Файл: Автоматизированное рабочее место администратора спортивного комплекса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Базы данных

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 2060

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждый клиент, воспользовавшийся услугами спортивного комплекса, учитывается системой с сохранением истории всех услуг в системе отчетов. На основании этих данных администратор спортивного комплекса анализируют статистику посещаемости клуба, динамику востребованности тех или иных услуг.


  1. Проектная часть


    1. Обоснование выбора средств разработки


Для создания автоматизированного рабочего места администратора спортивного комплекса была выбрана среда разработки СУБД Microsoft Access2010.

СУБД Microsoft Access 2010 (в дальнейшем Access) – программная система для работы с реляционными БД в информационных системах. Это приложение для создания и ведения баз данных. Его понятный и доступный графический пользовательский интерфейс, множество встроенных шаблонов БД, современные инструменты и функции обработки данных позволяют даже непрофессионалу работать с большими объемами данных, отслеживать ключевую информацию, упрощать управление и анализ данных.

Access является одной из компонент офисного пакета Microsoft Office 2010, который уже установлен на компьютере администратора.

Приложение Microsoft Access является мощной и высокопроизводительной системой управления реляционной базой данных (далее СУБД).

База данных – это совокупность структурированных и взаимосвязанных данных и методов, обеспечивающих добавление выборку и отображение данных.

Реляционная база данных. Практически все СУБД позволяют добавлять новые данные в таблицы. С этой точки зрения СУБД не отличаются от программ электронных таблиц (Microsoft Excel), которые могут эмулировать некоторые функции баз данных. Существует три принципиальных отличия между СУБД и программами электронных таблиц:

СУБД разрабатываются с целью обеспечения эффективной обработки больших объёмов информации, намного больших, чем те, с которыми справляются электронные таблицы.

СУБД может легко связывать две таблицы так, что для пользователя они будут представляться одной таблицей. Реализовать такую возможность в электронных таблицах практически невозможно.

СУБД минимизируют общий объём базы данных. Для этого таблицы, содержащие повторяющиеся данные, разбиваются на несколько связанных таблиц.

Access – мощное приложение Windows. При этом производительность СУБД органично сочетаются со всеми удобствами и преимуществами Windows.

Как реляционная СУБД Access обеспечивает доступ ко всем типам данных и позволяет одновременно использовать несколько таблиц базы данных. Можно использовать таблицы, созданные в среде Paradox или dBase. Работая в среде Microsoft Office, пользователь получает в своё распоряжение полностью совместимые с Access текстовые документы(Word), электронные таблицы(Excel), презентации(PowerPoint). С помощью новых расширений для Internet можно напрямую взаимодействовать с данными из World Wide Web и транслировать представление данных на языке HTML, обеспечивая работу с такими приложениями как Internet Explorer и Netscape Navigator.


Access специально спроектирован для создания многопользовательских приложений, где файлы базы данных являются разделяемыми ресурсами в сети. В Access реализована надёжная система защиты от несанкционированного доступа к файлам.

Несмотря на то, что Access является мощной и сложной системой, его использование не сложно для непрофессиональных пользователей.

В базе данных информация хранится в виде двумерных таблиц. Можно так же импортировать и связывать таблицы из других СУБД или систем управления электронными таблицами. Одновременно могут быть открыты 1024 таблицы.

При помощи запросов можно произвести выборку данных по какому-либо критерию из разных таблиц. В запрос можно включать до 255 полей.

Формы позволяют отображать данные из таблиц и запросов в более удобном для восприятия виде. С помощью форм можно добавлять и изменять данные, содержащиеся в таблицах. В формы позволяют включать модули.

Отчёты предназначены для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде. Отчёты так же позволяют включать модули.

Модули. Модули содержат VBA-код, используемый для написания процедур обработки событий, таких как, например, нажатие кнопки в форме или отчёте, для создания функций настройки, для автоматического выполнения операций над объектами базы данных и программного управления операциями, т.е. добавление VBA-кода позволяет создать полную базу данных с настраиваемыми меню, панелями инструментов и другими возможностями. Модули снимают с пользователя приложения необходимость помнить последовательность выбора объектов базы данных для выполнения того или иного действия и повышают эффективность работы.

База данных может содержать до 32768 объектов.

В состав Access входит множество мастеров, построителей и надстроек, которые позволяют упростить процесс создания объектов базы данных.

С помощью Access можно создать приложение, работающее в среде Windows полностью соответствующее потребностям по управлению данными. Используя запросы, можно выбирать и обрабатывать хранящуюся в таблицах информацию. Можно создавать формы для ввода, просмотра и обновления данных, а также использовать Access для создания как простых, так и сложных отчетов. Формы и отчеты «наследуют» свойства базовой таблицы или запроса, так что в большинстве случаев указываются форматы, условия назначения и некоторые другие характеристики данных только один раз. К числу наиболее мощных средств Access относятся разработки объектов - Мастера, которые можно использовать для создания таблиц, запросов различных типов форм и отчётов, просто выбрав с помощью мыши нужные опции. Чтобы полностью автоматизировать работу приложений, с помощью макросов Access легко связывает данные с формами и отчётами. Можно создать большинство приложений, не написав ни единой строки программы, но если необходимо создать что-то совершенное, то на этот случай Microsoft Access предоставляет мощный язык программирования - Visual Basic for Application.


Все средства СУБД Access позволяют создавать приложения, работающие не только с его базой данных, но и с другими наиболее распространенными базами данных. Созданное приложение может работать непосредственно с файлами dBase, с базами данных Paradox и любой базой данных, поддерживающей ODBC. Можно также легко импортировать данные из текстовых файлов, документов текстовых процессоров и электронных таблиц (и экспортировать данные в них).

В программном пакете Microsoft Office, куда включён MS Access, содержатся текстовый редактор MS Word, табличный процессор MS Excel, средство для разработки презентаций MS PowerPoint, почтовый клиент MS Outlook, редактор веб-страниц MS FrontPage. Для работы в Access'e достаточно использовать приложения пакета, а сторонние устанавливать необязательно.

База данных (БД) - это совокупность сведений (о реальных объектах, процессах, событиях и явлениях), относящихся к определенной теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и в любой ее части. Реляционная база данных представляет собой множество взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определенного типа. Каждая строка таблицы содержит данные об одном объекте, а столбцы таблицы содержат различные характеристики этих объектов - атрибуты. Строки таблицы называются записями, все записи имеют одинаковую структуру - они состоят из полей, в которых хранятся атрибуты объекта. Каждое поле записи содержит одну характеристику объекта и имеет определенный тип данных. Все записи имеют одни и те же поля, только в них содержатся повторяющиеся или разные значения атрибутов.

Для работы с данными используются СУБД. Основные функции СУБД - это определение данных (описание структуры данных), обработка данных и управление данными. Прежде чем заносить данные в таблицу, нужно определить структуру этих таблиц. Под этим понимается не только описание наименований и типов полей, но и ряд других характеристик (формат, критерии проверки вводимых данных). Кроме описания структуры таблиц, обычно задают связи между таблицами. Связи в реляционных базах данных определяются по совпадению значений полей в разных таблицах.

Связи могут быть трёх типов: «один-ко-многим», «многие-ко-многим», «один-к-одному». В связи типа «один-ко-многим» одной записи в таблице, может соответствовать несколько записей в другой таблице. В связи типа «многие-ко-многим», как одной записи в первой таблице, может соответствовать несколько записей второй таблицы, так и во второй таблице может соответствовать несколько записей первой таблицы. Тип связи «один-к-одному» встречается гораздо реже. Как правило, это бывает в двух случаях: запись имеет большое количество полей, и тогда данные об одном типе объектов разносятся по двум связанным таблицам, или нужно определить дополнительные атрибуты для некоторого количества записей в таблице, тогда создается отдельная таблица для этих дополнительных атрибутов, которая связывается отношением «один-к-одному» с основной таблицей.


Любая СУБД позволяет выполнять четыре простейшие операции с данными:

  • добавить в таблицу любое количество записей;

  • удалить из таблицы любое количество записей;

  • обновить значения некоторых полей в одной или нескольких записях;

  • найти одну или несколько записей по заданному условию.

Для выполнения этих операций используется механизм запросов. Результатом выполнения запросов является либо отобранное по определенным критериям множество записей, либо изменение в таблицах. Запросы к базе данных формулируются на специально созданном для этого языке. Который так и называется язык структурированных запросов (Structured Query Language - SQL).

Работа в Microsoft Access начинается с определения реляционных таблиц и их полей, которые будут содержать данные. После этого с помощью форм, отчетов и макросов можно определять действия над этими данными.

Таблицы - это основной объект Access. Каждая таблица содержит информацию об объектах определенного типа. Каждая строка таблицы содержит данные об одном объекте, а столбцы таблицы содержат различные характеристики этих объектов. Строки таблицы называются записями, все записи имеют одинаковую структуру - они состоят из полей. Каждое поле в записи содержит одну характеристику объекта и имеет строго определенный тип данных. Все записи имеют одни и те же поля, только в них содержатся различные значения атрибутов.

Типы данных, используемые в Microsoft Access для создания таблиц:

Текстовый - текст или комбинация текста и чисел, например, адрес, а также числа, не требующие вычислений, например, номера телефонов, номенклатурные номера или почтовый индекс. Содержит до 255 символов. Хранятся только введенные в поле символы; позиции, не использованные в текстовом поле, не хранятся. Для управления максимальным числом вводимых символов определяется свойство Размер поля.

Поле MEMO - длинный текст или числа, например, пометки или описание. Содержит до 64000 символов.

Числовой - числовые данные, используемые для математических вычислений, за исключением вычислений, включающих денежные операции. Для определения числового типа определите свойство Размер поля. Содержит до 1, 2, 4 или 8 байт. 16 байт только для кодов репликации.

Дата/время - хранит данные о дате и/или времени. Содержит до 8 байт.

Денежный - значения валют. Денежный тип используется для предотвращения округлений во время вычислений. Предполагает до 15 символов в целой части числа и 4 - в дробной.

Счётчик - автоматическая вставка последовательных или случайных чисел при добавлении записи. Содержит до 4 байт. 16 байт только для репликации кодов.

Логический - поля, содержащие только одну или два значения, таких как «да/нет», «истина/ложь», «вкл/выкл». Содержит 1бит.

Объекты OLE - объекты (например, документы Microsoft Word, электронные таблицы Microsoft Excel, рисунки, звуки и другие данные), созданные в других программах, использующих протокол OLE. Объекты могут связанными или внедренными в таблицу Microsoft Access. Для отображения объекта OLE в форме или отчете необходимо использовать присоединенную рамку объекта. До 1 Гб.


Гиперссылки - поле, в котором хранятся гиперссылки. Гиперссылка может быть либо типа путь UNC, либо URL. До 64000 символов.

Мастер подстановок - создаёт поле, позволяющее выбрать значение из другой таблицы или из списка значений, используя поле со списком. При выборе данного параметра в списке типов данных для их определения загружается мастер. Размер такой же, как и размер ключевого поля, которое также является мастером подстановок, обычно 4 байта.

Microsoft Access позволяет настраивать большое количество спецификаций практически для всех типов полей, что позволяет облегчить дальнейшее использование базы данных. Например, при написании данной программы мною для повышения надежности работы системы и для удобства оператора для ввода данных в некоторых полях были использованы поля со списком. Данные для создания динамических списков содержатся во вспомогательных таблицах или запросах. Всё, что требуется от оператора в данном случае - это выбрать значение из списка, и, если данные в списке отсутствуют, другое значение для поля можно вписать вручную.

Для каждой таблицы задается ключевое поле. Это обеспечивает уникальность каждой записи в таблице для избежания дублирования. Microsoft Access по умолчанию предлагает создавать ключевое поле в виде счётчика записей. Это не всегда удобно, поэтому ключевое поле следует задавать исходя из общей структуры данных, содержащихся в базе.

В Microsoft Access существует два основных режима работы: режим Таблицы и режим Конструктора. В режиме Таблицы осуществляется работа с данными, находящимися в таблице: просмотр, редактирование, добавление, сортировка и т.п. В режиме Конструктора создается или модифицируется структура таблицы, т.е. задаются имена полей таблицы и их типы, поля описываются, задаются их свойства. Существует также дополнительный режим - режим предварительного просмотра, который позволяет увидеть расположение данных на листе перед осуществлением печати таблицы.

Запрос - объект программы Microsoft Access, с помощью которого из базы данных извлекаются записи, отвечающие заданным условиям. Чаще всего используются запросы на выборку, результатом выполнения которых является набор записей, собранных в таблице. Запрос может строиться на основе одной или нескольких таблиц. Запрос позволяет выбрать необходимые данные, отсортировать их, произвести вычисление, получить результат в виде таблицы. В Microsoft Access может быть создано несколько типов запросов:

- Запрос на выборку - выбирает данные из взаимосвязанных таблиц и других запросов. Результатом выполнения такого запроса является таблица, которая существует до закрытия запроса.

- Запрос на создание таблицы - основан на запросе выборки. Результат выполнения запроса сохраняется в новой таблице.

- Запрос на обновление, добавление, удаление - запросы действия, в результате выполнения которых изменяются данные в таблице.