Добавлен: 31.01.2019
Просмотров: 4558
Скачиваний: 45
. (9.4)
Прологарифмировав уравнение (9.4), получим:
.
Полученная зависимость lnR от 1/Т является линейной, и график зависимости lnR от обратной температуры T–1 будет представлять собой некоторую прямую, угловой коэффициент которой пропорционален энергии активации соответствующего участка температурной зависимости. Следовательно, найдя из графика угловой коэффициент, можно вычислить энергию активации.
. (9.5)
9.4. Используемое оборудование
«Модуль питания», модуль «Магнитомягкие материалы и тепловой коэффициент сопротивления / емкости», модуль «Мультиметры», «Измеритель RLC», минимодуль «ТКС полупроводников», соединительные проводники.
9.5. Задание на выполнение лабораторной работы
1. На основании экспериментальных данных построить графики зависимости lnR(1/T) для исследуемых образцов.
2. По графикам определить температурные коэффициенты сопротивления ТКR.
3. Вычислить энергию активации полупроводников для исследуемых образцов.
9.6. Программа работы
1. Прочитать методические указания по подготовке и проведению лабораторной работы.
2. Получить у преподавателя вариант задания исходных данных к работе.
3. При ознакомлении с рабочим местом проверить наличие необходимых приборов и соединительных проводников (в случае отсутствия какого-либо комплектующего элемента типового комплекта необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю или техническому персоналу);
4. Перед сборкой цепи проверить, чтобы все приборы на рабочем столе были выключены;
5. Изучить теоретический материал достаточный для выполнения лабораторной работы. Ответить на контрольные вопросы и получить у преподавателя допуск к проведению лабораторной работы.
6. Согласно рис. 9.2 выполнить электрические соединения модулей. Монтаж схемы производить при отключенном питании.
В качестве источника питания для нагрева использовать нерегулируемый выход модуля питания «15В».
Установить минимодуль «Полупроводники» в соответствующие гнезда модуля «Магнитомягкие материалы и тепловой коэффициент сопротивления / емкости» (минимодуль выделен пунктирной линией), располагать его так, как указано на рис. 9.2.
В качестве омметра PR использовать RLC-метр, выбрать режим измерения сопротивления, нажимая кнопку L/C/R; диапазон измерения выбирается автоматически при измерении.
В качестве термометра Р1 использовать мультиметр 1 (далее мультиметр Р1). Установить режим измерения температуры «°С».
После проверки правильности соединений схемы преподавателем или лаборантом, подать напряжение питания на комплект включением автоматического выключателя и УЗО «Модуля питания». Включить мультиметры. Если термопара не соединена с гнездами мультиметра Р1 на его индикаторе будет отображена комнатная температура. Подключить термопару к входу «ТЕМР» мультиметра и, если показания температуры ниже комнатной, изменить полярность подключения (перевернуть вилку термопары).
Рисунок 9.2. Схема электрическая соединений типового комплекта для измерения ТКС полупроводников
7. Для измерения сопротивления первого полупроводника переключить тумблер SA1 в верхнее положение, для измерения сопротивления второго полупроводника - в нижнее. Полученные значения заносить в табл. 9.1.
Таблица 9.1
№ п.п. |
Температура. °С |
Сопротивление полупроводников R, Ом |
||||||
Нагревание |
Охлаждение |
Среднее сопротивление <R> |
||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|||
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
100° |
|
|
|
|
|
|
8. Наблюдать за показаниями термометра и омметра, и через каждые 5 °С одновременно заносить значения сопротивлений полупроводников и температуры в табл. 9.1. Для переключения между проводниками использовать тумблер SAL Измерения проводить до 100°С. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ НАГРЕВАТЬ ОБРАЗЦЫ ВЫШЕ 100°С.
9. Отключить питание и провести измерения в тех же температурных точках при охлаждении образцов. Полученные значения заносить в табл. 9.1. Так как охлаждение ниже 40 °С происходит медленно, допускается не охлаждать ниже 30 – 40 °С (по указанию преподавателя).
10. После оформления отчета и проверки результатов преподавателем необходимо разобрать схему, предоставить комплекс в полной комплектности и исправности преподавателю или лаборанту.
11. По данным опыта (табл. 9.1.) построить графики зависимостей <Rl>(t), <R4>(t). Точку пересечения осей графика выбирать таким образом, чтобы кривая графика занимала максимальную область построения.
12. По результатам измерения (табл. 9.1.) вычислить абсолютную температуру Т, обратную температуру T–1 и ln(R) для каждого образца, заносить полученные значения в табл. 9.2.
Т = t + 273,
где t - температура в °С.
Таблица 9.2
№ опыта |
Т, К |
T1, K-1 |
ln(R1) |
ln(R2) |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
13. Построить графики зависимости lnR1(T–1), lnR2(T–1) и найти ко-эффициент 2, как тангенс угла наклона графика. Вычислить энергию активации полупроводников в джоулях по (9.5).
14. Сделать обобщающий вывод о характере температурной зависимости сопротивления полупроводников. Сопоставить полученные результаты с теоретическими.
15. После оформления отчета и проверки результатов преподавателем необходимо разобрать схему, предоставить комплект в полном составе и исправности преподавателю или лаборанту.
9.7. Содержание отчета
1. Название работы. Цель работы.
2. Используемое оборудование и схемы электрических соединений.
3. Результаты измерений.
4. Результаты расчётов и построенные опытные зависимости (графики).
5. Краткие выводы по каждой работе, анализ полученных результатов:
– сравнение опытных зависимостей (графиков) с теоретическими;
– сравнение полученных экспериментальных значений с табличными, с обязательными ссылками на источники информации;
– сопоставление их расхождений с точностью измерений.
6. Обобщающий вывод по всей лабораторной работе. Вывод включает в себя:
а) основные численные результаты работы;
б) погрешность измерений, в случае относительной погрешности более 15% обязательны анализ и указание причин, приведших к снижению точности эксперимента.
9.8. Контрольные вопросы
1. В чем принципиальное отличие полупроводников и проводников?
2. Приведите определение терморезистора?
3. Какие материалы используются для изготовления терморезисторов?
4. Как зависит ТКС терморезистора от температуры?
5. Описать метод определения температурного коэффициента сопротивления используемый в данной лабораторной работе.
Лабораторная работа № 10
ФОТОПРОВОДИМОСТЬ
10.1. Цель работы
Изучить явление фотопроводимости полупроводников.
10.2. Задачи работы
1. Определить параметры полупроводника, применяемого для изготовления фоторезистора.
2. По осциллограмме тока определить значение времени жизни носителей заряда в полупроводнике.
10.3. Краткие теоретические сведения
10.4. Используемое оборудование
10.5. Задание на выполнение лабораторной работы
1. На основании экспериментальных данных натурального логарифма изменения тока через полупроводник ln(i) от натурального логарифма светового потока ln(E).
2. Вычислить параметры полупроводника (коэффициент и показатель степени x), применяемого для изготовления фоторезистора.
3. По осциллограмме тока определить значение времени жизни носителей заряда в полупроводнике.
10.6. Программа работы
1. Прочитать методические указания по подготовке и проведению лабораторной работы.
2. Получить у преподавателя вариант задания исходных данных к работе.
3. При ознакомлении с рабочим местом проверить наличие необходимых приборов и соединительных проводников (в случае отсутствия какого-либо комплектующего элемента типового комплекта необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю или техническому персоналу);
4. Перед сборкой цепи проверить, чтобы все приборы на рабочем столе были выключены;
10.7. Содержание отчета
1. Название работы. Цель работы.
2. Используемое оборудование и схемы электрических соединений.
3. Результаты измерений.
4. Результаты расчётов и построенные опытные зависимости (графики).
5. Краткие выводы по каждой работе, анализ полученных результатов:
– сравнение опытных зависимостей (графиков) с теоретическими;
– сравнение полученных экспериментальных значений с табличными, с обязательными ссылками на источники информации;
– сопоставление их расхождений с точностью измерений.
6. Обобщающий вывод по всей лабораторной работе. Вывод включает в себя:
а) основные численные результаты работы;
б) погрешность измерений, в случае относительной погрешности более 15% обязательны анализ и указание причин, приведших к снижению точности эксперимента.
10.8. Контрольные вопросы
Лабораторная работа № 11
КОНТАКТНЫЕ
ЯВЛЕНИЯ В ПОЛУПРОВОДНИКАХ
И БАРЬЕРНЫЙ
ФОТОЭФФЕКТ
11.1. Цель работы
Изучить явления, возникающие при контакте полупроводников, измерить фотоэдс и фототок при различной освещенности и определить параметры полупроводника примененного для изготовления фотодиода.
11.2. Задачи работы
1. Построить график зависимости тока насыщения светодиода ic от светового потока E, облучаемого фотодиод.
2. Построить график зависимости фотоэдс UBL от светового потока E.
11.3. Краткие теоретические сведения
Контакты полупроводника с металлом или с другим полупроводником обладают иногда выпрямляющими свойствами, т. е. значительно эффективнее пропускают ток в одном направлении, чем в обратном. Это происходит потому, что в приконтактной области изменяется концентрация или даже тип носителей заряда, т. е. образуется пространственный заряд, обеспечивающий контактную разность потенциалов, необходимую для выравнивания (в состоянии равновесия) уровней Ферми по обе стороны контакта.
В отличие от металлов, в полупроводниках эта область оказывается достаточно широкой, чтобы при малой концентрации носителей обеспечить нужный перепад потенциала. Если знак контактной разности потенциалов таков, что концентрация носителей в приконтактной области становится меньшей, чем в объёме полупроводника, то приконтактный слой определяет сопротивление всей системы. Внешняя разность потенциалов дополнительно уменьшает число носителей в приконтактной области, если она добавляется к контактной разности потенциалов или, наоборот, увеличивает их концентрацию, если знак её противоположен. Таким образом, сопротивление контакта для токов в прямом и обратном направлениях существенно различаются, что и обеспечивает выпрямляющие свойства контакта.
Такие контакты явились первыми полупроводниковыми приборами (выпрямители, детекторы), однако развитие полупроводниковой электроники началось лишь после того, как были созданы р-п переходы - контакты областей полупроводника с разным типом проводимости внутри единого полупроводникового кристалла. Контактная разность потенциалов в этом случае близка к ширине запрещенной зоны, так как уровень Ферми (уровень WF на рис. 11.1) в п- области лежит вблизи дна зоны проводимости WС (рис. 11.1), а в р-области - вблизи валентной зоны WV (рис. 11.1). Уменьшающая её внешняя разность потенциалов вызывает диффузионные потоки электронов в р-область и дырок в n-область (инжекцию неосновных носителей тока). В обратном направлении р-п переход практически не пропускает ток, т.к. оба типа носителей оттягиваются от области перехода. В полупроводниках с большой длиной диффузии, таких, как Gе и Si, инжектированные одним р-п -переходом неравновесные носители могут достигать другого, близко расположенного р-п перехода, и существенно определять ток через него. Возможно изменение тока через р-п переход, при создании вблизи него неравновесных носителей каким-либо другим способом, например освещением. Первая из этих возможностей управления током р-п перехода (инжекция) является физической основой действия транзистора, а вторая (фотоэдс) - фотодиода и солнечных батарей.
На рис. 11.1 приведены зонные диаграммы, иллюстрирующие этапы формирования электронно-дырочного перехода.
Рис. 11.1. Зонные диаграммы
Границу, где уровень Ферми пересекает середину запрещенной зоны, называют физическим р-п переходом.
Вольтамперная характеристика р-п перехода (диода) с приложенным внешним напряжением U будет иметь следующий вид:
,
где β – коэффициент, характеризующий свойства р-п перехода; iC – плотность тока насыщения.
На рис. 11.2 изображена вольтамперная характеристика р-п перехода:
Рис. 11.2. Вольтамперная характеристика р-п перехода
На рис. 11.2 Uпр – максимальное падение напряжения на диоде, при пропускании через него тока в прямом направлении; iC – ток насыщения, максимальный ток проходящий через диод, при пропускании через него обратного тока.
Фотоэлектрические полупроводниковые приборы с генерацией ЭДС при воздействии излучения на область р-п перехода, называются фотоэлементами. Фотоэлементы служат преобразователями световой энергии в электрическую. Некоторой разновидностью фотоэлементов являются солнечные элементы, предназначенные для преобразования солнечных лучей в электрическую энергию. Совокупность электрически соединенных фотоэлементов называется солнечной батареей.
В фотодиодах на основе р-п - переходов используется эффект разделения на границе электронно-дырочного перехода созданных оптическим излучением неосновных неравновесных носителей. На рис. 11.3 схематически изображен фотодиод и схема его включения.
Вольтамперная характеристика для активного режима работы (приложено внешнее напряжение) имеет вид:
(11.1)
Рассмотрим два частных случая уравнения (1.38).
1. Режим холостого хода (разомкнутая цепь). Ток во внешней цепи отсутствует (i = 0), а напряжение на выводах фотоэлемента будет максимальным и равным ЭДС фотоэлемента. Он определяется, по непосредственно подключенному вольтметру к выходам фотодиода.
2. Режим короткого замыкания. При этом напряжение на выводах фотодиода отсутствует, а сила тока равна силе фототока.
Основными характеристиками фотодиодов является зависимость фототока и фотоэдс от светового потока, падающего на элемент.
Рис. 11.3. Схема функциональная включения фотодиода
Световая характеристика представляет собой зависимость величины фототока iФ от светового потока Е, падающего на фотоэлемент. Количество электронно-дырочных пар, образующихся в фотоэлементе при освещении, пропорционально количеству фотонов, падающих на фотоэлемент. Поэтому фототок будет пропорционален величине светового потока:
, (11.2)
где K – коэффициент пропорциональности, зависящий от параметров фотоэлемента.
Подставив выражение (11.1) в (1.40) получим зависимость силы тока в цепи фотодиода от светового потока Е и напряжения на фотодиоде U.
. (11.3)