной традициями. 
Она  призвана  помочь  студентам  понять  роль  культуры  в  человеческой 
жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хране-
ния  и  передачи  социального  опыта,  основных  ценностях  культуры;  уметь 
оценивать  достижения  культуры,  самостоятельно  анализировать  теорети-
ческие  концепции  и  взгляды,  содействовать  становлению  профессиональ-
ного мышления. 

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студенту необхо-

димо  ознакомиться  с  учебной  программой,  списком  учебной,  научной 
и методической  литературы,  имеющейся  в  библиотеке  вуза,  получить  ре-
комендованные учебники и учебно-методические пособия, приобрести две 
новые  тетради  для  конспектирования  лекций  и самостоятельной  работы 
с первоисточниками. 

Процесс  освоения  курса  обязательно  включает  самостоятельную  ра-

боту студентов. Образование в вузе отличается от школьного тем, что зна-
чительная часть получения знаний и совершенствования профессионально-
го  мастерства  осуществляется  за  счёт  самостоятельной  работы  студентов. 
Самостоятельная работа  помогает студенту закрепить  полученные знания, 
привести их в систему, расширить свой кругозор, развить в себе качества, 
необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.  

 

 

Тема 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ  

И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы 

 

1. Выпишите несколько определений понятия «культура» из словарей 

и энциклопедий. Объясните, почему существует несколько сотен определе-
ний культуры? 

2. Системой каких знаний является наука культурология? 
3. Кто впервые ввёл в научный оборот термин «культурология»? При-

ведите соответствующую цитату из первоисточника. 


background image

 

4. Составьте таблицу «Разделы культурологии». 
5. Схематично изобразите структуру культуры. 
6. Какова роль культурологии в системе социогуманитарного знания?  
7.  Определите  взаимосвязь  и  взаимоотношение  культурологии  с  дру-

гими науками, изучающими культуру. 

8. Кто впервые классифицировал науки о природе и науки о культуре? 

Приведите соответствующую цитату из первоисточника. 

9.  Какие  школы  в  культурологии  вам  известны?  Составьте  таблицу, 

в которой кратко изложите  основное содержание выбранных вами культу-
рологических школ. 

10. В чём выражается специфика прикладной культурологии и её по-

знавательные возможности?  

11. Какие подходы к изучению и методы исследования культуры вам 

известны? 

12. Какие функции выполняет культура, а какие – культурология? 
13.  Какие  проблемы  существуют  в  сфере  профессиональной  культу-

ры? Напишите эссе на тему: «Профессиональная культура инженера». 

 

Работа с первоисточником 

 

Выберите  среди  авторских  афоризмов  о  культуре  такие,  которые, 

на ваш  взгляд,  лучше  всего  раскрывают  содержание  культуры.  Напишите 
небольшое эссе по одному из наиболее понравившихся афоризмов. 

 

Интернет-тестирование 

 
Для  закрепления  теоретического  материала  пройдите  интернет-

тестирование по дисциплине «Культурология» на сайте http://i-exam.ru/.  

 

Рекомендуемая литература 

 

Основная 

 

1. Кефели, И. Ф. Культурология как наука о жизнеутверждающей ро-

ли культуры // Вопросы культурологии. – 2009. – № 12. 

2. Культурология : учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Баг-

дасарьян. – М. : Высш. шк., 2007. – С. 11–37, 139–140. 

3. Леви-Стросс, К. История и этнология // Культурология : учебник для студ. 

техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М. : Высш. шк., 2007. – С. 267–271. 

4. Подходы к изучению и методы исследования культуры // Культуро-

логия. История мировой культуры / под ред. Н. А. Моисеева. – СПб. : Пи-
тер, 2007. – С. 11–13. 


background image

 

5. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология : 

учебник  для  студ.  техн.  вузов  /  под  ред.  Н.  Г.  Багдасарьян.  –  М.  :  Высш. 
шк., 2007. – С. 274–278. 

6. Уайт, Л. Что такое культурология? // Культурология : хрестоматия 

для высшей школы / под ред. А. И. Кравченко. – М. : Екатеринбург: Акаде-
мический Проект; Деловая книга, 2003. – С. 218–219. 

7. Дильтей, В. Введение в науки о духе (фрагменты) // Зарубежная эстетика 

и теория литературы XIX–XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987. 

 

Дополнительная 

 

1.  Вебер,  М.  Наука  как  призвание  и  профессия  //  Культурология  : 

учебник  для  студ.  техн.  вузов  /  под  ред.  Н.  Г.  Багдасарьян.  –  М.  :  Высш. 
шк., 2007. – С. 536–542. 

2. Гуревич, П. С. Культурология : учебник. – М. : Гардарики, 2000. – С. 280. 
3. Есин,  А.  Б. Введение  в  культурологию: основные  понятия культу-

рологии в систематическом изложении : учеб. пособие. – М. : Издат. центр 
«Академия», 1999. – С. 5–8. 

4.  Кефели,  И.  Ф.  Культурология  в  системе  социогуманитарного  зна-

ния // Социально-полит. журнал. – 1994. – № 9–10. 

5. Культура и культурология : словарь / сост. А. И. Кравченко. – М. : 

Академический Проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 928 с. 

6.  Культура,  культурология  и  образование.  Круглый  стол  //  Вопросы 

философии. – 1972. – № 2.  

7. Культурология. XX век : энциклопедия: в 2 т. Т. 1 – СПб. : Универ-

ситетская книга, 1998. – С. 371–373. 

8. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – 

М. : Высшее образование, 2007. – С. 27–68. 

9.  Кассирер,  Э.  Предмет  наук  о  культуре  //  Э.  Кассирер,  Избранное. 

Опыт о человеке. – М. : Гардарика, 1998. – С. 7–40. 

10. Розин, В. М. Культурология : учебник для вузов. – М. : Издатель-

ская группа «ФОРУМ–ИНФРА-М», 1998. – С. 282–192. 

11. Специфика и познавательные возможности прикладной культуро-

логии  //  Основы  культурологии  :  учеб.  пособие  /  отв.  сост.  И.  М.  Быхов-
ская. – М. : Едиториал УРРС, 2005. – С. 48–54. 

12. Толпыкина, Т. В. Культурология : учебник. – М. : Гардарики, 2005. 

– С. 33–39. 

13.  Флиер, А. Я. Культурология для культурологов. – М. : Академический 

Проект, 2000. – С. 34–88. 

14. Хоруженко, К. М. Культурология : структурно-логические схемы. – М. : 

ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 13, 18, 19, 23, 25.