Добавлен: 31.01.2019
Просмотров: 4559
Скачиваний: 45
4.5. Задание на выполнение лабораторной работы
1. Определить заряд, выделяемый при прямом пьезоэффекте.
2. Вычислить пьезомодуль пьезоэлектрика при прямом пьезоэффекте.
3. Построить АЧХ выходного напряжения пьезоэлектрика при обратном пьезоэффекте.
4. По полученному графику определить резонансную частоту. На слух проверить соответствует ли частота резонанса максимальной громкости звучания пьезоизлучателя.
4.6. Программа работы
1. Прочитать методические указания по подготовке и проведению лабораторной работы.
2. Получить у преподавателя вариант задания исходных данных к работе.
3. При ознакомлении с рабочим местом проверить наличие необходимых приборов и соединительных проводников (в случае отсутствия какого-либо комплектующего элемента типового комплекта необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю или техническому персоналу);
4. Перед сборкой цепи проверить, чтобы все приборы на рабочем столе были выключены;
4.6.1. Опыт 1: Изучения прямого пьезоэффекта и расчёт пьезомодуля пьезоэлектрика
1. Согласно (рис. 4.3, б) выполнить электрические соединения модулей для изучения прямого пьезоэффекта. Монтаж схемы производить при отключенном питании. Элементы VD1 и С1 (рис. 4.3, б) установлены в схеме «Прямой пьезоэффект».
Для сборки схемы эксперимента воспользоваться модулем «Прямой и обратный пьезоэффект. Наборное поле». После проверки правильности соединений схемы преподавателем или лаборантом, подать напряжение питания на комплект включением автоматического выключателя и УЗО «Модуля питания».
Рис. 4.3. Схема электрическая пикового детектора
2. Запустить программу «DiSco». Выбрать режим работы осциллографа «Самописец». Установить развёртку на 10 мкс, установить развертку канала «А» на 15 В. Включить сбор данных кнопкой «Запуск». Произвести нажатие кнопки (воздействие силы F на рис. 4.3, а), расположенной на схеме «Прямой пьезоэффект».
3. По полученной осциллограмме (рис. 4.4) определить значение пикового напряжения Uпик заносить в табл. 4.1
Рис. 4.4
4. Повторить измерения по пунктам 3 несколько раз С ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ НЕ МЕНЕЕ 3 с. Результаты заносить в табл. 4.1.
Таблица 4.1
№ п.п. |
Umax |
Среднее напряжение <Umax>, B |
∂, Кл/Н |
1 |
|
|
|
2 |
|
||
……. |
|
5. Рассчитать пьезомодуль, используя формулы (4.1) и (4.2). Сила воздействия на диэлектрик F = 21 Н и ёмкость конденсатора С = 10 нФ.
Для определения пьезомодуля используя формулу (4.1) необходимо измерить выделяемый заряд при воздействии на пьезоэлектрик силы F.
На схеме 4.3, б весь заряд, выделенный пьезоэлектриком, переносится в ёмкость конденсатора. Измерив значение пикового напряжения Uпик по формуле (4.3), определим значение заряда Q.
Q = CU. (4.3)
Сравнить значение рвсчитанного пьезомодуля ∂ со справочным.
6. После оформления отчета и проверки результатов преподавателем необходимо разобрать схему.
4.6.2. Опыт 2: изучения обратного пьезоэффекта и определение резонансной частоты пьезорезонатора
1. Согласно рис. 4.5 выполнить электрические соединения модулей для изучения обратного пьезоэффекта. Монтаж схемы производить при отключенном питании.
Рисунок 2.15- Схема электрическая соединений типового комплекта для изучения обратного пьезоэффекта.
Запустить программу «DiSco», установить усиление 12 В/э, развертку 10 мкс, синхронизировать по каналу «А».
2. После проверки правильности соединений схемы преподавателем или лаборантом, подать напряжение питания на комплект включением автоматического выключателя и УЗО «Модуля питания». Включить мультиметры и модуль «Функциональный генератор».
Установить следующий режим работы модуля «Функциональный генератор»:
– тип сигнала - синусоидальный «~»;
– частота сигнала - 50 Гц;
Установить амплитуду входного сигнала 8 В.
3. Порядок снятия АЧХ и определение резонансной частоты:
– увеличивая частоту входного сигнала кнопками увеличения частоты на модуле «Функциональный генератор», контролировать напряжение U1 и поддерживать его на постоянном уровне, при помощи кнопок увеличения/уменьшения амплитуды на модуле «Функциональный генератор»;
Последовательно увеличивая частоту сигнала до 2 кГц, измерять амплитуду напряжения U2 на пьезоэлектрике BF2, значения заносить в табл. 4.2.
Таблица 4.2
-
№ п.п.
f, Гц
U2, В
1
2
…
4. По экспериментальным данным построить АЧХ в логарифмическом масштабе. По графику определить резонансную частоту (частота соответствующая максимальной амплитуде).
На слух определить, соответствует ли частота резонанса максимальной громкости звучания пьезоизлучателя.
5. После оформления отчета и проверки результатов преподавателем необходимо разобрать схему, предоставить комплект в полном составе и исправности преподавателю или лаборанту.
4.7. Содержание отчета
1. Название работы. Цель работы.
2. Используемое оборудование и схемы электрических соединений.
3. Результаты измерений.
4. Результаты расчётов и построенные опытные зависимости (графики).
5. Краткие выводы по каждой работе, анализ полученных результатов:
– сравнение опытных зависимостей (графиков) с теоретическими;
– сравнение полученных экспериментальных значений с табличными, с обязательными ссылками на источники информации;
– сопоставление их расхождений с точностью измерений.
6. Обобщающий вывод по всей лабораторной работе. Вывод включает в себя:
а) основные численные результаты работы;
б) погрешность измерений, в случае относительной погрешности более 15% обязательны анализ и указание причин, приведших к снижению точности эксперимента.
4.8. Контрольные вопросы
1.Приведите определение прямого и обратного пьоэффекта? В каких диэлектриках наблюдаются эти явления?
2.От каких факторов зависят пьезоэлектрические свойства сегнетоэлектри- ческой керамики?
Лабораторная работа № 5
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРОБОЙ В ДИЭЛЕКТРИКАХ
5.1. Цель работы
Закрепить и расширить знания студентов по теории пробоя газообразных диэлектриков.
5.2. Задачи работы
1. Определить электрическую прочность воздуха.
2. Сравнить полученные результаты со справочными данными.
5.3. Краткие теоретические сведения
Пробой - потеря электрической прочности под действием напряжённости электрического поля - может иметь место как в образцах различных диэлектриков и систем изоляции, так и в электроизоляционных системах любого электротехнического устройства - от мощных генераторов и высоковольтных трансформаторов до любого бытового прибора. Сочетание в системах изоляции материалов, разных по электрической прочности, может приводить к серьёзным осложнениям в эксплуатации самых разнообразных электротехнических устройств, особенно высокого напряжения, где изоляция работает в сильных электрических полях и может возникнуть её пробой.
Причины пробоя бывают различными, поэтому не существует единой универсальной теории пробоя. В любой изоляции пробой приводит к образованию в ней канала повышенной проводимости, достаточно высокой, чтобы произошло короткое замыкание в данном электротехническом устройстве, создающее аварийную ситуацию, по существу выводящую это устройство из строя. Однако в этом отношении пробой может проявлять себя в разных системах изоляции по- разному. В твёрдой изоляции, как правило, канал пробоя сохраняет высокую проводимость после выключения, приведшего к пробою напряжения, явление протекает необратимо. В жидких и газообразных диэлектриках вследствие высокой подвижности их частиц электрическое сопротивление канала пробоя восстанавливается вызвавшего его напряжения практически мгновенно.
Пробивное напряжение обозначается Uпp и измеряется чаще всего в киловольтах. Электрическая прочность определяется пробивным напряжением отнесенным к толщине диэлектрика в месте пробоя:
, (5.1)
гдe h – толщина диэлектрика.
Удобные для практических целей численные значения электрической прочности диэлектриков получаются, если пробивное напряжение выражать в киловольтах, а толщину диэлектрика – в миллиметрах. Тогда электрическая прочность будет в киловольтах на миллиметр. Для сохранения численных значений и перехода к единицам системы СИ используют единицу МВ/м:
1 MB/м = 1кВ/мм = 106 В/м.
Пробой газа обусловливается явлением ударной и фотонной ионизации. Пробой жидких диэлектриков происходит в результате ионизационных и тепловых процессов. Одним из главнейших факторов, способствующих пробою жидкостей, является наличие в них посторонних примесей. Пробой твердых тел может вызываться как электрическим, так и тепловым процессами, возникающими под действием поля.
Тепловой пробой является следствием уменьшения активного сопротивления диэлектрика иод влиянием нагрева в электрическом поле, что приводит к росту активного тока и дальнейшему увеличению нагрева диэлектрика вплоть до его термического разрушения.
При длительном действии напряжения пробой может быть вызван электрохимическими процессами, происходящими в диэлектрике под воздействием электрического поля.
Из изложенного следует, что пробой газов – явление чисто электрическое. Поэтому все численные результаты экспериментов по пробою газов относятся к максимальным (амплитудным) значениям.
При повышении напряжения между электродами внезапно возникает искра, которая затем переходит в дугу, если источник напряжения имеет достаточную мощность.
Зависимость электрической прочности воздуха (амплитудные значения) от расстояния между электродами показана на рис. 5.1
Рис. 5.1. Зависимость электрической прочности воздуха от расстояния между электродами в случае однородного поля
5.4. Используемое оборудование
Минимодуль
«Пробой газообразного диэлектрика» с
различными воздушными промежутками;
Прибор «МЕГАОММЕТР
Е6-24»; Защищенные
соединительные проводники.
5.5. Задание на выполнение лабораторной работы
1. Подавая на исследуемый образец напряжение от 500 В до 2500 В визуально пронаблюдать возникновение искры между электродами при пробое.
2. По полученному напряжению пробоя определить электрическую прочность воздуха.
3. Проверить результаты со справочными данными.
5.6. Программа работы
1. Прочитать методические указания по подготовке и проведению лабораторной работы.
2. Получить у преподавателя вариант задания исходных данных к работе.
3. При ознакомлении с рабочим местом проверить наличие необходимых приборов и соединительных проводников (в случае отсутствия какого-либо комплектующего элемента типового комплекта необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю или техническому персоналу);
4. Перед сборкой цепи проверить, чтобы все приборы на рабочем столе были выключены;
5. Согласно рисунку 5.2 выполнить электрические соединения модулей для изучения пробоя в твёрдых диэлектриках. Монтаж схемы производить при отключенном питании. Исследуемый образец выдается преподавателем (в работе исследуются 2 образца с фиксированным расстоянием между электродами). Образцы подключаются к соответствующим гнездам на мегаомметре защищёнными проводниками. При использовании мегаоммегра необходимо соблюдать особые меры предосторожности. На выводах прибора присутствует высокое напряжение до 2500В. Во избежание поражения электрическим током во время работы прибор не следует держать в руках. Использовать мегаоммегр разрешается только лицам имеющим допуск к работе с аппаратурой, функционирующей под напряжением выше 1000В (лаборант, техник), в противном случае категорически запрещается выполнять данную лабораторную работу.
Рис. 5.2. Схема соединений прибора измерения сопротивления изоляции и минимодуля «Пробой газообразного диэлектрика»
6. Включить мегаомметр. Установить испытательное напряжение 500 В нажатием кнопки «URr». Для осуществления измерения сопротивления и электрической прочности воздуха необходимо нажать и удерживать кнопку «Лх» пока не установится значение сопротивления. Трёхразрядный семисегментный индикатор отображает значение сопротивления испытуемого образца, а расположенные правее светодиодные индикаторы – единицу измерения «G» – ГОм (109Ом), «М» – МОм (106Ом).
7. Символ «П» на индикаторе означает, что при данном испытательном напряжении пробой диэлектрика не произошел. Увеличить испытательное напряжение до 1000В и повторить измерения по п.З. Если пробой не произошел увеличить напряжение до 2500В. Заносить в табл. 5.1 значение напряжения, при котором произошел пробой.
Визуально пронаблюдать возникновение искры между электродами при пробое.
Результат заносить в табл. 5.1
Таблица 5.1
№ п.п. |
U, В |
h, мм |
Епр, МВ/м |
<Епр>, МВ/м |
1 -ый образец |
|
|
|
|
… |
|
|
|
8. Повторить измерения по пунктам 6-7 для разных выданных образцов Результаты заносить в табл. 5.1. Рассчитать электрическую прочность Eпр для всех исследованных образцов по формуле (5.1). Толщина воздушного слоя h указана на минимодуле.
9. Рассчитать среднее значение <Eпр> и сравнить его со справочным.
10. После оформления отчета и проверки результатов преподавателем необходимо разобрать схему, предоставить комплект в полном составе и исправности преподавателю или лаборанту.
5.7. Содержание отчета
1. Название работы. Цель работы.
2. Используемое оборудование и схемы электрических соединений.
3. Результаты измерений.
4. Результаты расчётов и построенные опытные зависимости (графики).
5. Краткие выводы по каждой работе, анализ полученных результатов:
– сравнение опытных зависимостей (графиков) с теоретическими;
– сравнение полученных экспериментальных значений с табличными, с обязательными ссылками на источники информации;
– сопоставление их расхождений с точностью измерений.
6. Обобщающий вывод по всей лабораторной работе. Вывод включает в себя:
а) основные численные результаты работы;
б) погрешность измерений, в случае относительной погрешности более 15% обязательны анализ и указание причин, приведших к снижению точности эксперимента.
5.8. Контрольные вопросы
1. Опишите механизмы и назовите условия пробоя диэлектриков?
2. Почему значение напряжения пробоя не характеризует электрическую прочность диэлектрика.
3. У каких диэлектриков наибольшая электрическая прочность, у каких наименьшая (твердых, жидких или газообразных)? Объяснить, чем вызвано это явление.