Файл: Культурология 911.pdf

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 2070

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 

 

2.  Введение  в  культурологию  :  учебник  пособие  для  вузов  /  под 

ред. Е. В. Попова. – М. : ВЛАДОС, 1996. – С. 89–95. 

3. Культура и культурология : словарь / сост. А. И. Кравченко. – М. : 

Академический Проект: Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 928 с.  

4. Культура и искусство // История культуры : краткий курс лекций для 

вузов / под ред. Ю. Б. Пушнова. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – С. 5–15.  

5.  Культурология.  XX  век.  Энциклопедия.  –  СПб.  :  Университетская 

книга, 1998. – Т. 2. – С. 53–54. 

6. Культурология : учеб. пособие / В. А. Глудзов [и др.]; под ред. В. А. Фор-

тунатовой, П. Е. Шапошникова. – М. : Высш. шк., 2003. – С. 124–152. 

7.  Миф  как  форма  культуры  /  Хрестоматия  по  культурологии  :  учеб. 

пособие  /  сост.  Д.  А.  Лалетин,  И.  Т.  Пархоменко,  А.  А.  Радугин.  –  М.  : 
Центр, 1998. – C. 218–248. 

8. Миф и мифологическое мироотношение // Культурология : курс лекций 

по теории и истории культуры. – СПб. : Лениздат, Изд-во «Союз», 2001. – С. 560. 

9. Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. – М. : Сов. 

Энциклопедия, 1991. – 736 с.  

10. Никонова,  С.  Б. Современная культура  : от модернистской деми-

фологизации  к  новому  мифологическому  мышлению?  //  Вопросы  культу-
рологии. – 2010. – № 5.  

11. Пилецкий, С. Г. Немилосердное слово павшей, падшей мифологе-

ме // Вопросы культурологии. – 2010. – № 3. 

12. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь : исследование магии и религии. – М. : 

Политиздат, 1983. – С. 53–63, 340–344, 362–367. 

13. Хайдеггер, М. Наука и осмысление // Культурология : учебник для студ. 

техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М. : Высш. шк., 2007. – С. 547–551. 

14. Хоруженко,  К.  М.  Культурология  :  структурно-логические схемы.  – 

М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 144, 148, 151, 240, 243, 246, 247, 254–260.  

15. 

Хрестоматия  по  культурологии  :  учеб.  пособие  /  сост.  

Д. А. Лалетин, И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М. : Центр, 1998. –  С. 218–248. 

16. Чучайкина,  И. Е. Искусство как феномен культуры  // Социально-

полит. журнал. – 1994. – № 7, 8. 

 

Тема 4. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы 

 
1. Дайте определение  понятию  «ценность». Какую роль ценности  иг-

рают в жизни людей? 

2. Схематично изобразите классификацию ценностей. 
3. Какие функции ценностей вам известны?  
4. Какой смысл вкладывается в словосочетание «ценностный подход»? 


background image

12 

 

5.  Какая  дисциплина  занимается  изучением  ценностей?  Каковые  со-

временные научные подходы в изучении человеческих ценностей? 

6. Различите такие понятия, как  «ценностное суждение» и «отнесение 

к ценности». Кто автор такого различения? 

7. Почему происходит обесценивание ценностей? 
8.  Что  такое  «переоценка  ценностей»?  Кто  автор  данного  понятия? 

Приведите соответствующую цитату из первоисточника. 

9. Каким образом обычаи и традиции участвуют в формирование культуры? 
10. Какие обычаи и традиции приняты в вашей семье? 
11. Что вы знаете о своих  предках? Известна  ли вам родословная ва-

шей семьи?  Составьте  рабочую родословную схему  ваших  предков,  опро-
сив родственников и представителей старшего поколения. 

12.  Как  вы  думаете,  какие  обычаи  и  традиции  уже  устарели,  но  про-

должают искусственно поддерживаться в нашем обществе? 

13.  Какие  новые  обычаи  и  традиции  вы  можете  назвать,  которые  по-

явились относительно недавно? 

14. Определите, что такое «культурная норма»? 
15. Составьте схему «Типология культурных норм». 
16. В чём заключается критический взгляд на понятие «культурная норма»? 
17. Культурное нормотворчество: «за» и «против». 
18. Как  называется  процесс освоения  индивидом присущих его  куль-

туре норм и ценностей? 

19.  Какие  культурные  нормы,  на  ваш  взгляд,  нуждаются  в  современ-

ной корректировке? 

20. Сформулируйте собственную культурную норму. 

 

Работа с первоисточником 

 

Прочитайте  и  законспектируйте  отрывок  «Природа  и  культура»  из 

книги  Г.  Риккерта  «Науки  о  природе  и  науки  о  культуре» 
(http://do.gendocs.ru/docs/index-291700.html?page=2#6974229). 

Сформули-

руйте собственную позицию на поставленную автором проблему. 

 

Интернет-тестирование 

 

Для  закрепления  теоретического  материала  пройдите  интернет-

тестирование по дисциплине «Культурология» на сайте http://i-exam.ru/.  

 

Рекомендуемая литература 

 

Основная 

 

1.  Абишева,  А.  К.  О  понятии  «ценность»  //  Вопросы  философии.  – 

2002. – № 3.  


background image

13 

 

2. Байбурин, А. К. Ритуал как культурный феномен // Культурология : 

хрестоматия для высшей школы / под ред.  А. И.  Кравченко. – М.  : Екате-
ринбург : Академический Проект; Деловая книга, 2003. – С. 34–36.  

3. Гусейнов, А. И. Соционормативная сфера культуры // Вопросы фи-

лософии. – 2008. – № 8. 

4. Зильберман, Д. Б. Традиция как коммуникация : трансляция ценно-

стей, письменность // Вопросы философии. – 1996. – № 4. 

5.  Классификация  культурных  норм  [Электронный  ресурс].  –  Режим  до-

ступа : http://www.countries.ru/library/theory/normclass.htm. – Загл. с экрана. 

6. Культурология : учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Баг-

дасарьян. – М. : Высш. шк., 2007. – С.126–138, 273–278, 449–450. 

7. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре [Электронный ресурс]. – 

Режим доступа : (http://do.gendocs.ru/docs/index-291700.html?page=2#6974229). 

8.  Самнер,  У.  Обычаи  и  нравы  //  Культурология  :  хрестоматия  для 

высшей школы / под ред. А. И. Кравченко. – М. : Екатеринбург : Академи-
ческий Проект; Деловая книга, 2003. – C. 141–151.  

 

Дополнительная 

 

1. Ерасов, Б. С. Социальная культурология : учебник для студ. вузов. – М. : 

Аспект Пресс, 2000. – С. 103–141. 

2. История культурологии : учебник / под ред. А. П. Огурцова. – М. : 

Гардарики, 2006. – С. 131–144. 

3. Каган,  М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб. : ТОО ТК 

«Петрополис», 1996. – С. 221–252. 

4.  Кравченко,  А.  И.  Культурология  :  учеб.  пособие  для  вузов.  –  М.  : 

Академический Проект; Гаудеамус, 2009. – С. 89–118.  

5.  Культурология  :  краткий  тематический  словарь  /  под  ред.  

Г. В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 192 с.  

6. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – 

М. : Высшее образование, 2007. – С. 134–154. 

7. Культура как образование // История культурологии : учебник / под 

ред. А. П. Огурцова. – М. : Гардарики, 2006. – С. 366–371. 

8.  Культурология.  XX  век.  Энциклопедия.  –  СПб.  :  Университетская 

книга, 1998. – Т. 2. – С. 101, 342. 

9. Культурология : учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – 

М. : Высш. шк., 2007. – С. 126–138, 273–278.  

10. Основы культурологии : учеб. пособие / отв. сост. И. М. Быховская. – 

М. : Едиториал УРРС, 2005. – С. 480–492. 

11.  Руднев,  В.  П.  Энциклопедический  словарь  культуры  XX  века: 

ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. – М. : Аграф, 2003. – 608 с. 

12. Столяренко, Л. Д. Культурология : учеб. пособие. – М. : МарТ, Ро-

стов-на-Дону: МарТ, 2004. – С. 92–96. 


background image

14 

 

13. Толпыкина, Т. В. Культурология : учебник. – М. : Гардарики, 2005. – С. 

14–15, 25–30.  

14.  Фейблман,  Д.  К.  Культура  как  система  ценностей  //  Культурология  : 

программа  базового  курса,  хрестоматия,  словарь  терминов.  –  М.  :  ФАИР-
ПРЕСС, 2000. – С. 225–254. 

15. Флиер,  А.  Я. Культурология для культурологов / А.  Я. Флиер. –  М. : 

Академический Проект, 2000. – С. 237–239, 242–250. 

16. Хоруженко, К. М. Культурология : структурно-логические схемы. – М. : 

ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 112, 113, 115, 116, 117, 179. 

17. Хрестоматия по культурологии : учеб. пособие / под ред. А. А. Ра-

дугина. – М. : Центр, 1998. 

18.  Человек  и  общество  :  словарь-справочник.  Культурология.  –  Ро-

стов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 329, 486–487. 

19. Чёрная,  Л.  А. Культурология : Основы теории  : учеб. пособие. – М.  : 

Логос, 2003. – С. 71–75. 

 

Тема 5. ЯЗЫК И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы 

 

1.  Дайте  определение  понятию  «человеческий  естественный  язык». 

Чем отличаются естественные и искусственные языки? 

2.  Что  такое  язык  культуры?  Является  ли  он  универсальной  формой 

освоения реальности? 

3. В чём выражается фундаментальный характер и функции языка культуры? 
4. Классифицируйте языки культуры. 
5. Как вы понимаете такой тезис, как: «Текст – это язык культуры»? 
6. Дайте определение понятиям дописьменная и письменная культура. 
7. Различите такие понятия, как знак и символ.  
8. Согласны ли вы с тезисом о том, что культура – это символическая 

Вселенная (Э. Кассирер)? Аргументируйте ответ. 

9.  Что  такое  текстоцентризм?  Как  текстоцентризм  соотносится  с  та-

ким неологизмом, как «гипертекстоцентризм»?  

10.  Какие  символы  из  мира  культуры  вы  используете  в  своей  повсе-

дневной жизни? 

11. Как трактует символы немецкий психолог К. Г. Юнг? 
12. Являются ли ритуалы и мифы текстами культуры? Обоснуйте свой ответ. 
13.  Как  соотносится  мысль  и  язык?  Приведите  несколько  концепций 

на этот счёт? 

14. Расшифруйте афоризм Р. Декарта «Мыслю, следовательно, существую». 
15.  Дайте  энциклопедическое  определение  понятию  «межкультурная 

коммуникация» (понятие, структура, основные черты). 


background image

15 

 

16. Соотнесите такие понятия, как инкультурация, ассимиляция, акку-

льтурация. 

17.  Определите  понятие  «культурная  универсалия».  Приведите  при-

меры культурных универсалий. 

18. Что такое культурная трансмиссия? 
19. Расскажите о механизмах межкультурной коммуникации. 
20.  Что  такое  принцип  коммуникативной  целесообразности?  Приве-

дите примеры применения данного принципа. 

21.  Что  такое  культурный  шок?  Назовите  его  негативные  и  позитив-

ные последствия. Испытывали ли вы сами культурный шок? 

22.  Каковы  культурные  взаимодействия  в  условиях  глобализации 

и глокализации? 

23. Что подразумевает под собой культурная идентичность? На осно-

вании чего лично вы удостоверяете свою культурную идентичность? 

24.  Является,  ли  на  ваш  взгляд,  идентификация  глубинной  человече-

ской потребностью? 

25.  Что  означает  концепция  «свой  –  чужой»  в  системах  культуры? 

Проиллюстрируйте её примерами из истории культуры. 

26. Можно ли противопоставить  «диалог культуры»  «полилогу  куль-

туры» (по наследию В. С. Библера)? 

27. Какой смысл вкладывает Э. Тоффлер в свою теорию футурошока? 

 

Работа с первоисточником 

 

Прочитайте и законспектируйте  статью О. Б. Скородумовой  «Нацио-

нально-культурная идентичность в России в условиях становления инфор-
мационного  общества»  (http://www.zpu-journal.ru/  e-zpu/2010/4/).  Сформу-
лируйте собственную позицию на поставленную автором проблему. 

 

Интернет-тестирование 

 

Для  закрепления  теоретического  материала  пройдите  интернет-

тестирование по дисциплине «Культурология» на сайте http://i-exam.ru/.  

 

Рекомендуемая литература 

 

Основная 

 

1. Барт, Р. От произведения к тексту [Электронный ресурс].  – Режим 

доступа : http://palomar.vladimirpeople.com/text.html. – Загл. с экрана.  

2. Волошин, М. Чему учат иконы? // Культурология : хрестоматия для 

высшей школы / под ред. А. И. Кравченко. – М. : Екатеринбург : Академи-
ческий Проект; Деловая книга, 2003. – C. 428–433.