Файл: Автоматизированное рабочее место администратора спортивного комплекса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Базы данных

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 2406

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все компьютеры соединены в локальную сеть и имеют доступ в сеть интернет благодаря коммутатору D-Link DGS-1210-52.

На компьютерах установлено следующее программное обеспечение:

  • Windows 7 Professional (операционная система);

  • Microsoft Office Word (текстовый процессор);

  • Microsoft Office Excel (программа для создания и работы с электронными таблицами);

  • Microsoft Office Power Point (программа для создания и работы с презентациями);

  • Microsoft Office Access (реляционная система управления базами данных);

  • Outlook (программа для работы с электронной почтой).

Основная работа бухгалтерии построена на платформе 1С Предприятие 8.2 конфигурации «Зарплата и кадры» и «Бухгалтерия».



    1. Функциональная модель филиала


Филиал имеет два основных вида деятельности: реализация билетной продукции и предоставление спортивных услуг.


Рисунок 2 – Бизнес-процесс «Реализация билетной продукции»

Рисунок 3 - Декомпозиция процесса «Реализация билетной продукции»


Рисунок 4 - Контекстная диаграмма бизнес-процесс «Оказание спортивных услуг»

Рисунок 5 - Декомпозиция основного процесса



    1. Модель потоков данных филиала


На рисунке 6 представлена Модель потоков данных процесса продажи абонементов.

Рисунок 6 - Модель потоков данных процесса продажи абонементов


Как видно из рисунка 6 учёт клиентов и абонементов ведётся на бумажных носителях, что и будет автоматизировано в рамках данной работы.


    1. Понятие и характеристика баз данных


В основе решения многих задач лежит обработка информации. Для обработки информации служат информационные системы.

Информационной системой называют совокупность взаимосвязанных аппаратно-программных средств для автоматизации обработки информации. В информационную систему данные поступают от источника информации. Эти данные отправляются на хранение либо претерпевают в системе некоторую обработку и затем передаются потребителю. [1]

Автоматизированными называют информационные системы, в которых применяются специальные технические средства.

Основное преимущество автоматизации - это сокращение избыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемой памяти, уменьшение затрат на многократные операции обновления избыточных копий и устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте, увеличение степени достоверности информации и увеличение скорости обработки информации. Также значительно сокращает время автоматический поиск информации, который производится из специальных экранных форм, в которых указываются параметры поиска объекта.

Под базой данных (БД) понимают совокупность хранящихся вместе данных при наличии такой минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для одного или нескольких приложений. Целью создания баз данных является построение системы данных, обеспечивающую хранение непротиворечивой и целостной информации.. [2]


СУБД (система управления базами данных) - это комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания и введения, совместного пользования базами данных многих пользователей.

Проектирование базы данных - одна из наиболее сложных и ответственных задач, связанных с созданием информационной системы. В результате её решения должны быть определены содержание БД, эффективный для всех её будущих пользователей способ организации данных и инструментальные средства управления данными. [1]

Этапы проектирования базы данных:

Концептуальное проектирование - сбор, анализ и редактирование требований к данным. Для этого осуществляются следующие мероприятия:

  • обследование предметной области, изучение ее информационной структуры;

  • выявление всех фрагментов, каждый из которых характеризуется пользовательским представлением, информационными объектами и связями между ними, процессами над информационными объектами;

  • моделирование и интеграция всех представлений.

По окончании данного этапа получаем концептуальную модель, инвариантную к структуре базы данных. Часто она представляется в виде модели «сущность-связь».

Логическое проектирование - преобразование требований к данным в структуры данных. На выходе получаем СУБД-ориентированную структуру базы данных и спецификации прикладных программ. На этом этапе часто моделируют базы данных применительно к различным СУБД и проводят сравнительный анализ моделей.

Физическое проектирование - определение особенностей хранения данных, методов доступа и т. д.

Предметная область - это часть реального мира, данные о которой мы хотим отразить в базе данных. Предметная область бесконечна и содержит как существенно важные понятия и данные, так и малозначащие или вообще не значащие данные. Таким образом, важность данных зависит от выбора предметной области.

В теории проектирования информационных систем предметную область (или, если угодно, весь реальный мир в целом) принято рассматривать в виде трех представлений:

      • представление предметной области в том виде, как она реально существует;

      • как ее воспринимает человек (имеется в виду проектировщик базы данных);

      • как она может быть описана с помощью символов. [4]

Т.е. говорят, что мы имеем дело с реальностью, описанием (представлением) реальности и с данными, которые отражают это представление.

Модель предметной области - это наши знания о предметной области. Знания могут быть как в виде неформальных знаний в мозгу эксперта, так и выражены формально при помощи каких-либо средств. Модель предметной области описывает скорее процессы, происходящие в предметной области и данные, используемые этими процессами. От того, насколько правильно смоделирована предметная область, зависит успех дальнейшей разработки приложений.


Логическая модель данных описывает понятия предметной области, их взаимосвязь, а также ограничения на данные, налагаемые предметной областью. Логическая модель данных является начальным прототипом будущей базы данных. Логическая модель строится в терминах информационных единиц, но без привязки к конкретной СУБД. Более того, логическая модель данных необязательно должна быть выражена средствами именно реляционной модели данных. Основным средством разработки логической модели данных в настоящий момент являются различные варианты ER-диаграмм (Entity-Relationship, диаграммы сущность-связь). Одну и ту же ER-модель можно преобразовать как в реляционную модель данных, так и в модель данных для иерархических и сетевых СУБД, или в постреляционную модель данных.

Физическая модель данных описывает данные средствами конкретной СУБД. Отношения, разработанные на стадии формирования логической модели данных, преобразуются в таблицы, атрибуты становятся столбцами таблиц, для ключевых атрибутов создаются уникальные индексы, домены преображаются в типы данных, принятые в конкретной СУБД. [6]

Ограничения, имеющиеся в логической модели данных, реализуются различными средствами СУБД. Решения, принятые на уровне логического моделирования определяют некоторые границы, в пределах которых можно развивать физическую модель данных.

Как результат предыдущих этапов появляется собственно сама база данных. База данных реализована на конкретной программно-аппаратной основе, и выбор этой основы позволяет существенно повысить скорость работы с базой данных.

Модели данных

Способ отображения сущностей, атрибутов и связей на структуры данных определяется моделью данных. Принято выделять следующие модели данных:

      • иерархические,

      • сетевые;

      • реляционные.

Соответственно, речь идет об иерархических, сетевых, реляционных СУБД.

Иерархическая модель позволяет строить базы данных с иерархической древовидной структурой. Эта структура определяется как дерево, образованное парными связями. На самом верхнем уровне дерева имеется один узел, называемый корнем. Все другие узлы, кроме корня, связываются только с одним узлом на более высоком по отношению к ним самим уровне.

Основное достоинство иерархической модели - простота описания иерархических структур реального мира.

Если в модели каждый порожденный элемент может иметь более одного исходного, то такая модель называется сетевой. В ней каждый элемент может быть связан с любым другим без каких-либо ограничений. Сетевая БД состоит из набора записей, соответствующих экземпляру объекта предметной области, и набора связей между ними.

В реляционных базах данных вся информация представляется в виде прямоугольных таблиц. Реляционная модель была разработана Э.Ф. Коддом в начале 70-х годов. С ее созданием начался новый этап в эволюции СУБД. [3]


Простота и гибкость модели привлекли внимание разработчиков, и у неё появилось множество сторонников. Несмотря на некоторые недостатки, реляционная модель данных стала доминирующей.

Реляционная модель опирается на систему понятий реляционной алгебры, важнейшие из которых: таблица, отношение, строка, столбец, первичный ключ. Все операции над реляционной базой данных сводятся к манипуляциям с таблицами.


1.7 Анализ предметной области «Автоматизированное рабочее место администратора спортивного комплекса»


Рассмотрим общие положения должностной инструкции администратора спортивного комплекса:

На должность администратора спортивного комплекса назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Назначение на должность администратора и освобождение от нее производится приказом директора.

Администратор спортивного комплекса должен знать:

  1. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся работы предприятия.

  2. Структуру управления предприятием, права и обязанности работников организации и режим их работы.

  3. правила и методы организации процесса обслуживания посетителей;

  4. виды оказываемых услуг;

  5. основы маркетинга и организации рекламы;

  6. принципы планировки и оформления помещений, витрин;

  7. основы эстетики, этики и социальной психологии;

  8. основы экономики, организации труда и управления;

  9. законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;

  10. правила внутреннего трудового распорядка;

  11. правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Администратор спортивного комплекса подчиняется непосредственно директору.

На время отсутствия администратора спортивного комплекса (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

Должностными обязанностями администратора спортивного комплекса являются:

  • обеспечение эффективного и культурного обслуживаняю посетителей, созданею для них комфортных условий;

  • осуществление контроля за сохранностью материальных ценностей;=

  • консультация посетителей по вопросам наличия имеющихся услуг.

  • принятие мер по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций;

  • рассмотрение претензий, связанных с неудовлетворительным обслуживанием посетителей, проведение соответствующих организационно-технических мероприятий;

  • осуществление контроля по оформлению помещений, обновлению рекламы внутри и снаружи здания спортивного комплекса;

  • обеспечение чистоты и порядка в помещениях и на прилегающих к ним или зданию территориях;

  • осуществление контроля за соблюдением работниками организации трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, техники безопасности, требований производственной санитарии и гигиены.

  • своевременное информирование руководства об имеющихся недостатках в обслуживании посетителей, принятие нужных мер по их ликвидации;

  • осуществление контроля за исполнением работниками указаний руководства спортивного комплекса;

  • выполнение отдельных служебных поручений своего непосредственного руководителя.


Администратор спортивного комплекса имеет право:

  • знакомиться с проектами решений руководства спортивного комплекса, касающихся его деятельности;

  • вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями;

  • в пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю обо всех, выявленных в процессе своей деятельности, недостатках и вносить предложения по их устранению;

  • запрашивать лично или по поручению руководства организации от подразделений предприятия и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей;

  • привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя спортивного комплекса);

  • требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных прав и обязанностей;

Администратор спортивного комплекса несет ответственность:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством;

  • за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;

  • за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.


1.8 Особенности автоматизации работы спортивного комплекса


По мере развития инфраструктуры спортивного комплекса, его сотрудникам становится все сложнее вести учет и контроль клиентов, оперативно принимать решения и совершать сделки, прогнозировать спрос и планировать предложения. Комплексная автоматизация процессов работы спортивного комплекса поможет справиться с этими задачами и обеспечить постоянное развитие.

Возможности автоматизации спортивного комплекса включают в себя:

  • учет клиентов и их идентификацию;

  • учет посещений, обслуживания клиентов; ведение абонементов и разовых посещений;

  • учет времени действия абонемента, контроль предоставления оплаченных услуг, оперативный мониторинг загрузки клуба;

  • управление тарифами;

  • блокировку абонемента;

  • формирование и печать оперативных отчетов.

Система автоматизации − комплексное решение, обладающее несколькими интересными, именно для спортивного комплекса, качествами. Прежде всего, это многофункциональность. Кроме автоматизации рабочих мест, система позволяет, например, получать оперативную информацию о наличии или отсутствии свободных шкафчиков в раздевалке; тарифицировать доступ в различные зоны клуба. Во-вторых, это гибкость настроек программы – данная система может применяться как на предприятии с клубной системой посещений, так и с абонементной, позволяя при этом автоматизировать различные типы бизнесов, вплоть до многофункциональных спорткомплексов.