Добавлен: 31.01.2019
Просмотров: 2777
Скачиваний: 4
Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта
Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух
подсистем: 1) управляемая подсистема (объект управления), 2) управляющая подсистема (субъект управления).
Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:
1) Денежный оборот;2) Финансовые ресурсы;3) Кругооборот капитала; 4) Финансовые отношения.
Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов,
технических средств, а также специалистов, организованных в определенную
финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное
функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления
являются: 1) Кадры (подготовленный персонал); 2) Финансовые инструменты и методы;
3) Технические средства управления; 4) Информационное обеспечение.
Цель финансового менеджмента.
Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.
Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста
благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.
Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца.
Задачи, решаемые с помощью менеджмента: - текущие; - стратегические.
Основные задачи финансового менеджмента:
1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития. 2). Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия. 3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия. 4). Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения. 5). Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.
35. Прибыль и ее виды.
Прибыль — это
денежное выражение основной части
денежных накоплений, создаваемых
предприятиями любой формы собственности.
Как экономическая категория она
характеризует финансовый результат
предпринимательской деятельности
предприятий.
§
2. Виды прибыли и их состав
Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.
Основными видами прибыли являются:
-
общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);
-
прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
-
прибыль от финансовой деятельности;
-
прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
-
налогооблагаемая прибыль;
-
чистая прибыль.
Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций определяется как результат по операциям, отражаемым на счетах 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов», а также как разница между общей суммой полученных и уплаченных:
штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;убытков от стихийных бедствий;потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);рентных платежей в бюджет;доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;доходов от казино, видеосалонов и пр.;
прибыли от страховой деятельности;прибыли от отдельных банковских операций и сделок;курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.
Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.
Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.
Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях.
36.Сущность управления
оборотным капиталом. Значимость
управления денежными средствами.
Предприятию
постоянно необходимо эффективно
использовать оборотный капитал. Для
этого им нужно управлять. С одной стороны,
необходимо более рационально использовать
имеющиеся оборотные ресурсы (речь идет
прежде всего об оптимизации производственных
запасов, сокращении незавершенного
производства, совершенствовании
производства, совершенствовании форм
расчетов и др.). С другой стороны, в
настоящее время предприятия имеют
возможность выбирать разные варианты
списания затрат на себестоимость,
определения выручки от реализации
продукции (работ, услуг) для целей
налогообложения и др.
Главная цель
управления оборотным капиталом
предприятия – максимизация прибыли на
вложенный капитал при обеспечении
устойчивой и достаточной платежеспособности
предприятия. Предприятие в случае
эффективного управления своими и чужими
оборотными средствами может добиться
рационального экономического положения.
К
объектам управления оборотным капиталом
относят следующие.
1. Запасы, управление
которыми означает определение потребности
в них, обеспечивающей бесперебойный
процесс производства и реализации.
2.
Дебиторскую задолженность, управление
которой предполагает:
– определение
политики предоставления кредита и
инкассации для различных групп покупателей
и видов продукции;
– анализ и
ранжирование покупателей в зависимости
от объемов закупок, истории кредитных
отношений и предлагаемых условий
оплаты;
– контроль расчетов с
дебиторами по отсроченной или просроченной
задолженности и т. д.
3. Денежные
средства, управление которыми
осуществляется путем прогнозирования
денежного потока.
Управление оборотными
средствами включает решение следующих
задач:
– ведение расчета минимально
достаточных средств для авансирования
оборотных активов с целью бесперебойной
и ритмичной работы предприятия (эта
задача решается нормированием оборотных
средств);
– разработка учетной
политики для оптимизации налогообложения
путем: выбора методов амортизации МБП,
списания товарно-материальных ценностей,
определения выручки от реализации и т.
д.;
– осуществление ускорения
оборачиваемости оборотных средств на
каждой стадии оборота капитала.
В
целях управления оборотными средствами
на предприятии должна быть создана
специальная система.
Она должна иметь
следующие элементы:
1) персонал – это
могут быть работники предприятия,
которые непосредственно занимаются
управлением оборотными средствами
(работники финансовой службы), либо
работники, которые в той или иной мере
выполняют функции по управлению
оборотными средствами (например,
технологи, рассчитывающие нормы расхода
материальных ресурсов);
2) соответствующую
организационную структуру – работа по
управлению оборотными средствами должна
координироваться в рамках определенных
структурных подразделений предприятий;
3)
информационное обеспечение – данные
учетной, плановой, аналитической,
прогнозной, статистической и других
систем предприятия;
4) программно-техническое
обеспечение предприятия – для управления
оборотными средствами должны использоваться
компьютеры и соответствующие программы;
5)
методическое обеспечение – для
правильности расчетов по управлению
оборотными средствами на предприятии
должны быть единые методические
рекомендации.
37. Типы финансовой устойчивости предприятий.
Финансовая устойчивость организации определяется уровнем ее финансовой независимости и уровнем ее платежеспособности. Различают четыре типа финансовой устойчивости организации:
абсолютная финансовая устойчивость; нормальная устойчивость финансового состояния, обеспечивающая платежеспособность организации; неустойчивое финансовое состояние; кризисное финансовое состояние.
В основе устойчивости финансового состояния организации лежит соотношение между стоимостью материально-производственных запасов и источниками их формирования (собственными и заемными). Если обеспеченность названных запасов источниками — это сущность финансовой устойчивости, то платежеспособность — это внешнее проявление финансовой устойчивости.
Типы финансовой устойчивости предприятия
Тип финансовой устойчивости |
Используемые источники покрытия затрат |
Краткая характеристика |
Абсолютная фин. устойчивость. Имеет место, если величина материально-производственных запасов < суммы собственных оборотных средств и банковских кредитов под эти товарно-материальные ценности; |
Собственные оборотные средства |
Высокая платежеспособность; предприятие не зависит от кредиторов |
Нормальная финн. устойчивость. Выражается равенством между величиной материально-производственных запасов и суммой собственных оборотных средств и вышеназванных кредитов; |
Собственный оборотный капитал плюс долгосрочные кредиты |
Нормальная платежеспособность; эффективная производственная деятельность |
Неустойчивое финн. положение. Может привести к нарушению платежеспособности организации. Однако в этом случае сохраняется возможность восстановления равновесия между платежными средствами и платежными обязательствами за счет использования в хозяйственном обороте организации источников средств, ослабляющих финансовую напряженность. |
Собственный оборотный капитал плюс долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы |
Нарушение платежеспособности; привлечение заемных средств; возможность улучшения ситуации |
Кризисное финн. состояние. При данном состоянии организация находится на грани банкротства. В этом случае величина материально-производственных запасов больше суммы собственных оборотных средств и вышеназванных кредитов банка. |
Все возможные источники покрытия затрат |
Предприятие неплатежеспособно и находится на грани банкротства |
38. Выбор политики Управления Оборотным Капиталом Цель - определение объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосроч-й производ-ной и эффективной фин. деятельности п/п. Ликвидность - важнеейшаяфинанс. Хар-ка п/п. - способность вовремя гасить краткосрочную КЗ. Показывает стабильность хоз-й деят-ти, потеря ликвид-ти чревата остановкой произ-го процесса. Простейший вариант управления обор.ср-вами, с min риска потери ликвид-ти: чем превышение текущ-х активов над текущ-и обязат-вами, тем степень риска, т. о. нужно стремиться к наращиванию чистого оборот-го капитала. Зависимость между прибылью и уровнем об-го.кап-ла. При низком уровне произв. деят-сть не поддерживается должным образом, возможна потеря ликв-сти, сбои в работе, низкая прибыль. При оптим уровне оборот кап-тала прибыль становится max. Высокий уровень обор-ных средств - предприятие имеет временно своб-ныебездей-ющиетекущ-е активы, и излишние издержки финансир-я, что сниженает прибыль. Политика управ-я обор-м кап-лом должна обеспечить компромисс м/уриском потери ликв-сти и эффектив-тью работы. Это решение двух задач. 1 обеспечение платежеспособности.пред-тие не имеющее достат-го уровня обор-го капитала обладает риском неплатежеспособ-ти. 2 обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Высок-й уровень запасов требует значит-ных текущих расходов, а широкий ассортимент ГП способствовует повышению V реализации и доходов. Решение об уровне ДС, ДЗ и произ-х запасов, надо рассмотреть с позиции рентабельности и с позиции оптим-гой структуры обор-х средств.
39. Коэффициенты автономии, соотношения собственных и заемных средств маневренности.
Коэффициент автономии (Ка) или коэффициент финансовой независимости характеризует финансовую независимость предприятия и определяется как отношение источников собственных средств предприятия к общей сумме средств, вложенных в имущество предприятия.
Финансовое положение предприятия можно считать устойчивым, если не менее 50% финансовых ресурсов покрывается его собственными средствами (Ка ³ 0,5). Рост коэффициента автономии свидетельствует о повышении финансовой независимости предприятия и гарантии перед кредиторами погашения своих обязательств.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кз. с.) определяется как отношение суммы обязательств предприятия по привлеченным заемным средствам к собственным средствам. Он указывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль вложенных в имущество источников собственных средств. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств дополняет коэффициент автономии.Рост коэффициента соотношения заемных и собственных средств за отчетный период говорит об усилении зависимости предприятия от привлечения заемных средств и снижении его финансовой устойчивости.
Коэффициент маневренности собственных средств (Км) рассчитывается как отношение наличия собственных оборотных средств предприятия к сумме источников собственных средств и указывает на степень мобильности (гибкости) использования собственного капитала предприятия.
Уменьшение коэффициента маневренности свидетельствует о вложении собственных средств в трудноликвидные активы и формировании оборотных средств за счет заемных.
Прирост коэффициента маневренности улучшает финансовую устойчивость предприятия в последующий период. Рекомендуемая величина Км = 0,5.
Коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами (Кос.) определяется как отношение наличия собственного оборотного капитала к сумме всех оборотных средств предприятия. Рекомендуемое значение коэффициента Ко.с. > 0,3. Значение коэффициента Ко.с. < 0,1 является основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной.
Коэффициент реальных активов в имуществе предприятия (Кр.а.) определяется как отношение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, сырья и материалов, незавершенного производства и остаточной стоимости МБП ко всей стоимости имущества предприятия. Рост Кр.а. характеризует повышение производственного потенциала предприятия и наоборот. Рекомендуемое значение Кр.а.. 0,5.
40. Место и роль финансов в общественном производстве.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов рынка и государства в процессе создания источников денежных средств и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основных стадии общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного воспроизводства, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые взаимоотношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. На этой стадии происходит реализация новой стоимости, созданной в ходе производства и возмещения старой стоимости, перенесенной также в ходе производства.