ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 389
Скачиваний: 1
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, по программе бакалавриата составляет не менее 20 % общего их объема по дисциплине.
Тема занятия |
Вид занятия
|
Используемые интерактивные образовательные технологии |
Количество часов |
1.Правоохранительная деятельность: понятие, принципы, основные направления.
|
Лекция |
Презентация |
2 |
Практическое Занятие |
Самостоятельное изучение нормативных правовых источников и дополнительной литературы. Подготовка рефератов, докладов, электронных презентаций и участие в их обсуждении на учебном занятии; выступление перед учебной группой с изложением основного содержания. |
2 |
|
2.Судебная власть и судебная система РФ. |
Лекция |
Презентация. Направляемая дискуссия. |
1 |
Практическое Занятия |
Самостоятельное изучение нормативных правовых источников и дополнительной литературы с использованием портфолио-технологии. Подготовка рефератов, докладов, работа по модельным заданиям. Выступление с ними перед учебной группой и участие в обсуждении. |
2 |
|
3.Суды общей юрисдикции. |
Лекция
|
Презентация. |
1 |
Практическое Занятие |
Самостоятельное изучение и анализ нормативных правовых источников и дополнительной литературы с использованием портфолио-технологии, составлением таблиц и схем, электронных презентаций. Подготовка рефератов, докладов. Выступление с ними перед учебной группой и участие в обсуждении. |
4 |
|
4.Арбитражные суды. |
Лекция |
Презентация. |
2 |
Практическое Занятие |
Самостоятельное изучение и анализ нормативного правового материала, дополнительной литературы. Творческое задание. Направляемая дискуссия. |
2 |
|
5.Конституционный Суд РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. |
Лекция |
Презентация. |
2 |
Практическое Занятие |
Самостоятельное изучение и анализ нормативных правовых источников, дополнительной литературы. Подготовка докладов. Направленная дискуссия. Выполнение тестовых заданий. |
2 |
|
6.Статус судей, арбитражных и присяжных заседателей. |
Практическое Занятие |
Самостоятельное изучение и анализ нормативных правовых источников с использованием портфолио-технологии. Подготовка докладов и рефератов. Участие в их обсуждении. |
2 |
7.Органы судейского сообщества. |
Практическое занятие. |
Самостоятельное изучение и анализ нормативных правовых источников, дополнительной литературы с использованием портфолио-технологии, составлением схем и таблиц. Подготовка докладов и рефератов, участие в их обсуждении. |
2 |
8.Обеспечение деятельности судов. |
Практическое занятие. |
Самостоятельное иучение и анализ нормативных правовых источников, дополнительной литературы. Составление схем. Подготовка докладов. Направляемая дискуссия. Выполнение творческих заданий. |
2 |
9.Органы юстиции. |
Практическое занятие. |
Самостоятельное изучение и анализ нормативных правовых источников с использованием портфолио-технологии. Подготовка докладов. Направляемая дискуссия. |
2 |
10.Органы внутренних дел. |
Практическое занятие. |
Самостоятельное изучение и анализ нормативных правовых источников. Подготовка докладов и участие в их обсуждении. Выполнение тестовых заданий. |
2 |
11.Федеральная служба безопасности РФ и ее органы. |
Практическое Занятие |
Изучение и анализ нормативных правовых актов. Портфолио-технология. Подготовка докладов и рефератов. Участие в их обсуждении. Выполнение творческих заданий. |
2 |
12.Организация выявления и расследования преступлений. |
Лекция |
Презентация. Направленная дискуссия. |
2 |
Практическое Занятие |
Самостоятельное изучение и анализ нормативных правовых источников и учебной литературы. Подготовка докладов, рефератов и участие в их обсуждении. Решение задач по методу «кейс-стади». |
4 |
|
13.Прокуратура РФ. |
Лекция |
Презентация. Направленная дискуссия. |
2 |
Практическое занятие |
Самостоятельное изучение нормативных правовых источников с составлением схем и таблиц. Подготовка докладов и рефератов. Участие в их обсуждении. Направляемая дискуссия. |
4 |
|
14.Адвокатская деятельность и адвокатура в РФ. |
Лекция |
Презентация. |
1 |
Практическое занятие |
Изучение и анализ нормативных правовых источников с использованием портфолио-технологии, составлением электронной презентации. Подготовка докладов и участие в их обсуждении. Выполнение творческих заданий. |
2 |
|
15.Нотариальная деятельность в РФ. |
Лекция |
Презентация. |
1 |
Практическое занятие |
Изучение и анализ нормативных правовых источников. Решение задач по методу «кейс-стади». Выполнение тестовых заданий. |
2 |
|
Итого: |
50 |
4.1.Разбор конкретных ситуаций / решение задач (казусов).
Решение задач (казусов) позволяет изучать действующее законодательство в тесной связи с практикой, приобретать навыки анализа возникающих в жизни ситуаций в соответствии с требованиями закона. Задачи решаются не только и не столько для того, чтобы научить студентов, как следует поступать в отдельной конкретной ситуации, а для того, чтобы на основе правового анализа тех или иных обстоятельств ими были приобретены навыки правильного понимания и применения закона.
Приступая к решению задачи, студенту необходимо изучить соответствующие главы учебника, конспект лекции, законодательные и иные правовые акты, рекомендованные по теме, при необходимости - ознакомиться с дополнительной литературой и правоприменительными решениями.
После внимательного прочтения условия задачи и поставленных вопросов следует определить, какие фактические обстоятельства имеют значение для правильного разрешения описанной ситуации, найти подлежащие применению правовые нормы и применить их к фактическим обстоятельствам.
Следующим этапом является формулирование решения задачи, которое должно быть мотивированным, содержать обоснование суждения, из которых оно следует, с обязательными ссылками на соответствующие правовые нормы.
На одном из практических занятий преподаватель должен продемонстрировать студентам методику решения задач на конкретном примере. Это имеет особое значение при изучении дисциплины «Правоохранительные органы», изучаемой в первом семестре, когда у студентов еще отсутствует опыт решения правовых казусов.
При выборе конкретных задач предпочтение отдается тем, которые основаны на материалах правоприменительной практики и обращают внимание студентов на наиболее актуальные вопросы организации и деятельности судов и правоохранительных органов.
4.2.Изучение и правовой анализ нормативных правовых актов.
Одним из важнейших профессиональных навыков юриста является анализ содержания нормативных правовых актов. При изучении дисциплины «Правоохранительные органы» студенты получают навыки их изучения и анализа, вырабатывают правильный подход к этой работе с тем, чтобы уяснять содержание и сущность документа, выделять в нем необходимые для изучения дисциплины положения, а также умение сопоставлять между собой содержание различных правовых актов, регламентирующих вопросы организации и деятельности судов и других правоохранительных органов, вырабатывать навыки сравнительного и системного их анализа с целью выявления возможных несоответствий и противоречий, внесения предложений по их устранению. Большое количество нормативных правовых актов содержится в справочных правовых системах, а также на официальных сайтах российских государственных органов, международных организаций, зарубежных государственных органов.
4.3.Портфолио-технология
Метод портфолио в настоящее время рассматривается в качестве эффективной образовательной технологии, а также способа проверки и оценки полученных студентами знаний и приобретенных компетенций (портфолио-продукт). Портфолио представляет собой направленный, систематический и спланированный сообразно разделам (модулям) рабочей программы дисциплины «Правоохранительные органы» сбор нормативного правового, практического, учебного и теоретического материала. Эта работа может выполняться студентами индивидуально каждым, а также по учебным группам. Сбор материала осуществляется либо в электронном варианте, либо на бумажных носителях, размещаемых в общей папке или же в отдельных папках в соответствии с разделами (модулями) учебной программы, к которым относится собранный материал. По мере подготовки материала по разделам программы он представляется преподавателю для ознакомления и последующего собеседования по содержанию собранного материала для проверки степени усвоения учебной программы. Такой подход обеспечивает как количественную, так и качественную безотметочную оценку выполненной студентами работы, получение представления о динамике его учебной и творческой активности, его направленности к выбору определенной специализации, позволяет скорректировать его подготовку по изучаемой дисциплине.
4.4.Творческие задания и презентация полученных результатов.
Творческие задания могут носить как индивидуальный характер, так и выполняться одной или несколькими группами студентов (работа в малых группах).
Содержание творческих заданий может быть различным:
-
Заполнение таблиц прививает студенту навык поиска необходимой правовой нормы, позволяет ему систематизировать свои знания, провести сравнительный анализ правовых институтов, явлений, понятий и т.д. При изучении дисциплины «Правоохранительные органы» эта форма творческого задания может быть использована достаточно широко. Так, возможны задания на сравнение систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов, требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др., форм адвокатских образований и т.д.
-
Графическое, но не табличное изображение соотношения различных понятий, явлений и т.д.: составление схем (например, схемы судебной системы Российской Федерации), сравнение понятий с помощью кругов Эйлера (например, понятий «власть», «государственная власть» и «судебная власть») и т.д.
-
Сообщения (презентации) студентов с обзором публикаций в специализированных печатных изданиях (журналах «Российская юстиция», «Государство и право», «Законность», «Прокурор», «Российский судья» и др.) по наиболее актуальным вопросам темы практического занятия.
-
Весьма полезным является и подготовка студентами обзора опубликованной судебной практики, практики органов судейского сообщества, органов предварительного расследования, прокуратуры, документов адвокатских, нотариальных палат и т.д. за определенный период либо по определенным вопросам. Подготовка таких презентаций вырабатывает у студентов навык работы с новейшими публикациями и правоприменительной практикой, выявления актуальных вопросов организации и деятельности тех или иных судов и правоохранительных органов.
-
Особую группу творческих заданий составляют так называемые задания проблемного (аналитического) характера, служащие усвоению некоторых теоретических и практических понятий. Как правило, они представляют собой вопрос, требующий не только изучение студентом законодательства, монографических источников, практики, но и формулирование им собственного вывода, суждений. Например, студентам может предложено высказать свою точку зрения по вопросам о том, противоречит ли частная природа организации труда нотариуса, занимающегося частной практикой, публично-правовому характеру возложенных на него функций; является ли судейская неприкосновенность личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, или это средство защиты публичных интересов; имеют ли граждане, осуществляющие частную детективную и охранную деятельность в России, статус работников правоохранительных органов и т.д.
-
Полезными могут быть задания на изучение правового акта и составление его авторского оглавления. Такое задание может предлагаться применительно к актам, имеющим нумерацию статей без названия. Примером может служить Кодекс профессиональной этики адвоката. Выполнение таких заданий прививает студентам навык анализа нормативных актов, знакомит с элементами законодательной техники. Кроме того, сам факт выполнения задания свидетельствует о действительном изучении студентом правового акта.
-
Традиционной формой творческого задания является подготовка и выступление студентов с докладами (сообщениями) по темам, предложенных преподавателем. С одной стороны, подготовка доклада приучает студентов к аналитической работе, помогает им приобрести навыки публичных выступлений, с другой – позволяет остальным студентам группы глубже познакомиться с вопросом, знание которого дает более полное и глубокое представление о предмете, правоприменительных аспектах деятельности судов и правоохранительных органов, научных проблемах, об истории того или иного института, об опыте других государств.
Учитывая, что в курсе «Правоохранительные органы» практически не затрагиваются вопросы сравнительного правоведения, творческие задания могут быть использованы для частичного восполнения этого пробела.
Поручая подготовить доклад, преподавателю следует сообщить студенту, каким по продолжительности должно быть сообщение (продолжительность зависит от темы, однако в среднем она не должна превышать 10 минут), какие вопросы должны быть раскрыты студентом, какие средства презентации полученных результатов использовать. Особое внимание следует обратить внимание студентов на необходимость формулирования собственных оценок анализируемых вопросов, аргументацию суждений.
По окончании сообщения следует предоставить студентам группы возможность задать вопросы выступающему. После ответов на вопросы необходимо поблагодарить студентов, выполнявших творческое задание, и подвести итог, возможно, дополнив презентацию какими-то важными сведениями, которые не нашли освещения в докладе, отметив сильные и слабые стороны презентации, а равно ошибки, если они были допущены.
4.5.Выполнение тестовых заданий.
Тесты удобно использовать для быстрой проверки усвоения студентами материала по курсу, повторения пройденного. Преимущества использования тестирования перед другими формами контроля знаний студентов заключаются в том, что тестирование позволяет быстро оценить знания большого числа обучаемых при сравнительно несложной и оперативной проверке результатов выполнения тестов.
Перед применением тестов необходимо сообщить студентам об основных правилах тестирования, в частности, разъяснить, сколько вариантов ответа среди предложенных могут быть правильными (в зависимости от используемых тестов), допускается ли использование каких-либо материалов, в какой форме требуется отметить правильный, по мнению студента, ответ (галочка, крестик, подчеркивание и т.д.), сколько времени дается на выполнение задания (обычно на один вопрос дается одна минута) и т.д.
По дисциплине «Правоохранительные органы» подготовлены 300 тестовых заданий, предназначенных для рубежного контроля полученных ими знаний сообразно темам, включенным в тот или иной модуль программы.
4.6.Направляемая дискуссия.
В ходе занятия преподаватель ставит на обсуждение какой-либо спорный вопрос для инициирования полемики. Вопросы выбираются преподавателем самостоятельно. Для более продуктивной работы, демонстрации значимости обсуждения преподаватель может прибегнуть к журнальным, газетным статьям, интервью, в которых затрагивается поставленный перед группой вопрос.
На обсуждение могут быть поставлены вопросы, не имеющие однозначного ответа: например, о достоинствах и недостатках различных форм народного представительства в составе суда (единая коллегия профессионального судьи и заседателей, с одной стороны, и суд с участием присяжных заседателей, с другой); о преимуществах и недостатках способов формирования судейского корпуса (избрание или назначение на должность) и т.д.
После ответа одного студента на поставленный вопрос другим студентам предлагается высказать дополнения, возражения, оценки. При необходимости преподаватель должен поставить дополнительные вопросы, направленные на более глубокое раскрытие рассматриваемого вопроса, требующие анализа правовых норм и проч. По окончании дискуссии необходимо подвести небольшой промежуточный итог, остановившись на наиболее существенных моментах рассмотренного вопроса.
Дискуссионные вопросы могут также рассматриваться с помощью таких образовательных технологий как работа в малых группах, «дебаты», «займи позицию (шкала мнений)» и др.
По усмотрению преподавателя могут быть использованы и иные образовательные технологии - «Ученик в роли учителя», «Каждый учит каждого», «Мозаика (ажурная пила)», «Метод Сократа», ПОПС-формула, «Один – вдвоем – все вместе», «Карусель», «Дерево решений», «Мозговой штурм», «Лестницы и змейки», дебаты, симпозиум и др.
4.7.Внеаудиторные методы обучения
Успешному усвоению основ организации и деятельности правоохранительных органов будет способствовать посещение музеев (например, Музея истории Верховного Суда Российской Федерации, музея Московского городского суда, музея Генеральной прокуратуры РФ, Центрального музея МВД РФ и т.д.), выставок (например, посвященных юбилею того или иного судебного органа и др.), мероприятий, проводимых различными государственными органами и общественными организациями.
В числе внеаудиторных форм обучения особо следует выделить большие возможности научного студенческого кружка.
5.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
5.Темы курсовых работ.
1.Правоохранительная деятельность в Российской Федерации.
2.Принципы правоохранительной деятельности.
3.Направления правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
4.Система и структура правоохранительных органов Российской Федерации.
5. Конституционные основы судебной власти.
6. Судебная власть и конституционная защита прав личности.
7.Понятие и признаки правосудия как содержания судебной власти.
8. Конституционный контроль и правосудие.
9. Конституционный характер принципов правосудия.
10. Суд как орган судебной власти.
11. Понятие и признаки судебной системы РФ.
12.Судебные инстанции.
13. Суды общей юрисдикции: понятие, система, структура, полномочия.
14.Военные суды: система, полномочия.
15.Мировые судьи в системе судов общей юрисдикции.
16. Статус судей в РФ, соотношение со статусом присяжных и арбитражных заседателей.
17. Судейский корпус (понятие, состав, единство статуса судей).