ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 375

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина» (МГЮА)





Кафедра организации правоохранительной деятельности



ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ


Рабочая программа




Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная












Москва 2014
























Исаенко В.Н.

Правоохранительные органы: рабочая программа/В.Н. Исаенко. – М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2014.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) – бакалавр).




























Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2014

Оглавление


1.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………..


2.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП………


3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…..

3.1.Тематический план……………………………………………..

3.2.Содержание дисциплины (программа курса)…………………

3.3.Лекции……………………………………………..

3.4.Практические занятия………………………..

3.5.Самостоятельная работа студентов………………………


4.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…………………………..


5.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………….

5.1.Примерные вопросы для самоконтроля………..

5.2.Темы курсовых работ……………..


6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………..


7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………….

7.1.Нормативаные правовые акты………….

7.2.Основная литература…………………..

7.3.Дополнительная литература…….

7.4.Программное обеспечение и электронные ресурсы…..


8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…….



















1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные виды профессиональной деятельности, в которым осуществляется подготовка в рамках данной учебной дисциплины: правоприменительная, правоохранительная, обеспечение законности и правопорядка.

Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент: правоприменительная деятельность; обоснование и принятие решений в пределах должностных обязанностей; совершение действия, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; правозащитная и правоохранительная деятельность; обеспечении е законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение преступлений и иных правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иной собственности; экспертно-консультационная деятельность; правотворческая деятельность; правовое воспитание.


Помимо общих профессиональных задач в процессе изучения дисциплины «Правоохранительные органы» студент готовится к решению частных задач:

- на уровне знания: иметь представление о целях, задачах, принципах и содержании правоохранительной деятельности в Российской Федерации, о системе осуществляющих ее государственных и негосударственных органов, их роли в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина, укреплении законности и правопорядка, формировании правового государства в соответствии с их компетенцией, участии в реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537;

- на уровне понимания: представлять место и роль правоохранительных органов в государственном механизме и политической системе Российской Федерации; осознавать многофункциональный характер их деятельности; воспринимать систему правоохранительных органов как совокупность необходимых институтов государства; представлять установленные федеральными законами направления их деятельности и выполняемые ими функции; осознавать необходимость осуществления координации в деятельности правоохранительных органов;

- на уровне умения, навыка: анализировать содержание отдельных видов (направлений) правоохранительной деятельности, в том числе с позиции их места в правозащитном механизме государства; выделять обусловленные положениями федерального законодательства взаимосвязи в содержании деятельности правоохранительных органов, характер взаимодействия с государственными органами, представляющими различные ветви государственной власти и с институтами гражданского общества; уметь работать с нормативными правовыми актами и основной учебной литературой, а также с дополнительными источниками информации по дисциплине; применять полученные знания и навыки в практической деятельности.

Изучение курса «Правоохранительные органы» направлено на формирование следующих общекультурных, профессиональных и дополнительных компетенций:

- осознание социальной значимость будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);


- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-10);

- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

- способность применять законодательство, регламентирующее организацию и деятельность органов прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ; достигать цели, на основе служебных регламентов выполнять задачи и функции органов прокуратуры и Следственного комитета РФ (ДПК-1);

- готовность к активному противодействию правонарушениям, от кого бы они не исходили; на основе присяги прокурора и следователя быть образцом моральной чистоты и неподкупности (ДПК-6).























2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП


Учебный курс «Правоохранительные органы» относится к вариантной части профессионального цикла образовательной программы.

Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента:

В области знаний:

- уметь объяснить цели, задачи, принципы правоохранительной деятельности; знать ее правовые основы, определить суть и содержание основных направлений правоохранительной деятельности;

- знать компетенцию и структуру судов и правоохранительных органов различного звена, права и обязанности их сотрудников;

- уметь объяснить цели и содержание взаимодействия судов и правоохранительных органов в решении поставленных перед ними задач;

- знать формулировки и содержание основных понятий и терминов, используемых в дисциплине «Правоохранительные органы».

В области понимания учебная дисциплина «Правоохранительные органы» способствует восприятию студентами содержания и сущности правоохранительной деятельности как безусловно необходимой внутренней функции государства/, а действующей системы правоохранительных органов как необходимого и важного эвена государственного механизма, деятельность которого обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, верховенство закона и поддержание правопорядка.


В области умений и навыков: оперировать правовыми понятиями, а также терминологией дисциплины «Правоохранительные органы»; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, их взаимодействие между собой; работать с различными источниками правовой и иной социальной информации с использованием средств компьютерной техники; решать познавательные задачи; формировать и аргументировано отстаивать свою позицию.

У студентов, приступающих к изучению данной дисциплины на первом курсе юридических высших учебных заведений, имеются определенные первоначальные общеправовые знания (в том числе о правоохранительных органах), полученные при изучении ряда предметов школьной программы, к которым в первую очередь относится предмет «Основы государства и права».

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана с фундаментальными юридическими дисциплинами, изучаемыми одновременно с ней на первом курсе юридических высших учебных заведений. Она является обеспечивающей для изучения дальнейших дисциплин программы для бакалавров: «Конституционное право РФ», «Административное право РФ», «Гражданское процессуальное право», «Арбитражный процесс», «Уголовно-процессуальное право», «Прокурорский надзор», «Адвокатура», «Нотариат».

Конкретная взаимосвязь учебной дисциплины «Правоохранительные органы» с перечисленными юридиче­скими дисциплинами проявляется в следующем.

Многие базовые положения изучаемого предмета закреплены непосредственно в Конституции РФ. В ней имеется гл. 7 «Судебная власть и прокуратура», регла­ментирующая, в частности, основные положения статуса судей, полномо­чия высших судебных органов, а также содержит ст. 129 «Прокуратура», устанавливающую определенные конституционно-правовые основы организации и деятельности этого органа. В Конституции РФ закреплены основы конституционного судебного контроля, основные полномочия Конституционного Суда РФ, принципы правосудия, права личности при осуществлении судопроизводства и другие положения, входящие в качестве составной части и в предмет конституционного права.

В ст. 71 Конституции РФ установлено, что в ведении Российской Федерации находятся: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральная государственная служба (пп. «о», «т»). Усвоение студентами этих конституционных положений поможет им лучше ориентироваться в системе правоохранительных органов, в обязанности сотрудников которых входит решение перечисленных задач.

Курс административного права изучает деятельность органов государственного управления. К их числу относятся правоохранительные и некоторые другие органы, вопросы организации и деятельности которых входят в предмет данной дисциплины. Кроме того, административное право содержит нормы, касающиеся административных правонарушений и ответственности за их совершение, применяемые в практической деятельности правоохранительных органов и судов.


Тесная связь дисциплины «Правоохранительные органы» существует с процессуальными отраслями права — гражданским процессом, арбитражным процессом и уголовным процессом. Названные дисциплины подробно изучают установленный законом процессуальный порядок рассмотрения гражданских и уголовных дел в различных стадиях процесса, производства предварительного расследования, права и обязанности участников судопроизводства и др. Полученные при изучении курса «Правоохранительные органы» знания послужат основой для освоения процессуальных дисциплин.

Курс «Прокурорский надзор» неразрывно связан с рассматриваемой учебной дисциплиной и более углубленно изучает принципы ее организации и деятельности, отрасли прокурорского надзора, иные направления ее деятельности и др.

Курсы «Адвокатура» и «Нотариат» по кругу изучаемых вопросов также тесно связаны с дисциплиной «Правоохранительные органы», в предмет которой входят разделы, посвященные строению и основам деятельности адвокатуры и нотариата в РФ.




























3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Общая трудоемкость учебной дисциплины «Правоохранительные органы» составляет 2 зачетные единицы – 72 часа, в том числе 50 часов аудиторных занятий.


3.1.Тематический план для очной формы обучения в Институте прокуратуры


п/п

Раздел (тема)

учебной

дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля


Лекции




Практические

занятия



СРС



1

Правоохранительная деятельность: понятие, принципы, основные направления.



2



2



2



2


Презентация проекта, работа в малых группах



Рефераты, доклады

2.

Судебная власть и судебная система РФ.


2


1


2


2


Презентация проекта, работа в малых группах

Рефераты, доклады

3.

Суды общей юрисдикции.

2

1

4


2

Встреча с судьями,

порт-фолио

Рефераты, доклады

4.

Арбитражные суды.

2

2

2

2

Презентация проекта, работа в малых группах

Рефераты, доклады

5.

Конституционный Суд РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.



2


2



2



2


Работа в малых группах, кейс-стади


Рефераты, доклады, тестовые задания

6.

Статус судей, арбитражных и присяжных заседателей.



2



-



2



1


Работа в малых группах, порт-фолио


Рефераты, доклады

7.

Органы судейского сообщества.


2


-


2


1

Анализ правовых документов

Рефераты, доклады

8.

Обеспечение деятельности судов.


2


-


2


1

Работа в малых группах,

Рефераты, доклады

9.

Органы

юстиции.


2


-


2


1

Анализ правовых документов, направляемая дискуссия

Рефераты, доклады

10.

Органы внутренних дел.


2


-


2


1

Работа в малых группах, направляемая дискуссия

Рефераты, доклады


11.

Федеральная служба безопасности РФ

и ее органы.


2


-


2


1

Работа в малых группах,

направляемая дискуссия

Тестовые задания

12.

Организация выявления и расследования преступлений.



2



2



4



2

Презентация проекта, порт-фолио, направляемая дискуссия

Рефераты, доклады

13.

Прокуратура РФ.

2

2

4

2

Презентация проекта, направляемая дискуссия, порт-фолио

Рефераты, доклады


14.


Адвокатская деятельность и адвокатура в РФ.


2


1


2


1

Презентация проекта, кейс-стади,

порт-фолио

Рефераты, доклады

15.

Нотариальная деятельность в РФ.


2


1


2


1

Презентация проекта, кейс-стади,

порт-фолио

Рефераты, доклады,

тестовые задания


ВСЕГО


14

36

22