Добавлен: 31.01.2019
Просмотров: 1688
Скачиваний: 3
Коммерческие банки. Они проводят основной объём валютных операций. В банках держат счета другие участники рынка и осуществляют через них необходимые для своих целей конверсионные и депозитно-кредитные операции. В банках концентрируются совокупные потребности товарных и фондовых рынков в обмене валют, а также в привлечении/размещении средств. Помимо удовлетворения заявок клиентов, банки могут проводить операции и самостоятельно за счёт собственных средств.
Фирмы, осуществляющие внешнеторговые операции. Суммарные заявки от импортёров формируют устойчивый спрос на иностранную валюту, а от экспортёров — её предложение, в том числе в форме валютных депозитов (временно свободных остатков на валютных счетах). Как правило, фирмы прямого доступа на валютный рынок не имеют и проводят конверсионные и депозитные операции через коммерческие банки.
Международные инвестиционные компании, пенсионные и хеджевые фонды, страховые компании. Их основная задача — диверсифицированное управления портфелем активов, что достигается размещением средства в ценные бумаги правительств и корпораций различных стран. На дилерском сленге их называют просто фондами (англ. funds). К данному виду можно отнести также крупные транснациональные корпорации, осуществляющие иностранные производственные инвестиции: создание филиалов, совместных предприятий и т.д.
Валютные биржи. В ряде стран функционируют национальные валютные биржи, в функции которых входит осуществление обмена валют для юридических лиц и формирование рыночного валютного курса. Государство обычно активно регулирует уровень обменного курса, пользуясь компактностью местного биржевого рынка.
Валютные брокеры. В их функцию входит сведение покупателя и продавца иностранной валюты и осуществление между ними конверсионной или ссудно-депозитной операции. За своё посредничество брокерские фирмы взимают брокерскую комиссию в виде процента от суммы сделки. Но сумма этой комиссии зачастую меньше, чем разница между ссудным процентом банка и ставкой по банковскому депозиту. Банки так же могут выполнять эту функцию. В этом случае они не выдают кредит и не несут соответствующие риски.
Частные лица. Граждане проводят широкий спектр операций, каждая из которых невелика, но в сумме могут формировать существенный дополнительный спрос или предложение: оплата зарубежного туризма; денежные переводы заработной платы, пенсий, гонораров; покупки/продажи наличной валюты как средства сбережения; спекулятивные валютные операции.
37. Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.
Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит»
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга
Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.
38. Среди множества проблем мирового экономического развития выделяется одна относительно молодая проблема: замена планово-централизованной экономики на рыночную в странах, которые до определенного момента считались социалистическими. Процесс этот в явном виде начался на рубеже 1980-х—1990-х годов прошлого столетия, и до сих пор описывается несколькими терминами: «переход», «трансформация», «транзит», «смена системы» и т.д. Страны, осуществляющие этот процесс, стали именоваться странами с переходной экономикой, с транзитной экономикой, трансформирующимися и т.п. Наибольшее распространение получил первый из этих терминов, хотя не исключено, что в будущем могут появиться и другие.
Международные экономические организации к этой категории относят только государства, образовавшиеся после распада СССР (т.е. страны Балтии и СНГ), Монголию и восточно-европейские государства (или их преемников). Остальные бывшие соцстраны (Китай, Вьетнам, Лаос, КНДР, Куба) отнесены к группе развивающихся. Считается, что эти страны продолжают «строить коммунизм» и, следовательно, никакого перехода не осуществляют. К тому же происходящие в Китае и Вьетнаме изменения преподносятся местными властями просто как реформирование существующей системы (хотя многие иностранные аналитики в последнее время все больше сомневаются в этом). Кроме того, Китай сознательно позиционирует себя как развивающуюся страну.
Сущность переходной экономики представляет собой смешанный тип хозяйствования, объединяющий черты планового и рыночного хозяйств. При этом предполагается, что с течением времени рыночные элементы будут постепенно заменять рудименты плановой экономики. Этот процесс в мировой истории происходит впервые, поэтому столь велико и внимание к нему.
Переходный период в обществе и экономике — это период сложной системной трансформации, единый и комплексный процесс, в котором все органично взаимосвязано. В экономике в этот период идет формирование качественно новых субъектов хозяйствования, правил и практики делового поведения. Преобладающей основой организации и функционирования бизнеса становится частная собственность на капитал (средства производства) и свобода цивилизованной конкуренции.
Вместе с тем системный переход является не самоцелью, а инструментом для достижения более важной цели: формирования рыночного хозяйства. Процесс перехода продолжается до сих пор, но конечная цель этого перехода все еще не достигнута. По всей видимости, сокращение разрыва между передовыми рыночными странами и постсоциалистическими государствами требует значительно большего времени, чем это считалось в начале трансформации. То, что развитые государства признали отдельные страны с переходной экономикой (например, Польшу, Венгрию, Чехию, Словению, страны Балтии, Россию и некоторые другие) странами с рыночной экономикой еще не означает, что все они стали таковыми в полной мере и в равной степени. Во многих случаях статус страны с рыночной экономикой давался не столько за достижение каких-либо показателей, характеризующих ту или иную сферу экономики, а сколько за стремление и постоянное продвижение по пути рыночных преобразований.
39. Переходная экономика – это состояние перехода от одной экономической системы к другой экономической системе, которое приводит к изменению ее основ, то есть форм хозяйственных связей, типов координации деятельности между субъектами экономики, типов собственности.
Отличительные черты переходной экономики:
1. Переходная экономика призвана сформировать основы новой экономической системы.
2. Переходная экономика, как правило – многоукладная экономика.
3. Переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство.
4. Относительная длительность преобразований в переходной экономике.
Особенности переходной экономики России состоят в следующем:
1. Современная переходная экономика России—это переход от “чистой” экономической системы к смешанной. Перед современной переходной экономикой стоит задача – восстановить присущую любой экономике смешанную, многоукладную экономическую систему с многообразием социально-экономических отношений (в том числе отношений собственности).
2. Отказ от системы всеобщих социальных гарантий и постепенных отход от социального патернализма к социальному рыночному хозяйству.
3. Преобразование экономики России, как и в других республиках бывшего СССР, осуществляется в условиях развала Советского Союза, распада политических связей, что безусловно сказалось и на разрыве прежних хозяйственных связей и сложившейся специализации в рамках СЭВ (Совета экономической взаимопомощи).
4. Изменения в экономике России и бывших социалистических стран носят геополитический характер.
Среди основных направлений экономической политики государства в переходный период следует выделить: приватизацию и формирование целого спектра различных отношений собственности.
Приватизация. В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем. Здесь переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, а значит, приватизация является составной частью комплексного подхода к реформированию экономики.
Приватизация (лат. privatus — частный) — это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может иметь скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.
В современной России приватизация приняла широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 г. В нем были заложены основы приватизации:
1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.
2. Созданы две государственные структуры: первая — комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом, вторая — фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.
3. Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Справедливости ради отметим, что реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе и поэтому сам закон подвергается критике.
Особенности приватизации в России сводятся к следующим:
1. Приватизация носила директивный характер и по существу была принудительной.
2. Продажа предприятий происходила в очень сжатые сроки без рыночной реструктуризации.
3. Применялись особые квазиденьги – «ваучеры» без их экономической направленности (бесплатно раздавались!).
4. Основной капитал приватизируемых предприятий оценивался по остаточной стоимости, без учета инфляции, то есть в десятки и сотни раз меньше их рыночной стоимости.
5. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Всего за 4 года в частные руки перешло не менее 70% собственности (без земли), но работать предприятия не стали лучше. Большинство населения осталось без собственности.
6. Не проводилась реституция (возврат собственности прежним владельцам).
Предлагавшиеся обществу целевые установки приватизации имели часто демагогический характер, воплощая идеи «вернуть собственность народу», сделать всех трудящихся настоящими собственниками» и т. п. В первой Государственной программе приватизации 1992 г. цели приватизации в России формулировались так.
1. Формирование слоя частных собственников и содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики.
2. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.
3. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации.
4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ.
5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.
6. Привлечение иностранных инвестиций.
Можно условно выделить следующие этапы приватизации в России:
• 1988-1991 гг. — спонтанная приватизация, связанная с принятием союзного закона «О государственном предприятии»; проходит и бесплатная приватизация жилья.
• 1992-1994 гг. — массовая приватизация с помощью ваучеров;
• с 1995 г. — денежная приватизация, включающая продажу государственных активов за деньги и по рыночной стоимости.
На первом этапе приватизация регулировалась в основном указами Президента РФ, зачастую противоречившими законам и Конституции. Наиболее известен в этом плане первый такой указ от 29 декабря 1991 г. «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Ряд президентских указов был посвящен приватизации в отдельных стратегически важных отраслях промышленности: добыче, переработке и транспортировке нефти, электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, военно-промышленном комплексе.
Часто сохранение старых процессов достигалось с помощью формирования холдинговых компаний, финансово-промышленных групп и принудительного картелирования. В результате в ряде случаев государственная монополия сменилась более вредоносной частной монополией, зачастую с преобладающим финансовым участием государства, но фактически неподконтрольной ему.
Второй этап – так называемая чековая приватизация. Она регулировалась в основном подзаконными актами: указами Президента и постановлениями Правительства. В законах была предусмотрена лишь возможность такой приватизации, а акцентирование внимания на ней являлось инициативой исключительно исполнительной власти.