ВУЗ: Не указан

Категория: Шпаргалка

Дисциплина: Электроника

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 1689

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19. Фискальная политика – система мер, которые предпринимаются государством по изменению государственных расходов (G), налогов (T), предоставлению льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, занятости и предотвращения роста цен.

Виды фискальной политики: 1) фискальная политика стабилизации; 2) фискальная политика ограничения деловой активности.

Посмотрим график, где по оси (х) отложено время, а по оси (у ) – объем валового производства (ВВП).

Здесь три линии:

А – линия тренда, которая отражает тенденцию развития экономики;

Б – отражает реальный процесс развития экономики, ее цикличность: пик, спад, депрессию, кризис, подъем, рост;

В – отражает, результат осуществления фискальной политики государством.

Как видно из графика: основная цель фискальной политики – сглажевание колебаний в экономике.

Инструменты фискальной политики: - налоги; - государственные расходы.

Пример действия налогов:

1) Государство снижает ставку личного подоходного налого =>2) Рост доходов населения => 3) Рост потребительского спроса (т.е. рост потребительских расходов - C) => 4) Увеличение обьемов производства(Q) => 5) Увеличение объемов инвестиций (I).

Справочно, ставка подоходного налога: Республика Беларусь – 13% (2011), Россия – 12%(2011), Германия 14-45% (0%, если годовой доход ниже 7834 Евро (2009 год)), Эстония 21% (0%, если годовой доход физического лица меньше 1728 евро (2011 год)). В США федеральный подоходный налог с граждан сильно прогрессивен: первые $8950 дохода не облагаются федеральным подоходным налогом ($17,900 для супружеских пар в 2008), налоговые ставки варьируются от 10% (со следующих $8,025 облагаемого дохода в 2008) до 35% (на доходы выше $357,700), однако разнообразные вычеты из облагаемого налогом дохода (ипотечные проценты, налоги на недвижимость, образование и прочие) могут значительно уменьшить налоговое бремя для многих представителей среднего и верхнего среднего классов, особенно для домовладельцев со значительным ипотечным долгом. Кроме того, в 15 странах нет подоходного налога.

Интерестно. Кроме того, существует идея отрицательного подоходного налога, предложенная леди Райс-Уильямс.

Примичание – стадии 4 может не произойти, либо прогнозируемые объемы роста будут меньше достигнутых. Это связано с предельной склонность к сбережению: население может направить дополнительные доходы на сбережение (вспомнить Yd=C+S) – положить в кубышку в твердой валюте. Поэтому необходимо принимать во внимание и индекс доверия потребителей (Consumer confidence).

Аналогичное влияние на состояние потребительского и инвестиционного спроса могут оказывать государственные расходы: - государственные закупки; - трансферты.

Государство при осуществлении фискальной политики исполльзует как правило и налоги и государственные расходы.

В зависимости от воздействия на совокупный спрос (AD) в экономике фискальную политику можно подразделить на : 1) стимулирующую; 2) сдерживающую.


Расмотрим две модели.

1) Стимулирующая фискальная политика. Суть: налоги снижаются, а госрасходы увеличиваются. Как правило, приводит к дефициту бюджета.

2) Сдерживающая фискальная политика.



Суть: применяется при чрезмерноном экономическом росте с целью не допустить перегрев экономики (например, Китай). Государство увеличивает налоги и снижает госрасходы. Обычно приводит к профициту бюджета.



20. Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета (разность между поступлениями и доходами и отчислениями и расходами) в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления - разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной финансовой политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

При недискреционной финансовой политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве встроенных стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице). Эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит – дефицит госбюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

Циклический излишек – излишек госбюджета, вызванный автоматическим увеличением налоговых поступлений и уменьшением государственных трансфертов на фоне подъема деловой активности.


21. Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на ∆Т, то располагаемый доход Yd = Y - Т возрастает на величину ∆Т (рис. 25.2). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину ∆Т * b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 до Y2 на величину

Y = - ∆Т * b / (1 – b)

где ∆Y/∆Т = - b (1 – b) - мультипликатор налогов.

Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов:

налоги снижаются на ∆Т↓ =>

=> располагаемый доход увеличивается на ∆Т↑ =>

=> потребление увеличивается на b * ∆Т↑ =>

=> совокупные расходы увеличиваются на b * ∆Т↑ =>

=> совокупный доход увеличивается на b * ∆Т↑ =>

=> потребление увеличивается на b(b * ∆Т)↑ =>

=> совокупные расходы увеличиваются на b2 * ∆Т↑ =>

=> совокупный доход увеличивается на b2 * ∆Т↑ =>

=> потребление увеличивается на b(b2 * ∆Т)↑ => и т.д.

Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода У, то налоговая функция принимает вид:

Т = t * Y,

где t - предельная налоговая ставка.

В этом случае функция потребления имеет вид:

C = a + b (Y - tY) = a + b (l - t)Y, а модель налогового мультипликатора принимает вид:

где mt - налоговый мультипликатор в закрытой экономике.

Полная налоговая функция имеет вид:

T = Ta + tY, где Та - автономные налоги, не зависящие от величины текущего дохода Y (например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.); t - предельная налоговая ставка.

22. Деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.

В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:

обменивается на любой другой товар;

измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

Меры стоимости

Средства обращения

Средства платежа

Средства сбережения и накопления

Мировые деньги

Мера стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами

(т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.

Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий:

условия производства;

условия обмена.

Чтобы цены были сравнимы, их необходимо привести к единому масштабу.

Масштаб цен — это весовое содержание золота или серебра, фиксированное в качестве единицы измерения.


В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни.

Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок.

Средства платежа - время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа

(Т — О и О — Д).

Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.

Мировые деньги используются в международных расчетах.

В современной развитой экономике действуют три функции денег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.

23. Денежная масса – совокупность наличных денег и денег безналичного оборота. Для измерения денежной массы применяют специальные показатели, называемые агрегатными.

Структура денежной массы в РФ:

М0 – наличные деньги.

НВ – денежная база: М0 + обязательные резервы коммерческих банков в ЦБ + средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБ.

М1 – М0 + расчетные, текущие и прочие счета + вклады в коммерческих банках + депозиты (все срочные и бессрочные вклады клиентов банка, кроме сберегательных) до востребования в Сбербанке (средства, которые могут быть востребованы в любой момент).

М2 – М1 + срочные вклады в Сбербанке.

М2Х – М2 + депозиты в иностранной валюте.

М3 – М2 + депозитные сертификаты (свидетельство этого учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющих право вкладчика на получение депозита) + облигации государственного займа.

Равновесие наступает при M2>M1, укрепляется при M2+M3>M1.

На денежную массу влияют два фактора: количество денег в обращении и скорость их оборота. Количество денег в обращении опр-ся государством, исходя их потребностей товарного оборота и дефицита Федерального бюджета. На скорость обращения денег влияют длительность технологических процессов (тяжелая пром-ть или легкая), структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), уровень развития кредитных операций и взаиморасчетов, уровень процентных ставок за кредит, использование электронных технологий в банковском деле.


Скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта определяется как отношение валового нац-го продукта или нац-го дохода к денежной массе (агрегаты М1 или М2).

Уравнение И. фишера:

MV = PY

М - количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен (индекс цен); Y - объем выпуска (в реальном выражении).

24. Деньги необходимы, как минимум, для покупки товаров и оплаты услуг, а также для накопления их в качестве запаса. Эти исходные факторы и формируют спрос. Альтернативой деньгам на рынке выступают облигации и другие финансовые активы, поэтому, если эти неденежные активы принесут их владельцам больший процент, чем деньги, то население будет предпочитать покупку облигаций. Выгода владения деньгами, по сравнению с вложением их в ценные бумаги, заключается в следующих мотивах:

трансакционный мотив: деньги нужны для текущих расчетов в экономике;

спекулятивный мотив: деньги могут потребоваться для покупки тех же облигаций при благоприятных условиях;

мотив предосторожности связан с риском потери капитала.

В целом людям свойственно ценить ликвидность денег, сравнивая свои предпочтения с динамикой процентной ставки. Кроме того, по мере роста доходов населения увеличиваются и цены, а значит, требуется больше денег для обслуживания экономики.

Спрос на деньги – количество денег, которые домохозяйства и фирмы желают иметь в своем распоряжении в зависимости от имеющегося у них дохода и процентной ставки.

Изменение процентной ставки приводит к скольжению величины спроса вдоль кривой МД, и чем она выше, тем меньшее количество денег остается у населения и, следовательно, тем с большей скоростью они должны обращаться, чтобы обслужить большее количество сделок. Изменение дохода населения ведет к сдвигу кривой МД вправо или влево.

МД – спрос на деньги.





25. Предложение денег – это количество денег, выпущенных в обращение Центральным банком страны.

Если спрос формируется свободно на рынке в зависимости от потребностей населения в деньгах, то предложение всегда задается банковской системой государства .

MS – предложение денег.

На величину денежного предложения влияют три ключевых фактора:

размер денежной которую формирует Центробанк страны;

соотношение резервы-вклады, показывающее возможность коммерческих банков по увеличению денежной массы;

коэффициент депонирования, отражающий способность населения вкладывать деньги в коммерческие банки.

Равновесие на денежном рынке

MS – предложение денег;

MD – денежная масса.

В результате взаимодействия спроса и предложения денег возникает их рыночное равновесие, т. е. обеспечивается равенство количества предлагаемых на рынке денег той общей сумме, которую желает иметь у себя население (рис. 54.3)

Особенность денежного равновесия по сравнению с товарным и ресурсным рынками заключается в том, что оно является на рынке постоянным; в противном случае возникают серьезные сбои, нередко приводящие к финансовому кризису (как в августе 1998 г.).